Информационные технологии и химия
методическая разработка по химии по теме

Ширшина Наталья Владимировна

Автор делится опытом работы в компьютерной дидактической среде с использованием авторских дисков, изданных в издательстве "Учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon it_i_himiya..doc1016.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ГООУ Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие»

Информационные технологии и химия

Автор: Ширшина Наталья Владимировна,

учитель химии в.к.

Не секрет, что большинство учащихся считают химию одним из самых трудных предметов в школе. Чтобы преодолеть негативное отношение к предмету, повысить мотивацию и эффективность обучения,  возникает необходимость поиска новых подходов в организации преподавания. Одним из таких путей является широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.

    По данным социологического опроса всего лишь 20 - 25% учителей химии используют компьютер на своих уроках. Причём большинство из них делают это не системно, а эпизодически.

    Медленное внедрение в преподавание химии информационных технологий объясняется рядом причин. Не стоит говорить о таких причинах, как техническое оснащение кабинета и низкий уровень информационной культуры педагога (хотя и эти причины всё ещё актуальны). Стоит задуматься, почему учителя, имеющие навыки пользователя ПК и работающие в школах с хорошей компьютерной базой, мало используют ИТ в преподавании предмета? Причина – отсутствие методически грамотных, адаптированных к школьным условиям, электронных учебно-дидактических комплектов (ЭУДК) по химии.

      Проблемы методики – один из основных факторов, препятствующих проникновению компьютерных технологий в предметное обучение. Выпускаемые нашей промышленностью CD с мультимедийными курсами, виртуальными лабораториями и тестами по химии наряду с неоспоримыми достоинствами имеют ряд недостатков, которые препятствуют  широкому использованию данных программных продуктов в практике учителя – предметника. Электронные учебники (СD) концептуально ориентированы на индивидуального пользователя, требуют самостоятельной работы учащегося в компьютерном классе или на домашнем ПК и не предусматривают фронтальные формы работы учителя с классом. К тому же,  при выводе изображения на большой экран (через проектор) в поле зрения остаётся меню, выноски, да и само изображение часто не раскрывается на весь экран.

Эти недостатки не дают возможности учителю использовать анимации, видео и иллюстрации, богато представленные на этих дисках, для демонстраций в ходе объяснения новой темы или систематизации знаний.

     К сожалению готовых программно-методических комплексов, рассчитанных на работу по конкретной учебной теме, учитывающих особенности школьных программ, предусматривающих не только индивидуальные, но и фронтальные виды деятельности, не существует.  Поэтому учитель зачастую стоит перед нелёгким выбором  - провести урок  по старинке  или создавать собственные электронные пособия?

   Для меня ответ на этот вопрос был решён давно, особенно после оснащения кабинета химии компьютерами и мультимедийным проектором. В настоящее время в преподавании химии я использую компьютер более чем в 90% уроков и внеклассной деятельности. Можно сказать, что обучение ведётся в компьютерной дидактической среде. Наряду с готовыми электронными изданиями и тестовыми оболочками, Интернет - ресурсами, чаще всего я использую собственные разработки в среде Power Point. Опыт показывает, что в данной программе наиболее эффективно создавать презентации учебных  тем для объяснения нового материала (или для обобщения знаний), осуществлять контроль в занимательной форме (викторина), проводить заочные путешествия и экскурсии, а также защиту курсовых проектов. Приложение Power Point из компонента Microsoft Office является наиболее оптимальным инструментом для создания собственных образовательных электронных ресурсов. А интеграция с другими приложениями компонента позволяет быстро и качественно подготовить мультимедийный продукт.

Отличие слайд - лекции, подготовленной учителем, от лекции на учебном CD в том, что:

  • Теоретический материал структурирован согласно программе и учебнику, не содержит усложнений (они вынесены в сноски, которые можно открыть по желанию учащегося).
  • Анимации и видеофайлы включены в канву лекции и запускаются автоматически.
  • Почти каждое теоретическое положение иллюстрируется фотографией или иллюстрацией. Даже отсканированные из учебника картинки при выводе их на большой экран имеют больший демонстрационный эффект, чем при самостоятельной работе ученика с тем же учебником.
  • А если добавить в слайд-лекцию план изучения темы, вопросы для закрепления, тест, то можно говорить о готовом электронном учебном модуле по теме.

