«Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" (из опыта работы)
статья по изобразительному искусству (изо)

Альмушева Зухра Хайрулловна

Выступление по теме «Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" в рамках межмуниципальной сессии педагогических работников ЯНАО на площадке «Инновационный потенциал учреждений дополнительного образования детей на современном этапе». По данной теме педагоги раскрывают актуальность и иновационность студийной творческой деятельности детей и педагогов через коллективное сотворчество, художественную и проектную направленность, широко применяя принципы воспитания культуры и уважения к носителям своей нации и другим национальностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsessii_2021g.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 Центр детского творчества «Надежда»

Выступление в рамках межмуниципальной сессии педагогических работников ЯНАО

«Инновационный потенциал учреждений дополнительного образования детей на современном этапе»

Тема: «Опыт инновационной деятельности

в организации работы студии «Палитра творчества»

как средство совершенствования творческой личности»

(из опыта работы)

Подготовили: Альмушева Зухра Хайрулловна,

Сагидуллина Алиса Биктимеровна

педагоги дополнительного образования

МАУ ДО ЦДТ «Надежда

г. Салехард

Докладчики: Альмушева З.Х. Сагидуллина А.Б.

Инновационный потенциал учреждений дополнительного образования детей на современном этапе.

Тема: «Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности»

        Добрый день, уважаемые участники педагогической сессии. Вашему вниманию мы сегодня представляем наш опыт работы. Тема нашего выступления: «Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности».

     Современная система дополнительного образования ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительное искусство и  декоративно-прикладное  творчество.    

     В наши дни изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности  для развития творческих способностей.

     Наша изостудия «Палитра творчества» начала свою активную творческую деятельность с сентября 2018 года в Центре детского творчества «Надежда». Руководителями студии являются 3 педагога: я, Сагидуллина А.Б., педагог дополнительного образования по разделу декоративно-прикладное искусство, Альмушева З.Х. педагог дополнительного образования по изобразительному искусству, Ибрагимова     Э.И. педагог дополнительного образования по разделу лепка и скульптура.

      Программа имеет художественную направленность, рассчитана на 3 года обучения.

      Цель данной программы - создание условий для развития художественно-творческих способностей, художественного вкуса детей в неразрывном единстве с воспитанием их личностных качеств средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

      Инновации в организации студийной работы включают в себя следующие взаимосвязанные принципы:

  • Разновозрастность участников образовательной деятельности. Организация деятельности такой студии способна объединить разные возрасты на одном образовательном поле (9-17 лет);
  • Отбор одаренных участников образовательной деятельности, который позволяет продуктивно готовиться к различным мероприятиям, акциям, конкурсам, фестивалям, мастер-классам и достигать качественную результативность по ним;
  • Принцип спирали «от простого к сложному». Данный принцип формирует, развивает и совершенствует культуру личности студийцев в дополнительном образовании, где обучение происходит логически, непрерывно, последовательными этапами, по спирали, а именно: через повторение одних и тех же тем, умений, навыков с разной глубиной познавания и на основе повышения творческого мастерства. Программа при этом каждый год усложняется и адаптируется под творческие возможности обучающихся, а студийцы имеют возможность развиваться и обмениваться знаниями с другими участниками образовательного процесса.
  • Принцип воспитания культуры и уважения к носителям своей нации и другим национальностям;
  • Принцип «право выбора», заключается в свободе выбора обучающимися интересной ему темы для создания творческого продукта. Предоставляется как можно больше самостоятельности для саморазвития и самообразования;
  • Принцип индивидуального творчества и коллективного сотворчества для создания совместной проектной деятельности;
  • Принцип проектной направленности, предполагает организацию обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Данный принцип способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности детей. 

