Конспект открытого урока на тему: «Изучение и применение Метода фокальных объектов»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Складанная Дина Алексеевна

Метод фокальных объектов- это метод поиска новых идей, при этом к свойствам объекта добавляют что-то новое, необычное или изменяют уже имеющиеся в нем качества, форму, свойства на основе присоединения к исходному объекту свойства других, выбранных случайно, объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_metod_fokalnyh_obektov.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на тему:

«Изучение и применение Метода фокальных объектов».

Класс: 5

Урок: Технология (2 часа)

Тема: Метод фокальных объектов.

Цель:

обучающая: ознакомить учащихся с целями и правилами применения метода фокальных объектов;

развивающая: развивать творческие способности, умение работать в команде;

воспитывающая:  прививать навыки культуры труда.

Оборудование стола учителя: компьютер, проектор, презентация.

Оформление стола учащегося:

Тип урока: усвоения новых знаний.

Оформление стола учащегося:

Зрительный ряд: презентация «Метод фокальных объектов», презентация «Необычные открытки».

Задание: выполнить открытку после применения Метода фокальных объектов, помогающего изготовить нетрадиционную и совсем нестандартную открытку.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1. Проверка присутствующих.

2. Подготовка рабочих мест учащихся и учителя.

II.Актуализация опорных знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей, при котором к свойствам объекта добавляют что-то новое или изменяют уже имеющееся в нём на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Этот метод самый быстрый. У него есть как сильные стороны, так и слабые. После того как мы поупражняемся с этим методом, вы сами сделаете выводы по поводу сильных и слабых сторон этого метода. К сожалению, этот метод не лишен недостатков. Применяя его, нет никакой гарантии, что вы получите идеальное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей. Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога».

 Пошаговая реализация МФО на примере задачи «Выбор объекта и цели его усовершенствования».

  1. Фокальный объект — часы.
  2. Цель — расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса.
  3. Выбор трёх-четырёх произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов. Например, лист, катер, клетка, сетка (имена существительные).
  4. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше.

Объект 1. Лист

Признаки объекта (Лист какой ?)

Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний

Объект 2. Катер

Признаки катера: Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, снаружи), нетонущий, морской, спасательный

Объект 3. Клетка

Признаки клетки: Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоёмкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности

Объект 4. Сетка

Признаки сетки: Плетёная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная

Генерирование идей путём присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

Присоединение одного признака 

Присоединение двух признаков

Присоединение трёх признаков

Часы широкие

Часы цветные, самозаводящиеся

Часы цветные, морские, складные

Часы сигнальные

Часы широкие, неэнергоёмкие

Часы яркие, спасательные, самонастраивающиеся

Часы игровые, звукопоглащающие

Часы узкие, морские

Часы упругие, нетонущие, сигнальные

Вывод: Развитие полученных сочетаний путём свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях для спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь серьёзно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решения, имеющие свои достоинства в разных условиях применения.

Достоинствами МФО является его универсальность, простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, нешаблонность выдвигаемых идей. Метод дает хорошие результаты при поиске новых и модификации известных технологий и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения. Однако этот метод имеет и недостатки. Его невозможно применить при решении сложных задач, отсутствуют системные правила отбора и критерии оценки получаемых идей.

Задание 1.

Вы подросли и кардинально хотите обновить свой гардероб (юноша вы или  девушка – это неважно). Родители вам не могут выделить большие деньги, но какую-то сумму денег дадут.   У родителей приличные текущие расходы: платят ипотеку, откладывают на отпуск и на покупку автомобиля. Допустим, что выделенная вам сумма составляет от 10 до 15 тыс. руб.

Ваша цель или фокус вашего внимания направлен на то, чтобы создать для себя новый имидж – в данном случае, это и есть наш фокальный объект.

  1. Записать три, четыре случайных предмета в таблицу (имена существительные). Эти образы можно придумать, выписать из журнала, книги, газеты. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  2. К каждому предмету в соседней колонке вписать несколько ассоциаций (признаки объектов), выражая их именами прилагательными.

