Рабочие программы по химии
рабочая программа по химии по теме

Рабочие программы по химии для 8-11 классов по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon himiya_8-11.zip171.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса химии

Класс: 10

Количество часов в год: 34

Количество в неделю: 1

Плановых контрольных работ: 3

Плановых практических работ: 1

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 10 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 34 ч/год (1 ч/нед.).

Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2011 году (Автор - Гара Н.Н. «Программы общеобразовательных учреждений. Химия» - М.: Просвещение, 2011).

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

  1.  Формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  2.  Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни.
  3.  Развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности.
  4.  Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.
  5.  Формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Программа  предназначена  для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать:

  1. важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  3. основные теории химии: строения органических соединений;
  4. важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота; метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  6. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  4. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  5. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп.

В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

Содержания учебного предмета

Модуль 1. Предмет органической химии (2 ч)

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.  Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Классификация органических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. Модели молекул органических веществ. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Модуль 2. Углеводороды (10 часов)

Предельные углеводороды (Алканы). Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Непредельные углеводороды (Алкены). Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.  Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Демонстрации. Получение этилена и изучение его свойств: горение этилена; взаимодействие этилена с раствором перманганата калия. Образцы полиэтилена.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул.

Ароматические углеводороды (Арены). Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола.  Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к раствору перманганата калия.

Модуль 3. Кислородсодержащие органические соединения (12 ч)

Спирты и фенолы. Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. Взаимодействие глицерина с натрием.

Лабораторные опыты. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).

Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Альдегиды, кетоны. Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.  Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.

Лабораторные опыты. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.

Карбоновые кислоты. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Демонстрации. Получение уксусной кислоты опыты с ней.

Сложные эфиры. Жиры. Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. Сравнение свойств мыла и СМС. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.

Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза – представители  природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты. Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Модуль 4. Азотсодержащие органические соединения (6 ч)

Амины и аминокислоты. Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Белки. Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Цветные реакции белков.

Модуль 5. Высокомолекулярные соединения (4 ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.

Лабораторные опыты. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тематическое планирование 

пп

Модуль

Количество часов по программе

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

1

Предмет органической химии

2

-

-

2

Углеводороды

10

-

1

3

Кислородсодержащие органические соединения

12

1

1

4

Азотсодержащие органические соединения

6

-

1

5

Высокомолекулярные соединения

4

-

-

Итого

34

1

3

Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации программы

  1. Печатные пособия

Справочно-информационная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде». Набор раздаточных комплектов таблиц по химии. Справочно-инструктивные таблицы. Набор транспарантов (прозрачных пленок). Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10 кл). Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

  1. Учебно-лабораторное оборудование

Набор моделей кристаллических решёток органических веществ. Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы», «Топливо».

  1. Учебно-практическое оборудование

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы. Наборы химических реактивов для проведения лабораторных и демонстрационных опытов, практических работ.

  1. Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные программы по всем разделам курса. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004. Компьютер и мультимедийный проектор.

Список литературы

УМК

Учебник:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: «Просвещение», 2007г.

Методическая библиотека:

Гара Н.Н. Сборник программ образовательных учреждений «Химия» 8-9, 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2008г.

Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе (пособие для учителей общеобразовательных учреждений). М.: «Просвещение», 2009г.

Казанцев Ю.Н. Химия. «Конструктор» текущего контроля. М.: «Просвещение», 2009г.

Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Задачник с «помощником» 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2009г.

Плотникова А.Ю., Крылова Н.Н. Оценка уровня обученности учащихся средней школы по химии. Самара, 2002г.

Оржековский П.А., Богданова Н.Н, Загорский В.В. «ЕГЭ: эффективная подготовка. Химия». М.: «Эксмо», 2004г.

Сергеева О.Ю. «ЕГЭ по химии: практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ», 2005г.

Дендебер С.В., Ключникова  О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М.: «5 за знания», 2006г.

Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии 8-11 классы. М.: «Вентана-Граф», 2005г.

Морозов В.Е. Сборник элективных курсов. Химия 10-11 классы. Волгоград «Учитель», 2007г.

Ширшина Н.В. Элективный курс: химия для гуманитариев 10-11 классы. Волгоград «Учитель», 2006г.

Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11 класс: решения, методики, советы. М.: «Новая Волна», 2002г.

Шаламова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. М.: «Школа - Пресс», 2001г.

Шириков Н.А., Ширикова А.Н., Ласточкин А.Н. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов. М.: «Аркти», 2008г.

Дополнительная литература:

Савин Г.А. Химия: изомерия органических соединений 10-11 классы. Волгоград «Учитель», 2005г.

Аргишева А.И., Задумина Э.А. Схемы химических превращений в органической и неорганической химии. Саратов «Лицей», 2002г.

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000г.

Лагутина Н.Н. Итоговый контроль знаний по органической химии 10-11 классы. М.: «Школа - Пресс», 2000г.

Губанова Ю.К. Сборник задач по органической химии. Саратов «Лицей», 2000г.

Шмаков Ю А. Тесты по органической химии. Саратов «Лицей», 2001г.

Артеменко А.И. Органическая химия и человек. М.: «Просвещение», 2000г.

Образовательные ресурсы сети Интернет:

  1.  http://www.hemi.nsu.ru/ (Основы химии. Электронный учебник)
  2. http://yaroslaw.narod.ru/ (Кислородсодержащие органические соединения)
  3. http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)
  4. http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)
  5. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
  6. http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)
  7. http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)
  8. http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)
  9.  http://www.alhimik.ru/ (АЛХИМИК)
  10. http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии)
  11. http://www.hemi.nsu.ru (Основы химии: образоваельный сайт для школьников и студентов)
  12. http://www.chemistry.ru (Химия в Открытом колледже)
  13. http://belok-s.narod.ru (Белок и все о нем в биологии и химии)
  14. http://maratakm.narod.ru (Виртуальная химическая школа)
  15. http://chem.km.ru (Мир химии)
  16. http://www.chemistry.ssu.samara.ru (Органическая химия: электронный учебник для средней школы )
  17. http://school-sector.relarn.ru/nsm/ (Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии )
  18. http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия )

Календарно – тематическое планирование

Модульный блок «Теоретические основы органической химии»

Комплексная дидактическая цель: на основе полученных знаний доказать, что основные идеи курса органической химии вытекают из теории строения органических веществ; многообразие органических соединений обусловлено их составом и строением; строение молекул определяет их свойства; свойства веществ определяют области их применения.

УЭ

Учебные

элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые результаты

Основные

понятия

Предметные

 Метапредметные

Модуль 1. Предмет органической химии

Цель: сформировать представления о предмете изучения органической химии, о становлении органической химии как науки; раскрыть сущности основных положений теории химического строения; сформировать первоначальное понятие о порядке соединения атомов в молекуле, о зависимости свойств веществ от их строения, о взаимном влиянии атомов.

УЭ – 0

УЭ-1

Введение в модуль «Теоретические основы органической химии».

Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова

1

5.09.12г

Знать основные теории химии: строения органических соединений;  уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Теория строения органических соединений

А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Номенклатура. Значение теории органических соединений.

УЭ -2

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений

1

12.09

Знать основные теории химии: строения органических соединений; уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

объяснять природу химической связи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет.

Электронная природа химических связей в органических соединениях.

Модульный блок «Основы органической химии»

Комплексная дидактическая цель: углубление знаний об органических веществах; строение основных представителей их классов в сравнении, их физические и химические свойства, применение; закрепление навыков пользования правилами международной номенклатуры; умение составлять реакции, позволяющие осуществлять превращения одних  веществ в другие; решать расчетные и экспериментальные задачи;

УЭ

Учебные

элементы

Кол – во

часов

Дата

Планируемые результаты

Основные

понятия

Предметные

Метапредметные

Модуль 2. Углеводороды.

Цель: повторить и дополнить сведения о предельных, непредельных и ароматических углеводородах; познакомиться со строением и свойствами углеводородов, их применением в качестве сырья для химического производства.

УЭ – 0

Введение в модуль «Углеводороды»

1

19.09

Основные понятия блока,  темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

 Применять понятия, используемые в модуле.  

Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены.

УЭ -1

Предельные углеводороды (Алканы). Состав, строение, свойства, получение, применение.

