конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Урок изучения нового материала с использованием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                   СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

                      С  УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

      ИМ. Г.К. ЖУКОВА

Конспект урока

по химии в 9 классе

 на тему

«СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ»

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

ПОСАЖЕННИКОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

КРАСНОЗНАМЕНСК, 2010

Тема урока: Соединения алюминия.

Цели урока: закрепить и систематизировать  знания учащихся об амфотерности алюминия и его соединений, показать применение оксида и гидроксида алюминия.

Задачи урока:

Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний, навыков и умений об амфотерных элементах на примере алюминия и его соединений, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике;

Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: медиапроектор, презентация,  на каждом столе у учащихся – набор для проведения лабораторного опыта (растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия).

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети, садитесь. Дежурные,  кто отсутствует? (дежурные называют отсутствующих)

Стук в дверь. Заходит ученица.

У-ль: Что случилось? Почему опаздываешь?

У-ца: Я была в  медкабинете. У меня разболелся живот, мне дали лекарство (держит коробку с алмагелем).

У-ль: Что за лекарство? Что входит в состав? Гидрооксид и оксид алюминия!

- Давайте предположим, почему же назначили этот препарат? (говорят, что в желудке есть соляная кислота и, возможно, для понижения кислотности)

- А какие ещё вы знаете соединения алюминия? (соли, гидроксид алюминия)

Вот и поговорим сегодня. О чём?

 

Слайд 1.  Обозначим тему урока: соединения алюминия.

Цель нашего урока: закрепить знания о соединениях алюминия.

Но сначала проверим знания об алюминии.

 

II. Проверка ранее изученного материала.

Слайд 2.  Тест «Проверь себя»:

На столах карточки-тесты (работа на 3-4 мин), взаимоконтроль, ответы на слайде.

I вариант

Выберите правильный вариант ответа:

1. Число электронов в атоме аргона равно числу электронов в ионе:

              И) S2-                К) Al3+                         Л) Na+                   М) F-

2. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома алюминия равны соответственно:

              Р)  2,3               С) 3, 13               Т) 3,3                     У) 3,1

Установите соответствие между реагентами и продуктами  реакции:

3. Al + O2                                                              Х)  AlCl3 + H2

4. Al + H2O                                                    С)  AlCl3 + H2O            

5. Al + HgCl2                                                 Ч)  Al2O3   

6. Al + NaOH                                                        Р)  AlCl3 + Hg 

                                                                            П)  NaAl(OH)4 + H2

                                                                            А)  AlCl3 + HgCl2

                                                                            О)  Al(OH)3 + H2

                                                                            В)  Al(OH)3 +Na

                                                                            Л)   NaAlO2 + H2 

     

     II вариант

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Число непарных электронов в атоме алюминия равно:

   М) 3                Н) 2                    О) 1                   П) 0

2. Химическому элементу, расположенному в третьем периоде и в IIIА  группе, соответствует:

              И) водородное соединение Н2Э

              К) кислотный оксид ЭО3

             Л)  кислотный оксид ЭО2

             М) амфотерный оксид Э2О3

Установите соответствие между реагентами и продуктами  реакции:

3. Al +Fe3O4                                                        П)  Al2(SO4)3 + H2

     4. Al + KOH                                                       Р)   KAlO2 + H2                                             

5. Al + ZnSO4                                                       Ь)   Al2O3 + Fe

6. Al + H2SO4                                                   Ш) Al(OH)3 +K

                                                                                      Ф)  Al2(SO4)3 + H2O

                                                                                      О)  Al2O3   

                                                                                 С)   KAl(OH)4 + H2

                                                                                 И)   Al2(SO4)3 + Zn

 

                  I вариант: ИТЧОРП

                 II вариант: ОМЬСИП

Критерии оценки:

Всё верно –    «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки –    «3»

4 ошибки – учи ешё!

- Ребята, решите анаграммы. Что здесь написано? (Прочти письмо)

Я совсем забыла, ведь мне на перемене принесли конверт, ничего не понимаю, изучала немецкий язык. Кто может прочитать? (ученик читает и переводит).

              Читают адрес на конверте на английском языке.

Вскрыли конверт. Написано: Математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Всегда ли это справедливо в химии? Объясните. Докажите».

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос, исследуя свойства гидроксида алюминия. Но сначала его надо получить. Посмотрите на таблицу растворимости, какое это основание, как получить нерастворимое основание (предлагают растворимую соль и щёлочь)

  1. Лабораторный эксперимент.

 

Слайд 3.  Лабораторный эксперимент.  (ПРАВИЛА  ТБ). В одну пробирку наливаем соль и по каплям добавляем щёлочь, в другую –  наливаем щёлочь и по каплям добавляем соль. Что наблюдаем в каждой пробирке? Какие процессы происходят в каждом случае?

Ученики пишут уравнения реакций на доске и в тетради.

Какой вывод можно сделать? Что ответим нобелевскому комитету?

Итак, какими свойствами обладает алюминий и вся его семейка? (амфотерными)

Слайд 4. Взаимодействие с кислотами

 Al                                                        +H2

Al2O3        + HCl  AlCl3                   + H2O

Al(OH)3                                               + H2O

Слайд 5.  Взаимодействие со щелочами

Al                                                                       +H2

Al2O3        + NaOH(р-р)  →  NaA(OH)4           + H2O

Al(OH)3                                                             + H2O

      AlCl3            +      NaOH(изб.р-р)                         +   NaCl

Слайды 6-8. Как вы думаете, почему мы так подробно изучаем  свойства оксида и гидроксида алюминия? (Они имеют большое практическое применение).

  1. Устали?  Физминутка.

V. Закрепление изученного материала.

Поиграем! Да и проверим ваши знания!

Слайды 9-31. «Своя игра» (по ходу игры уч-ся получают цветные  жетоны за правильные ответы).

V. Домашнее задание.

Слайд 32.  Домашнее задание:  повт § 13, РТ: стр. 84, упр. 3 (а,б), стр. 86, задача 4,

Для увлекающихся химией: стр.86, задача 5.

 

VII.   Я, МЫ,  ДЕЛО (рефлексия).

VIII.  Слайд 33.  Спасибо за урок.

Фамилия, имя    _________________________________

I вариант

Выберите правильный вариант ответа:

1. Число электронов в атоме аргона равно числу электронов в ионе:

              И) S2-                К) Al3+                         Л) Na+                   М) F-

2. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома алюминия равны соответственно:

              Р)  2,3               С) 3, 13               Т) 3,3                     У) 3,1

Установите соответствие между реагентами и продуктами  реакции:

3. Al + O2                                                              Х)   AlCl3 + H2

4. Al + H2O                                                      С)    AlCl3 + H2O            

5. Al + HgCl2                                                    Ч)   Al2O3   

6. Al + NaOH                                                  Р)   AlCl3 + Hg 

                                                                                  П)   NaAl(OH)4 + H2

                А)   AlCl3 + HgCl2

1

2

3

4

5

6

                О)   Al(OH)3 + H2

                В)   Al(OH)3 +Na

                Л)   NaAlO2 + H2     

               

 

Фамилия, имя  ________________________________              

II вариант

Выберите правильный вариант ответа:

1.Число непарных электронов в атоме алюминия равно:

   М) 3                Н) 2                    О) 1                   П) 0

2. Химическому элементу, расположенному в третьем периоде и в IIIА  группе, соответствует:

              И) водородное соединение Н2Э

              К) кислотный оксид ЭО3

             Л)  кислотный оксид ЭО2

             М) амфотерный оксид Э2О3

Установите соответствие между реагентами и продуктами  реакции:

3. Al +Fe3O4                                                        П)  Al2(SO4)3 + H2

     4. Al + KOH                                                       Р)   KAlO2 + H2                                             

5. Al + ZnSO4                                                     Ь)  Al2O3 + Fe

6. Al + H2SO4                                                  Ш)  Al(OH)3 +K

                                                                                      Ф)  Al2(SO4)3 + H2O

                                                                                  О)   Al2O3   

1

2

3

4

5

6

                С)  KAl(OH)4 + H2

                И)  Al2(SO4)3 + Zn


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"

Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке  указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...

Конспект урока по теме "Алюминий"

Урок по теме "Алюминий для 9 класса...

Конспект урока по теме "Алюминий"

Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...

конспект урока по теме "Алюминий" 9 класс

урок взаимообучения, с использованием презентации...

Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ"

Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ". 9 класс...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

конспект урока по теме "Алюминий"

первый урок в теме "Алюминий"...