Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Бочкова Ирина Анатольевна

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе "Методические основы подготовки к олимпиадам по химии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

« Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2 »

Проектная работа на тему

Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

Выполнила:

слушатель курсов повышения

квалификации учителей по проблеме

«Методические основы подготовки к олимпиадам по химии »

Бочкова И.А.

Должность: учитель химии

                                        г. Сясьстрой

                                            2012 год

Содержание

Введение

Обоснование темы проекта и её актуальность                                       стр. 3

1. Подготовка школьников к олимпиадам.

Какой она должна быть?                                                        стр. 4

2. Методическая часть проектной работы                                        стр. 5

3. Организационная часть проектной работы                                

3.1 План основных мероприятий по подготовке

олимпиады                                                                        стр. 6

3.2 Регламент проведения олимпиады                                стр. 7

3.3 Подготовка содержательной компоненты

олимпиады                                                                        стр. 7

3.3.1 Комплект заданий заочного тура школьного

этапа олимпиады для 8 класса                                стр. 7

3.3.2 Комплект заданий теоретического тура

школьного этапа олимпиады для 8 класса                стр. 10

3.3.3 Задание экспериментального тура

школьного этапа олимпиады для 8 класса                стр. 12

4. Анализ содержания олимпиадных задач 2011-2012

учебный год                                                                        стр. 12

5. Результаты школьного этапа олимпиады                                

5.1 Результаты заочного тура олимпиады по химии

в 8 классе                                                                        стр. 13

5.2 Результаты очного теоретического тура

олимпиады по химии в 8 классе                                        стр. 13

5.3 Результаты экспериментального тура

школьного этапа олимпиады для 8 класса                        стр. 14

5.4 Итоги по результатам трёх туров                                стр. 14

Заключение                                                                        стр. 14

Справка о выполнении итоговой работы

(акт о внедрении)                                                                        стр. 15

Список литературы                                                                стр. 16

Введение

В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента  Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый с 2006 года, предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является приоритетным направлением образовательной политики нашей страны.

В психологии существует множество подходов к пониманию термина «одаренный ребенок». Мы возьмем  за основу определение, согласно которому «одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся  яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности»[1].

Работа с одарёнными детьми предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере  на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
        Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады, поэтому актуальность
  определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по химии  в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся с различными типами одаренности к химии.
Цель проекта:

теоретическое обоснование и разработка методологических  подходов к подготовке одаренных учащихся 8 классов и учащихся с высокой мотивацией к участию в химических олимпиадах.
Задачи проекта:

  1. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 8 классов, в том числе у одаренных детей.
  2. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 8 классов к химическим олимпиадам.
  3. Разработать методологические  подходы к обучению решению нестандартных задач на факультативных занятиях в 8  классах
  4. Разработать систему оценивания олимпиадных задач
  5. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики подготовки к химическим олимпиадам учащихся 8 классов МОБУ «Сясьстройская СОШ №2» в 2011-2012 учебном году.

1. Подготовка школьников к олимпиадам. Какой она должна быть?

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.

  1. подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  2. индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения;
  3. уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  4. использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

2. Методическая часть проектной работы.

Олимпиады — это хорошо себя зарекомендовавший способ выявления среди школьников одаренных ребят с ярко выраженными научными склонностями. Олимпиада дает возможность учащимся, обладающим должной подготовкой, ещё больше заинтересоваться предметом, поверить в свои силы и взяться за решение ещё более сложных задач.

Олимпиады требуют от участника не просто демонстрации владения определенным объемом знаний, но и активного, зачастую творческого, применения их на практике. На олимпиадах, начиная с районного уровня, предъявляются более серьезные требования к экспериментальному мастерству участников, чем это предусмотрено школьной программой. Многие школьники, участвующие в олимпиадах, в дальнейшем выбирают профессиональную деятельность, связанную с фундаментальными или прикладными научными исследованиями, либо включающую элементы таких исследований.

Олимпиадные задачи контролируют не столько знания, сколько умение пользоваться ими для решения задач, контролируют склонность детей к научному анализу, к умению мыслить логически, системно, они проверяют, способен ли ребенок к серьезной умственной работе. Как правило, это вопросы повышенной сложности, для избранных.

