Открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Дизайнерские приемы в оформлении игрушек и аксессуаров на примере точечной росписи»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Складанная Дина Алексеевна

Точечная роспись акриловыми красками - это очень увлекательное занятие для учеников. Умение дозировано выдавливать краску из тюбика, точками прокладывать все контуры декоративного изображения на листе простым карандашом. Делать правильный выбор цвета в композиции, согласно таблице по цветоведению.Следовать этапному декоративному рисованию композиции с помощью точечного следа из специализированных тюбиков с акриловыми красками и с узким носиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dizaynerskie_priemy_skladannaya.docx51.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок ИЗО в 5 классе на тему:

«Дизайнерские приемы в оформлении игрушек и аксессуаров на примере точечной росписи»   

Разработал учитель ИЗО и технологии: Складанная Дина Алексеевна, учитель МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района

Тип урока

Усвоение новых знаний

Структура урока

Комбинированная

Цель урока

Выполнить творческую работу в технике точечная роспись.

Цели деятельности учителя

Объяснение поэтапного выполнения творческой работы

Оформление подарка в форме сердечек и их украшение.

Развитие интереса к новой технике росписи и  привитие вкуса к профессии художника-оформителя, дизайнера.

Задачи урока

Обучающие: научиться оформлять игрушки в новой технике новым художественным материалом.

Развивающие: развить свои способности при оформлении декоративных изделий.

Воспитывающие: создать своими руками красивые игрушки из картона для украшения елки или интерьера кабинета.

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать роль технического прогресса в современном мире;

• иметь представление о единстве нескольких профессий и учебных предметах при изучении данной темы:

• выполнять творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть определенным художественным материалом;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности на уроке и на кружковых занятиях по предмету ИЗО.

Познавательные:

• определять цель, проблему в учебной деятельности.

Регулятивные:

• планировать деятельность в учебной ситуации;

• работать по плану, сверяясь с целью;

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности.

Коммуникативные:

• участвовать в диалоге; сотрудничать с учителем, контролировать свои действия и поступки в ходе урока, соучаствовать в решении творческих задач

 

• понимать значение образовательного и практического усвоения новых знаний и понятий;

• вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам;

• вырабатывать свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности:

• пользоваться предоставленным материалом, преобразуя и переосмысляя творческое задание в индивидуальном размышлении или в групповом обсуждении для лучшего достижения цели (выполнения задания, согласно теме урока).

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративные. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

Интернет ресурсы.

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, состоящий из картонных шаблонов в форме сердечек, краски в тюбиках, предназначенных для точечной росписи, салфетки и картон для выполнения пробных фрагментов росписи и для проверки размеров точек, подкладной материал, чтобы не испачкать стол, линейка, циркуль и простой карандаш.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентации «Точечная роспись», готовые декорированные в технике точечной росписи сердечки, ранее выполненные учениками. Выставка изделий из кожи, стекла с точечной росписью.

Основные понятия и термины

Дизайн. Точечная роспись. Художник – оформитель. Художник – дизайнер. Палехская лаковая миниатюра. Иконописцы.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола, обеспечение каждого ученика раздаточным материалом.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, а это – наполняемость ученических столов раздаточным материалом, состоящий из картонных цветных заготовок в форме сердечек, краски в тюбиках, предназначенных для точечной росписи, салфетки и картон для выполнения пробных фрагментов росписи и для проверки размеров точек, подкладной материал, чтобы не испачкать стол и простой карандаш.  На доске размещена выставка работ из сердечек с ажурным декорированием в технике точечной росписи.

  Учащиеся наполняют свой стол: Раздаточный материал в файлах, краски для точечной росписи, салфетки, карандаш простой, линейка и ластик.

Фронталь-ная,

индивиду-альная

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.

Личностные: осознают свои интересы и учебные цели.

Проверка рабочих столов уч-ся, наполненных необходимым  материалом согласно  списка, оговоренного учителем

II. Изучение нового материала

Беседа.

Учитель:  После того как вы посмотрели на подготовленный зрительный ряд на доске, на раздаточный материал, который находится у каждого на столе, как вы думаете, о чем пойдет речь?

Ученики: Наверно, мы будем выполнять открытки к Новому году?

