Обнаружение витаминов . Анализ лекарственных препаратов.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

определение витамина А, В, С в продуктах питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_lekarstvennyh_preparatov..docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУСОШ №30

Классный час на тему: « Обнаружение  витаминов».                                                     « Анализ лекарственных препаратов»

Работу выполнила :

                                                              учитель химии МОУСОШ №30

                                                                 Хижкина И.С.

                                                   

                                                     2008 уч. год

Содержание

  1. Определение витамина А в подсолнечном масле.

  1. Определение витамина С в яблочном соке.

  1. Определение витамина Д в рыбьем жире, курином желтке.

  1. Анализ лекарств. препаратов, производных салициловой кислоты

1

Цель работы: Вспомнить из курса 10 класса  общее представление о витаминах, повторить классификацию витаминов. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие о авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Оборудование и реактивы: коллекция витаминных препаратов , аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3- 1%, крахмальный  клейстер,  5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи ( Na OH).

 Тип урока:   Внеклассное мероприятие (обобщение и повторение курса 10 класса.)

Метод урока : рассказ- беседа  , исследовательская работа

Знать:  Классификацию витаминов, основные формулы водо- и жирорастворимых витаминов витаминов, понятие о авитаминозе и гиповитаминозе.

 

Уметь: Определять содержание витамина А в подсолнечном масле,

Определять содержание витамина  С  в соке яблок, витамина Д в рыбьем жире, проводить анализ лекарственных препаратов.

2

  Определение витамина А в подсолнечном масле

Для выполнения работы необходимо взять несколько сортов растительного масла.

Выберите главного химика и дайте название команде.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % - ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ). При наличии витамина А появится ярко – зеленое окрашивание.

Необходимо сказать что:

Витамин А ( ретинол ) суточная потребность 0,5- 2,5 мг.

При его недостатке ухудшается зрение, замедляется рост молодого организма, особенно костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительной системы.

 

3

Определение витамина   С в яблочном соке

Для выполнения работы вам необходимо взять несколько сортов яблочного сока и яблоко.

Выберите главного химика и даите название команде.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального  клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте  5 % - ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том , что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля окрасит раствор в синий цвет.

Необходимо сказать что:

Витамин С( аскорбиновая кислота). Суточная потребность 50- 100 мг. Участвует в окислительно- восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма.

Он единственный связан с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты- нужно много белка. Напротив ,при хорошей обеспеченности  аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Для предупреждения  С- авитаминоза требуется 20 мг в сутки. Чтобы  бороться с витаминной недостаточностью, необходимо повысить содержание свежих овощей и фруктв в пищевом рационе.

(шиповник -1200 мг,  смородина -200 мг).

                                                           4

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

Для выполнения работы вам необходимо взять рыбий жир и куриный желток.

Выберите главного химика и дайте название команде.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира  прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D  появляется зеленовато- голубое окрашивание.

Необходимо сказать что:

Витамин D ( кальциферол). Суточная потребность 2,5- 10 мкг. Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей , зубов.  Отсутствие приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей ( остеопороз) у взрослых. Кальциферол содержится в рыбьем жире-125 мкг,  печени трески- 100 мкг говяжей печени 2, 5 мкг. Витамин D почти не разрушается при кулинарной обработке.

5

Анализ лекарственных препаратов , производных салициловой кислоты.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин, салол.

Выберите главного химика и дайте название группе.

  1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?
  2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов  и добавте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки дот полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.
  3. Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавте по 2-3 мл разбавленного раствора Na OH. Изменилась  ли растворимость веществ?
  4. Взболтайте по 0,1 г каждого  препарата  с 2-3 мл воды и добавте несколько капель раствора хлорида железа. Что  наблюдается? Запишите записи в лабораторный журнал.

                                                         6

Результаты анализа.

РЕАКТИВЫ

ХОД РАБОТЫ

НАБЛЮДАЕМЫЕ ЯВЛЕНИЯ

        ВЫВОД

Определение витамина А в подсолнечном масле

Растительное масло, 1%- раствор Fe Cl3 

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % - ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ).

 В домашнем растительном масле появляется зеленое окрашивание .

В масле торговой марки « Подсолнышко «  зеленого окрашивания не наблюдается.

В масле торговой марки « Олейна» наблюдается окрашивание раствора.

Необходимо употреблять в пищу , и полезнее масла под торговой маркой « Олейна « и домашнее.

Сок торговой марки « Приве», и «Джей севен», крахмальный клейстер, 5% раствор йода

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального  клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте  5 % - ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с.

В соке  торговой маркой « Джей севен « не наблюдается изменение окраски раствора .

В соке торговой марки « Привет «  наблюдается интенсивное изменение окраски раствора.

В соке « Привет «  наибольшее содержание витамина С, а « Джей севен « незначительное количество .

Рыбий жир, куриное яйцо, раствор брома.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира  прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D  появляется зеленовато- голубое окрашивание.

Наблюдали зеленовато-голубое окрашивание раствора.

Куриное яйцо содержит витамин Д, что свидетельствует о качественном и полезном продукте.

                                                                                                                                                         

Здраствуйте ,ребята ! Сегодня наше внеклассное мероприятие мы  посвятим повторению изученного в 10 классе, а именно витаминам и лекарственным препаратам. Вы выступите в роли лаборанта, аналитика, химика и проанализируете  содержание витаминов в различных продуктах. Сделаете выводы из проделанных опытов.

Для этого у вас на предметных столиках находятся все необходимые реактивы и продукты. Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Каждой группе необходимо придумать название. Выбрать главного химика. Провести  эксперимент по определению содержания витамина ( у каждого свой ) и  изложить наблюдаемые явления и выводы. Но прежде чем приступим к выполнению анализа даваите вспомним: что такое витамины ? 

Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших  процессов, протекающих в живом организме.

Как делят  витамины по растворимости в воде и жирах? Водорастворимые и жирорастворимые.

 Что такое лекарства?

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения ( касторовое масло). Великий древнегреческий врач Гиппократ искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате , образе жизни  и питании.  Молодцы ! Теперь приступаем  к выполнению работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса "Исследование лекарственных препаратов и средств бытовой химии»

Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и  ре...

Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений

Статья "Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений" рассчитана для учеников химико-биологических классов, медицинских лицеев, может быть использована для внеклассного меро...

Конспект урока Лекарственные препараты

Конспект внеклассного мероприятия  в 11 классе на тему: "Лекарственные препараты"....

Методическая разработка «Качественное определение содержания химических веществ в лекарственных препаратах»

В разработке описана методика проведения лабораторного химического анализа по установлению подлинности некоторых лекарственных препаратов, основанного на проведении качественного анализа....

Тема 2 "Лекарственные препараты, биологические активные добавки - источник опасности здоровью."

Рассматриваются вопросы влияния БАД на жизнедеятельность человека....

Кроссворд Состав лекарственных препаратов

Кроссоврд можно применять для проверки знания состава наиболее часто применяемых лекарственных препаратов...

лекарственные препараты

презентация для урока...