Витамины. 10 класс.
презентация к уроку по химии (10 класс) по теме

Ким Наталья Викторовна
Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Vitaminy_._Urok_himii._10_klass..zip875.98 КБ

Подписи к слайдам:


Витамины

Урок в 10 классе

Автор: Ким Наталья Викторовна

Учитель химии МОУ СОШ №6

г. Нягани ХМАО-Югры

Тюменской области




Витамины (в переводе с латинского «необходимые для жизни») – это органические вещества, которые являются незаменимыми компонентами нашего питания. Сами по себе витамины не входят в состав тканей организма, не являются источником энергии. Однако именно витамины являются «активаторами» многих биохимических реакций, обеспечивающих нормальное течение физиологических процессов дыхания, кровообращения, пищеварения, иммунитета, роста и т.д. Наряду с минеральными веществами витамины относятся к микронутриентам, т.к. требуются они в минимальных дозах.

Витамины не синтезируются человеческим организмом и должны поступать извне. От обилия поливитаминных комплексов на полках аптек глаза разбегаются. Как выбрать наиболее подходящий из них?

Классификация

Все витамины подразделяют на жиро- и водорастворимые.

К первым относят витамины А, Д, Е, К.

Водорастворимыми являются витамины группы В: В1, В2, В5 (пантотеновая кислота), В6, В12, ВС (фолиевая кислота), витамины С, Н (биотин), РР (никотиновая кислота).




Несколько из этих витаминов (В1, В2 , В6, В5 , фолиевая кислота, витамин К) синтезируются нормальной микрофлорой (бактериями) кишечника, однако в очень малом количестве, значительно уступающем суточной потребности человеческого организма.

Особенности употребления

Доказано, что полностью удовлетворить суточную потребность в витаминах никакое, даже хорошо сбалансированное, питание не может. Увеличение употребления рафинированных, консервированных продуктов, кулинарная обработка пищи, новые методы культивирования фруктов и овощей в сельском хозяйстве (обработка почв инсектицидами, гербицидами, внесение минеральных удобрений, выведение генномодифицированных культур, использование антибиотических консервантов для длительного хранения плодов) значительно снижают содержание витаминов в пище.

Кроме того, для удовлетворения суточной потребности в некоторых витаминах и минеральных веществах необходимо употребить в пищу довольно большое количество продуктов. Так, например, для покрытия суточной потребности в витамине В1 необходимо съесть не менее 1 кг нежирного мяса или 700 г черного хлеба, для того, чтобы получить необходимые 70 мг аскорбиновой кислоты в день следует выпить около 3 литров яблочного сока. Конечно, употреблять такое количество пищи нельзя.

Моно- и поливитамины – что для чего?

На сегодняшний день в арсенале врачей есть моно (содержащие лишь один витамин) и разнообразные поливитаминные комплексы. Обычно моновитаминные препараты используются при различных заболеваниях, лечение которых требует дополнительного введения витаминов в дозах, значительно превышающих обычную суточную потребность. Например, при псориазе (заболевании, основным симптомом которого является поражение кожных покровов) витамин А применяется в дозе, превышающей суточную потребность в 10 раз

При лечении витаминами, которые способны накапливаться в организме (например, жирорастворимые витамины А, Д) ) врач контролирует появление возможных токсических эффектов их гипервитаминозов: тошноты, рвоты, болей в животе, лихорадки, нарушения работы печени, почек шелушения кожи и других.

Поливитаминные комплексы используются для профилактики, а также для лечения различных форм гиповитаминозов – состояний, характеризующихся резким, но не полным, как при авитаминозах, истощением запасов витамина в организме.




Причины гипо- и авитаминозов

Все причины, приводящие к полному или частичному дефициту витаминов в организме обычно связаны с различными заболеваниями, или специфическими состояниями, при которых нарушается баланс между потребностью и обеспечением организма витаминами.

Такой дисбаланс могут вызывать болезни желудочно-кишечного тракта (гастриты, колиты, энтериты), ухудшающие всасывание и усвоение витаминов из пищи.

Потребность в витаминах также возрастает при тяжелой физической нагрузке, неблагоприятных условиях труда, в жарком климате, в условиях крайнего севера и т. д.

