Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Берлизова Юлия Викторовна

Урок обобщения первоначальных понятий органической химии. Проводится после повторения материала об органических соединениях, изученного в девятом классе, и изучения основных типов химических реакций органической химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zhurnal_2.zip146.36 КБ

Предварительный просмотр:

Начальное профессиональное образование

Профессиональное училище №63

Г. Гуково Ростовской области

Конспект урока по химии

 10 класс

Тема урока

 « Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии»

Подготовила Берлизова Юлия Викторовна,

Преподаватель химии и биологии

первой категории

г. Гуково

2011 г.

Урок по химии по теме

« Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать сведения об основных сведениях строения атома углерода и молекул углеводородов.
  2. Расширить представления о многообразии и причинах многообразия органических соединений углерода.
  3. Показать взаимосвязь типов химических реакций с будущей профессиональной деятельностью.
  4. Выявить изменения продуктов питания при технологической обработке.

Развивающие:

  1. Развивать умения применять знания теории на практике.
  2. Совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к предмету, чувства личной ответственности и сознательного отношения к работе.
  2. Воспитания чувства гордости за вклад русских ученых в развитие науки.

Тип урока – комбинированный.

Методы и приемы

  1. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Практические.
  3. ИКТ.
  4. Работа в группе.

Межпредметные связи:

  1. Органическая химия.
  2. Технология приготовления пищи.
  3. Биология.
  4. Физика.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Слово учителя. Химия – предмет в достаточной степени трудный, сложный, опирающийся на знания по физике и биологии, но и дающий объяснение протекающим процессам в окружающем мире, а также изменениям веществ при их обработке, что непосредственно связано с вашей будущей профессией. Поэтому успехи в изучении химии зависят от вашего логического мышления, памяти, способности анализировать и сравнивать.

И сегодня мы займемся развитием этих способностей, обобщим знания о строении органических веществ, их характерных реакциях, расширим представления о причинах многообразия органических соединений.

Тема сегодняшнего урока «Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии». Слайд 1.

Цель урока: Слайд 2.

  1. Обобщить сведения о строении атома углерода и молекул углеводородов.
  1. Расширить представления о причинах многообразия органических соединений углерода.
  2. Выявить изменения продуктов питания при технологической обработке.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Цель: подготовка к активной учебно-познавательной деятельности через актуализацию опорных знаний предыдущих тем, выявление уровня знаний учащихся по ранее изученным темам, ликвидация недостатков.

Пятерым учащимся предлагается индивидуальное задание собрать модели молекул веществ и объяснить особенности их строения. (Работа с моделями атомов для составления молекул).

Слово учителя: Пока ребята выполняют задания, проведем конкурс «Кто быстрее? Кто больше?» ( Зачитываются вопросы, отвечает тот кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон. У кого будет пять или более жетонов получает сразу «5», у кого меньше пяти – зарабатывают их в течении урока).

  1. Кто создатель теории строения органических веществ? (Бутлеров А.М.)
  2. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разные строение и свойства? (Изомеры).
  3. Как называют вещества, имеющие сходные строение и свойства, но разный состав? (Гомологи).
  4. При перекрывании каких орбиталей образуется Пи-связь в молекуле? (при боковом перекрывании р-орбиталей).
  5. При перекрывании каких орбиталей образуется Сигма-связь в молекуле? (горизонтальное перекрывание р-орбитали с s-орбиталью, р-орбитали с р-орбиталью, s-орбитали с s-орбиталью).
  6. Что такое гибридизация? (Процесс выравнивания орбиталей по форме, размерам и энергии).
  7. Какие виды гибридизации вам известны? (sp-, sp2-, sp3-).
  8. Какие типы реакций характерны для органических соединений? (Замещения, присоединения, отщепления, изомеризация).
  9. Какую валентность имеет углерод в органических соединениях? (4).
  10. σ- или π - связь более прочная? (σ- связь).
  11. Как называется реакция отщепления водорода? (Дегидрирование).
  12. Как называется реакция отщепления воды? (Дегидратация).

Подводятся итоги конкурса, выставляются оценки.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении углеводородов, расширить представления о многообразии и причинах многообразия органических соединений углерода.

Учащимся предлагается заполнить сравнительную таблицу, используя наглядные пособия по образованию связей в молекулах углеводородов, шаростержневые модели молекул, собранные в ходе выполнения индивидуального задания учащимися, материала учебника. Заполнение таблицы начинается с отчетов учащихся по выполнению индивидуальных заданий.

Вариант заполнения таблицы «Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения». Слайд 3.

Таблица

«Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения».

Общая формула

СnH2n+2

СnH2n

СnH2n-2

Название

алкан

циклоалкан

алкен

алкадиен

алкин

Отличительный признак строения

ан

цикло, ан

○, —

ен

диен

═,═

ин

Вид гибридизации

sp3-

sp3-

sp2-

sp2-

sp-

Характеристика химической связи

λ=0,154 нм

∟= 109°28′

λ=0,154 нм

∟= 109°28′

λ=0,134 нм

∟= 120°

λ=0,134 нм

∟= 120°

λ=0,120 нм

∟= 180°

Характерные виды изомерии

1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета.