Учитель: Хорошая идея! Еще какое будет мнение?

Ученики: Творческая работа с цветным картоном и его художественное оформление.

Учитель: Отлично! Вы все правы, но я подкорректирую тему урока и сформулирую ее так: «Дизайнерские приемы в оформлении игрушек и аксессуаров на примере точечной росписи». Тема у нас обозначилась, а давайте сформулируем цель работы на уроке. Ваши предложения.

Ученики: Выполнить открытку или игрушку в технике точечной росписи.

Учитель: Отлично! Так и решим, что эта лучшая цель, к которой мы будем стремиться.

Есть у нас еще не решенные задачи, а они такие: обучающие, развивающие и воспитывающие. Обучающие задачи, какие вы здесь видите?

Ученики: Научиться пользоваться новыми красками и как их накладывать на картонную форму.

Учитель: Я согласна и подтверждаю, что эта задача очень хорошо подойдет для нашего урока. Она почти так и прописана у меня. Развивающие задачи мы сможем определить  сейчас?

Ученики: Мы будем развивать свои способности во время выполнения работы как художники – дизайнеры.

Учитель: Почему бы и нет? Пусть будет еще такая задача стоять перед нами. Труднее будет нам определить воспитывающую задачу. В чем будет состоять воспитательный момент на уроке? Кто готов высказаться?

Ученики: Мы изготовим открытки и подарим их кому-то.

Учитель: Хорошо! Еще предложение.

Учитель: Нам полезно узнать, что своими руками мы можем еще что-то красивое сделать.

Ученики: Мысль великолепная!

Учитель: Может еще есть предложения по воспитывающим задачам данного урока.

Ученики: Создать своими руками елочные игрушки и украсить ими интерьер дома или елке.

Учитель: Принимаю все высказывания, потому что они мало чем отличаются от поставленных задач  мною, даже расширились эти задачи. Спасибо всем за активную работу! Сформулируем окончательно цели и задачи.

  • Цель урока: 

Выполнить творческую работу в технике точечная роспись.

  • Задачи урока: 

Обучающие: научиться оформлять игрушки в новой технике и с новым художественным материалом.

Развивающие: развить свои способности при оформлении декоративных изделий.

Воспитывающие: создать своими руками красивые игрушки из картона для украшения елки или интерьера кабинета.

Тип урока: усвоение нового материала.

Воспринимают новый материал, участвуя в беседе, просматривая зрительный ряд на интерактивной доске, на которой демонстрируется презентация с перелистыванием файлов по мере устного пояснения материала. Слушая учителя, поясняющего новый материал, вступают в беседу и анализируют изученный материал. Высказывают свое отношение к разным ситуациям, предложенных учителем. Сравнивают и обсуждают устный материал, Проводится блиц опрос о полученной информации для закрепления предварительных знаний на уроке.                      

Фронталь-ная, индивиду-альная 

Познавательные: новые знания о создании декоративных образов на игрушках, открытках и аксессуарах с использованием нового оформительского материала и применения для декора вещей новой техник «Точечной росписи».

Понимают значение  и последовательность предстоящей работы.

Коммуникативные:

формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, с учителем в процессе образовательной деятельности. Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности и успешности, выполняя предложенный алгоритм действий учителем.

Изучают творческое задание, полученное на уроке, используя раздаточный материал- файлы с готовыми шаблонами и заготовками, требующие выполнения, добиваясь сходства с требованиями и нацеливанием выполнения предстоящей работы в том объеме и качестве, задуманного учителем.

III. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания

Беседа. Обсуждение. Зарождение идеи и формы узоров для предстоящей декоративной работы.

Учитель:

Слово «точка» с чем у вас ассоциируется? Что сразу приходит на ум, какие образы появляются с этим словом.

Ученики: Точка ставится в конце предложения и завершает его мысль.

Учитель:  Это так и есть! Какие образы появляются с этим словом еще? 

Ученики дополняют этот образ. Точка в математике, а конкретно она может быть на геометрических фигурах, при построении отрезков, углов, в местах пересечения линий.

Учитель: Отлично! Еще подумайте.

Ученики:  В черчении много есть точек построений. Еще говорят так «Точка отсчета, точечное освещение, попал в точку».

Еще звезды на небе, они ночью светят как яркие точки.

