Классификация химических реакций
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

урок изучения новой темы в 11 классе, где рассматриваются признаки классификации химических реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc246.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тема урока:    Классификация химических реакций.

Задачи урока:  Обучающие:  систематизировать, обобщить и углубить знания

                                                                   учащихся    о    химических    реакциях     и    их  

                                                                   классификации.    

                                              Воспитывающие: воспитание   культуры   речи,  трудолюбия,

                                                                             усидчивости.

                                              Развивающие: развитие   памяти,     внимания,    логического

                                                                       мышления.

Оборудование: 1)на демонстрационном столе – растворы нитрата серебра, соляной кислоты, гидроксида натрия; цинк; парафин; пробирки; штатив;

                                                2) компьютер;

                                                3) мультимедийный проектор.

Ход урока:      

I. Организационный момент. (Подготовить учащихся к уроку, объявить цели и задачи урока).одготовить учащихся к уроку, объявить цели и  3) мультимедийный проектор.                                                    

II. Повторение пройденного материала. 

            1. Дайте определение химическим реакциям.

            2. Какие типы реакций помните?

            3. Укажите отличия химической реакции от физического явления.                

            4. Приведите примеры физико-химических процессов.

III. Объяснение нового материала.

У: Отгадайте ребус. (Ответ: Природа, по-видимому, любит превращения.

                                                                                                                   И. Ньютон.)

      А  какие превращения, происходящие  в природе, вы  можете  назвать? (Таяние снега,

      гниение навоза и др.)

Д.: Плавление парафина.

Ш.: отвечают на вопрос: произошло ли превращение парафина в другое вещество?

Д.: Взаимодействие раствора AgNO3 с раствором HCl (наблюдается изменение – выпадение осадка).

Ш.: записывают уравнение реакции, указывают признак реакции, объясняют причины протекания реакции до конца.

                                        AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3

                               Ag+ + NO3 - + H+ + Cl-  =  AgCl↓ + H+ + NO3

                                                  Ag+ +  Cl-  =   AgCl↓

Д.: взаимодействие раствора NaOH с раствором  HCl (выделение теплоты)

 Ш.: записывают уравнение реакции, указывают признак реакции, объясняют причины протекания реакции до конца.

                                         NaOH + HCl = NaCl + H2O

                               Na+ + OH- + H+ + Cl-  =   Na+ + Cl-  + H2O

                                                   OH- + H+ = H2O

Д.: взаимодействие Zn с раствором  HCl (выделение газа).

Ш.: записывают уравнение реакции, указывают признак реакции, объясняют причины протекания реакции до конца.

                                    Zn +  2HCl =  ZnCl2 + H2

                           Zn + 2H+ + 2Cl-  =  Zn2+ +  2Cl-  + H2

                                        Zn  + 2H+ =  Zn2+ + H2

У: сделаем вывод: Химические реакции – это явления, при которых из одних веществ получаются другие. Химические реакции идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ, образуется малодиссодиирующее вещество.

    В процессе изучения химии приходилось встречаться с классификациями химических реакций по различным признакам. Составим таблицу:

Химические реакции

По тепловому эффекту

Экзотермические – протекают с выделением энергии

 4Р + 5О2 = 2Р2О5 + Q;         CH4 + 2О2  →  СО2 + 2H2O + Q          

Эндотермические – протекают с поглощением энергии

Cu(OH)2   CuO + H2O – Q;  C8H18  C8H16  + H2 – Q  

По числу и составу исходных и образовавшихся  веществ

Реакции разложения – из одного сложного вещества образуется несколько более простых: СаСО3  СаО + СО2

                                             C2H5OH → C2H4  + H2O

Реакции соединения – из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное: 2H2 + О2 → 2H2O

                                                            C2H4 + H2 → C2H6

Реакции замещения – атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:

 Zn +  2HCl =  ZnCl2 + H2↑               CH4 + Cl2  → CH3Cl + HCl

Реакции обмена – два сложных вещества обмениваются составными частями: AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3

                                     HCOOH + CH3OH  → HCOOCH3  + H2O

По агрегатному состоянию реагирующих веществ

Гетерогенные – исходные вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях:

Fe(т)  + CuCl2(р-р) → Cu(т) + FeCl2(р-р)

2Na(т)   + 2C2H5OH(ж)  → 2C2H5ONa(р-р)  + H2(г) ↑

Гомогенные – исходные вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии:

         H2(г)  + Cl2(г) =  2HCl(г)

         C2H5OH(ж) + CH3COOH(ж)  → CH3COOC2H5(ж)   + H2O(ж)   

По наличию катализатора

Каталитические              2H2O2  2H2O +  О2

                                             C2H4 + H2  C2H4

Некаталитические           S +  О2   SO2 

                                              C2H2 + 2Cl2 →  C2H2 Cl4   

По направлению

Необратимые – протекают в данных условиях только в одном направлении: H2SO4 + BaCl2 → BaSO4+ 2HCl

                        CH4 + 2О2  →  СО2 + 2H2O

Обратимые – протекают в данных условиях одновременно в двух противоположных направлениях:

3H2 + N2 ↔ 2NH3 ;     C2H4 + H2 ↔ C2H6     

По изменению степени окисления атомов элементов

Окислительно-восстановительные – реакции, идущие с изменением степени окисления: Fe0 + 2H+1Cl-1 → Fe2+Cl2-1 + H20

                                                  H+1C0O-2 H+1 + H2 → C-2 H3+1 O-2 H+1

Неокислительно-восстановительные – реакции, идущие без изменения степени окисления: S+4O4-2 + H2O → H2+ S+4O4-2

                                                      CH3NH2 + HCl → (CH3NH3)Cl

   

IV. Закрепление изученного.                                

Ш.: выполняют упражнения.

        №1.   К каким типам можно отнести реакции:

                               3H2 + N2 ↔ 2NH3

                               NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3

                               N2 + О2 ↔ 2NO – Q

                               3Cu + 8HNO3 → 3Cu(NO3) 2  + 2NO + 4H2O

                               CH4 + Cl2  → CH3Cl + HCl

       №2.   Являются ли данные реакции окислительно-восстановительными или нет?

                 Укажите окислитель и восстановитель, составьте электронный баланс,

                 Расставьте коэффициенты.

                         NH3  + SO2 →  N2 + S + H2O

                         NH3+ HCl → NH4Cl

                         Zn + HNO3(конц.) → Zn (NO3)2 + NO2 + H2O

                         ZnSO4 + BaCl2 → Ba SO4 + Zn Cl2

        №3.  Решение  кроссворда.

                 

У: подводит итоги урока.

ДЗ: §11, вопр.1 – 8 по учеб. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова.

Использованные ресурсы:

  1. Химия. Методическое пособие. 11 класс. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова.
  2. Химия. Методическое пособие. 11 класс. А.Ю.Гранкова.
  3. Ж.. «Химия в школе», №4, 2006гЭУИ «Химия 8-11 класс».                                                   

,,,,,   ,,,,   ,, по-   , ,,,,    ,,     

,,   ,,,      ,,   пре         ,

    ,,ия. 

                                                 И.Ньютон

                                                             

Ответ: Природа, по-видимому, любит    

              превращения.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация химических реакций

урок изучения новой темы в 11 классе, где рассматриваются признаки классификации химических реакций....

Тест в 11 классе "Классификация химических реакций. Обратимость. Химическое равновесие"

Тест составлен в соответствии с учебником О.С. Габриеляна "Химия 11 класс", базовый уровень...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...

Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...