"Воздух и его состав" (план-конспект урока)
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Мухамедзянова Светлана Дмитриевна

 

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (8класс)

ТИП УРОКА:комплексный урок (на уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы учащихся).

ТЕМА:       ВОЗДУХ   И   ЕГО   СОСТАВ.

ФОРМА УРОКА: групповая работа по повторению пройденного материала (игра - интеллектуальное казино) и коллективное изучение нового материала.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Актуализировать знания и умения, обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода». Обратить их внимание на те вопросы, которые ими были недостаточно поняты.

 

        ЗАДАЧИ УРОКА:

1). Обобщение и контроль знаний обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода», самопроверка умений обучающихся дописывать уравнения химических реакций, оценивать свои знания, первичных навыков химического эксперимента, соблюдение техники безопасности.

2). Сформировать представление о составе воздуха, актуализировать знания, полученные о составе воздуха из курса природоведения, биологии, географии, а также сформулировать понятие об инертных газах, их открытии, применении.

3). Развивать умения обучающихся работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (8класс)

ТИП УРОКА: комплексный урок (на уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы учащихся).

ТЕМА:       ВОЗДУХ   И   ЕГО   СОСТАВ.

ФОРМА УРОКА: групповая работа по повторению пройденного материала (игра - интеллектуальное казино) и коллективное изучение нового материала.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Актуализировать знания и умения, обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода». Обратить их внимание на те вопросы, которые ими были недостаточно поняты.

        ЗАДАЧИ УРОКА: 

1). Обобщение и контроль знаний обучающихся по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода», самопроверка умений обучающихся дописывать уравнения химических реакций, оценивать свои знания, первичных навыков химического эксперимента, соблюдение техники безопасности.

2). Сформировать представление о составе воздуха, актуализировать знания, полученные о составе воздуха из курса природоведения, биологии, географии, а также сформулировать понятие об инертных газах, их открытии, применении.

3). Развивать умения обучающихся работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное.

ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ  КАБИНЕТА.

НА СТОЛАХ КОМАНД: табличка с номером команды, чистые листы для решения задач и выполнения упражнений при ответе на вопросы, ручки, калькулятор, конверт - кошель для накопления «денег», периодические системы химических элементов Д.И. Менделеева.

НА СТОЛЕ УЧИТЕЛЯ: лист с вопросами и ответами из «Банка знаний». «Банк» - 190 химонов для игры, лабораторный ящик: с колбой, заполненной кислородом, спиртовка, спички, древесная лучина, секундомер, карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы, черный ящик.

НА ДОСКЕ: схемы - рисунки (плакаты): 1) опыт Лавуазье по определению состава воздуха; 2) сжигание фосфора под колоколом, недорисованная на доске схема для получения и сбора кислорода.

дополнительный   материал    по   новой   теме   (сообщения   об инертных газах).

ХОД УРОКА: I. Организационный момент.

II.   Повторение   и   обобщение   пройденного  материала   по

теме:    «Кислород.    Получение,    свойства   и   применение

кислорода».

1). Игра - «Интеллектуальное казино».

С каждого ряда приглашаются по четыре человека - игроки 3 команд, остальные учащиеся - зрители. Учитель приветствует команды и напоминает им правила игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Учитель сообщает стоимость всего «Банка знаний»: 190 химонов. Учитель задает вопрос и объявляет стоимость вопроса. Учащиеся обсуждают вопрос 30 секунд, отвечает команда, успевшая первой поднять табличку с номером команды. В случае правильного ответа команда зарабатывает в кошель определенное число химонов, если ответ неверный право отвечать получает следующая команда. Если все команды дают неверный ответ, право отвечать и заработать химоны имеют зрители. В конце игры команда запечатывает «конверт - кошель» и сдает учителю, который оценивает работу команд. Личные сбережения учащихся остаются у них до конца урока.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ «БАНКА - ЗНАНИЙ»

1. Закончить фразу: Кислород - это самый ... Ответ: - это самый распространенный химический элемент в земной коре (5 химонов)

2. Благодаря    какому    процессу    на    Земле    существует свободный кислород?

Ответ: свободный кислород на Земле существует благодаря процессам, фотосинтеза, протекающим в зеленых частях растений на свету, когда из углекислого газа и воды образуются органические вещества и свободный кислород. (15 химонов).

3. Какое соединение является продуктом горения железа в

кислороде? Какова его химическая формула? Ответ:   продуктом   горения  железа   в   кислороде   является железная окалина   Fе304    (10 химонов).

4. Чему равна средняя молекулярная масса воздуха? Ответ: средняя молекулярная масса воздуха равна 28,9~ 29 (5 химонов).

5. В каких баллонах хранят и транспортируют кислород? Ответ:   кислород  хранят   и   транспортируют   в   стальных баллонах голубого цвета. (10 химонов).

6. Дорисуйте на доске схему прибора для получения и сбора

кислорода?

Ответ: дорисовать пламя спиртовки, колбу для сбора кислорода вниз дном, или вверх дном в сосуде с водой (вытеснением воды). (15 химонов).

1. В каком количестве вещества сера вступает в реакцию горения с кислородом? Каким пламенем горит и какое соединение при этом образуется?

Ответ: сера вступает в реакцию горения с кислородом по уравнению: S + О2 = SО2 (образуется оксид серы IV или сернистый газ), участвует 1 моль серы, горит ярким синим пламенем. (15 химонов).

8. Эксперимент вопрос: как можно доказать, что в колбе находится кислород? Объясните и докажите экспериментально; (техника безопасности)

Ответ: тлеющей лучинкой, она вспыхнет, т.к. кислород - это газ, поддерживающий горение. (15 химонов).

