Использование литературных произведений при составлении заданий по химии.
статья по химии (9 класс) на тему

Использование литературных произведений на уроках химии в 9-х, 10-х классах обшеобразовательных школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование литературных произведений при составлении заданий по химии.

Ирина Ивановна Солоха

МБОУ СОШ №12, ст.Новомышастовская, Красноармейский район, Краснодарский край

      Химические сюжеты или упоминания о веществах и химических превращениях встречаются во многих литературно-художественных изданиях, специально химии не посвящённых. К сожалению, часто авторы проявляют некомпетентность в вопросах химии. Химические ошибки нередко допускают журналисты и комментаторы. Таким образом можно собрать отрывки и цитаты из различных литературных источников с неверным описанием химических явлений, ошибками в названии веществ, неправильными трактовками свойств веществ и использовать их для составления заданий для учащихся.В задании требуется прокомментировать приведённый отрывок с точки зрения химической науки или ответить на вопросы.

       Задания можно использовать на уроках в 8-9 классах, а также в качестве домашнего задания(в случаях , когда необходимо обратиться к справочной литературе). Обычно, зачитываем отрывок из произведения(с указанием автора и названия), формулируем вопросы к этому отрывку, а затем заслушиваем ответы учащихся или коллективно обсуждаем химическое содержание отрывка. Иногда отдельным учащимся выдаётся карточка с текстом отрывка и заданием(вопросами):найти ошибку, проверить правильность утверждения автора расчётом и т. д.

       Подобные задания с успехом можно использовать при проведении химических вечеров, викторин, конкурсов «знатоков» и т. д.

      Приведу примеры таких заданий с предполагаемыми ответами на поставленные вопросы.

  1. «Воздух состоит из азота, водорода и кислорода. Дышать только азотом или водородом - нельзя. Но и кислородом в чистом виде дышать вредно- лёгкие сгорят».

В о п  р о с ы: Приведите процентный состав воздуха. Насколько вредно дышать чистым кислородом? Что могло бы произойти, если бы воздух наряду с кислородом содержал водород ?

О т е т ы: Воздух состоит в основном из азота 78,08% и кислорода 20,95% ( по объёму). В его состав входят инертные газы (около 1%) , водорода же в воздухе ничтожно мало- 0,00005%, поэтому считать водород составной частью воздуха неправильно. Чистым кислородом можно дышать непродолжительное время, его дают больным при ряде заболеваний. Сеанс лечения кислородом обычно длится 1-2 часа, с небольшими перерывами. Если представить себе воздух как смесь газов, содержащую кислород и водород, то достаточно одной искры, чтобы эта смесь взорвалась.

  1. « Нью-Йорк ежедневно выбрасывает в воздух 3200 т двуокиси серы, 280 т промышленной пыли, 4200 т углерода, азота и других ядовитых веществ»

В о п  р о с : Какие неточности допущены авторами в приведённом утверждении?

О т в е т : Из текста следует, что простые вещества углерод и азот ядовиты. Ядовиты же их оксиды(по-видимому это и имели в виду авторы). Диоксид серы назван по устаревшей номенклатуре.

  1. В научно-фантастическом романе Александра Богданова «Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 т бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тыс. кубических метров кислорода».

З а д а н и е : По уравнению реакции разложения бертолетовой соли(хлората калия)

 2KClO3= 2KCl + 3O2 проверьте вычислением правильность утверждения автора.

Р е ш е н и е :                2KClO3= 2KCl + 3O2

                                        M(KClO3) = 122,5 г/моль

                                        m (KClO3) = 245 т

                                        Vm = 22,4 л/моль

                                        V(O2)= 67200 м3

Из 245 т KClO3 можно получить 67200 м3  кислорода? А из 25 т - х м3. Составив пропорцию и решив её, получаем ответ: из 25 т бертолетовой соли можно получить около 6,8 тыс. м3  кислорода (н.у.), на 32% меньше указанного в отрывке из романа объёма.

  1. Литературный критик В. Огнев в статье, опубликованной в журнале «Юность», привёл фразу из дневника поэта Ильи Сельвинского «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом».

З а д а н и е : Проанализируйте научную достоверность этой фразы.

О т в е т : Поэт И. Сельвинский, а следом за ним и критик В. Огнев допустили ошибку: изменение числа нейтронов в ядре атома не приводит к образованию нового химического элемента(образуется другой нуклид). Чтобы перейти от ртути к золоту ( порядковый номер 79) надо из ядер атомов ртути ( порядковый номер 80) убрать по одному протону.

  1. Ведущий телевизионной программы «Вести» , сообщив о том, что на таможне было изъято 4 кг красной ртути, заметил : «Кстати, красная ртуть- единственный элемент, которого нет в периодической системе Д.И.Менделеева».

В о п р о с ы : Что такое красная ртуть ? Можно ли её назвать химическим элементом?

О т в е т ы : Красная ртуть- химическое соединение , оксид ртути(II). Назвать сложное вещество элементом, да ещё при этом сказать, что для него нет места в ПСХЭ – грубая ошибка.