Учитель: Правильно, есть такие выражения, сравнения, а как называется новое направление в образовании?

Ученики: Точка роста.

Учитель: Точка роста – это тот фундамент образования, когда мы растем и физически, и умственно, и интеллектуально, и музыкально… и развиваемся во всех направлениях возрастая и, прорастая, тянемся к свету, точно так как из семечки прорастает стебелек, затем веточки, листики появляются и т. д.  Спасибо за хорошие сравнения и примеры по ассоциации со словом «точка». Теперь мы обратим особое внимание к точке, как к художественному образу в изобразительном искусстве. Может вы, где-то наблюдали присутствие точки в декоративно-прикладном искусстве? Мы изучали с вами разные народные промыслы и выполняли декоративные работы кистью и красками.

Ученики: Точками художники дополняют роспись цветов, ягод, орнаментальных дорожек, проложенных  по контуру изделий в таких народных промыслах как в Хохломе, в Дымковской, в Городецкой росписи.

Учитель: Новая творческая работа будет связана с точечной росписью. Импрессионисты использовали технику рисования точкой в живописи. У Сёра Жорж есть такое полотно под названием «Воскресный день на острове Гран-Жатт».

Еще есть такой народный промысел как Палехская лаковая миниатюра, которая тоже имеет элементы точечного письма. Давайте посмотрим презентацию «Точечная роспись», из неё вы узнаете появление точки в декоративном письме и еще вы познакомитесь с этапами предстоящей работы.

Данная презентация - это исследовательский проект, в котором мы с ученицей 7 класса 3 года назад открыли тайну появления точки в декоративном искусстве и доказали переселение точки с икон в ДПИ.

 Оказывается, что художники иконописцы, расписывая иконы, и  в тех местах, где должно быть жемчужное украшение,  заменяли его точечной росписью. Верующие люди хотели выразить свою любовь к Богу через богатое украшение икон. Денег не хватало на дорогой жемчуг, так и перешли иконописцы условно к точечной росписи на иконах, как бы меняя иконописный дизайн на альтернативную замену.

В советские времена пошли гонения на церковь, на верующих и на художников иконописцев, и тем пришлось осваивать новый вид декоративного творчества под названием «Палехская лаковая миниатюра», а иконы писали тайно. Умение рисовать людей, стилизовать дома, горы, природу, помогло бывшим иконописцам перенесли свой опыт в такое красивое творчество как «Палех», которое интересно нам и сейчас.

Теперь декорирование точкой стало делом постоянным и для ажурности востребованным в этом виде искусство. Другие мастера подхватили эту идею и стали точечную роспись добавлять в народное декоративное письмо.

В презентации есть примеры точечного письма на посуде, на различных аксессуарах, таких как планнинг, чехол для телефона, на бутылке из-под уксуса, на стаканах и вазах. Точки удобней наносить на прозрачную посуду. С противоположной стороны стекла можно наклеить бабочку, цветок, листочек из бумаги, а на лицевой стороне по контурам наносить точечные ряды. Точки должны быть одного размера и отстоять друг от друга на равных расстояниях в 1 или 2 мм. Цветовое решение остается за художником. Можно выбрать теплые или холодные тона. Назовите их.

Ученики: Холодные тона – это синие, сиреневые, зеленые, а теплые – это красные, желтые, оранжевые, коричневые.

 Учитель: Объясните, какие это нюансные цвета, а какие контрастные?

Ученики: Нюансные цвета считаются близкими по тону и цвету, а контрастные – это противоположные цвета, если сравнивать их по цветовому кругу.

Учитель:

На ученических столах у каждого ученика уже находится раздаточный материал,  и мы должны его изучить. Шаблоны в форме сердечек из цветного картона. Причем одно небольшое сердечко контрастного или нюансного цвета размещается в центре большего сердечка. Кромка остается по периметру  от 2 до 3 см. По 3 тюбика с акриловой краской для точечной росписи разных цветов у каждого. На носиках тюбиков имеется колпачок и его надо снимать перед началом работы и одевать после выполнения работы в этом цвете. Краски быстросохнущие, поэтому бережно относитесь к содержимому в тюбиках.

