Открытый урок по химии "Самородные металлы" 8 класс
план-конспект урока химии (8 класс) по теме

Открытый урок "Самордные металлы " был проведен в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy__urok_po__himii__samorodnye_metally._8_a_klass..doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: «Самородные металлы».

   Цель - познакомиться  с  природным  разнообразием  самородных  металлов, процессом  их  образования  и  ролью  в  развитии  цивилизации.

Гипотеза

  Некоторые самородки  могут  образовываться  из  солей  металлов.

                            Проблемные  вопросы:

1.Что  называется  самородком?

2.Какие  металлы  могут  образовывать  самородки?

3.Как  образовываются  самородки?

4.Может  ли  один  самородок  образовываться  разными  способами?

5.В  каких  частях  нашей  планеты  чаще  всего  встречают самородки?

   Оборудование: интерактивная  доска,  мультимедийный  проектор,  компъютер, карточки  с целью,  гипотезой  урока  и  проблемными  вопросами  для  доски,   коллекция  металлов и  сплавов.

                                     

Ход  урока

  1. Организационный  момент.

II.  Проверка  домашнего  задания.

   -Ребята, прежде  чем  мы  начнем  изучать  новую  тему,  давайте  вспомним, какую  тему  мы  изучили  на  прошлом  уроке. ( Простые  вещества.)

   -Какие  вещества  относятся  к  простым? (Металлы  и  неметаллы.)  

   -Дайте  определение  металлов. ( Металлы - это  ковкие, пластичные,  тягучие  вещества,  которые  имеют  металлический  блеск  и  способны  проводить  тепло  и  электрический  ток.)

     Игра  «Угадай  металл».  

                                                                                                                                                 

    -Теперь  поиграем  в  игру. Вы  будете  по  очереди  давать  характеристику  любому  металлу или  его сплаву, а  кто-то  будет  отгадывать  его  название. (Ученики  должны  назвать  следующие  металлы: золото, сталь, медь, бронза, латунь, цинк, олово,  свинец, алюминий, серебро.) 

    -Ну,  вот  поиграли  и  вместе  с  тем  вспомнили  все  изученные нами  металлы  и  их  свойства. И  эти  знания  помогут  вам  лучше  понять  материал  сегодняшнего  урока.

III. Изучение  нового  материала.

   -Ребята, сегодня  на  уроке  мы  продолжаем  знакомиться  с  металлами, а  именно  с  самородными  металлами,  или  как  их  иначе  называют  самородки. Тема  урока  «Самородки». Запишите  ее  в  тетради.                                                                                                                                              

   -Цель  нашего  урока познакомиться  с  природным  разнообразием   самородных  металлов, процессом  их  образования   и  ролью  в  развитии  цивилизации. (Слайд 1)

  -А  как  вы  думаете,  что  означает  слово  самородные? ( Сами  себя  рождают,  образовывают.)

  -Гипотеза  урока - некоторые  самородки  могут  образовываться  из  солей  металлов. (Слайд 1)

  -Кто  знает,  что  такое  гипотеза? ( Научное  предположение.)

  -Ребята,  а  что  такое  соли  металлов? ( Один  ученик  дает  определение. Соли  металлов – это класс  химических  соединений, состоящих  из  ионов  металла  и  ионов  кислотного  остатка.)

  -Обратите  внимание! На  доске  проблемные  вопросы,  на  которые  мы  должны  ответить  в  течение  урока. ( Слайд 1)

Проблемные  вопросы:

  1. Что  называется  самородком?
  2. Какие  металлы  могут  образовывать  самородки?
  3. Как  образовываются  самородки?
  4. Может  ли  один  самородок  образовываться  разными  способами?
  5. В  каких  частях  нашей  планеты  чаще  всего  встречают  самородки?

   -На  эти  вопросы  нам  предстоит  ответить в  ходе  изучения  материала.  

    -Ребята, попробуйте  сами  дать  определение,  что  же такое  самородок? ( Ученики  пытаются  дать  определение  самородка.  Затем  сама  даю  им  определение  с  записью  в  тетрадь.)

  1. Что  называется  самородком? (Слайд 2)

   -В  учебнике  нет  точного  определения  понятия  самородка, поэтому  я  вывесила  его  вам  на  доску.  Запишем  его  в  тетради.

    Самородком  можно  считать  сравнительно крупное  обособление  самородного  металла, массой  свыше  1 г.

   -Как  вы  думаете,  какие  металлы  могут  образовывать  самородки?

2.Металлы, образующие  самородки (Слайд  3)

   -Попробуем  ответить  на  следующий  проблемный  вопрос:

3.Как  образовываются  самородки? (Слайд 4)

                                                 Физкультминутка

4.Золото. (Рассказ  учителя.) ( Слайд 5,6,7,8) (Сообщение уч-ся)

5.Серебро. (Рассказ  учителя.) (Слайд 9) (Сообщение  уч-ся)

6.Медь. (Рассказ  учителя.) (Слайд 10) (Сообщение  уч-ся)

7.Железо. (Рассказ  учителя.) (Слайд 11) (Сообщение  уч-ся)

  -В  итоге  всего  увиденного  и  сказанного,  какие  можно  сделать  выводы  по  теме  урока? (Учащиеся  делают  выводы, отвечая  на  вопросы.)

  -Какие  металлы  могут  быть  самородными?

  -Как  образовываются  самородки?

   -Какую  роль  сыграли  самородки  в  развитии  цивилизации?

   -Ребята,  выводы  я  приготовила  на  листочках.  Чтобы  не  переписывать  их  сейчас  в  классе,  вклейте  их  дома  в  тетради.

Выводы. (Слайд 12)

  1. Самородными  металлами  могут  быть  золото,  серебро,  медь  и  железо.
  2. Образовываются  самородки  разными  способами,  и  механизм  их  образования  не  ясен  до  конца.
  3. Самородные  металлы  сыграли  большую  роль  в  развитии  человечества,  так  как,  прежде  чем  научиться  добывать  и  плавить  руду, люди  познакомились  с  чудесными  свойствами  металлов,  находя  и  обрабатывая  самородки.

Использование  самородных  металлов. ( Беседа)

    -Давайте  выясним, где  и  как  используются  самородные  металлы.     ( Золото и  серебро используются  в  ювелирном  деле, в  стоматологии,  в  радиотехнике, в  изготовлении  предметов   исскуства;  из  меди  изготавливают  электропровод. – А  кто  мне  скажет, почему  электрический  провод  делают  именно  из  меди?  Из  железа  делают  детали  автомобилей, сами  автомобили  и  т.д.)

IV. Закрепление нового материала.

    -Для  закрепления  нового  материала  давайте  ответим  на  вопросы, которые  перед  вами  на  доске. ( Ученики  отвечают  на  вопросы.)

V.Итог  урока.

- Итак,  ребята, какую  тему  мы  изучали  на  уроке?

-Что  нового  узнали?

-Так  какие  металлы  могут  быть  самородными?

-Какими  основными  способами  они  образуются?

-Какую роль  сыграли  самородки  в  развитии  цивилизации?

-Сегодня  меня  порадовали  своей  работой  на  уроке…. Получают  оценку…. Остальные  к  следующему  уроку  хорошо  выучат  материал.

VI. Домашнее  задание: выучить конспект  урока  по  тетради  и  §13 на с.49-50.