урок по теме "Железо и его соединения"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Федосова Людмила Анатольевна

конспект открытого урока в 9 классе по теме "Железо и его соединения" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы к семинару по теме

«ЖЕЛЕЗО И  ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

  1. Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Ука жите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления?
  2. В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите
    важнейшие природные соединения железа.
  3. Каковы физические свойства железа?
  4. С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите
    уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется?        
  5. С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.
  6. Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3).
  7. Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым?
  8. Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
  9. Биологическая роль железа и его соединений.

Вопросы к семинару по теме

«ЖЕЛЕЗО И  ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»

  1. Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Ука жите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления?
  2. В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите
    важнейшие природные соединения железа.
  3. Каковы физические свойства железа?
  4. С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите
    уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется?        
  5. С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.
  6. Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3).
  7. Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым?
  8. Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
  9. Биологическая роль железа и его соединений.

Тест по теме:

«Железо – представитель элементов побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева»

  1. Металл, реагирующий с серной кислотой при обычных условиях :          

А) серебро; б) медь; в) железо; г) ртуть.

  1. Металл, взаимодействующий с водой при обычных условиях:

А) натрий; б) медь; в) железо; г) ртуть .

  1. Возможные степени окисления атома железа:

А) +2; б) +2, +3;   в) 0, +2, +3, +6.

  1. Вещество, в котором степень окисления железа +3:

А)   NaFeO2       б)  FeO3      в)  FeCl2    г) FeCO3 .  

  1. Пластинка, вытесняющая медь из раствора ее солей:

А)   железная  б) серебряная     в) золотая .

  1. Среда, в которой коррозия железа идет наиболее быстро:

А) вода; б) воздух; в) влажный воздух.

  1. Характер оксида железа (II) :

А) кислотный; б) основный; в) амфотерный.

  1.  Характер оксида железа (III) :

А) кислотный; б) основный; в) амфотерный.    

  1. Укажите вещество, взаимодействующее с железом:

А) кислород; б) сероводород; в) углекислый газ.

  1. Укажите вещество, взаимодействующее с оксидом железа  (III) :

А) кислород; б) вода; в) серная кислота.

  1. Укажите металл, более активный, чем железо:

А) кальций; б) медь; в) олово.

12. Осуществить превращение FeCl3  Fe(OH)3   можно с помощью:

А) кислоты; б) воды; в) щелочи.

  1. Установите соответствие:

Тип реакции                                                                         Исходные вещества

1) соединения                                                                      а) Fe(OH)3 

2) разложения                                                                      б) Fe + H2SO4  

3) замещения                                                                        в) Fe + ZnSO4 

4) обмена                                                                              г) Fe(OH)3 + NaOH

                                                                                              д) Fe + Cl2 

                                                                                              е) Fe + O2 

  1.  Установите соответствие:

Исходные вещества                                                              Продукты  реакции

1) Fe + H2SO4                                                                   а) Fe(OH)3 + NaCl

2) Fe + Cl2                                                                         б) Fe(OH)2 + NaCl

3) Fe + HCl                                                                       в)  FeCl2

4) FeCl2 + NaOH                                                              г)  FeCl2 +H2

                                                                                              д)  FeCl3

                                                                                              е)   FeSO4 + H2 

Бланк ответов на тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Установите соответствие

13

14

1

2

3

4

1

2

3

4

 Бланк ответов на тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Установите соответствие

13

14

1

2

3

4

1

2

3

4

Бланк ответов на тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Установите соответствие

13

14

1

2

3

4

1

2

3

4

Бланк ответов на тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Установите соответствие

13

14

1

2

3

4

1

2

3

4

Бланк ответов на тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Установите соответствие

13

14

1

2

3

4

1

2

3

4

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль  Франс

Задачи урока: 

Образовательные:

  1. обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и  контроль знаний о железе и его соединениях.
  2. Сформировать (продолжить формирование, закрепить, проверить усвоение) следующих специальных понятий по данному предмету:
  1. Умение характеризовать строение атома;
  2. Записывать уравнения, характеризующие химические свойства железа и его соединений;
  3. Составлять электронный баланс, указывая окислитель и восстановитель;
  4. Записывать уравнения, соответствующие цепочке превращений;
  1. Сформировать (продолжить формирование, закрепить, проверить усвоение) следующие общеучебные  умения и навыки:
  1. Умение устно и письменно отвечать на известные вопросы
  2. Умение монологически высказываться
  3. Умение действовать по инструкции, алгоритму

Развивающие

  1. развивать у школьников следующие интеллектуальные умения и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение);
  2. развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого самостоятельные тестовые задания по изучаемой теме;
  3. развивать познавательный интерес школьников, используя для этого данные о биологическом значении соединений железа;
  4. развивать познавательный интерес школьников, используя демонстрационный эксперимент.

