Урок по теме "Жиры" химия
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Методическая разработка урока по дисциплине Химия по теме "Жиры". Урок построен в форме групповой работы сттудентов. Изучение нового материала сочетается с элементами практической работы. Работа сопровождается выступлениями ребят по каждому заданию, обсуждением. Надеюсь, разработка будет полезна для преподавателей химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_zhiram.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА

Тема урока: «Жиры»

Форма урока:  изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная:  усвоение учащимися представлений о жирах как химических веществах, способах их переработки и применении на основе межпредметных связей; актуализация знаний о жирах из курса биологии.

Развивающая: развитие навыков проведения эксперимента, публичных выступлений, работы с литературой, умения выбирать главную информацию.

Воспитательная: формирование культуры ведения диалога, ответственность за результат работы в группе.

Задачи урока:

1 Усвоить знания о жирах как химических соединениях.

2 Подтвердить теоретические знания экспериментом.

3 Представить подготовленные сообщения.

4 Провести самооценку деятельности на уроке.

Алгоритм урока

Этапы урока

Время

(мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1

Приветствует присутствующих

Подготовительный этап

3

Вступительное слово, целеполагание

Воспринимают информацию

Установочный этап

3

Разъяснение формы работы (групповая), введение в игровую ситуацию

Воспринимают информацию

Этап самостоятельной работы учащихся

10

Консультации, помощь, разъяснение в группах

работа по учебнику и дополнительной литературе, поиск информации

Обсуждение информации

23

Задает вопросы, воспринимает и дополняет информацию

Отвечают на вопросы, воспринимают информацию

Проведение эксперимента

10

Наблюдает за ходом эксперимента, задает проблемные вопросы

Проводят эксперимент, отвечают на вопросы, делают выводы.

Решение задачи

5

Предлагает задачу

Решают задачу

Сообщения учащихся

10

Воспринимает информацию, дополняет

Воспринимают информацию

Игра «ДА-НЕТ»

3-6

Проводит игру

Задают вопросы.

Закрепление

5

Проводит тестирование

Отвечают на вопросы теста

Подведение итогов

2

 Выставляет оценки активным учащимся

Рефлексия

2

Подводит итог

Заполняют лист самооценки, дают оценку уроку

План – конспект урока

1 этап  урока  Подготовительный

Учитель объясняет, что на уроке каждый ознакомится с темой «Жиры» по учебнику и дополнительной литературе.

В тетрадь нужно будет выписать определение и общую формулу жиров, а также ответы на вопросы плана изучения темы, который записан на доске.

План изучения темы

1 Состав, строение, номенклатура и классификация жиров.

2 Физические и химические свойства жиров.

3 История изучения жиров.

4 Источники жиров.

5 Переработка и применение жиров.

6 Биологическая роль жиров.

7 Обмен жиров в организме человека.

Перед вами на столе лежит лист самоконтроля. Перед тем, как мы начнем изучать тему, отметьте галочкой пункт «Важность темы» на начало урока.

2 этап урока - Установочный.

Давайте представим себе, что вы – специалисты, которые исследуют данную тему в различных НИИ, но знакомы только с некоторыми вопросами темы. Вам необходима информация по этой теме в других направлениях, которыми занимаются другие лаборатории. Для этого мы решили провести слет специалисты: для обмена информацией, подтверждения теоретических знаний экспериментально и заполнить пробелы в знаниях по этой теме. Вы разделитесь на три лаборатории:

- химики

- технологи

- диетологи

На столах лежат инструкции – задания, выданные дирекцией НИИ, учебники, дополнительная литература. Для начала каждая лаборатория разберется с теоретической частью. После подготовки по вашим вопросам мы обсудим их на слете. При необходимости делайте записи в своих дневниках исследований. Ваша активность будет оценена: умение выступать, слушать, дополнять.

4 этап – этап самостоятельной работы работа по инструкции, в группах

5 этап – обмен информацией, запись основного содержания в тетрадь

Работа строится в виде беседы:

- Дать определение жиров.

Жиры – смесь сложных эфиров, образованных глицерином и жирными кислотами.

- Изобразите на доске общую формулу жиров.

                    О

    СН2- О - С -  R1

                     О

    СН  - О – С – R2

                     О

    СН2 – О – С – R3

  1. Какие кислоты могут входить в состав жиров?

В жиры входят остатки предельных и непредельных карбоновых кислот от С4 до С24.

Обычно это кислоты нормального строения с четным числом атомов углерода.

Исключение составляет маргариновая кислота – С16Н33СООН с числом атомов С17.

Изредка в жирах встречаются карбоновые кислоты разветвленного и циклического строения.

В непредельных кислотах содержатся от 1 до 6 двойных связей.

Обычно в состав того или иного жира входит 5 – 8 остатков различных кислот ( в сливочном масле их 20). (табл. «Некоторые примеры жирных карбоновых кислот)

Какие кислоты преобладают в животных, растительных жирах?