Подкладной материал в виде прямоугольника из серого картона должен находиться под шаблоном из сердечка, чтобы краска не попала на стол, потому что ее трудно смывать. Есть у каждого по 2 салфетки, чтобы вытирать носики на тюбиках, если краска выдавится больше нормы. Еще линейка и карандаш.

Просмотрев презентацию, вы немного настроились на творческую волну и, чтобы лучше созрели идеи по дизайну ваших авторских работ, сделаем зарядку.

Упражнение 1. Руки скользят вдоль тела и поднимаются вверх, потянутся вместе с руками на носочках, задержать паузу и плавно опуститься на полную ступню с опусканием рук.

Упражнение 2.Руки на талии, закручивание тела влево и вправо.

Упражнение 3. Руки на талии, попеременное вращение плечами вперед и назад.

Упражнение 4. Закрыть ладонями глаза, на счет 5 открыть.

 Упражнение 5. Поморгать глазами часто – часто и перенести взгляд на углы противолежащей стены по часовой стрелке.

Упражнение 6. Диагонально и вертикально провести глазами по поверхности стены, описывая восьмерку, предположительно представляя, что точки находятся по углам стены и в центре.

Зрительное изучение демонстрации презентации с файлами по теме.

Слушая учителя, поясняющего новый материал, делают повтор новых слов и понятий. Вступают в беседу и анализируют изученный материал. Высказывают свое отношение к разным ситуациям, предложенных учителем. Сравнивают и обсуждают устный материал. Проводится блиц опрос о полученной информации для закрепления предварительных знаний на уроке.

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные:  познают разнообразный мир декорирования предметов. Сравнивают природные образы и вносят их в работу как свое дизайнерское видение декоративных элементов композиции с помощью точки.

Коммуникативные: обмениваются мнениями и советами, умеют слушать друг друга; определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение;

Личностные: понимают свою роль на уроке, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. В работе крайне аккуратны и исполнительны, ведь точка поддается ученикам терпеливым, усидчивым и трудолюбивым.

При устных ответах и в рассуждениях уч-ся оценивают степень их осведомленности в понятии нанесения точечной росписи на картоне в определенной последовательности и в корректной отдаленности. Равномерное чередование точек, их убывание и наростание, плотность и разряженность важны при достижении художественного замысла и сохранении общей композиции.

IV.  Практи-ческая часть работы. 



Творческая деятельность

 Задание на уроке: 

Рабочий стол наполнен всем необходимым материалом и чертежными инструментами.

Учитель сообщает учащимся этапы выполнения творческой работы.

1.На шаблоне с помощью линейки и карандаша постройте разбивочные линии, дорожки, а циркулем, кто пожелает, можно нанести дуги, окружности, любые геометрические формы. Данные построения желательно выполнять симметрично – это уравновесит форму сердечка, и дизайн получится классическим. Вы можете этого и не делать, если у вас есть свой другой стиль работы, позволяющий вам  сместить центры, приоритеты симметричности. Чем хороша точечная роспись так это как гласит поговорка «Вольному воля».

И все же, кто использует предварительную разбивку на образце простым карандашом, составляя схему для прохождения точками по карандашному следу, у того дизайн сердечка (игрушки, открытки, сувенира) будет аккуратней и ажурней.

2. Приступая к нанесению точек на сердечках, попробуйте выдавить немного краски на палитру, убедитесь в ее качестве. Затем на черновиках пройтись по прямой, по дуге, по кругу точками из тюбика, чтобы прочувствовать с какой силой вам надо выдавливать краски для одной точки. Вы откорректируете таким способом величину точек, расстояние между ними и проверите качество самой краски в тюбиках. Поработали данным цветом, закрыли носик тюбика колпачком, чтобы краска не высыхала. Берете следующий тюбик. Проверяете его таким же образом.

3. После этих проб можно приступать к точечной росписи на главном образце неторопливо и качественно. Близко точки не наносите, они могут сливаться, образуя неровную черточку или прямую, но не очень ровную линию.

4. Некоторые художники выдавливают немного краски на палитру и с помощью зубочистки, обмакивая ее конец в краску, наносят точки на изделие.

5. Пока краски свежие, надо не прикасаться к точкам до полного их высыхания.