     Данная программа является блочно-модульной реализуется с обучающимися, прошедшими курс по дополнительным общеразвивающим программам художественной направленности «Юный художник», «Красота своими руками» и «МастерОК», мотивированных к саморазвитию и самосовершенствованию в художественно-эстетическом направлении, на участие в творческой проектной деятельности. Все  модули программы (ИЗО, ДПИ, лепка и скульптура, проектная деятельность) взаимно дополняют друг друга и  предполагают обучение по блочно-модульной технологии. Данная технология создает условия для развития позволяет интенсификации и погружению в определенную тему, повышению самостоятельности обучающихся дает возможность дифференцировать задания по степени сложности в процессе обучения, сокращает время на организационные моменты.

       В рамках студийной программы три педагога работают в одной группе с одаренными детьми, способными решать сложнейшие творческие задачи.

       Педагоги передают свой творческий опыт детям через интеграцию и синтез изобразительного,  декоративно-прикладного искусства, лепки и скульптуры.

        Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которых в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала.

      Программа первого года обучения состоит в философском осмыслении огромного значения в жизни человека творения изобразительного, скульптурного и декоративно-прикладного искусства. Приобретенные первичные навыки по изобразительной грамоте, прикладному творчеству помогают осуществлять уже более сложные полуобъемные и объемные творческие задания по 2Д и 3Д-моделированию. В первый год обучения происходит знакомство с максимально возможным количеством техник по ИЗО, ДПИ, лепке и скульптуре. В этот период  выявляется интерес студийцев к конкретной технике с целью дальнейшего в ней совершенствования и создания проекта.

      Второй и последующие годы посещения студии открывают для участников новые горизонты знаний посредством углубления изучаемого материала, то есть спирального обучения.

      Предлагаемая гибкая форма обучения позволяет участникам работать в любой технике.

Обучение в изостудии строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у обучающихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

Обучение по программе подразумевает постепенное погружение в сложный и многогранный мир изобразительного искусства, живое и непосредственное общение детей и педагогов в режиме сотворчества. Большая часть занятий проходит в атмосфере творческой мастерской, которая обеспечивает эмоционально-психологический комфорт каждому ребенку и является наиболее приемлемой для детского самовыражения, моделируя ситуацию успеха на каждом занятии.

         Успешной реализации программы способствуют разнообразные формы и виды деятельности, применение современных педагогических технологий. Так, применение мультимедийных технологий усиливает наглядность для более доступного объяснения сложного нового материала. Благодаря мультимедийным технологиям знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, репродукций произведений искусства с одновременным прослушиванием музыкальных произведений. Активно применяются проблемный, проектный методы обучения. Отдельные занятия планируются в форме самостоятельной творческой работы (постановки натюрмортов, пленэры). В начале каждого занятия несколько минут отводится теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Учитывая национально-региональный компонент, программа предусматривает учебные занятия, знакомящие с национальным изобразительным творчеством и создание сюжетных композиций: на национальную тематику, народные промыслы: золотая хохлома,  гжель (Слайд) Мастер-класс «Сказочная птица» от эстонской художницы Веры Станишевской в рамках V Международного фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала» 2019.  

Сложилась система мероприятий направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства для учащихся проводятся встречи с художниками-мастерами города, округа, России и международного уровня, встречи с выпускниками объединения «Юный художник», виртуальные экскурсии (путешествия) в многообразный мир искусства.

Продуктивность использования в обучении различных педагогических приемов в том, что, благодаря вариативности и содержательности этих приемов, у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности и ответственности, адекватной самооценки, выбора правильного решения в ситуациях выбора, саморегуляции своих действий и саморазвитие, индивидуальности в творческих продуктах, уважения к труду своих сверстников.