При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких как красивый, желтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту, поэтому высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет иногда. Например: лампочка — потухшая, автомобиль — буксующий, ветер — завывающий, кошка — грязная, листок — дырявый.

  1. Третья колонка предназначена для приобретения новых вещей, которые были навеяны качественными характеристиками предыдущих предметов.

Полученные признаки перенести на ФО и получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что это может быть?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».

Зафиксировать все интересные идеи, оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Результатом применения МФО является список идей и предложений по новым модификациям объекта. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Таблица 1. МФО по созданию своего имиджа.

Имя существительное

Ассоциации на этот предмет (Прилагательное)

Варианты вещей или предметов, см. ассоциации

машина

Блестящая

Новая

Быстрая

экономная

Губная помада, сумочка, куртка, обувь

фотоаппарат

Легкий

Цифровой

Чувствительный

компактный

Телефон

Шарф

Ремень

пояс

сад

Зеленый

шумящий

Вишневый

Пиджак, жакет, берет, зонт

лист

Гибкий

Гладкий

Белый

плотный

Свитер

Таблица 2. МФО по подбору нового имиджа.

Имя существительное

Ассоциации на этот предмет (Прилагательное)

Варианты вещей или предметов, см. ассоциации

машина

1.

2.

фотоаппарат

1.

2.

сад

1.

2.

лист

1.

2.

Жизнь неустанно подбрасывает задачи для творчества и побуждает человека вновь и вновь совершать открытия, искать новые пути их решений. Чтобы научиться изобретать, уметь смотреть на привычные вещи под необычным ракурсом, необходимо креативно мыслить. В жизни всегда есть место для изобретательства и творчества, это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Методы творческого мышления (мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов и пр.) как раз и позволяют развивать у себя качества творческой личности.

Для сравнения обратимся к методу «Мозгового штурма», который имеет большие отличия от метода фокальных объектов в решении изобретательных или творческих задач, и попробуем охарактеризовать . Метод «Мозгового штурма» рассчитан на работу группы людей или нескольких групп. Метод мозговой атаки – это метод решения творческих изобретательских задач. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит чёткую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

Цель метода мозговой атаки – стимулировать группу людей к быстрому генерированию большого числа идей.

Группа учащихся, которая работает на основном этапе мозгового штурма, называется - генераторы идей.

 Например, надо составить сценарий для приветствия команды, которая участвует в игре КВН. Приветствие состоит из коротких юмористических ситуаций. Для приветствия обычно не задается тема, но публику надо разогреть, то есть рассмешить.

В группе каждый участник изначально пишет свою реплику или короткое предложение, затем по часовой стрелке каждый дальше передает свой лист соседу. У соседа возникает какая-то ассоциация с данным предложением или словом. Он записывает продолжение новой истории одним предложением, но так как это у него возникла ассоциация на предыдущее прочитанное предложение, например:

  1. Больной жаловался на боль в животе. (Кто это написал первое предложение, тот передает следующему участнику игры лист, а тот продолжает это предложение, см. ниже).
  2. Хирург незамедлительно вскрыл брюшную полость. (Второй участник передает следующему игроку лист, и третий участник завершает мини-текст, предавая ей смешной смысл).
  3. Но внутри ничего не оказалось.

Другой пример:

  1. Мужчина посетил библиотеку.
  2. Перешагнув порог, он упал.
  3. По четвергам в библиотеке экономили свет.
  4. Свет включался через каждый час на 5 минут.
  5. Чтобы оказать травмированным посетителям библиотеки скорую медицинскую помощь.

Еще один пример:

  1. Приближался Новый год.
  2. Дед Мороз не пришел на елку к малышам.
  3. Потому что простудился.
  4. Накануне праздника председатель совхоза с бухгалтером решили вручить лучшим работникам села новогодние подарки.
  5.  За два дня до праздника от подарков остались только пустая стеклянная тара и фантики от конфет.

