Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"
элективный курс по химии (8 класс) по теме

Бушмакина Наталья Николаевна

 

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  изменяет внешность людей. Но так, же имеет и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды. Важно, чтобы человек осознал, что в этом виновата не сама химия, а люди, которые показали свою экологическую несостоятельность. Использование достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно же, знаний. Поэтому нужно протестовать не против науки, а против низкой культуры человечества. Недостаточность химической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы.

Элективный курс направлен на реализацию основной цели по развитию мотивации ориентации учащихся основной школы на получение естественнонаучного образования в рамках школы.

Программа данного курса способствует формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту, расширяет кругозор учащихся, воспитывает бережное отношение к природе, стимулирует познавательный интерес к предмету «Химия».

Уровень сложности не предоставляет сложности в ее усвоении учащимися 8 классов, поэтому она ориентирована для детей всех уровней развития.

Курс рассчитан на 0 часов учебного времени. Программой курса предусмотрены теоретические и практические виды занятий.  Используемые в лабораторных опытах вещества общедоступны, что обеспечивает выполнение всей экспериментальной части. Режим проведения занятий традиционный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_8_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Химия для любознательных.

Программа элективного курса по химии для учащихся 8 класса.

Составила учитель химии МОУ СОШ с УИОП пгт Уни

Бушмакина Наталья Николаевна

Пояснительная записка.

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  изменяет внешность людей. Но так, же имеет и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды. Важно, чтобы человек осознал, что в этом виновата не сама химия, а люди, которые показали свою экологическую несостоятельность. Использование достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно же, знаний. Поэтому нужно протестовать не против науки, а против низкой культуры человечества. Недостаточность химической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы.

Элективный курс направлен на реализацию основной цели по развитию мотивации ориентации учащихся основной школы на получение естественнонаучного образования в рамках школы.

Программа данного курса способствует формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту, расширяет кругозор учащихся, воспитывает бережное отношение к природе, стимулирует познавательный интерес к предмету «Химия».

Уровень сложности не предоставляет сложности в ее усвоении учащимися 8 классов, поэтому она ориентирована для детей всех уровней развития.

Курс рассчитан на 0 часов учебного времени. Программой курса предусмотрены теоретические и практические виды занятий.  Используемые в лабораторных опытах вещества общедоступны, что обеспечивает выполнение всей экспериментальной части. Режим проведения занятий традиционный.

Цель курса:

Углубление  знаний учащихся о применении химии в быту.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни.

2. Совершенствование экспериментальных умений безопасного обращения с веществами.

3. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,  формирование у них гуманистических отношений и целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

4. Формирование у учащихся в потребности в освоении предмета в связи с многообразием химической продукции, используемой человеком.

Учебный план.

   

 

№ темы

Наименование темы

Количество часов

Введение. Вещества вокруг нас.

1

1.

Моя аптечка.

2

2.

100 советов по домашней химчистке.

2

3.

Химия и косметика.

2

4.

Строим дом. Ремонтируем квартиру.

2

5.

Итоговое занятие.

1

Всего за курс.

10

Примерное поурочно – тематическое планирование элективного курса «Химия для любознательных»

Последовательность тем в курсе

Тип и форма урока

Вид контроля

Примечания

Введение. Вещества вокруг нас.

Организационный урок-беседа.

Коллективная ФОПД.

Промежуточный.

Выбор темы для реферата.

Тема 1

Моя аптечка.

Урок 2.

Урок изучения нового материала.

Беседа. Практикум.

Групповая ФОНД

Проблемно-поисковый.

Взаимоконтроль.

Практическая работа

«Йод и его свойства. Приготовление раствора. Нашатырь и нашатырный спирт».  

Урок 3.

Экскурсия в аптеку.

Урок комплексного применения знаний и умений. Экскурсия. Коллективная форма.

Самоконтроль.

Экскурсия в аптеку.

Тема 2

100 советов по домашней химчистке.

Урок 4.

Химчистка на дому.

Урок изучения нового материала.

Беседа.

Коллективная форма.

Самоконтроль.

Урок 5.

Удаление пятен различного происхождения.

Практикум.

Групповая форма.

Взаимоконтроль

Практическая работа.

Журнал

«Химия в школе» №9,

2002, стр.75.

Тема 3.

Химия и косметика.

Урок 6.

Химические средства гигиены и

косметики.

Урок изучения

нового материала. Беседа.

Коллективная

Форма.

Самоконтроль.

Изготовление

наглядных

пособий: стенд,

газета.    

Урок 7.

Качественный анализ средств личной гигиены и парфюмерии.

Урок закрепления.

Практикум.

Групповая форма.

Взаимоконтроль.

Практическая

работа.

Тема 4.

Строим дом. Ремонтируем квартиру.

Урок 8.

Строительные

Материалы.

Урок изучения

нового материала.

Беседа.

Практикум.

Групповая форма.

Взаимоконтроль.

Лабораторные

опыты.

Урок 9.

Лаки. Краски.

Растворители.

Урок изучения

Нового

Материала.

Лекция.

Самоконтроль.

Урок 10.

Заключение.

Итоговая

конференция.

Защита рефератов.

Темы рефератов.

  1. Вода – удивительное вещество.
  2. Химические элементы в организме человека.
  3. Серебро и фотографии.
  4. Мыла и моющие средства.
  5. Пищевые добавки – необходимость или излишество.
  6. Чай и кофе: вещества входящие в их состав.
  7. Пища долгожителей.
  8. Самый древний и вечно молодой.
  9. Многоликий углерод.
  10.  Как изобрели спички.
  11. Безжизненный ли азот?

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся после изучения курса должны знать:

- химические формулы некоторых лекарственных препаратов, имеющихся в домашней аптечке, их действие на организм и меры безопасного применения этих веществ;

- технику выведения пятен, пятновыводители, синтетически моющие средства, отбеливатели, меры по их безопасному применению в быту;

- химический состав средств личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком;

- химические соединения, применяемые при ремонте квартиры (известь, лаки, краски, растворители, клеи и др.), строительные материалы, их экологическую безопасность.

 Учащиеся после изучения курса должны уметь:

- выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдая правила техники безопасности;

- приготавливать растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

- выводить пятна различного происхождения;

- работать со справочной литературой, оформлять творческие работы.  

Ожидаемый результат обучения

Итоговый контроль заключается в обобщении результатов выполненных практических работ, написании  мини- рефератов по предложенным темам.

Литература

  1. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М.: Высшая школа, 1992.
  2. Юдин  А.Ш., Сучков В.Н. «Химия в быту», М.: «Химия», 1976.
  3. Войтович В.А. «Химия в быту», М.: Знание, 1980.
  4. Семенов, Попов «Многоликая химия», М.: Просвещение, 1992.  
  5. Савина «Я познаю мир», М.: АСТ, 1995.
  6. Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности», С-П.: ГИОРД, 2000.
  7. Леенсон И. «Занимательная химия», М.: Росмен,2000.
  8. Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. «Занимательные задания и  эффективные опыты по химии», Дрофа, 2002.
  9. Ольгин О.М. «Опыты без взрывов». Изд. 4- е- М.: Химия,1995.
  10.  Журнал «Химия в школе».
  11. книга для чтения по неорганической химии.  М.: Просвещение,1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...