Существуют определённые методические требования к олимпиадным задачам:

1) Содержание задачи должно опираться на примерную программу содержания ВОШ(х) соответствующего класса.
2) Трудность задач должна быть различной. Среди них должны быть и трудные и простые, "утешительные", для новичков и слабых участников, чтобы не отпугнуть их от участия в следующих олимпиадах.

3) Задача должна нести познавательную нагрузку.

4) Задача должна быть комбинированной: включать вопросы как качественного, так и расчетного характера; содержать материал из других естественнонаучных дисциплин.

5) Задача должна быть интересна, оригинально сформулирована.

6) Условие должно быть сформулировано четко; вопросы задачи должны быть сформулированы четко; на основе вопросов строится система оценивания.
        Как правило, в обычной общеобразовательной школе, уровень мотивации участников школьного (первого) этапа олимпиады по химии, зависит от возраста: у восьмиклассников он высок, у выпускников более низкий.

3. Организационная часть проектной работы.

В нашей школе I тур  ВОШ(х)  для восьмиклассников проходят в феврале, поэтому комплект заданий составляется творческой группой МО учителей естественно-математического цикла школы с учетом того, что учащиеся изучают химию пол года.

3.1 План основных мероприятий по подготовке олимпиады.

1. Подготовительная стадия (важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа олимпиады):

а) нормативное сопровождение мероприятия (организатором школьного этапа создается оргкомитет и жюри; оргкомитет разрабатывает регламент проведения олимпиады);

подготовка содержательной компоненты олимпиады, разработанной предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии (ЦМК) по химии;

б) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о проведении заочного и очного туров, о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

в) подготовка материально-технической базы олимпиады (создание выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, "копилки" с подборкой олимпиадных задач предыдущих лет и др.);

г) проведение занятий с будущими участниками олимпиады с целью ознакомления с целями олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий;

д) проведение заочного тура олимпиады;

е) проверка и показ работ;

ж) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

з) приглашение участников для участия в очном туре.

2. Основная стадия: 

а) приветствие участников олимпиады администрацией школы и учителем химии;

б) проведение теоретического тура олимпиады;

в) шифрование работ;

г) проверка, расшифровка работ, подведение итогов;

д) показ работ;

е) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);

ж) проведение экспериментального тура олимпиады;

з) проверка и показ работ;

и) подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке в присутствии одноклассников, награждение победителей и призеров (участники, не набравшие более половины от максимально возможных баллов, не могут являться победителями и призерами), закрытие олимпиады.

3. Заключительная стадия:

а) анализ допущенных ошибок и неточностей при выполнении работ, размещение заданий с ответами на информационных листках на стендах в кабинете химии;

б) оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения олимпиады.

3.2 Регламент проведения олимпиады.

Сроки проведения: неделя естествознания (середина февраля)

Число участников: все восьмиклассники, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура; все желающие, не принявшие участие в предыдущем туре по уважительным причинам;

Программа олимпиады: заочный тур; очный теоретический и экспериментальный туры;

Состав жюри (4 человека): председатель жюри (заместитель директора по учебно-воспитательной работе), члены жюри (учитель химии; учитель биологии; учитель географии);

Как осуществить проверку и показ работ, разбор задач, подведение итогов и награждение рассмотрено ранее. 

3.3 Подготовка содержательной компоненты олимпиады.

Олимпиадная задача представляет собой систему из условия, текста решения и системы оценивания.

     При выполнении заданий олимпиады исключается использование учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера. Разрешается пользоваться таблицей растворимости и периодической таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, непрограммируемым калькулятором.  

3.3.1 Комплект заданий заочного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

1. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела Золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи. (3 балла)

Система оценивания

1.

Действие магнитом (железные гвозди).

1 балл

2.

Растворение в воде, фильтрование (деревянные опилки, речной песок)

1 балл

3.

Выпаривание раствора

1 балл

Итого

3 балла

2. В трёх неподписанных пробирках находятся вода, раствор гидроксида натрия и раствор лимонной кислоты. С помощью, каких индикаторов можно определить данные вещества? Каким одним индикатором можно воспользоваться для определения?  Как в бытовых условиях можно отличить раствор лимонной кислоты от воды? (3 балла)

Система оценивания

1.