Воспитательные

содействовать в ходе урока формированию идеи материальности и познаваемости мира;

Задачи для учащихся:

  1. Проверить знание основных теоретических вопросов темы “Железо и его соединения”;

  2. Развивать  умения составлять электронный баланс и уравнения, соответствующие цепочке превращений;

  3. Закрепить теоретические знания практическим путем.

  4. Провести контроль усвоения основных теоретических понятий.

Оборудование и реактивы: кодоскоп;

для демонстрационных опытов: растворы FеSO4, FеС12, FеС13, NаОН, НСl, К3[Fе (СN)6], К4[Fе(СN)6], КСNS, пробирки.

Подготовка к семинару: учащимся заранее выдаются вопросы к семинару

(см. приложение).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных зун.

Ferrum от латинского fers  - быть твердым, что в свою очередь происходит от санскритского «меч».

Работа по вопросам семинара.

1 вопрос: Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Укажите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо в соединениях? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления?

Примерный ответ:

Валентные электроны 4S и 3d ( внешнего и предвнешнего уровня)

Степени окисления +2 и +3

+2: FеО, Fе (ОН)2 ;

+3: Fе2О3, Fе (ОН)з

2 вопрос: В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите важнейшие природные соединения железа.

Примерный ответ:

В земной коре железа 5,1% (это 2 место после Аl) .

В основном в виде соединений: оксидов, сульфидов, карбонатов.

Магнитный железняк Fе3О4 (Урал)

Гематит Fе2О3 (Кривой Рог)

Лимонит Fе2О3 • n Н2О (Керчь)

Пирит FеS2 (Урал)

Сидерит FеСОз

Гидрокарбонат железа (II) Fе (НСОз)2 (Железноводск)

В свободном виде встречается только в метеоритах.

3 вопрос: Каковы физические свойства железа?

Ответ: серебристо-серый металл, ковкий, пластичный, плотность 7,87г/см3; tпл.=1539°С; tкип.=2740°С; хорошо проводит тепло и электричество, обладает магнитными свойствами.

4 вопрос: С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите
уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется?

Ответ:

1) 3Fе + 2О2 = Fе3О4 (FеО • Fе2O3) - железная окалина

2) 2Fе + 3Сl2 = 2FеС13 - хлорид железа (III)

3) Fе + S = FеS - сульфид железа (II)

Образование ржавчины: 4Fе + 3О2 + 6Н2О = 4Fе(ОН)з

Fе (ОН)3 + х Н2О = Fе (ОН)3 • х Н2О

5 вопрос: С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.

Ответ: 

1) с водой при нагревании 3Fе + 4Н2О = Fе3О4 + 4Н2 (образуется железная окалина и выделяется водород)

2) с растворами кислот Fе + 2НС1 = FеС12 + Н2 (хлорид железа (II) и водород)

Fе + 4HNOз (разб.) = Fе(NOз)з + NО + 2Н2О (нитрат железа (III), оксид азота (II), вода)

3) c концентрированными кислотами HNOз и H24 при обычной температуре железо пассивируется;

при нагревании: 2Fе + 6H24(конц.) = Fе2(SО4)3 + 3SО2 + 6Н2О (сульфат железа (III), оксид серы (IV), вода)

Fе + 6HNOз (конц.) = Fе(NOз)з + 3NО2 + 3Н2О (нитрат железа (III), оксид азота (IV), вода)

4) с растворами солей менее активных металлов

Fе + СuSО4 = FеSО4 + Сu (сульфат железа (II), медь)

6 вопрос: Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3).

Ответ: Fе(ОН)2 - основание и Fе(ОН)3 - более слабое основание (амфотерное)

Fе (ОН)2 + 2НС1 = FеСl2 + 2Н2О

Fе (ОН)2 + NаОН

Fе (ОН)3 + 3НС1 = FеСl3 + 3Н2О

Fе (ОН)3 + NаОН = Nа[Fе(ОН)4]

7 вопрос: Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым?

Ответ: Соединения Fе+2 нестойки и со временем на воздухе окисляются до Fе +3:

4 Fе (ОН)2 + О2 + 2 Н2О = 4 Fе (ОН)з

Зеленый

бурый

8 вопрос: Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Ответ (сопровождается демонстрационными опытами).

9 вопрос : Какова биологическая роль железа и его соединений?

Примерный ответ: Железо - это биогенный элемент. Он входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железо-белковых комплексов, которые находятся в печени и селезенке. В организме взрослого человека имеется 4-5 г железа, из них 65% - в крови. Железо стимулирует функцию кроветворных органов. Красный пигмент крови – гемоглобин – осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к тканям и обратный перенос углекислого газа от тканей к легким.

Много железа содержится в коровьем и козьем молоке, яичном желтке.

У растений железо в порфиринах, которые отвечают за синтез хлорофилла. При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что разрушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород, у животных и человека развивается анемия (малокровие).

Основные источники железа:

  1. Зеленные овощи;
  2. Яичный желток;
  3. Печень;
  4. Горошек зеленый;
  5. Томаты сырые;
  6. Капуста;
  7. Чеснок;
  8. Яблоки, груши;
  9. Земляника;
  10. Сухофрукты.

