укрупнение дидактических единиц в химии
методическая разработка по химии по теме

укрупнение дидактических единиц в химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ude.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Для соединения логического мышления и памяти учащийся должен уметь анализировать учебный материал, находить в нем главное, существенное. При этом задача учителя – помочь учащимся представлять результаты «анализа через синтез» учебного материала в виде укрупненных дидактических единиц (УДЕ). Применение УДЕ приводит к прочному усвоению учащимися учебного материала, который компактно укладывается в память.

     При изучении химии к УДЕ знания можно отнести специальным образом записанные определения химических понятий.

     В химии изучают некоторые основные понятия: формула вещества, тип вещества, теплота химической реакции, состояние раствора. В понятие «формула вещества» вкладывается химическая формула индивидуального вещества, устанавливаемая в результате проведения анализа. Формула записывается с помощью химических символов, и в ней находит однозначное отражение качественный и количественный состав вещества. Определение этого важного понятия химии представим в виде УДЕ – укрупненного определения:

                                                           качественный

Химическая формула отражает                                         состав простых и

                                                            количественный

сложных веществ.

        

     Классифицируя большое многообразие веществ, применяемых в химии, используют различные признаки. На первом этапе изучения необходимо положить в основу классификации такой существенный признак, как степень сложности вещества. Вот его определение в виде УДЕ:

                                        простым                     нельзя

Вещество называется                       , когда                              разложить его

                                        сложным                    можно

на другие вещества.

     Учащиеся в курсе химии знакомятся с внешними признаками, часто сопровождающими протекание химических реакций: изменение окраски, образование осадка, появлением запаха, изменением температуры реакционной среды вследствие поглощения или выделения тепла. В последнем случае с целью характеристики вводится понятие «теплота химической реакции». Сформулируем его в виде УДЕ.

                                      экзотермической

Реакция называется                                     , если взаимодействие веществ

                                      эндотермической

                                 выделением

сопровождается                                 тепла.

                                 поглощением

     Известно, что растворимость в воде – важная характеристика вещества. Она зависит от температуры. При этом различают ненасыщенный, насыщенный и пересыщенный растворы. Представим существенные признаки понятия «состояние раствора» в виде укрупненного определения:

                                                   

                                                   насыщенный

Вещество образует раствор    ненасыщенный, если в данных условиях

                                                   пересыщенный

  достигнута

  не достигнута   растворимость.

  превышена

    Приведенные примеры показывают, как можно методически обоснованно совмещать в обучении сходные или контрастные правила, суждения. Упрощая суть методического подхода в соответствии с представлениями П.М.Эрдниева, необходимо больше составлять взаимосвязанных упражнений из небольшого числа носителей информации, меняя лишь комбинацию или пространственное расположение их, иногда вводя минимум новых элементов. Это приводит к возникновению обобщенного знания в данном предмете, укрупненной единицы усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.

Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

Укрупненные дидактические единицы (гласные в корне).

Гласные в корне. Итоговый диктант....

Укрупненные дидактические единицы (согласные в корне).

Согласные в корне. Итоговый диктант....

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц.

О междисциплинарных связях в подготовке школьников к ЕГЭ, структурировании учебного материала по химии и физике в соответствии с технологией УДЕ....

Проектирование урока химии на основе укрупнения дидактических единиц и использование ИКТ

Реализация компетентностного подхода в естественнонаучном образовании школьников, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, усиление требований к результатам обучения определяет пер...