Названы все индикаторы, изменение их окраски в разных средах

1,5 балла

2.

Назван универсальный индикатор, его окраска в разных средах.

1,5 балла

3.

Названы бытовые индикаторы: чайная заварка или растворы ягодных соков

1 балл

Итого

4 балла

3. Найдите массовую долю сульфата натрия в растворе, полученном добавлением 100г воды к 250г. 15% раствора соли. (5 баллов)

Система оценивания

1.

Ответ обоснован и подтвержден расчетами:

250 ∙ 0,15 + 100 ∙ 0 = 350 ∙ х

x = 0,1071 (10,71%)

5 баллов

Итого

5 баллов

4. В среднем за год курица несёт 220 яиц. Масса карбоната кальция, содержащегося в яйце. В среднем составляет 5г. какая масса кальция должна восполняться в организме несушки за год? (5 баллов)

Система оценивания

1.

Записаны формулы веществ и формулы для вычислений

2 балла

2.

Определена массовая доля кальция в карбонате кальция (0,4)

1 балл

3.

Определена масса кальция в одном курином яйце (2г.)

1 балл

4.

Определена потеря кальция за год (440г.)

1 балл

Итого

5 баллов

5. Мельчайшая капелька воды имеет массу 0,001г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке? Рассчитайте число атомов всех элементов, содержащихся в капельке.

(6 баллов)

Система оценивания

1.

Вычисление количества вещества воды (0,00006 моль)

1 балл

2.

Вычислено количество молекул воды (3,6 ∙ 1019)

1 балл

3.

Определено количество атомов водорода (7,2 ∙ 1019)

2 балла

4.

Определено количество атомов кислорода (3,6 ∙ 1019)

2 балла

Итого

6 баллов

6. Приведите химические формулы гидроксидов, которые соответствуют следующим оксидам: Li2O; FeO; P2O5; SO2; Cl2O5; Al2O3. Дайте названия этим гидроксидам. (6 баллов)

Система оценивания

1.

Определён характер оксидов и гидроксидов – по 0,5 балла

3 балла

2.

Составлены формулы гидроксидов, даны названия – по 1 баллу

6 баллов

Итого

9 баллов

7. Азот образует с кислородом пять оксидов. Массовые доли азота в них соответственно равны: 63,6%; 46,7%; 30,4%; 36,8%; 25,9%. Определите формулы оксидов. (10 баллов)

Система оценивания

1.

За каждую выведенную формулу оксида – 2 балла.

NxOy

x : y = 4,54 : 2,28 = 2 : 1;  N2O

x : y = 3,34 : 3,33 = 1 : 1;  NO

x : y = 2,17 : 4,35 = 1 : 2;  NO2

x : y = 2,63 : 3,95 = 1 : 1,5 = 2 : 3;  N2O3

x : y = 1,85 : 4,63 = 1 : 2,5 = 2 : 5;  N2O5

10 баллов

Итого

10 баллов

Суммарное количество баллов – 42

3.3.2 Комплект заданий теоретического тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Время выполнения 3 часа

  1. Через нагретый порошок вещества А черного цвета пропускают бесцветный газ В. При

этом образуется простое вещество красного цвета С и жидкость Д, имеющая широкое применение. Газ В может быть получен электролизом жидкости Д. Назовите А, В, С, Д и запишите уравнения реакций получения вещества В еще двумя способами. (12 баллов)

Система оценивания

1.

За уравнение каждой реакции – 2 балла.

8 баллов

2.

За каждое названное вещество – 1 балл

4 балла

Итого

12 баллов

  1. Глауберова соль, применяемая в медицине как слабительное, имеет формулу

 Na2SO4∙10H2O. Какую массу Na2SO4∙10H2O следует растворить в 250г Н2О для получения раствора, содержащего 5% безводной соли? Задачу решить двумя способами. (12 баллов)

Система оценивания

1.

Определена массовая доля безводной соли в глауберовой соли – 44%

2 балла

2.

Решена задача математическим способом (уравнением) – 32г.

5 баллов

3.

Использование диагональной схемы – 32г.