1

26.09

Умение объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи; характеризовать: общие химические свойства алканов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Учебно-коммуникативная деятельность -

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)

Углеводороды: алканы. Классификация и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Строение алканов. Номенклатура и изомерия.

Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.

УЭ - 2

Непредельные углеводороды (Алкены). Гомологический ряд.  Изомерия, свойства.

1

3.10

Учащиеся должны знать  понятие об алкенах, строение молекулы этилена; уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этилена.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Углеводороды: алкены. 

Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура, изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения. Полимеризации. Применение алкенов.

УЭ - 3

Алкадиены. Природный каучук.

1

10.10

Учащиеся должны знать понятие об алкадиенах, состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины; уметь  записывать структурные формулы диеновых углеводородов.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Углеводороды: диены. 

Строение, свойства, применение. Природный каучук.

Полимеры – каучуки.

УЭ - 4

Алкины. Гомологический ряд.  Изомерия, свойства.

1

17.10

Учащиеся должны знать понятие об алкинах, строение молекулы  ацетилена, способы получения ацетилена; уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства ацетилена.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Углеводороды: алкины. 

Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.

УЭ - 5

Ароматические углеводороды (Арены). Строение бензола. Гомологи бензола.

1

24.10

Учащиеся должны знать понятие об аренах, строение молекулы бензола, токсичное влияние бензола на организм человека и животных; уметь характеризовать физические и химические свойства бензола.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Углеводороды: арены. 

Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола.

УЭ - 6

Решение задач на определение молекулярных формул углеводородов.

2

31.10

14.11

Учащиеся должны знать основные формулы для решения задач данного типа; уметь решать задачи.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов).

Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены.

УЭ - Р

Обобщение и систематизация  знаний по пройденной теме.

1

21.11

Учащиеся должны знать основные свойства изученных классов веществ; уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов).

Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены.

УЭ - К

Контрольная работа № 1 по теме: «Углеводороды».

1

28.11

Учащиеся должны уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов).

Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены.

Модуль 3. Кислородосодержащие органические соединения.

Цель: изучить номенклатуру, строение и характерные свойства спиртов, альдегидов, карбоновых кислот; научиться составлять структурные формулы изучаемых веществ; записывать уравнения химических реакций, отражающих генетическую связь органических соединений; научиться сравнивать, анализировать, делать выводы о свойствах веществ по их строению для применения полученных знаний при выполнении заданий разного уровня.

УЭ - 0

Введение в модуль «Кислородсодержащие органические соединения»

1

5.12

Основные понятия блока,  темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

 Применять понятия, используемые в модуле.  

Одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, фенол, сложные эфиры, жиры, углеводы.

УЭ - 1

Одноатомные предельные спирты. Изомерия, номенклатура. Состав, строение, свойства, получение, применение.

1

12.12

Учащиеся должны знать понятие об одноатомных спиртах, функциональной группе, строение молекулы этанола, способы получения этанола; уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этанола, использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей

Классификация и номенклатура органических соединений. Функциональные группы.

Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Кислородосодержащие соединения: одноатомные спирты. Одноатомные предельные спирты. Строение молекул,  функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на человека

УЭ - 2

Многоатомные спирты.

1

19.12

Учащиеся должны знать состав многоатомных спиртов, области применения этиленгликоля и глицерина; уметь характеризовать физические и химические свойства глицерина.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Кислородосодержащие соединения: многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства. Применение.

УЭ - 3

Фенол.

1

26.12

Учащиеся должны знать состав и строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения; уметь характеризовать физические и химические свойства фенола.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Кислородосодержащие соединения: фенол. Фенолы.  Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола

УЭ - 4

Альдегиды. Кетоны.

1

9.01.13г

Учащиеся должны знать состав альдегидов, понятие о карбонильной группе, способы получения уксусного альдегида, области применения; уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусного альдегида.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Кислородосодержащие соединения: альдегиды.

Альдегиды.

Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.  Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение, применение. Ацетон- представитель кетонов. Применение.

УЭ - 5

Одноосновные карбоновые кислоты.