Тест “Порядок ли у вас с железом”.

На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.

3. Применение зун.

Выполнение упражнений в тетради и на доске.

Упр.1: Составьте уравнения реакций к схеме:

Выполнение: 

  1. 4Fе + 3О2 = 2Fе2О3
  2. 2О3 + 6НС1 =2FеС13 + 3Н2О
  3. 2FеС13 + 3Аg24 = Fе2(SО4)3+ 6 AgCl
  4. 2(SО4)3 + 6NаОН = 2Fе(ОН)3 + 3Nа24
  5. Fе(ОН)3 + КОН = К [Fе(ОН)4]
  6. FеС13 + 3NаОН = Fе(ОН)3 + 3NаСl
  7. Fе(ОН)3 + 3НС1 = FеС13 + 3Н2О
  8. 2О3 + 6НС1 = 2FеС13 + 3Н2О
  9. 2Fе(ОН)3 = Fе2О3 + 3Н2О

Упр. 2: Методом электронного баланса составьте уравнения, протекающие по схемам:

4. Задача: На сколько граммов увеличится масса железной пластинки, опущенной в раствор СиS04, если при этом на пластинке оказалось 20,8 г металлической меди?

Х г - 20,8 г

56 г — 64 г

Х = 18,2 г железа растворилось => m (Fе) увеличилась на 20,8 г-18,2 г = 2,6 г

ОТВЕТ : 2, 6 г.

5. Проверка зун.

Индивидуальное выполнение тестов на местах.

6. Подведение итогов урока. Оценки учащимся. Домашнее задание.

П. 83-84, записи в тетради, стр. 292 №2.

Подготовка доски.

Взаимодействие с простыми веществами:

Fе + О2 =

Fе + Сl2 =

Fе + S =

Fе + О2 + Н2О =

Железо и его соединения.

Схема строения атома железа

Взаимодействие со сложными веществами:

Fе + Н2О =

Fе + НС1 =

Fе + СuSО4 =


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Железо и его соединения

Слайд 2

Задачи: Проверить знание основных теоретических вопросов темы “Железо и его соединения”; Развивать умения составлять электронный баланс и уравнения, соответствующие цепочке превращений; Закрепить теоретические знания практическим путем. Провести контроль усвоения основных теоретических понятий.

Слайд 3

Происхождение названия Ferrum от латинского fers - быть твердым, что в свою очередь происходит от санскритского «меч».

Слайд 4

Вопросы по теме « Железо и его соединения » Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Укажите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления? В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите важнейшие природные соединения железа. Каковы физические свойства железа? С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется? (подготовьтесь у доски) С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты. (подготовьтесь у доски)

Слайд 5

Вопросы по теме « Железо и его соединения » Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3). Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым? Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3?. Биологическая роль железа и его соединений.

Слайд 6

Качественные реакции на Fe 2+ FeCl 2 +2NaOH  Fe(OH) 2 + 2NaCl зеленый 2. FeCl 2 + K 3 (Fe(CN) 6 )  красная кровяная соль KFe(Fe(CN)6) + 2KCl «турнбуллева синь»

Слайд 7

Качественные реакции на Fe 3+ FeCl 3 + 3 NaOH  Fe(OH) 3 + 3 NaCl бурый 2. FeCl 3 + K 4 (Fe(CN) 6 )  желтая кровяная соль KFe(Fe(CN) 6 ) + 3 KCl «берлинская лазурь»

Слайд 8

Качественные реакции на Fe 3+ 3. FeCl 3 + KCNS  Fe(CNS) 3 +3KCl роданид калия

Слайд 9

“ Порядок ли у вас с железом”. 1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность? 2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей? 3. Теряли ли вы в последнее время много крови? 4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом? 5. Вы редко или совсем не едите мясо? 6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день? 7. Вы едите мало овощей?

Слайд 10

Основные источники железа: Зеленные овощи; Яичный желток; Печень; Горошек зеленый; Томаты сырые; Капуста; Чеснок; Яблоки, груши; Земляника; Сухофрукты.

Слайд 11

Составьте уравнения реакций к схеме:

Слайд 12

Составьте электронный баланс: 1. FeCl 3 + H 2 S  FeCl 2 + S +HCl 2. FeSO 4 + K 2 Cr 2 O 7 + H 2 SO 4   Fe 2 (SO 4 ) 3 +Cr 2 (SO 4 ) 3 +K 2 SO 4 +H 2 0

Слайд 13

Проверьте себя!

Слайд 14

Домашнее задание: §83-84, читать; Записи в словаре выучить; Задание №2 страница 292 (письменно)

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

План Медиа Урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)"

Конспект медиа урока "Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)", 11 класс...

презентация урока по теме "Столярные шиповые соединения"

Данный материал включает в себя план урока по теме "Столярные шиповые соединения" и презентацию нового материалла для учащихся....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...