5 баллов

Итого

12 баллов

  1. Минерал антимонит является ядом. При полном сжигании 340г этого вещества в

избытке кислорода образуется 292г. оксида сурьмы (III) и 192г. оксида серы (IV). Какова химическая формула антимонита? (10 баллов)

Система оценивания

1.

Определена масса сурьмы в оксиде сурьмы (III) – 244г

2 балла

2.

Определена масса серы в оксиде серы (IV) – 96г.

2 балла

3.

Выявлено отсутствие атомов кислорода в исходном веществе

1 балл

4.

Найдено соотношение индексов – 2:3

4 балла

5.

Выведена формула исходного вещества

1 балл

Итого

10 баллов

  1. Сколько атомов содержится в кубике из чистого золота с ребром равным 2см

(плотность золота 19,3г/см3)? Какую массу сплава золота с пробой 585° можно приготовить из данной массы металла?(10 баллов)

Система оценивания

1.

Определён объём кубика с ребром 2см – 8 см3 

2 балла

2.

Определена масса этого кубика – 154,4г

2 балла

3.

Определено количество вещества золота – 0,78моль

2 балла

4.

Определено количество атомов – 4,68∙1023атомов

2 балла

5.

Найдена масса сплава золота – 263,93г.

2 балла

Итого

10 баллов

  1. В четырёх различных сосудах находятся газы: аммиак, азот, кислород, углекислый газ.

С помощью, каких приёмов можно распознать, какой газ находится в пробирке? При распознавании с использованием химических приёмов приведите уравнения соответствующих химических реакций (9 баллов)

Система оценивания

1.

Определён аммиак по запаху

1 балл

2.

Определён кислород по вспыхиванию тлеющей лучинки

1 балл

3.

Определены азот и углекислый газ – горящая лучинка гаснет

2 балла

4.

Определён аммиак с помощью влажной фенолфталеиновой бумаги

1 балл

5.

Написаны уравнения реакций для аммиака и углекислого газа – по 2 балла

4 балла

Итого

9 баллов

Суммарное количество баллов – 53

3.3.3 Задание экспериментального тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Время выполнения 1 час

В пяти неподписанных пробирках находятся растворы: соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида калия, хлорида калия, сульфата калия. Используя имеющиеся на столе реактивы и оборудование, определите, в какой пробирке находится раствор каждого из перечисленных веществ. Составьте план решения задачи. Напишите уравнения протекающих реакций. (20 баллов)

Реактивы: растворы KCl; K2SO4; HCl; H2SO4; ВаCl2; AgNO3; универсальный индикатор.

Оборудование: штатив с пробирками, пипетка.

Система оценивания

1.

По изменению цвета индикаторной бумаги определены 2 пробирки с кислотами, 2 пробирки с солями, 1 пробирка со щёлочью – по 1 баллу за каждый раствор.

5 баллов

2.

Написаны уравнения диссоциации кислот и щёлочи

3 балла

3.

С помощью раствора хлорида бария определены растворы серной кислоты и сульфата калия (или с помощью нитрата серебра определены растворы соляной кислоты и хлорида калия) – по 2 балла за каждый раствор.

8 баллов

4.

За уравнение каждой реакции – 2 балла.

4 балла

5.

Составлен план решения задачи.

4 балла

Итого

24 балла

Максимальное количество баллов за три тура: 118

Победитель и призёры: 59 баллов и больше.

        

4. Анализ содержания олимпиадных задач  2011-2012 учебный год

  1. Заочный тур олимпиады.

Разделы химии:

  1. Неорганическая химия – 5 задач (1,3,4,6,7)
  2. Аналитическая химия – 1 задача (2)
  3. Физическая химия – 1 задача (5)

Группы задач:

  1. Качественные – 3 задачи (43%)
  2. Количественные – 4 задачи (57%)
  1.  Очный тур олимпиады.

Разделы химии:

  1. Неорганическая химия – 1 задача (1)
  2. Аналитическая химия – 3 задачи (2,3,5)
  3. Физическая химия – 1 задача (4)

Группы задач:

  1. Качественные – 2 задачи (40%)
  2. Количественные – 3 задачи (60%)

5. Результаты школьного этапа олимпиады

5.1 Результаты заочного тура олимпиады по химии в 8 классе.

п/п

Фамилия, имя

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Всего

1.