1

16.01.12

Учащиеся должны знать состав карбоновых кислот, понятие о карбоксильной группе, способы получения уксусной кислоты, области применения; уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусной кислоты.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Информационно-коммуникативная деятельность:

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Кислородосодержащие соединения: карбоновые кислоты

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

УЭ - 6

Сложные эфиры. Жиры.

1

23.01

Учащиеся должны знать состав сложных эфиров, нахождение в природе, области применения; уметь составлять уравнения реакции этерификации, структурные формулы жиров, уравнения реакций получения и гидролиза жиров.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Кислородосодержащие соединения: сложные эфиры, жиры.

Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

УЭ - 7

Углеводы.

1

30.01

Учащиеся должны знать состав углеводов, классификацию углеводов, состав глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы; области применения глюкозы; уметь характеризовать физические и химические свойства глюкозы; составлять уравнения реакции гидролиза в общем виде.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Кислородосодержащие соединения: углеводы.

Глюкоза.

Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.

УЭ - 8

Генетическая связь углеводородов и кислородосодержащих соединений.

2

6.02

13.02

Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Углеводороды: алканы, алкены, алкины, арены.

Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды. 

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

УЭ - 9

Практическая работа №1.  

Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

1

20.02

Учащиеся должны уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов).

Объяснение изученных положений на конкретных примерах.

Идентификация органических соединений.

УЭ - К

Контрольная работа № 2 по теме: «Кислородосодержащие органические соединения».

1

27.02

Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: общие химические свойства органических соединений.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, фенол, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Модуль 4. Азотсодержащие соединения.

Цель: изучить классификацию, номенклатуру, изомерию, физические, химические свойства, получение и применение азотсодержащих органических соединений – аминов, аминокислот, белков.

УЭ - 0

Введение в модуль «Азотсодержащие органические соединения».

1

6.03

Основные понятия блока,  темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

 Применять понятия, используемые в модуле.  

Амины, аминокислоты, белки.

УЭ - 1

Амины.

1

13.03

Учащиеся должны знать состав аминов, способы получения, области применения; уметь составлять структурные формулы изомеров, характеризовать физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Азотсодержащие соединения: амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение. Ацетатное волокно.

УЭ - 2

Аминокислоты.

1

20.03

Учащиеся должны знать состав аминокислот, способы получения и области применения; уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства аминоуксусной кислоты.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Азотсодержащие соединения: аминокислоты.

Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

УЭ - 3

Белки, структуры белков.

1

3.04

Учащиеся должны знать состав белков, структуры белков, иметь понятие о денатурации; уметь составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Азотсодержащие соединения белки.

Белки – природные полимеры. Состав, структура, свойства. Успехи в получении и синтезе белков.

УЭ - Р

Обобщение и систематизация  знаний по пройденной теме.

1

10.04

Учащиеся должны знать основные свойства изученных классов веществ; уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результатов).

Амины, аминокислоты, белки.

УЭ - К

Контрольная работа №3 по теме: «Амины. Аминокислоты. Белки».

1

17.04

Уметь определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: общие химические свойства органических соединений.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Амины, аминокислоты, белки.

Модуль 5. Высокомолекулярные соединения.

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся о ВМС: ввести понятия – мономер, полимер, степень полимеризации, структурное звено, средняя молекулярная масса; доказать влияние строения полимеров на их свойства.

УЭ - 0

Введение в модуль «Высокомолекулярные соединения».

1

24.04

Основные понятия блока,  темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

 Применять понятия, используемые в модуле.  

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

УЭ - 1

Синтетические каучуки.

1

8.05

Знать важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические каучуки, пластмассы;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Понятия о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.

УЭ - 2

Синтетические волокна.

1

15.05

Знать важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Синтетические волокна.

Капрон. Лавсан

УЭ - П

Химия и здоровье человека.

1

22.05

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

*Примерные темы проектов:

  1. Химия на кухне
  2. Химия и косметика
  3. Рациональное питание и здоровье
  4. Искусственная пища: за и против
  5. Правильное применение лекарств – залог здоровья
  6. Пищевые добавки
  7. Химчистка на дому
  8. Пищевая аллергия
  9. Правильный ремонт в доме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....