Последний пример:

  1. На лесной поляне стоял пень.
  2. На пеньке сидел заяц, припорошенный снегом.
  3. Мимо проходил голодный волк и думал:
  4. Очень реалистичная скульптура!
  5. Заяц так и окочурился, не приходя в сознание!

 Послушайте сказку и решите, а каким методом пользовалась главная героиня сказки «Хитроумная дочь». Методом фокальных объектов или «Мозговой атакой»?

Жил-был один овчар, пас овец. Вот пасет он овец на горе и видит: на другой горе что-то светится. Пошел поглядеть, что там такое. Смотрит – а это золотая ступка. Принес он ступку домой и говорит дочери:

– Подарю-ка я ступку королю.

– Не делайте этого, батюшка, – отвечает дочь. – Отдадите ему ступку, а пестика-то у вас нет. Станет он требовать с вас пестик, и наживете себе беду.

«Что слушать неразумную девчонку», – подумал овчар, взял ступку, пришел к королю и говорит:

– Милостивый король, прошу вас принять от меня в подарок эту золотую ступку.

Как напустится на него король:

– Уж коли ступка, подавай и пестик! Если через три дня не принесешь его, поплатишься головой. Загоревал овчар:

– Моя дочь так и говорила: получите ступку, захотите и пестик; не послушал я ее, поделом мне!

– Неужто у тебя такая умная дочь? — удивился король.

– Ну да!

– Так вот, передай своей дочери: если она явится ко мне ни пешком, ни верхом, не голая и не одетая, ни днем и ни ночью, ни о полудни, ни утром, то я женюсь на ней, а тебе прощу пестик.

Пришел овчар домой и говорит дочери:

– Если явишься к королю ни пешком, ни верхом, не голая и не одетая, ни ночью, ни днем, ни о полудни, ни утром — спасешь меня от смерти!

А дочка ничуть не испугалась! Закуталась в рыбацкую сеть, села на козла, сама на нем едет, а ногами по земле ступает. И явилась она к королю ни ночью, ни днем, ни о полудни, ни утром, а на рассвете! Как увидел король, что явилась она на рассвете да в сети, на козле-то сидит, ногами по земле ступает, так и сказал ей:

– Будешь моей женой! Но только никому не помогай советом! Как только ослушаешься, сейчас же должна будешь уйти от меня.

Поженились они и зажили душа в душу.

Разбор последнего фрагмента сказки:

Вариант 1. Явилась ни пешком, ни верхом.

Вариант 2. Не одетая и не голая.

Вариант 3. Ни ночью, ни днем, ни утром, ни вечером, ни о полудне.

(В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит чёткую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные).

Ведущий-король, который дал задание.

Генератор идей - дочь (индивидуальный мозговой штурм)

Действительно, девочка могла провести мозговой штурм в одиночку, ведь по сказке девочка была хитрая, а лучше сказать – мудрая.

Ей помогли решить эти непростые задачи ее наблюдения, стесненные условия жизни, которые научили иногда обходиться в быту минимальными предметами и средствами, а может даже, заменяя их одно другим. Неординарное мышление, фантазийные решения, смелые предложения способствовали решению проблемы. Все непростые задачи короля девочкой были решены.

Используем теперь  Метод фокальных объектов.

Цель 1: К королю явится ни пешком, ни верхом.

Имя существительное

Ассоциации на этот предмет (Прилагательное)

Варианты вещей или предметов, см. ассоциации

доска

Весы-балансир, подкидная, половая

Сани, качели, лыжи

мелкий скот

Низкий, управляемый, рогатый

Осел, коза, овца, свинья

гора

Крутая, каменная, огнедышущая

Съехать на корыте

Цель 2: (Должна быть не одетая и не голая)

Имя существительное

Ассоциации на этот предмет (Прилагательное)

Варианты вещей или предметов, см. ассоциации

трава

Мягкая, сочная, сухая, колючая, сено, солома

Шляпа-гнездо, топик и юбка из травы или соломы.

сетка

Канатная, рыболовная, с большими ячейками,

панцирная, металлическая для рыцарей.