Особенностью электронных УДК является вариативность их использования:

  • не обязательно применять все блоки модуля и в предложенной последовательности;
  • можно изменять последовательность слайдов, добавлять иллюстрации или менять текст;
  • электронные версии проектных работ учащихся, могут использоваться и как самостоятельные дидактические единицы при изучении темы и при проведении конференций и других форм внеклассной работы;
  • тестирование можно проводить как индивидуально, так и фронтально, используя при этом всего один компьютер.

Мною  разработаны Электронные учебно-дидактические комплекты по всем темам школьного курса химии 8-11 классов и ряда элективных курсов для профильной школы.

1. Слайд - лекции (презентации учебных тем). В каждом ЭУДК (8-11 классы) есть презентации всех основных тем курса. Независимо от того, по какому учебнику вы работаете, и как бы не формулировались темы, основное содержание их остаётся неизменным. А вот набор примеров, иллюстраций, тестов может варьировать. При составлении презентаций я использую тексты, видео, анимации и иллюстрации, скопированные из разных источников: учебники, энциклопедии, компакт-диски различных фирм, ресурсы Интернет. Добавляю авторский текст, схемы, таблицы, анимацию слайдов, вопросы для проверки знаний (или тест).

  2. Электронные опорные конспекты. В отличие от презентаций учебных тем, которые содержат подробную информацию, видео, анимации и включающие от 15 до 30-50 слайдов, опорные конспекты – это краткое изложение темы в пределах 1-2 слайдов. Такие конспекты рассчитаны на краткое повторение тем в режиме недостатка времени. Например, перед зачётом или экзаменом.

  3.Тренажёры для повторения основных типов расчётных задач, химических терминов и понятий. Особенностью этих продуктов является то, что в отличие от обычных справочников, электронная среда позволяет быстро переходить от одной формулы к другой и соответствующим примерам по системе гиперссылок. А в глоссарии сформулированы не только вопросы (термины и понятия), но и ответы. Что даёт возможность учащемуся самостоятельно проверить свои знания.

  4. Контролирующие модули. 

  •  Зачёты – викторины в программе Power Point позволяют не только повысить наглядность и увлекательность контроля, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, но и организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников. На первом слайде такого электронного модуля дана тема (или несколько тем на выбор) и пронумерованные ячейки. Причём это может быть просто номер вопроса, а может быть и цена вопроса (10 баллов, 20 баллов). Учащийся выбирает вопрос, нажимая на ячейку, открывается слайд с иллюстрацией и текстом вопроса. После того как учащийся ответил на вопрос, по гиперссылке переходим на ответ (проверка) и возвращаемся в исходное меню. Такие занимательные формы проверки знаний лучше использовать в 8-9 классах, а  в старшей школе – в группах «нехимического» профиля.
  • Для устной проверки знаний я использую также заключительные слайды презентации темы, где размещаю вопросы для текущего контроля или устного теста. Интерес к проверке усиливается соревновательным аспектом («Кто быстрее?»).
  • Очень удобными для контроля и проверки знаний являются готовые программные оболочки, (которые можно приобрести в сети Интернет), позволяющие провести проверку и оценивание знаний с помощью компьютера. Например, «Конструктор тестов», «Магистр», «Ассорти». Учитель в редакторе программы набирает вопросы, ответы, определяет тип теста, время на ответ. Учащийся в режиме тренажёра отвечает на задания и получает оценку в баллах или в процентах. Даётся двойная оценка результатов работы: итоговая – по окончании  теста, оперативная – при выполнении каждого задания в ходе самостоятельной работы (правильно – неправильно).

