урок химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Антышева Нина Александровна

разработка урока химии в 9 классе по теме "Оксиды углерода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oksidy__ugleroda_urok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок по теме: «Оксиды углерода»

Цели урока: Образовательные: Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, продолжить формирование знаний о степени окисления, умений написания химических реакций.

                     Воспитательные: Реализуются осознанным усвоением материала, учебные задания являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, характера, продолжаем следить за культурой речи, формой записи и их правильностью.

                     Развивающие: Проявяются в результате формирования научно-теоретического, логического мышления, развиваются умения сравнивать на уроках химии, умение обобщать и делать выводы на основе нового и ранее изученного материала, выделять главное, конкретизировать.

Оборудование: соляная кислота, мел, известковая вода, прибор для получения газов, пробирки, спиртовка, спички.

                                                                  Ход урока.

Сегодня нам предстоит познакомится с двумя братьями: один- яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой- сам образуется в результате горения , но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончится смертью.  Кто они эти столь непохожие друг на друга братья? Уточняем «фамилии братьев»- оксиды углерода, добавляем личные имена каждого ( оксид углерода(2) и оксид углерода(4) ) и напоминаем их прозвища- угарный газ и углекислый газ.

( на доске записывается тема урока )

Учащиеся определяют цель урока, формируя вопрос, на который  они хотели бы получить ответ.

•        Каковы физические и химические свойства этих веществ?

•        Каково строение их молекул?

•        Где применяются эти вещества?

•        Как их можно получить?

•        Если мы назвали их братьями, то почему они такие разные?

•        Есть ли между ними сходство?

•        Что между ними больше: сходного или различного?

Уточняем,что в основе изучения материала будет логическая операция- сравнение.

     Уточняем цель: в ходе сравнения мы познакомимся с двумя веществами, но наша задача     глубже: выяснить, что между ними больше- сходства или различий и попытаться найти причины, объясняющие  сходство и различие.

Следующий этап: выделение признаков сравниваемых объектов.

Можно предложить учащимся на черновиках записать всё, что им известно о каждом веществе. Можно индивидуально или в парах. А можно по ходу фронтальной беседы делать краткие записи на доске. Учащиеся легко поймут, что знания об этих веществах пока бессистемны и недостаточны для полного сравнения. Кроме того, они увидят потребность в систематизации имеющейся информации.

Критерии сравнения:  качественный и количественный состав;

                                        степень окисления;

                                             физические свойства;

                                             химические свойства;

                                              способы получения;

                                              применение;

    Далее вместе с учащимися заполняем таблицу.

                                                          Оксиды  углерода

Критерии сравнения

 Сходство

 Угарный

   газ- СО          

Углекислый

  газ- СО2     

  1. Состав:

Качественный

количественный

     

     С;  О

 С – 1 атом

  О –  1 атом

                     О – 2 атома

2.  Тип химической связи.

Ковалентная полярная

3. Степень окисления.          

     О-2

      С+2

          С+4

4. Физические свойства:

Агрегатное состояние;

Цвет;

Запах;                      

Раств-ть в воде;

Плотность по воздуху;

Газы (н.у.)

б/цв

не имеют

Малораств.

Немного легче (28/29)

Лучше раств.

Тяжелее (44/29)

5. Действие на организм.

Яд, образует с гемоглоб. крови прочные х/м соединения,    т .к. степень окисления углерода  +2

Образуется в клетках тела.

   6. Химические свойства.

  1. Горение

  1. окисл-восст. свойства

  1. способность к образованию солей

  1. взаимод. с водой
  2. взаимод. со щелочами  
  3. взаимод. с оксидами металлов

 

7. Получение        

 

8. Применение      

2СО+О2=2СО2

Окисляется, проявляя восстановит. cвойства

СО+СuO=CO2+C

Несолеобразующий

Не взаимод. с водой.

Не взаимод.

Происходит восстановление металлов

CO+CuO=CO2+Cu                      

CO2+CO=2CO        

Топливо, восстанови-тель металлов,  в органическом синтезе.          

Не горит

Восст-ся, прояв. Окислительные свойства СО2+2Mg=2MgO+C

CO2+C=2CO

Солеобразующий,

кислотный

СО22О=Н2СО3

СО2+2NaOH= Na2CO3+H2O

Образуется соль

CO2+CuO=CuCO3

CaCO3=CaO+CO2

C+O2=CO2

Na2CO3+2HCl= 2NaCl+CO2+H2O

Получение соды, сахара,  тушение пожаров, газ. вода, «сухой лёд», хранение продуктов.

ВЫВОД:

При одинаковом качественном составе угарный  и углекислый  газ имеют разные химические свойства, а следовательно, и разные области применения.

Различия в физических и химических свойствах объясняются различием в степенях окисления атомов углерода и разным количественным составом молекул рассмотренных веществ.

Некоторое сходство физических свойств можно объяснить  сходством качественного состава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе по теме "Углерод".

В презентации отражено строение атома углерода, аллотропия углерода (алмаз и графит), адсорбция, её применение и химические свойства углерода....

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"

Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения  представляют особенно широкие ...

Урок химии 9 класс. Оксиды углерода.

Конспект урока химии 9 класса "Оксиды углерода" по УМК "Сферы"Основные оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ сравниваются между собой по разным признакам....

Шаблон проверочной работы по химии 9 класс "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Шаблон удобен для выполнения практической работы. Ученик выполняет действия на практике и заполняет графы. Экономия времени....

Технологическая карта урока в 9 классе Тема: «Оксиды углерода (II и IV)»

Технологическая карта урока по химии в 9 классе(автор учебника О.С.Габриелян, базовый уровень) Тема: «Оксиды углерода (II и IV)»...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....