9. Какая реакция называется реакцией горения, что образуется при реакции горения простых и сложных веществ?

Ответ: реакция горения - это реакция взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом с образованием оксидов и выделением теплоты и света. (5 химонов).

10.    Всегда ли при реакции горения углерода в кислороде образуется углекислый газ? При каких условиях возможно образование другого соединения, что это за вещество? Чем оно опасно для человека?

Ответ: при недостатке кислорода при горении углерода образуется оксид углерода (II) (угарный газ) - ядовитое

вещество, вдыхание его паров опасно для жизни человека. (20 химонов).

11.    Во    что    превращается    кислород    при    t=183С    и

р=101,325кПа?

Ответ: кислород при этих условиях сжижается и превращается в бледно-синюю жидкость. (15 химонов).

12.    Как называется электрохимический способ разложения

воды?

Ответ: электрохимический способ разложения воды называется электролизом воды. (20 химонов)

13. Какое из свойств кислорода вы считаете наиболее важным поддерживать дыхание (т.е. жизнь) или поддерживать горение?

Ответ: поддерживать дыхание - это более важное свойство, т.к. благодаря кислороду существует жизнь на земле.. (10 химонов).

14. Какое из соединений железа богаче железом    Fе0    или

Fe2О3    ? Ответ: Мr (FеО) =56+16=72

Мr (Fe2О3)=112+48=160

оксид железа (II) богаче железом, чем оксид железа (III). (15 химонов).

15. Какова   сумма   всех   коэффициентов   в   управлении

реакции разложения хлората калия? Ответ:   2 КСlO3 = 2KCl + ЗО2        (7). (10 химонов).

16. Кто, по-вашему, может при задержании дыхания дольше обойтись без кислорода воздуха курильщик или спортсмен? Почему?

Ответ: выдержит тот, у которого больше объем легких, но конечно спортсмен, т.к. у него натренированные легкие, ау курильщика легкие ослаблены, загрязненные сажей и др. токсичными смолами. (5 химонов).

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ КОМАНД:

команда, накопившая от 100 химонов и более, получает «5». команда, накопившая от 80 химонов до 100, получает «4». команда, накопившая от 60 химонов до 80, получает «3».

2). После этой работы участники команд занимают свои места и все учащиеся на карточках в течении 5 минут индивидуально выполняют задание, полученное от учителя на карточках. Затем учащиеся попарно меняются своими работами и, глядя на экран, где располагаются ответы, самостоятельно проверяют и оценивают своего соседа. Работы сдают учителю для перепроверки.

III. Изучение нового материала.

1). Открываем тетради, записываем число и новую тему урока.

2). Фронтально учащиеся повторяют знания, полученные о составе и свойствах воздуха на уроках природоведения, биологии и географии, отвечая на вопросы учителя.

3). Затем один из учащихся по схеме - плакату у доски рассказывает об опыте, доказывающим основной состав воздуха (опыт Лавуазье), а учитель показывает опыт, доказывающий состав воздуха (видео ролик).

4). Учитель сообщает, что о жизни и деятельности французского химика Лавуазье подготовлен учащимся специальный материал, с которым желающие могут ознакомится на стенде «К уроку» в рубрике «Жизнь и деятельность замечательных людей».

5). А еще начинает учитель кроме азота и кислорода в конце XIX века в воздухе были обнаружены еще 5 простых газообразных веществ, перечисляет их: гелий, неон, аргон, ксенон, радон и сообщает о их положении в таблице Д.И. Менделеева. В это время выходят учащиеся с сообщением об инертных газах. Учащиеся класса слушают и после выступлений записывают названия инертных газов в свои тетради (на экране презентация энертных газов).

6). Учитель подводит итог сказанному и акцентирует особое внимание учащихся на применении и свойствах инертных газов, поясняет, почему инертные газы называют благородными газами.

7). Учащиеся открывают параграф учебника, находят таблицу «Состав воздуха» и переносят ее в тетрадь.

8). Особое внимание учитель уделяет вопросу о загрязнениях воздуха (рассказ сопровождается презентацией).

Итак, все вопросы рассмотрены, в тетрадях у учащихся записана важнейшая информация о составе воздуха.

IV. Закрепление изученного материала.

Теперь для закрепления полученных знаний предлагается учащимся игра «Да - Нет».

В закрытой коробке (так называется черный ящик) находится нечто относящееся к теме: «Воздух и его состав». Учитель предлагает узнать, что лежит в коробке. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет». Нужно достичь цели, задав учителю наименьшее число вопросов, (в коробке - воздух). Целесообразно сыграть несколько раз, уменьшая каждый раз число вопросов, предшествующих разгадке. Вопросы могут быть следующими, например:

- Это твердое вещество?        - Нет.

- Это жидкое вещество?        - Нет.

- Это смесь веществ?        - Да.

- Это смесь газов?        - Да.

- Это окружает нас?        - Да.

- Этим мы дышим?        - Да.

- Это воздух?        - Да.

V. Д/з параграф 22 (самостоятельно изучить горение веществ в воздухе, условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров).

Учитель объявляет конкурс на составление кроссвордов по темам: «Кислород» и «Воздух и его состав».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

Урок защиты проектов «Изучение состава воздуха. Экологические проблемы загрязнения воздуха и его охрана»

Урок защиты проектов по теме "Состав воздуха, его роль, значение и охрана". Для определения содержания проектов заранее были предложены несколько тем. Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем и...

конспект урока и презентация 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"

урок 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"...

Конспект урока "Воздух. Свойства воздуха".

Конспект урока по учебному предмету "Живой мир" для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"Цель:  Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деяте...