     В зависимости от возможностей кабинета и структуры занятия можно провести тестирование всей группы индивидуально (например,  в кабинете ИВТ, где много компьютеров), а можно – фронтально, используя всего один компьютер кабинета химии. Для этого раздаём учащимся карточки с номерами ответов (цифры 1,2,3,4). Один учащийся садится за первый стол и работает с клавиатурой компьютера. Остальные сидят у него за спиной (по одному). Через проектор на экране проецируются вопросы теста и варианты ответов. Сначала поднимают карточки с номером ответа ученики, сидящие сзади, затем – сидящие ближе к доске, и только потом даёт ответ ученик, работающий на компьютере. На экране появляется индикация «правильно» - «неправильно». Все ученики имеют возможность оценить свой ответ. Задача учителя зафиксировать ошибки и по окончании тестирования подвести итоги и выставить оценки. Опыт использования этого приёма показывает, что за один урок можно провести тестирование большой группы учащихся с помощью одного компьютера.

    Компьютерные технологии дали толчок появлению нового, стремительно развивающего вида ученического  творчества – компьютерного. Сейчас школьники охотно осваивают новые программы, самостоятельно разрабатывают новые учебные и наглядные пособия, сайты. Задача учителя в этих условиях – быть не только руководителем, а стать партнёром, чтобы разрабатывать вместе с учениками интересные проекты. Проектная деятельность с использованием ИТ в нашей школе является одной из форм организации учебной деятельности учащихся.

Работа над учебным проектом является обязательной для учащихся 9 классов (в рамках предпрофильной подготовки) и для старшеклассников (в системе профильного обучения). Тематику учебных проектов необходимо продумать так, чтобы увлечь как можно больше учащихся. Так для старшеклассников химико – биологического профиля предлагаю исследовательские работы: «Мониторинг состава воздуха различных помещений школы в течение дня», «Экологические проблемы моего района», «Качественный анализ пищевых продуктов» и т.п. Для учащихся гуманитарного и других профилей можно предложить проектные работы информационного, прикладного вида. Электронные версии таких проектов могут быть учебными модулями по изучаемой теме («Витамины», «Полимеры», «Катализаторы», «Кислоты» и т.п.) или их дополнением. Так, например, электронные энциклопедии и учебные модули по теме «Периодический закон», созданные старшеклассниками, стали победителями Всероссийского конкурса исследовательских работ по химии в 2006 и 2008 годах.

В любом случае, курируя исследовательскую и творческую деятельность учащихся, помогая им в оформлении электронных презентаций своих работ, мы достигаем нескольких целей: не только совершенствование ключевых компетенций учащихся, приобретение опыта работы в проектной среде, но и пополнение базы электронных ресурсов кабинета химии.

     В настоящее время мною разработаны электронные дидактические комплекты: «Неорганическая химия» (8 класс), «Химия элементов» (9 класс), «Органическая химия» (10 класс), «Общая химия» (11 класс),  «Подготовка к государственной итоговой аттестации по химии за курс основной школы» (УМК для учителя и учащихся), «Химия для гуманитариев» (элективные курсы), «Тесты по химии. 8-11 классы», «Химия. Сборник дифференцированных заданий. 10-11 классы». Все пособия выпущены на дисках издательством «Учитель» и распространяются в 56 городах России и Ближнего Зарубежья.

   

 В заключении хочется отметить, что все разработанные мною ЭУДК отвечают критериям оценки электронных изданий для школ:                                                                                                                               1- соответствие государственному образовательному стандарту по химии;                                                                    2-мультимедийность;                                                                                                                                 3- психологическая привлекательность (за счёт среды Power Point);                                                     4-открытость ресурсов (возможность экспорта и импорта объектов, изменение содержания, использование стандартных форматов);                                                                                                                            5- направленность на определённый этап обучения.                                                                                     При желании электронные УДК могут быть творчески модернизированы  и адаптированы к конкретным условиям работы конкретного учителя.

    Добавляя в любой комплект диски с виртуальными лабораторными работами и электронные учебники для работы на домашнем компьютере (CD по химии фирм 1С, КМ, «Просвещение» и др.)   получаем полный дидактический комплект обучения химии в информационно – образовательной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления ...

Использование информационных технологий при обучении химии

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую ку...

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...