  1. «Да! Это была собака, огромная, чёрная как смоль… Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочевшее на нас из тумана.

…Его огромная пасть всё еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

-Фосфор,- сказал я»  (Конон Дойл А., «Собака Баскервилей»)

В о п р о с ы : какими свойствами обладает фосфор? Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойля?

О т в е т ы : Аллотропное видоизменение фосфора-белый фосфор- действительно светится в темноте, что объясняется окислением его паров Р4 кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор (например, выделенный из его раствора в сероуглероде после испарения последнего) самовоспламеняется. Загорается он и при трении. Белый фосфор ядовит : 0,1 г вещества – смертельная доза. Из свойств белого фосфора следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» содаку не только снаружи, но и её пасть, то она немедленно бы погибла от отравления, а её труп превратился бы в пылающий костёр.

  1. « Сегодня Чёрная Зоя сдавала экзамен за октябрь Алмакфишу и вдруг как шлёпнется в обморок! Ну, теперь этим никого не удивишь. Сейчас же опрыскали водой, дали понюхать нашатырю, и она встала».

«… Раз сунул голову под вытяжной шкаф, чтобы свой тигель понюхать, забывши, что он выделяет циан ; ужасающей вонью ударило в нос. Ничего, я отправился и побежал к лаборанту; тот дьявольски :

- Коли живы, так нюхайте, что ль, нашатырь …»

В о п р о с ы : Какое вещество называется нашатырём? Что дают нюхать человеку, потерявшему сознание ?

О т в е т ы : Нашатырь – это техническое название хлорида аммония  NH4Cl .Это бесцветная кристаллическая соль без запаха, применяемая в паяльном деле, для изготовления сухих элементов, в химических производствах. В качестве лекарственного средства при обмороке применяют нашатырный спирт- 10%-ный водный раствор аммиака. Выделяющийся из раствора газообразный аммиак раздражает нервные окончания верхних дыхательных путей и рефлекторно возбуждает центральную нервную систему- пострадавший приходит в сознание. Вдыхать аммиак рекомендуют также при отравлениях некоторыми газообразными ядовитыми веществами.

  1. « Тогдашняя весна застала меня в Красноводске… Пахнущий нефтью и негашеной известью город встретил меня не так радушно, как мне хотелось бы…»

В о п р о с ы : Приведите формулу негашеной извести. Имеет ли это вещество запах ?  Какой «известью» могло пахнуть в городе, в котором был введён противохолерный карантин?

О т в е т ы : Негашёная, или жжёная известь – оксид кальция CaO . Это твёрдое кристаллическое вещество без запаха. Автор, по – видимому, имел в виду хлорную известь – продукт взаимодействия   гидроксида  кальция (гашёной извести) с хлором. Хлорная известь обладает сильным запахом и применяется для дезинфекции.

  1. « … А знаете, товарищи, - объявил он, - эти статуи кто-то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобно».

 В о п р о с  : Насколько правдоподобно объяснение?

О т в е т : Природный гипс представляет собой  двуводный сульфат кальция CaSO4* 2H2O. Для  изготовления скульптур  и в строительстве  применяют полуводный гипс 2 CaSO4* H2O или  безводный – ангидрит, получаемые обезвоживанием   при нагревании природного гипса. Полуводный гипс и ангидрит- прекрасные вяжущие материалы. С уксусной кислотой гипс не взаимодействует, поэтому объяснение, приведённое автором в отрывке, неправдоподобно. Другое дело, если бы скульптуры были изготовлены из мрамора.

  1. «Царю и знати принадлежали поля и виноградники, тучные стада и бронзовая руда, которую добывали в горах Урарту»

В о п р о с  : Существует ли в природе «бронзовая руда»?

О т в е т : Название «бронзовая руда» ошибочно. Бронза –  это сплав меди и олова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование литературных произведений на уроках информатики

Применение литературных произведений на уроках информатики Учитель информатики МОБУ «Солнечгая СОШ» Кулакова Н.А.Слайд1.В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономическ...

Доклад на Поволжской научно-практической конференции по проблемам преподавания рус. языка и литературы на современном этап "Использование современных средств наглядности (видеокассет, DVD-дисков с записями экранизаций литературных произведений) в школе"

Более 20 лет я работаю над использованием наглядных средств на уроках рус.языка и литературы и вовнеклассных мероприятиях. В начале было сложно: приходилось покупать видеокассеты, записывать их, сидя ...

Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности

Презентация опыта работы по теме "Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности"...

Презентация "Использование литературных произведений на уроках биологии".

Материал презентации можно использовать при объяснении нового материала, закреплении, опросе....

Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии

Материал содержит рекомендации по составлению заданий школьного этапа по химии, типы и примеры заданий 8-11 класса....

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»

Литературно- химическая викторина «Химия в литературных произведениях»Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,с картинами живописи, с хорошей музыкойВряд ли он...

Составление заданий для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии.

Составление заданий для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии....