Различные методы решения расчетных задач
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_himii_9_klass.docx46.67 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc274.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt537 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по химии для 9 класса

Тема: Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Цель урока:Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области решения задач по заданиям ГИА. Закрепить умения и навыки по решению задач, с использованием понятия массовая доля и уравнениям реакций.

План урока:

1. Вычисления массовой доли химического   элемента в веществе.

2. Вычисления массовой доли растворенного  вещества в растворе.

3. Вычисления с помощью уравнений реакций.

Оборудование: Плоскодонная колба, стеклянная палочка, вода, хлорид меди,  презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Создать ситуацию успеха, поздороваться.

Учащиеся приветствуют учителя.

Актуализация опорных знаний

Мотивация

Тема сегодняшнего урока

Проведение расчетов на основе формул и химических

реакций. Умение проводить химические расчеты просто необходимо и инженеру технологу, и химику-исследователю. Это умение пригодиться и вам, вне зависимости от того, какую профессию  вы собираетесь избрать. Дело в том, что решение химических задач-отличная тренировка мышления, прекрасно развивает память, внимание, терпение ,умение мыслить логически, приучает к аккуратности и собранности. Вот поэтому при изучении химии  большое внимание

уделяется задачам, среди которых, подавляющее большинство-расчеты по химическим уравнениям.

Сообщение плана урока.

Знакомлю с листом учащегося.

Вопросы:

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

  1. Признаками химической реакции являются?

Выпадение осадка, выделение газа, образование воды.

  1. Единица измерения количества вещества?

Моль

  1. Чему равен молярный объем?

22,4л/моль

  1. Степень окисления серы в серной кислоте равна?

+6

  1. Какие соединения называются оксидами?

Это сложные вещества, состоящие из 2-х химических элементов одним из которых является кислород.

  1. Самый сильный окислитель?

фтор

  1. Как найти массовую долю растворенного вещества.

W=mв-ва/mр-ра*100%

  1. Аллотропная модификация кислорода

озон

Проверка знаний химических формул.

Головоломка « Уравнения связи»

В головоломке спрятались 8 химических формул, найдите их, за 3 минуты.

Задачи1

Расчёт массовой доли химического элемента.

Учащимся предлагается выполнить задания по вариантам

W=Ar*n/Mr

Ответы

Учащиеся самостоятельно  находят химические формулы.

m

n

M

mв-ва

mр-ра

W

n

V

W

C

Na

N

Vm

Ar·n

mр-ра

W

NA

Mr

mв-ва

V

mпр

mр-ра

Vр-ра

Рр-ра

W

N

mтеор

№ 1 Массовая доля кислорода в силикате магния (MgSiO3 )равна

1) 16%        2) 24%          3) 36%              4) 48%

№ 2 Массовая доля азота в нитрате алюминия(AI(NO3)3 равна

1) 14%        2) 19,7%          3) 6,6%              4) 21,3%

№ 3Массовая доля кислорода в нитрате алюминия (AI(NO3)3  равна

1) 7,5%        2) 22,5%          3) 42,4%              4) 67,6%

№ 4 Массовая доля кислорода в нитрате железа (III) Fe(NO3)3 равна

1) 59,5%        2) 6,6%          3) 16%              4) 56,1%

№ 5 Массовая доля азота в нитрате железа (III) Fe(NO3)3   равна

1) 5,8%        2) 17,4%          3) 28%              4) 59,5%

1 MgSiO3

48%

2  AI(NO3)3

19,7%

3 AI(NO3)3

67,6%

4 Fe(NO3)3

59,5%

5 Fe(NO3)3

17,4%

6 AI2(SO4)3

56,1%

7 Fe(NO3)3

23,1%

8CuSO4

40%

9Fe2(SO4)3

48%

10Fe2(SO4)3

24%

11AI2(SO4)3

28,1%

12 BaSiO3

22,5%

13 Fe(NO3)3

17,4%

14  B2O3

31,4%

15 AI2(SO4)3

28,1%

16 CuSO4

40%

17 Fe(NO3)3

17,4%

18 CuSO4

40%

19 AI(NO3)3

19,7%

20 MgSiO3

48%

Задачи 2

Демонстрация опыта по расчету концентрации раствора

100г воды

5 г хлорида меди

Добавила еще 3г хлорида меди

Приливаю еще 20 г воды, как измениться концентрация раствора.

W=4,8%

W=7,4%

W=4%

Приступаем к решению задач на растворы.

Задания по вариантам, ответ заносят в таблицу, время 2 мин.

К доске вызываю 3 учащихся, и решаем задачи по карточкам.

«Химический кроссворд»

«Колесо фортуны»

Мысленно поверни и допиши уравнения химических реакций.

вариант

Масса вещества

Масса раствора

Массовая доля

I

10

200

II

25

10%

III

300

15%

IV

24

240

V

5

50%

VI

40

500

VII

35

10%

VIII

6

300

IX

450

25%

1Смешали 120 г раствора серной кислоты с массовой долей 20% и  80г  30%-ного раствора того же вещества. Массовая доля кислоты  в полученном растворе равна_______%

2.К 150 г раствора хлорида натрия  с массовой долей 10% добавили 20г этой же соли. Массовая доля хлорида натрия в образовавшемся растворе стала равна

____%

3.К 120г раствора хлорида бария с массовой долей 15% добавили 60 г воды.

Массовая доля хлорида бария в образовавшемся растворе стала равна________%

Учащиеся записывают химические реакции в тетрадь.

Задачи 3

Алгоритм

Почти в каждой задаче по химии требуется составить уравнение реакций и рассчитать массы или объемы участвующих в ней веществ. Но любые расчеты теряют смысл, если уравнение реакций составлено неверно, поэтому залог успеха в решении задачи понимание физической и химической сущности рассматриваемых процессов.

Составляем уравнение реакции

Определяем молярные массы

(для газов- молярные объемы) и записываем их,

3. Находим число молей вещества, массу или объем которого известны,

4. Определяем по уравнению реакции, в каких мольных соотношениях находятся взятые для расчета вещества,

5. Рассчитываем массу или объем искомого вещества

6. Формулируем ответ

Задача:

 Вычислите объем водорода, выделившегося при

взаимодействии цинка массой 13 г, с разбавленной  серной кислотой.

Zn+H2SO4→ZnSO4+H2↑

 M(Zn)=65 г/моль

Vm(H2)=22,4 л/моль

3) n(Zn)=m/M

n(Zn)=13г : 65 г/моль=0,2 моль

4) n(Zn)=n(H2)

5) V(H2)= n•Vm

6) V(H2)=0,2моль•22,4л/моль=4,48л

 Ответ: 4,48 л.

Учащиеся решают задачи на избыток  и недостаток.

Избыток или недостаток?

Запомните:

Приступая к решению задачи, надо обратить внимание на наличие «лишних» данных в ее условии: они указывают на то, что одно из реагирующих веществ, взято в избытке.

 если это имеет место, надо провести расчет по уравнению реакции и обнаружить это вещество,

 решать задачу, используя в расчетах тот

     реагент, который израсходуется полностью.

задачи повышенной трудности

1. Какая масса меди может быть вытеснена избытком цинка из раствора сульфата меди (II) массой 320 г и массовой долей соли 5%

2. К раствору хлорида бария  (масса раствора 125 г, массовая доля соли  10%)

Прибавили раствор серной кислоты ( масса 196 г, массовая доля кислоты 10%). Рассчитайте массу осадка, выделившегося в результате реакции.

Хлор без остатка прореагировал с 228,58 мл 5%-ного раствора

Гидроксида натрия(плотность 1,05 г/мл) при повышенной температуре. Определите состав полученного раствора и рассчитайте массовые доли веществ в этом растворе.

Домашняя работа.

1.Какой  объем водорода выделится (н.у.)  при взаимодействии избытка магния и раствора соляной кислоты массой 146 г и массовой долей кислоты 10%

2. Слили вместе по 10 мл растворов гидроксида натрия и азотной кислоты с массовой долей растворенных веществ по 10% в каждом. Плотность раствора щелочи составляет 1,11 г/мл, плотность раствора кислоты -1,05г/мл. Какую окраску будет иметь индикатор лакмус в получившейся смеси?

№ 3 Массовая доля азота в нитрате алюминия(AI(NO3)3 равна

1) 14%        2) 19,7%          3) 6,6%              4) 21,3%

        

Химическая головоломка «Уравнения связи»

m

n

M

mв-ва

mр-ра

W

n

V

W

C

Na

N

Vm

Ar·n

mр-ра

W

NA

Mr

mв-ва

V

mпр

mр-ра

Vр-ра

Рр-ра

W

N

mтеор

Химическая головоломка «Уравнения связи»

m

n

M

mв-ва

mр-ра

W

n

V

W

C

Na

N

Vm

Ar·n

mр-ра

W

NA

Mr

mв-ва

V

mпр

mр-ра

Vр-ра

Рр-ра

W

N

mтеор

Колесо фортуны

O2

H2SO4

H2

Fe2O3

S

HNO3

Ca

Naaaaaaa

        

Домашнее задание

      1. Массовая доля кислорода в нитрате алюминия (AI(NO3)3  равна

1) 7,5%        2) 22,5%          3) 42,4%              4) 67,6%

2. Какая масса серебра может быть вытеснена медью из раствора нитрата серебра массой 340 г и массовой долей соли 2%

 3. К раствору хлорида бария  (масса раствора 125 г, массовая доля соли  10%)Прибавили раствор серной кислоты ( масса 196 г, массовая доля кислоты 10%). Рассчитайте массу осадка, выделившегося в результате реакции.

     4. Какой объем водорода (н.у.) выделиться при взаимодействии избытка цинка с раствором серной кислоты массой 196 г и массовой долей кислоты 2%

5. Слили вместе по 10 мл растворов гидроксида натрия и азотной кислоты с массовой долей растворенных веществ по 10% в каждом. Плотность раствора щелочи составляет 1,11 г/мл, плотность раствора кислоты -1,05г/мл. Какую окраску будет иметь индикатор лакмус в получившейся смеси?



Предварительный просмотр:

Петроградский район                 История (пробный ЕГЭ)         11 класс                      февраль 2012 года

Стратегия «Зигзаг».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

 

-анализировать текст совместно с другими людьми;

- вести исследовательскую работу в группе;

-  доступно передавать информацию другому человеку;

 -самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

 

Стратегия «Зигзаг» используется для изучения и систематизации большого по объему материала.

 

 Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

 

 Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

 

1. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе служит вызовом.

 

2. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов.

 

3. Стадия размышления: работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

 

 Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

 

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

 

Зигзаг 2, автор Славин. Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого «Зигзага», текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы – вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные методы решения расчетных задач

Конспекти методический материал к уроку по химии для учащихся 9 класс....

Занятие элективного курса образовательной области «Математика» «Математические методы решения прикладных задач из различных областей знаний»

Тема: Проценты в современной жизни.Тип урока: Закрепление знаний и их систематизация.Цели урока:Образовательные:·       Актуализировать весь комплекс знаний и умени...

Различные методы решения задач на проценты

Методическая разработка по решению задач на прценты разного типа и различными способами....

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....