Бочкова Ксения

2

4

5

5

6

9

10

41

2.

Мишук Мария

3

4

0

5

6

5

10

33

3.

Вагичева Ксения

3

0

5

0

6

5

10

29

4.

Жукова Виктория

2

0

5

5

0

9

0

21

5.

Заикин Иван

3

3

5

5

0

4,5

0

20,5

6.

Баклагина Дарья

2

3

0

0

0

5

10

20

7.

Купцова Дарья

2

2

0

0

0

5

6

15

8.

Ершов Алексей

1

1

5

0

3

4

1

15

9.

Прокопчук Алёна

3

1

5

0

5

0

0

14

10.

Башмакова Ирина

0

0

5

0

4

4

0

13

11.

Владимиров Александр

0

0

5

0

6

0

0

11

12.

Куряшов Владислав

0

0

0

5

3

0

0

8

13.

Дряхлов Илья

3

0

5

0

0

0

0

8

14.

Поднебесная Анастасия

1

0

0

0

0

2

0

3

5.2 Результаты очного теоретического тура олимпиады

по химии в 8 классе.

п/п

Фамилия, имя

№1

№2

№3

№4

№5

Всего

1.

Бочкова Ксения

11

12

10

10

9

52

2.

Мишук Мария

11

12

10

10

8

51

3.

Вагичева Ксения

10

12

10

10

8

50

4.

Баклагина Дарья

9

12

10

10

6

47

5.3 Результаты экспериментального тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

п/п

Фамилия, имя

Всего

1.

Бочкова Ксения

20

2.

Мишук Мария

20

3.

Вагичева Ксения

18

4.

Баклагина Дарья

16

5.4 Итоги по результатам трёх туров:

Бочкова Ксения                113 баллов                I место

Мишук Мария                104 балла                II место

Вагичева Ксения                97 баллов                III место

Баклагина Дарья                83 балла                IV место

Заключение

        Проект был внедрён в  2011-2012 учебном году.

Проведению школьного этапа олимпиады предшествовала большая работа: выявлена группа учащихся, которые заинтересованы в получении дополнительных знаний по химии. С данными учащимися проводились еженедельные дополнительные теоретические и практические занятия.

        Акт о внедрении проекта был подписан директором школы.

        Работа была зачтена на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе «Методические основы подготовки к олимпиадам по химии» (Регистрационный номер №235-524-390/ЕD-18-005)

Справка о выполнении итоговой работы

(акт о внедрении)

Фамилия:          Бочкова

Имя:                Ирина

Отчество:        Анатольевна

Идентификатор:        235-524-390

Название образовательной программы (курса):  

«Методические основы подготовки к олимпиадам по химии»

Тема итоговой работы:  

«Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии»

Форма выполнения итоговой работы:

Письменная работа, включающая систематизацию и обобщение знаний, полученных при изучении лекционного материала и практическое применение этих знаний при подготовке и проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Разработка комплекта задач заочного и очного туров для 8 класса.

Наименование учреждения, в котором выполнялась итоговая работа:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2»

Должность руководителя учреждения: директор школы

Дата выполнения итоговой работы: 8.02.2012г

Печать                                                                Подпись

учреждения                                                руководителя учреждения:

                                                                _________И.В.Богомолова

                                                                «08»     февраля         2012г.

Литература

  1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб. 2009. С.151
  2. Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы. А.В. Артемов, С.С. Дерябина. М.: Айрис-пресс. 2007
  3. Готовимся к олимпиаде по химии: Сборник заданий и ответов для 8-11 классов. Авт.-сост. Н.А.Шариков, О.И. Шарикова, А.Н.Ласточкин. М.: АРКТИ, 2008
  4. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы: учебно-методическое пособие. Под ред. В.Н.Доронькина. Ростов н/Дону: Легион, 2011
  5. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под ред. А.А.Кавериной. ФИПИ., М.: Интеллект-Центр, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

ПОЛОЖЕНИЕ об организации проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Настоящее Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее –...

Положение по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015/2016 учебном году в образовательных организациях г. Льгова Курской области

Положениепо проведению школьного этапавсероссийской олимпиады школьников по технологиив 2015/2016 учебном годув образовательных организациях г. Льгова Курской области...

Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году

Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году...