Соблюдение различных несбалансированных диет, голодание, прием ряда медикаментов, неправильное хранение и приготовление продуктов относятся к внешним факторам, вызывающим гиповитаминоз.




Дефицит витаминов наиболее часто проявляется общими симптомами: повышенной утомляемостью, сонливостью, снижением аппетита, депрессией. Однако дефицит каждого витамина может проявляется и рядом специфических признаков.

Витамины и минералы – дружба или вражда?

Многие витамины усиливают действие друг друга. Например, фолиевая кислота и витамин В12 совместно участвуют и усиливают эффекты друг друга в процессах кроветворения, синтеза главных «носителей» генетического материала - РНК и ДНК.

Синергичным (усиливающим действие друг друга) эффектом обладают витамины группы В. Витамин В1 повышает активность аскорбиновой и никотиновой кислот. При совместном применении уменьшаются токсические эффекты склонных к накоплению жирорастворимых витаминов А и Д.

Однако противоположное влияние (антагонизм) различных витаминов - также не редкость. Антагонистами являются витамины В1 и В6 Рутин (витамин Р) снижает активность тиамина (витамина В1), который, в свою очередь, нейтрализует действие рутина




При выборе поливитаминного препарата следует учитывать, какие соединения входят в его состав.

Так, например, для меньшего раздражения желудочно-кишечного тракта аскорбиновая кислота входит в состав поливитаминов в виде солей – аскорбатов. При этом предпочтительней, если в состав комплекса включен аскорбат кальция, а не натрия. Повышенное употребление натрия нежелательно при повышении артериального давления, заболеваниях почек, нарушениях водно-солевого обмена, часто - при беременности и лактации. Дефицит кальция весьма распространен и во много раз превышает дефицит натрия, поэтому использование аскорбата кальция помогает устранить не только недостаток витамина С, но и кальция.




Минералы не всегда хорошо «уживаются» в соседстве с витаминами и друг с другом.

Цинк может помешать всасыванию кальция, железо и молибден вытесняют медь, марганец - магний. Медь конкурирует с цинком и молибденом. Помимо этого, железо и медь окисляют витамины А и Е, ослабляя их действие. Медь разрушает аскорбиновую кислоту, поэтому их сочетание в одной таблетке неудачно. С другой стороны витамин Е улучшает работу селена, марганец улучшает всасывание витаминов А и С, а биотин минимизирует возможные кожные реакции при назначении цинка.




Правила приёма

Водорастворимые витамины лучше усваиваются при приеме за 30-60 минут до еды. Их следует запивать водой.

Как следует из названия, для усвоения жирорастворимых витаминов необходимы жиры. Поэтому наиболее активно всасывание витаминов А, Д, Е и К происходит при приеме витаминных комплексов во время еды или после еды. Поливитаминные комплексы, как правило, содержат и водо-, и жиро- растворимые витамины и используются для коррекции полигиповитаминозных состояний (недостатка нескольких витаминов).

Поскольку всасывание водорастворимых витаминов не ухудшается при приеме пищи, как правило, содержащей достаточное количество воды, то поливитаминные препараты рекомендуется принимать во время еды.




Список использованной литературы

1. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И.Химия. 10 класс. Профильный уровень. М. Дрофа, 2009;




Список использованных материалов, Интернет-ресурсов




alhimic.ucoz.ru/load/26-1-0-39

www.alleng.ru/edu/chem1.htm

www.uchportal.ru/load/60-1-0-9056








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 8 класса "Витамины"

Урок с презентацией. На уроке учащиеся могут определить есть ли у них авитаминоз....

Мастер-класс по теме "Витамины"

Тема  нашего  урока  «Витамины – чудесные  вещества».На  уроке  мы  должны  познакомиться  с  основными  группами  витаминов, их...

Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....

Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...

Витаминная сказка (к уроку "Витамины"

Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...

Современные витамины (материал к уроку "Витамины"

Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности.

В данной статье речь идет о значении витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьников, а также о профилактике витаминной недостаточности. В статье рассказывается о пользе витаминов, их вли...