Жиры - триглицериды: состав, классификация, свойства, применение
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по органической  химии в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiry.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Жиры - триглицериды: состав, классификация, свойства, применение

Этап урока

Время, мин.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Организация начала урока

1

Приветствие, проверка готовности к уроку

Мотивация учебной деятельности

6

Приемы: выставочная галерея, источники информации.

Методы: 1. Частично-поисковый (наглядно-индуктивный) – наглядность, ведущая к выводу.

2. Исследовательский (словесно-индуктивный) – работа с литературой, ведущая к выводу.

Обращаем внимание учеников на выставочную галерею: мыло жидкое и твердое, кусок линолеума,  свечи стеариновые,  масло какао (шоколад), масляные краски. Задаем вопрос: что объединяет эти предметы? В качестве подсказки раздаем по группам выдержки из статей  о том,  как впервые были получены предметы из нашей галереи. Вторая подсказка – обратить внимание на то,  что являлось источником их получения. Учащиеся должны сделать вывод, что все предметы впервые были получены из жиров.  После этого к выставке можно добавить различные виды жидких и твердых жиров: сливочное  масло, маргарин, рыбий жир, подсолнечное масло и т. д., сказать, что жиры являются важнейшими веществами для жизни человека.

Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний

1

Записываем тему урока. Знакомимся с планом урока.  Даю  названия группам, определяю работу каждой группы, раздаю инструктивные карты.  

Изучение нового материала

24

В основном групповая работа. Исследовательский метод (словесно-индуктивный, наглядно-дедуктивный, практико-дедуктивный)

Строение жиров рассматривается всеми группами  вместе. Далее идет работа по группам по инструктивным картам.

Группа 1 – Химики –теоретики – рассматривают классификацию жиров

Группа 2 - Физическая лаборатория рассматривает физические свойства жиров . Растворимость и эмульгирование изучают на практике.

Группа 3 – Лаборатория химической технологии рассматривает получение жиров, называет ученых, с именами которых связан синтез и анализ жиров.

Группа 4 – Химическая лаборатория 1 рассматривает химические свойства жиров: реакцию гидролиза и ее биологическое значение; реакцию окисления и ее практическое применение.

Группа 5 – Химическая лаборатория 2 рассматривает химические свойства жиров: реакцию омыления и реакцию гидрирования и их практическое значение.

После подготовки, заведующие лабораториями выступают с сообщениями.

Основные  мысли сообщений дублируются слайдами презентации, пользуясь которыми  учащиеся составляют конспект урока в тетради.

По возможности, химические свойства показываются с диска «Органическая химия»

Первичная проверка усвоения знаний

5

Прием «Найди ошибку»

Репродуктивный метод (наглядно-традуктивный)

Ученикам раздаю листы, на которых записаны формулы с названиями жиров, уравнения реакций с участием жиров. Задача найти то, что написано без ошибок.

Контроль и самопроверка знаний

4

Тестирование

Провожу тестирование по теме с взаимопроверкой или на бумажном носителе, или с использованием цифровой коллекции ЦОР

Подведение итогов урока. Рефлексия

2

Прием «Цветовая феерия»

Подведение итогов урока, выставление оценок

Информация о домашнем задании

2

§38, задание на выбор :

- задача по теме «Жиры»

- «Вместительная корзина»

- подготовить сообщения « История производства мыла»,  «Вещества и материалы, использующиеся для освещения помещений»

 Подготовка к уроку

Тема урока

Жиры – триглицериды: состав, классификация, свойства, применение

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

Учебная:  дать понятие жиров на примере глицеридов;  создать условия для изучения учащимися  классификации,  физических и химических свойствах жиров;  установить зависимость между  химическими свойствами жиров и их применением; обеспечить применение наглядности и лабораторных опытов для лучшего понимания изучаемого материала

Развивающая: развивать навыки работы учащихся с учебной и дополнительной литературой; совершенствовать умение учащихся наблюдать за веществами и происходящими с ними изменениями; создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований,  делать выводы, обобщать; 

Воспитательная: воспитание любви к предмету; осуществление всестороннего развития

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Основные термины и понятия для изучения

Триглицериды, сложные эфиры, омыление, гидролиз, обратимость

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, презентация, диск «Органическая химия»; предметы «выставки» (бутылка растительного масла, любой твердый жир, кусочек линолеума, художественные краски, свечи, мыло…), пробирки, реактивы (растительное масло, вода, бензин, спирт,  раствор 5% NaOH ,    5%Na23,    раствор белка

                                                                                 

Формы работы

Коллективная, групповая

Методические приемы мотивации обучения

Выставочная галерея, источники информации

Межпредметные связи

История, биология, физика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Открытый урок химии в 8 классе по теме  "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...

«Кислоты, их состав, классификация и значение»

Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение»Задачи урока:Образовательные:  Рассмотреть состав и классификацию кислот; продолжить формирование умений записывать формулы веществ основ...

«ВОДА, СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: способствовать развитию у школьников интереса к химической  науке, углубить знания о свойствах вода, ее роли  в природе и жизни людей; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, ге...

Целлюлоза: состав, строение, свойства, применение. Урок химии в 10 классе.

Технологическая карта  содержит цели, задачи, этапы комбинированного урока....

"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.

Данный материал представляет собой   технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...

ацетилен: состав, строение, свойства, применение

урок по теме "Ацетилен" для 10 класса. Подготовлен для базового уровня (1 час. в неделю) по учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия.10 класс.М.: "Просвещение", 2016...