6. Где брать темы и сюжеты для данной дизайнерской работы? Перед вами на доске есть зрительный ряд для подсказок, есть презентация «Точечная роспись» и есть Интернет ресурс.

7.Дизайн открытки будет у каждого авторский, поэтому смело творите и создавайте красоту.

Дети изучают новое направление в декорировании открыток, игрушек, аксессуаров через точечную роспись. Находят интересные решения по созданию авторских методик по размещению точек на форме сердца.

 Добиваются симметричности в работе и кружевной легкости. Изучают этапы работы и применяют опыт других художников-оформителей в своих образцах.

Фронтальная, индивиду-альная

 

Познавательные: понимают и усваивают новый материал, выполняют практическое задание из пошаговых действий, создают творческие работы с опорой на собственное чувство вкуса и меры, а также умеют владеть различными навыками графического черчения.

Личностные: осознают целостность действий в достижении цели и многообразие взглядов. Проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели. Решают возникающие проблемы по мере их появления в ходе работы путем согласования с учителем, повторения новой темы, используя метод мозгового штурма.

Личностные: выполняют практическую часть задания на уроке в определенной последовательности.

Ученики дают свои предложения по лучшему размещению вспомогательных карандашных линий, их ажурности для точечного следа.

Подготовка рабочего стола для выполнения творческой работы.

Использование чертехных инструментов для составления схемы рисунка, по следам которой будут пролегать точки.

.

V. Итог урока. Рефлек-сия

Обсуждение творческой деятельности и урока в целом.

Главная цель достигнута: сердечки с точечной росписью выполнены. Оформляется выставка работ на доске в кабинете. Аккуратно на магнитах развешиваются декорированные изделия и учителем выставляются итоговые оценки с пояснением.

Рефлексия:

1.Какую творческую работу мы выполняли на уроке?

2. Точечную роспись можно выполнять на других предметах?

3.Чем удобна такая роспись и много ли времени надо потратить на ее освоение?

4.Какие изображения можно получить на изделиях, работая точечным способом?

 Итог урока с закреплением:

1. Можно ли считать точечную роспись как удачной дизайнерской находкой?

2. На каком материале можно работать акриловыми точками?

3.Игрушка, открытка, женский или мужской аксессуар доступны для точечной росписи (к примеру: футляр для очков, бумажник, блокнот) или нет?

4. Можно ли точечную роспись выполнять в содружестве с линией и пятном в декоративной работе?

5. Как вы думаете, почему форма сердечка использовалась нами для основы дизайнерской работы?

Спасибо за ваш труд и таланты, которые вы нам продемонстрировали! Кто хочет продолжить обучение по точечной росписи, то вы можете найти материал в интернете или посетит кружок рисования, согласно расписанию.

Урок окончен!

Учащиеся рассматривают выполненные работы, обмениваются впечатлениями

и опытом. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока.

Находят взаимосвязь некоторых учебных дисциплин и предметов при изучении темы. Узнали виды профессий, связанных с декорированием предметов быта, аксессуаров и др. изделий.

Фронталь-ная, индивидуа-льная 

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для присутствующих по коммуникации речевые высказывания.

Регулятивные: Закрепляют полученные знания и навыки. Активно участвуют в итоговом опросе, закрепляя изученный материал на уроке.

Личностные: учатся критически осмысливать творческий процесс; адекватно оценивать и контролировать свои эмоции, знания, навыки и умения в творческой деятельности. Анализируют действия на уроке.

Уборка рабочего стола, возвращение красок, подкладного картона, лишних шаблонов учителю, а  что-то убирается на свои места: карандаши, линейки, ножницы и неиспользованные салфетки.

 Домашнее задание:

Для закрепления навыка работы точкой, распишите точечно фломастерами осенний лист или снежинку. Основу можете вырезать из белого картона или из белого ватмана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока в 8 классе по теме "Языковые приемы сжатия текста"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы сжатия текста" (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)...

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»

Тема открытого  урока: «Разработка карт  технологического процесса изготовления изделия из древесины.  Оформление проекта.»...

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»

Тема открытого  урока: «Разработка карт  технологического процесса изготовления изделия из древесины.  Оформление проекта.»...

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Открытый урок в 8 классе.

Тема: Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Цели:Познакомить учащихся с источниками угарного газа, симптомами отравления газом,...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...