1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета.

2.Изомерия между классами циклоалканов и алкенов.

3.Геометри-ческая изомерия.

1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета.

2.Изомерия между классами алкенов и циклоалканов

3.Геометри-ческая изомерия.

4.Изомерия, обусловлен-ная положе-нием кратной связи.

1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета.

2.Изомерия между классами алкадиенов и алкинов.

3.Геометри-ческая изомерия.

4.Изомерия, обусловлен-ная положе-нием кратной связи.

1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета.

2.Изомерия между классами алкинов и алкадиенов.

4.Изомерия, обусловлен-ная положе-нием кратной связи.

Слово учителя: А теперь сделаем выводы: что положено в основу классификации органических веществ? (Положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова).

Каковы причины многообразия органических соединений?  (Она заключается в том, что атомы углерода обладают свойством соединяться друг с другом в цепи разной длинны. Эти цепи могут быть разветвленными и неразветвленным.)

  1. Межпредметная связь.

Задание на слайде 4. Определить типы химических реакций.

Выступление учащегося с докладом о превращениях веществ во время выпечки хлеба.

  1. Первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания учащимися материала.

Слово учителя:  Полученные знания необходимо закрепить на практике, поэтому вам предлагается  творческое  задание  для работы в паре. Карточки с заданием на столе  и  на слайде 5.

Правильность выполнения - контролирует учитель. Проверка проводиться с помощью слайдов 6-11. 

  1. Закрепление знаний по строению и изомерии органических соединений.

Учащимся предлагается задание практикума для контроля уровня усвоения материала исходя из требований к уровню подготовки выпускников.

Цель: отработать требования к уровню подготовки выпускников по теме: «Основные понятия органической химии».

Имя

Фамилия _______________________________________________________________________

Практикум по теме

«Строение, изомерия и номенклатура предельных и непредельных углеводородов».

Базовый уровень

Требования к уровню подготовки выпускников

Уровень повышенной сложности

  1. Тройная связь характерна для:
  1. Этина
  2. Этана
  3. Этена
  4. Бутадиена-1,3
  1. Гомологами являются:
  1. СН4 и СН3CI
  2. С2Н4 и С2Н2
  3. С2Н2 и С5Н8
  4. С6Н6 и С6Н12
  1. Назовите вещество и из приведенного перечня соединений укажите изомеры для СН3—СН--С≡СН

             |

            СН3

  1. СН3--С≡СН
  2. СН3—С≡С—СН3

            |

           СН3

3)   СН2=СН—СН=СН—СН3

4) СН—СН2—СН3

     |

      С≡СН

  1. Назовите соединение по систематической номенклатуре:

СН3—СН—СН2—С≡СН

            |

           СН3 

  1. 2-метилпентен-4
  2. Гептен-1
  3. 4-метилпентин-1
  4. 2-метилгексин-1

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Сумма

Умение определять гомологи и изомеры различных классов органических соединений.

Определять принадлежность к соответствующему классу.

Называть вещества по химическим формулам.

Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений.

  1. Определите углеводород, выпадающий из ряда:
  1. С7Н12
  2. С6Н12
  3. С5Н8
  4. С10Н18
  1. Изомерами являются:
  1. Этан и этин
  2. Гексан и 2-метилбутан
  3. Пентин-3  и  2-метил-бутин-1
  4. Бутин-1 и бутин-2
  1. Из приведенного перечня соединений укажите изомеры для

СН≡С—СН2— СН2—СН3

  1. СН═СН2

|         |                                     СН2--СН—СН3

  1. СН≡С—С—(СН3)3
  2. СН2═СН--СН2-- СН═СН2
  3. СН3--С≡СН

4)  Установите соответствие между названием вещества 2,3-диметилбутаном и его молекулярной формулой:

  1. С6Н14
  2. С7Н16
  3. С4Н10
  4. С5Н12

Зад.

1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Сумма

Таблица сдается на проверку, предварительно сделав самооценку.

  1. Подведение итогов урока.

Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их исправления.

Слово учителя: обобщив знания об основных понятиях органической химии, мы пришли к выводу о том, что существуют соединения с одинарными, двойными, тройными связями. Они характеризуются тремя видами гибридизации, изомерией. Мы предположили характерные реакции для веществ определенного строения. Рассмотрели изменения, происходящие при сильном нагревании крахмала и влияние конечных продуктов на организм человека. Кроме того, мы расширили представления о причинах многообразия органических веществ и особенностях их строения, продолжили формировать умения по составлению молекулярных и структурных формул соединений различных классов, правила названия веществ по международной систематической номенклатуре.

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание.

Цель: дать задание, которое способствует повышению обученности, повышает интерес к предмету.

Предположить характерные реакции для вещества «а» из творческого задания.

Приложение 1

«Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения».