        Результатом такой деятельности являются:

  • оригинальные работы: коллективная работа «Золотая Хохлома» в технике роспись, папье-маше; коллективная работа «Стилизация под Гжель» в технике пейп-арт;
  • творческие проекты:  «Скрипка - королева музыки» (моделирование музыкального инструмента в смешанной технике); Композиция «Лошади» (моделирование лошади  в технике папье-маше); коллективный творческий проект «Мифический мир» в технике малая скульптура; социальный проект «Дружная семья Ямала»; «Моделирование жирафа, африканского животного, в технике папье-маше, коллективный творческий проект «Разделочные доски» в технике роспись по дереву;  коллективный творческий проект «Матрешка» в технике роспись по дереву; Муниципальная интенсивная школа «ЭКОАРТ» «Декоративное садовое кашпо «Вдохновение»; Муниципальная интенсивная школа «Макет сувенирной продукции к юбилею МАУ ДО ЦДТ «НАДЕЖДА» (Варченко Д., Сагидуллина А., Зотикова В.);
  • мини-сообщения и их презентация по темам занятий и по описанию творчества художников по выбору учащихся;
  • выступления перед родителями: Итоговое родительское собрание в форме выставки и презентации творческих продуктов;
  • результативное участие обучающихся в  конкурсах различного уровня:
  • XIV Городской конкурс декоративно-прикладного, художественного и технического творчества «Вселенная детского творчества», Диплом-1 степени в номинации ДПИ Коллективный проект «Золотая хохлома» (папье-маше) Варченко Д, Анянова Дарья, Сагидуллина А., Ирикова М., Куленцова С., Коновалова А., Пашкова А., Эннс Е., Раенгулова Д., Зотикова В.; Диплом 2 степени Коллективный проект Пейп-арт «Гжельские мотивы» (6чел.);
  • XV Городской конкурс декоративно-прикладного, художественного и технического творчества «Вселенная детского творчества», в номинации ДПИ Коллективный проект «Матрешка», Диплом 1 - Сагидуллина Алина ; Диплом 3 степени - Куленцова Светлана, Коновалова Алина, Пашкова Алиса, Эннс Елизавета, Хакимова Алина; в номинации «Роспись разделочной доски»  Диплом 2 степени - Зотикова Виктория, Куленцова Светлана, Эннс Елизавета;
  • Окружной смотр-конкурс детских рисунков «Сила русского оружия» для дошкольников и детей младшего школьного возраста, посвящённого празднованию 100-летия со дня рождения М.Т. Калашникова на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 году;
  • Фестиваль-конкурс «Детские-творческие проекты» обучающихся занимающихся по индивидуальной образовательной программе;
  • Муниципальный этап VII Окружного фестиваля детского творчества «Ямальские каникулы», посвященного 90-летию со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа; Студия «Палитра творчества» (ДПИ) Варченко Дарья -Победитель, Эннс Елизавета - Победитель, Пашкова Алиса - Призер, Сагидуллина Алина - Призер, Мельников Иван - Призер, Зотикова Виктория - Участник, Куленцова Светлана - Призер, Хакимова Алина – Призер;                
  • Внутрицентровский конкурс «Новый год стучит в окно!» (Варченко Д., Ирикова М., Мельников И., Пашкова А., Сагидуллина А.        ) - Диплом 1степени;
  • Заочный XIV городской конкурс-выставка декоративно-прикладного, художественного и технического творчества «Вселенная детского творчества», приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне;
  • Городской конкурс социальных проектов обучающихся «Мы – за толерантность!» в 2020 году в номинации видеоролик социальный проект «Дружная семья Ямала» - Победитель (Сагидуллина Алина, Эннс Елизавета, Зотикова Виктория, Кузнецов Евгений, Мельников Иван, Раенгулова Динара, Ирикова Мария);
  • VII Окружной фестиваль детского творчества «Ямальские каникулы», посвященного 90-летию со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество»;
  • Всероссийский конкурс «Моя малая родина» окружной этап Диплом 1 степени – Мельников Иван, (участники – Зотикова В., Коновалова А., Сагидуллина А. Хакимова А., Варченко Д., Куленцова С., Пашкова А.);
  • Международный конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Самой нежной и любимой» международного творческого проекта «Как прекрасен этот мир!» Диплом 1 степени – Пашкова Алиса, Диплом 1 степени – Хакимова Алина);