В составе животных жиров преобладают предельные кислоты, в составе растительных – непредельные.

- Как даются названия жирам?

По систематической номенклатуре жиры называют триацилглицеринами. У ацилов суффикс – оил.

- Как классифицируют жиры?

Жиры можно классифицировать по составу на простые – если все ацильные остатки одинаковые, и смешанные – если все ацильные остатки разные.

По происхождению – на растительные и животные.

Растительные (масла) делят на:

- высыхающие, т.е. окисляющиеся и затвердевающие на воздухе (2 или более двойные связи), льняное, конопляное масло.

- полувысыхающие, (1-2 двойные связи), подсолнечное, соевое, хлопковое.

- невысыхающие, (1 двойная связь), арахисовое, касторовое, оливковое, пальмовое, кокосовое.

Жиры можно разделить на жидкие (большинство растительных масел, жиры рыб) и твердые (жиры наземных животных, кокосовое масло). Жидкие жиры содержат 70-85% непредельных кислот, а твердые жиры содержат около 50 и более % предельных кислот.

Работа идет в виде беседы по заданию 1 согласно инструкциям, каждая группа докладывает и отвечает на вопросы по теме, остальные учащиеся слушают, записывают и задают вопросы. Разбирается теория по плану:

1 Состав, строение, номенклатура и классификация жиров.

     2 История изучения жиров.

     3 Источники жиров

     4 Физические и химические свойства жиров.

     5 Переработка и применение жиров.

     6 Биологическая роль жиров.

     7 Обмен жиров в организме человека.

6 этап Проведение эксперимента. Практическая работа.

Группы выполняют задание 2 по инструкции, затем докладывают о результатах. Делают выводы

7 этап. Решение задачи. Расчетная задача по теме. В зависимости от подготовки можно предложить задачи разного уровня сложности. (см приложение)

8 этап на этом этапе ребята слушают сообщение по теме 

9 этап Игра «Да-Нет» Закрепление знаний.

Тест (см приложение) из правильных ответов складывается слово МОЛОДЕЦ.

Заполняется лист свмооценки на этапе рефлексии, подводятся итоги урока. 

Приложения

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Фамилия, имя___________________________________

1 Важность темы

Начало занятия

любопытно

интересно

необходимо

Конец урока

любопытно

интересно

необходимо

2 Понимание темы «Жиры»

(по результатам теста)

плохо

удовлетворительно

хорошо

отлично

3 Итоговая самооценка

запомнил мало

усвоил основное

знаю

4 Оценка работы группы

Не очень активная

достаточно активная

согласованная

5 Оценка урока

скучен

достаточно интересен

увлекателен, интересен

В целом я считаю, что заработал на этом уроке оценку______________________________________        

Тема: «Жиры»

Лаборатория «Химики»

Задание 1: Пользуясь учебниками Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, Г,Г, Лысова «Химия 11класс» стр.127, другой дополнительной литературой найдите ответы на вопросы плана и подготовьте устный ответ (при необходимости делайте краткие записи в тетради).

Вопросы: 1. Состав, строение, номенклатура и классификация жиров.

                 2. История изучения жиров.

                 3. Источники жиров.

Обратите внимание на имена ученых.

Задание 2: Проведите эксперимент, пользуясь инструкцией.

Экстрагирование жира из пищевых продуктов.

Выделите из пищевых продуктов жиры.

Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, пробирка, фильтровальная бумага.

Вещества: мука, орехи, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, бензин.

Ход работы:

  1. Насыпьте в сухую пробирку приблизительно на 2см по её высоте муку, налейте 2-3 мл бензина и встряхивайте в течении 1 мин. После отстаивания смеси перенесите несколько капель жидкости на полоску фильтровальной бумаги. После испарения бензина на бумаге останется жирное пятно.
  2. Для обнаружения жира в семенах подсолнечника или орехах на дно ступки положите полоску фильтровальной бумаги, на ней разместите семена подсолнечника (орехи) или хлопья и пестиком раздавите их. На бумаге образуется жирное пятно.
  3. Заполните таблицу:

Продукты питания

Проделанные опыты

Наблюдения

Вывод о наличии жира

Мука

Орехи

Семена

подсолнечника

Кукурузные хлопья

Тема: «Жиры»

Лаборатория «Технологи»

Задание 1: Пользуясь учебниками Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, Г.Г. Лысова «Химия 11класс» стр.127, другой дополнительной литературой найдите ответы на вопросы плана и подготовьте устный ответ (при необходимости делайте краткие записи в тетради).

Вопросы: 1.Физические и химические свойства жиров.

                  2. Переработка и применение жиров.

Обратите внимание на термины: гидролиз, гидрирование, саломас.

Задание 2: Проведите эксперимент, пользуясь инструкцией.

Исследование растворимости жиров.

Исследуйте растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Оборудование: пробирки, стеклянные палочки.

Вещества: растительное масло, вода, ацетон (или бензин).

Ход работы:

  1. В три пробирки налейте по 1 мл воды, спирта и ацетона (или бензина) и поместите в них примерно по равному кусочку жира или растительного масла (1 мл). Смесь встряхните. Несколько капель жира в спирте и бензине нанесите на фильтровальную бумагу. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод о растворимости жиров в воде и органических растворителях.

Заполните таблицу:

Растворитель

Наблюдаемые явления

Вывод о растворимости

Вода

Спирт

Ацетон (бензин)

Капля на бумаге

Тема: «Жиры»

Лаборатория «Диетологи»

Задание 1: Пользуясь учебниками Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, Г.Г. Лысова «Химия 11класс» стр.127, другой дополнительной литературой найдите ответы на вопросы плана и подготовьте устный ответ (при необходимости делайте краткие записи в тетради).

Вопросы: 1.Биологическая роль жиров.

                  2. Обмен жиров в организме человека.

Обратите внимание на термины: липаза, эмульгирование.

Задание 2: Проведите эксперимент, пользуясь инструкцией.

Доказательство непредельности жиров.

Определите отношение жиров к раствору перманганата калия (КМnO4).

Оборудование: пробирки, стеклянные палочки.

Вещества: жир, растительное масло, раствор KMnO4.

Ход работы:

  1. В пробирку налейте растительное масло. Прилейте к нему раствор KMnO4. Сильно встряхните пробирки. Что вы наблюдаете?

Заполните таблицу:

Оборудование и вещества

Наблюдаемые явления

Вывод

ТЕСТ «ЖИРЫ»

ВАРИАНТ 1

  1. Какой из приведенных жиров жидкий?

                    О

к) СН2- О - С -  С17Н33           н) тристеароилглицерин      

                     О

    СН  - О – С – С17Н35

                     О

    СН2 – О – С – С15Н31

                    О

м) СН2- О - С -  С17Н33            

                     О

    СН  - О – С – С15Н29

                     О

    СН2 – О – С – С15Н31

  1. Выбранный вами жир является: о) смешанным;  п) простым.
  2. Какие вещества могут образоваться при гидролизе жиров: м) этиленгликоль; л) глицерин; н) уксусная кислота;

г) этанол; о) пальмитиновая кислота; д) линолевая кислота?

4.  Как называются ферменты, расщепляющие жиры: а) амилазы; б) желчь; е) липазы; в) протеазы.

5. Какой из перечисленных ученых синтезировал жиры из глицерина и жирных кислот:  е) Бутлеров; ц) Бертло; м) Бертоле; о) Шееле; д) Шёврель?

Ответы: ________________________________

ТЕСТ «ЖИРЫ»

ВАРИАНТ 2

1.Какой из перечисленных жиров твердый:

                     О

м) СН2- О - С -  С17Н35           л) триолеоилглицерин.

                     О

    СН  - О – С – С15Н31

                     О

    СН2 – О – С – С15Н31

к) СН2- О - С -  С17Н29           

                     О

    СН  - О – С – С17Н33

                     О

    СН2 – О – С – С17Н33

  1. Выбранный вами жир является: с) простым; о) смешанным.
  2. Какие вещества не могут образоваться при гидролизе жиров: л) вода; о) муравьиная кислота; м) глицерин;

 г) олеиновая кислота; д) этанол; е) масляная кислота?

4. В каком отделе пищеварительной системы происходит расщепление жиров: а) ротовая полость; д) желудок; е) тонкий кишечник; г) толстый кишечник?

5. Какой из перечисленных ученых изучал жиры путем выделения из них жирных кислот: о) Шееле; п) Бертло;

ц) Шёврель; д) Бертоле; в) Бутлеров?

Ответы: ___________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дополнительные вопросы

1 Расчетная задача

Оливковое масло является ценнейшим продуктом, т.к. оно характеризуется высоким содержанием (70 – 87 %) олеиновой кислоты (что в 2- 2,6 раза больше, чем в подсолнечном масле). Сколько молей её содержится в 1 кг оливкового масла?

2 Экспериментальная задача

Как экспериментально определить старое растительное масло?

3 Вопросы

 а) Что такое соляровое масло? Является ли оно жиром?

 б) Что более «калорийно» - условное топливо (его теплотворная способность 29500 кДж/кг) или жир?

 в) Православной церковью установлено около 200 постных дней в году, в том числе и все среды и пятницы. В эти дни исключались из пищи продукты животного происхождения, в том числе и жиры. Что такое постное масло? Постное мясо? Постный сахар?

г) Какова связь между жирными кислотами и жирами?

д) Является ли жиром подсолнечное масло?

е) Напишите уравнения реакций гидрирования и гидролиза жира, в состав которого входят пальмитиновая, олеиновая и стеариновая кислоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...