Общая формула

Название

Отличительный признак строения

Вид гибридизации

Характеристика химической связи

Характерные виды изомерии

Приложение 2

  1. Сколько веществ изображено? Поясните устно.
  2. Определите к какому классу углеводородов они принадлежат.
  3. Назовите вещества по международной систематической номенклатуре.
  4. Предположите характерные химические реакции для вещества «в».

а)         Н                      Н                         б)          Н                           в) СН2=С—Н

             |                        |                                        |                                           |    

     Н—С—СН=СН—С—Н                     СН3—С=С—СН3                   Н—С=СН2

             |                        |                                             |  

            Н                      Н                                           Н

                         

г) С2Н5—С≡СН                    д) СН2—СН2                              е)        СН=СН

                                                    |          |                                               |       |      

                                                   СН2—СН2                                    Н3С      СН3                                     

ж) СН2=СН—СН=СН2                   з) СН3—С≡С—СН3          и) СН3       

                                                                                                           |  

                                                                                                          С≡С—СН3     

Приложение 3

ФИО учащегося ____________________________________________________________________

Практикум по теме

«Строение, изомерия и номенклатура предельных и непредельных углеводородов».

Базовый уровень

Требования к уровню подготовки выпускников

Уровень повышенной сложности

  1. Тройная связь характерна для:
  1. Этина
  2. Этана
  3. Этена
  4. Бутадиена-1,3
  1. Гомологами являются:
  1. СН4 и СН3CI
  2. С2Н4 и С2Н2
  3. С2Н2 и С5Н8
  4. С6Н6 и С6Н12
  1. Назовите вещество и из приведенного перечня соединений укажите изомеры для СН3—СН--С≡СН

             |

            СН3

  1. СН3--С≡СН
  2. СН3—С≡С—СН3

            |

           СН3

3)   СН2=СН—СН=СН—СН3

4) СН—СН2—СН3

     |

      С≡СН

  1. Назовите соединение по систематической номенклатуре:

СН3—СН—СН2—С≡СН

            |

           СН3 

  1. 2-метилпентен-4
  2. Гептен-1
  3. 4-метилпентин-1
  4. 2-метилгексин-1

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Сумма

Умение определять гомологи и изомеры различных классов органических соединений.

Определять принадлежность к соответствующему классу.

Называть вещества по химическим формулам.

Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений.

  1. Определите углеводород, выпадающий из ряда:
  1. С7Н12
  2. С6Н12
  3. С5Н8
  4. С10Н18
  1. Изомерами являются:
  1. Этан и этин
  2. Гексан и 2-метилбутан
  3. Пентин-3  и  2-метил-бутин-1
  4. Бутин-1 и бутин-2
  1. Из приведенного перечня соединений укажите изомеры для

СН≡С—СН2— СН2—СН3

  1. СН═СН2

|         |                                     СН2--СН—СН3

  1. СН≡С—С—(СН3)3
  2. СН2═СН--СН2-- СН═СН2
  3. СН3--С≡СН

4)  Установите соответствие между названием вещества 2,3-диметилбутаном и его молекулярной формулой:

  1. С6Н14
  2. С7Н16
  3. С4Н10
  4. С5Н12

Зад.

1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Сумма

 

За каждое правильно выполненное задание поставьте себе один бал.

Если сумма баллов 4, вы получаете «5».

Если сумма баллов 3, вы получаете «4».

Если сумма баллов 2, вы получаете «3».

Приложение 4

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1

Соберите модель молекулы этана и объясните ее строение.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2

Соберите модель молекулы циклобутана и объясните ее строение.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №3

Соберите модель молекулы этена и объясните ее строение.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №4

Соберите модель молекулы бутадиена-1,3 и объясните ее строение.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №5

Соберите модель молекулы этина и объясните ее строение.

Приложение 5

Требование к уровню подготовки выпускников

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

  1. Знать:

  1. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.
  2. Типы химических реакций.
  3. Признаки классификации органических веществ.
  4. Причины многообразия органических соединений.

  1. Уметь:

2.1.Определять принадлежность веществ к соответствующему классу веществ.

2.2.Определять виды химической связи в соединениях.

2.3.Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений.

2.4.Собирать модели молекул углеводородов.

Список использованной литературы:

  1. Габриелян О. С. Химия.10 класс.- М.: «Дрофа», 2009 г.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Методическое пособие. Химия 10 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.
  3. Саяпин В.Г., Первые уроки химии в 10 классе: методические рекомендации.- Ростов-на-Дону: изд-во облИУУ, 1996. - 34 с.
  4. Гаврилова Л.И. Органическая химия. 10 класс. Часть 1. Тетрадь с печатной основой. Саратов: «Лицей», 2001 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии.  Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие органические соединения"

Этот материал может быть применен в 10 классе в курсе "Органическая зимия" для обобщения имеющихся знаний учащихся и как подготовка к контрольной работе....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии.

Обобщение и систематизация  знаний по курсу органической химии....

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"

Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...

Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"

Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта....