Урок по теме "Железо и его соединения"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Берлизова Юлия Викторовна

Конспект урока по химии по теме "Железо и его соединения" с презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kopiya_Urok_po_teme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Гуково Ростовской области

Конспект урока по химии

9 класс

Тема урока «Железо и его соединения»

Подготовила Берлизова Юлия Викторовна,

Преподаватель химии и биологии

г. Гуково

2011 г.

Урок по теме «Железо и его соединения».

Цель урока:

  1. сформировать понятие об особенностях строения атомов железа, химических свойствах простого вещества железа и его соединений.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформировать понятие об особенностях строения атомов железа, как представителя побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева;
  2. научить использовать приобретённые знания для прогнозирования химических свойств простого вещества и его соединений;
  3. изучить качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+.

Развивающие:

  1. совершенствовать умения применять знания и практические умения, работая по инструкции;
  2. развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
  3. устанавливать межпредметные связи, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
  4. раскрыть причинно-следственную связь между строением вещества и его свойствами.

Воспитательные:

  1. воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе;
  2. создать условия для развития познавательного интереса к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы:

  1. групповая деятельность;
  2. элементы модульного обучения;
  3. дифференцированное обучение.

Ход урока:

Организационный момент.

Добрый день! Мы с вами продолжаем изучать тему «Металлы» и сегодня тема нашего урока «Железо и его соединения».

В ходе урока мы должны будем достичь знаний о железе как об элементе побочной подгруппы ПС, так и о простом веществе; дать прогноз свойствам соединений железа и изучить качественные реакции на ионы железа.

Актуализация знаний.

Химический элемент «железо» является представителем побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. В чем же особенность строения строения атома этого элемента?

Для выяснения этого момента давайте (устно) выполним задание:

  1. Назовите зашифрованные металлы.
  2. Определите, какие данные отражают строение атомов побочных подгрупп.

                                         2, 8, 2                1s22s22p63s2

                                         2, 8, 12, 2          1s22s22p63s23p64s23d4

                                         2, 8, 9, 2            1s22s22p63s23p64s23d1

                                         2, 8, 8, 1            1s22s22p63s23p64s1

Вывод:

У представителей побочных подгрупп периодической системы Д.И. Менделеева заполняется предвнешний энергетический уровень. Валентные электроны располагаются на внешнем и предвнешнем энергетических уровнях.

Изучение нового материала.

Учащиеся получают задание для работы в группах.

Задание для группы №1.

Изучите первый раздел §14 учебника и положение химического элемента №26 в периодической системе Д.И. Менделеева. Ответьте на пункты «1 а, б, в, г, д» предложенного плана.

Задание для группы №2.

Прочитайте §14, стр. 65 и ответьте на пункт «1 е» предложенного плана.

Задание для группы №3.

Прочитайте второй раздел §14 и ответьте на пункты «2 а, б, в» предложенного плана.

Задание для группы №4.

Прочитайте в §14 раздел «Химические свойства» и ответьте на вопрос пункта «2 г» предложенного плана.

Задание для группы №5.

Прочитайте §14 и ответьте на вопросы пунктов «2 д, е» предложенного плана.

Задание для группы №6.

Прочитайте §14 и ответьте на пункты «3 а, б, в» предложенного плана.

Задание для более успешных учащихся:

Индивидуальное задание №1.

Объясните, на основе строения вещества, такие физические свойства железа: пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность.

Индивидуальное задание №2.

Выскажите предположение о химических свойствах железа:

Отношение к простым веществам → металлам

                                                           → неметаллам

Отношение к сложным веществам → воде

                                                            → кислотам

                                                            → солям

Составьте уравнения химических реакций, иллюстрирующие предполагаемые свойства, и запишите их на доске.

Индивидуальное задание №3.

Предположите характер и свойства оксидов и гидроксидов железа (||) и (|||).

Составьте возможные реакции по схемам

                            c  H2O                                                                        c  H2O                    

Fe(OH)2              с кислотами                                 Fe(OH)3               с кислотами        

                            со щелочами                                                             со щелочами      

Отчеты групп и отдельных учащихся о своей работе

Ответ группы 1.

Вывод: Железо относится к химическим элементам побочной подгруппы. В его атоме заполняется 3d подуровень. Возможные степени окисления +2 и +3.

Ответ группы 2. Работа с географической картой «Полезные ископаемые».

Вывод: В природе железо находится в виде соединений, т.к. очень активное. Лишь метеоритное железо является чистым. Существует предположение, что ядро нашей планеты из железа.

Сообщение об открытии железа. (Предварительное домашнее задание).

Ответ группы 3.

Ответ на индивидуальное задание 1.

Вывод: Простое вещество железо, с металлической химической связью и кристаллической решеткой в кристалле, обладает всеми свойствами металлов.

Ответ группы 4.

Ответ на индивидуальное задание 2.

Вывод: Железо - химически активное вещество.

Ответ группы 5.

Вывод: Получают железо из руд путем восстановления более активными веществами – алюминием, водородом. А также чистое железо получают электролизом солей железа (||).

Ответ группы 6.

Ответ на индивидуальное задание 3.

Вывод:   Оксид и гидроксид железа (||) проявляют основный характер, а оксид и гидроксид железа (|||) характеризуются как амфотерные.

Демонстрационные опыты качественных реакций на ионы Fe2+, Fe3+.

Запись уравнений реакций.

Закрепление.

Определите возможные химические реакции и запишите их.

1 вариант.                                                                                     2 вариант.

Fe + HCI                                                                                   Fe2O3 + AI              

FeCI3 + CI2                                                                               Fe(OH)3 + KCI

Fe2O3 + H2O                                                                             Fe + S

FeSO4 + Ba(NO3)2                                                                   FeSO4 + Cu

Взаимопроверка и проверка по образцу.

Итог урока

Достигли ли мы цели урока? Да или нет?

На следующем уроке мы будем углублять знания о свойствах соединений железа.

Оценки: за работу у доски по индивидуальным карточкам, за работу с географической картой, за опережающее задание об открытии железа, самым активным учащимся из групп, всем остальным – после проверки домашнего задания.

Домашнее задание: §14, упр. 4,5,7.

Приложение

План характеристики химического элемента

на основании его положения в периодической системе и строения атома.

  1. Сведения о химическом элементе:
  1. Химический знак.
  2. Относительная атомная масса.
  3. Положение элемента в периодической системе.
  4. Строение атома.
  5. Степень окисления атома в соединениях.
  6. Распространение элемента в природе, его наиболее важные природные соединения.
  1. Сведения о простом веществе:
  1. Формула простого вещества, вид химической связи.
  2. Тип кристаллической решетки.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. Получение простого вещества в промышленности и лаборатории.
  6. Применение простого вещества.
  1. Сведения о наиболее важных соединениях элемента.
  1. Формула высшего оксида, характер его свойств.
  2. Формула высшего гидроксид, характер его свойств.
  3. Формула летучего водородного соединения для неметалла.

Список использованной литературы

  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс.- М.: «Дрофа», 2001 г.
  2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику Габриелян О. С. «Химия. 9 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа», 2010.
  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Методическое пособие. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.
  4. Современные открытые уроки по химии. Р-на-Дону, “Феникс”. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

План Медиа Урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)"

Конспект медиа урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)", 11 класс...

презентация урока по теме "Столярные шиповые соединения"

Данный материал включает в себя план урока по теме "Столярные шиповые соединения" и презентацию нового материалла для учащихся....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...