Эффективным результатом работы «Палитра творчества» являются участие творческих работ детей в тематических выставках и акциях:

  • Городская выставка художественно-творческих работ и изделий декоративно-прикладного искусства «Краски народов Ямала» (Ирикова М., Эннс Е., Пашкова А., Куленцова С., Зотикова В., Сулакова А., Скоморохова Н., Хакимова А., Сагидуллина А., Кузнецов Е., Мельников И.); 
  • Выставка к 100-летию М.Т. Калашникова - мероприятие, приуроченное к 100-летию со дня рождения М.Т.Калашникова в рамках реализации проекта «Марш Победы!» (Ирикова М., Эннс Е., Пашкова А., Куленцова С., Зотикова В., Сулакова А., Скоморохова Н.);
  • Выставка к 100-летию системы доп.образования (11человек);
  • Творческие встречи с художницей из Санкт-Петербурга Еленой Смирновой, в рамках акции «Встань с дивана» по мастер-классу масляной живописи (13 человек);
  • Посещение выставки художницы Ассоль Сас «Казахские легенды» из Казахстана и других художников, в рамках проекта «Неделя графики»;
  • Творческая встреча с художницей Ассоль Сас «Казахские легенды» из Казахстана, по мастер-классу «Акрил-тушь», в рамках проекта «Неделя графики» (6 человек);
  • Мероприятие в рамках Всероссийской Акции памяти «Блокадный хлеб» февраль 2020г. (Ирикова М., Раенгулова Д., Анянова Д., Мельников И., Сагидуллина А., Коновалова А., Эннс Е., Пашкова А., Куленцова С., Зотикова В., Сулакова А., Скоморохова Н., 13.        Хакимова А., Кузнецов Е.);
  • Участие с обучающимися в мероприятии «Мой дом - Север» по творчеству Н.Ф. Дудникова и мастер-классе по созданию тактильной книги в рамках Всероссийской акции «Библионочь» (9 человек);        

Периодическая организация выставок дает учащимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Повышению самооценки и статуса учащихся способствует размещение широкой информации о достижениях на официальном сайте учреждения, в социальных сетях, в СМИ.

Повышение эффективности образовательной деятельности и качества образовательного результата

Наравне с образовательной задачей программа решает и воспитательные задачи через взаимодействие с другими коллективами, экскурсии в музеи и выставочные центры, посещение выставок, концертов, массовых мероприятий, проходящих в ЦДТ.

Необходимо вовлекать в процесс дополнительного образования родителей. Они на практике должны видеть, каких результатов добиваются их дети, а также приобретают знания, необходимые для развития их способностей в семье. С этой целью организуются родительские собрания, семейные праздники и игровые программы.

      Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

    Учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Надежда» – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

       Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

      Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.  

Вывод

Качество образования, сохранность контингента обучающихся, удовлетворение потребностей сегодняшних детей напрямую зависит от профессиональной компетенции педагогов, от того, насколько они хорошо знают свой предмет и современные, традиционные педагогические технологии, умеют ли ориентироваться в их широком спектре. Будучи педагогами, заинтересованными в результативности своей деятельности, мы используем системный подход, к внедрению современных педагогических методов и приемов организации образовательного процесса, который строиться, прежде всего, на знакомстве и изучение различных педагогических инноваций, апробации их в работе студии «Палитра творчества»  для дальнейшего их использования.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.В работе автор:раскрывает содержание этапов работы над методической темой;приводит данные исследований и диагностики учащихся, пр...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

презентация на тему «Использование современных образовательных технологий как средство гармоничного развития личности.» (из опыта работы)

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:•  здоровьесберегающие технологии;•  технологии пр...

Организация работы с родителями в образовательном учреждении среднего профессионального образования (из опыта работы)

В данной статье хотелось бы поделиться своим опытом работы с родителями студентов. В отличие от школы взаимодействие с родителями обучающихся техникума строится по другому.  Об этом вы найдете ин...