Разработка урока по теме :Единство и борьба противоположностей.Глюкоза-альдегидоспирт"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Салтанова Наталья Викторовна

Урок-сценарий  рекомендован провести в 10 классе.Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии развития критического мышления. Учащимся предлагается система аданий  личностно-значимого содержания. Данный урок является сценарием, включающим 3 этапа: повторение раннее изученного матеиала, задача-ловушка, решение задач на закрепление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Единство и борьба противоположностей. Глюкоза- альдегидоспирт»

 10 класс.

Учитель химии  ГБОУ СОШ  № 599-  Салтанова Н.В.

Данный урок можно провести с учащимися 10 класса. Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии развития критического мышления. Учащимся предлагается система   заданий  личностно-значимого содержания. Данный урок является сценарием, включающим 3 основных этапа: повторение ранее изученного материала, задача-ловушка, решение задач на закрепление

Цели:

Обучающая: выявление и  оценка степени овладения системой знаний и комплексов умений и навыков   на практике следующих понятий: основные классы кислородосодержащих органических веществ их качественные реакции, умение записывать уравнения реакции, знание  строения и умение  записывать структурные формулы органических веществ, решение задачи на вывод формулы.

Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, коммуникативности, способности к эффективному общению, расширение общекультурного кругозора.

Воспитывающая: воспитание  положительной мотивации учения,  партнерского стиля общения педагога и обучающегося, правильной самооценки, чувства ответственности.

Оборудование и реактивы: таблица « Структурные формулы органических веществ», таблица качественных реакций (на парте у каждого учащегося), раствор щелочи, уксусный альдегид, глицерин, раствор сульфата меди (2), аммиачный раствор оксида  серебра(1), спиртовка.

Этап 1

Повторение ранее изученного материала

Чтобы грамотно провести эксперимент, необходимо вспомнить ряд теоретических вопросов, на которые мы будем опираться в ходе эксперимента.

На данном этапе учащиеся знают следующие понятия: основные классы органических соединений; качественные реакции, умеют записывать уравнения химических реакций, составлять структурные формулы ранее изученных соединений.

Вопросы:

1) Вспомните классы органических соединений, которые содержат кислород?

- Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры.

2) С помощью, каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт?

- Качественная реакция на многоатомный спирт - взаимодействие со свежеприготовленным раствором гидроксида меди(2). Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко-синий;

-Качественная реакция на альдегиды - реакция « серебряного» зеркала. Признак реакции - образование на стенках пробирки осадка.

 Учащиеся записывают уравнения реакций.

Проведение эксперимента

Повторение правил техники безопасности при работе с органическими веществами, спиртовкой, в паре.

Лабораторный опыт

Итак, перед вами  три пробирки с растворами веществ, все они кислородосодержащие. С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество. Задача данного этапа обнаружить в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Результаты наблюдений запишите в таблицу:

 

№ пробирки

реактив

Наблюдение

Уравнение реакции

1

2

3

Так как в начале урока повторили все качественные реакции, записали уравнения, предположили результат (изменение окраски), то учащиеся могут определить содержимое всех трёх пробирок. Это создаёт ситуацию успеха.

Вопросы к учащимя:

- Какие выводы можно сделать по данным экспериментальных наблюдений?

- Какие свойства проявляет неизвестное вещество, находящееся в третьей пробирке?

- Знаете ли вы формулу этого вещества?  

Этап 2 

Задача - ловушка. ( Задача состоит в том, что дети могут решить задачу известным им способом, но не могут построить самостоятельно,  структурные формулы нового вещества)

Чтобы узнать формулу вещества, решим задачу, зная его качественный состав.

Вещество в пробирке №3 имеет следующий состав:

W(C) = 40%, W (H) = 6, 7%, W (O) = 53, 3 %.Молярная масса неизвестного вещества равна 180 г/моль. Найти формулы вещества.

Составление структурной формулы (данное понятие дети знают, умеют составлять структурные формулы ране изученных соединений)

Зная формулу С6Н12О6 и химические свойства вещества на основании экспериментальных данных, попробуем составить его структурную формулу.

Учащимся даётся памятка для составления структурных формул. Помните: атом   углерода  4-валентен, вещество содержит одну альдегидную группу и несколько гидроксильных групп. Это вещество - глюкоза. Учащиеся по группам, в которых проводился эксперимент, (или с помощью учителя) составляют структурные формулы.

Этап 3  Решение задач на закрепление по теме:  « Глюкоза – альдегидоспирт»

 

В четырёх склянках без этикеток находятся растворы глицерина, ацетальдегида, уксусной кислоты и глюкозы. Составьте план определения содержимого этих склянок. Запишите уравнения химических реакций, которые нужно провести, и признаки их протекания. Составьте структурные формулы этих соединений.

Выводы урока (учащиеся делают самостоятельно, на основе, изученного на уроке)

Домашнее задание (с комментариями)

Подведение итогов урока. (Рефлексия, ответы учащихся на вопросы, оценки с комментариями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....

Разработка урока по химии Загрязнения атмосферы борьба с ними.

Цель данной работы:1. Обобщить и систематизировать знания об атмосфере,как газообразном состоянии вещества, указать источники загрязнения атмосферы и предложить способы решения проблемы.2. Ф...

Разработка урока с ЭОР. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Разработка рекомендована педагогам для реализации перехода на ФГОС...

Методическая разработка урока по теме "Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом". 9 класс.

Материал будет полезен для учителей при подготовке занятий по истории Великой Отечественной войны....

Разработка урока "День народного единства-9 класс"

Цель: • формировать чувство гражданственности и патриотизма; • формировать ответственность за судьбу Родины; • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, св...