Сетка-шаль

корзина

Плетенная, большая, старая

Юбка-абажур

Цель 3: (К королю явиться ни ночью, ни днем, ни утром, ни вечером, ни о полудне)

Имя существительное

Ассоциации на этот предмет (Прилагательное)

Варианты вещей или предметов, см. ассоциации

дождь

Мелкий, сырой, слепой

Лужа, облако

солнце

Яркое, бледное, спрятанное,  

День, утро, вечер, рассвет (скоро появится на рассвете) вечер.

цветы

Душистые, декоративные, мелкие

Луг, ваза, платок, натюрморт

Вывод: Метод фокальных объектов в данном случае себя оправдал. Он помог решить проблему девочки, а еще дополнительно появились и другие предложения, потому что расширился ассортимент идейных решений. Например: ехать или не ехать можно было на одной лыже, можно продвигать сани вперед за веревку и наступать на сани, отталкиваясь как на самокате от земли. Одежду можно было бы еще заменить из сплетенной травы или из дырявой корзины изготовить блузку - топик и юбку, шляпку.

 

Творческая работа.

Этап 1. Каждый учащийся получит таблицу, в которой заполнит пустые колонки своими примерами. Что получится в итоге, обсудим и попробуем приспособить новые качества в изготовлении необычной открытки. Заполнять таблицу можно ручкой, фломастерами, карандашом.

Для работы с карточкой отводится 5-7 минут. Работать можете индивидуально или в парах, как вы сидите за партой.

Таблица МФО для усовершенствования поздравительной открытки

(Теоретическая часть)

Имя существительное

Ассоциации на этот предмет (Прилагательное)

Варианты формы и образа открытки

см. ассоциации

1.

1

2

3

4

2

1

2

3

4

3.

1

2

3

4

4.

1

2

3

4

Изготовление поздравительной открытки

(Практическая часть)

Этап 2. Создать эскиз или набросок будущей открытки (лист бумаги формата А-4, карандаш, ластик).

Этап 3.  Отобрать материал, который пригодится для изготовления открытки: цветной картон, цветную бумагу, ажурные салфетки, ножницы, клей, ленточки, бусинки и паетки, кружева, цветной ирис, иголки, дырокол, горячий клей.

Этап 4. Создать дизайн формы открытки по эскизу или по наброску, используя для основы цветной картон.

Этап 5. Предварительно разложить декоративные элементы на основу открытки и изучить художественное ее состояние. Убедиться. Что все уравновешено в эстетическом формате.

Этап 7. Произвести соединение всех заготовок с основой, используя различные приемы и материалы  (суровые нитки, цветные косички, клей разного вида и назначения, пуговицы, молнии и фигурное прорезание, вкладывание).

Итог урока.

Заключение.

Готовые открытки разместить на доске, образуя мини – выставку из готовых изделий.

Защита своих работ с пояснением новых качеств и назначения открыток.

Закрепление темы путем опроса учащихся:

- какие методы мы изучили на уроке технология? (МФО и ММШ).

- какой метод вам больше понравился?

- открытки ваши стали отличаться друг от друга по каким-то признакам?

- в чем были трудности?

- кому можно подарить такие обновленные открытки?

- можно ли еще где-нибудь воспользоваться методом фокальных объектов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по физической культуре с применением продуктивных технологий»

          Тема урока: Баскетбол.           Класс: 10.           Мета...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по теме: «Изучения и отработка броска подхват под одну ногу»

ОТКРЫТЫЙ УРОК  по теме: «Изучения и отработка броска подхват под одну ногу»...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по теме: «Изучения и отработка броска подхват под одну ногу»

ОТКРЫТЫЙ УРОК  по теме: «Изучения и отработка броска подхват под одну ногу»...

Открытый урок на тему: «Изучение штрихов в начальный период обучения игре на скрипке »

В современных условиях, когда требования к исполнительскому мастерству скрипачей неуклонно возрастают, возникает потребность в целесообразной организации учебного процесса, при которой учащийся мог бы...

Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...