Рабочая программа 11 кл
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Сафронова Марина Вячеславовна

по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_11_klass.docx373.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                         «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                              Утверждено:                                       Рассмотрено                                  Зам. директора                                          Директор школы                                на педагогическом совете                     по УВР ____ (Родина Л. И.)                      ______ (Пузикова Т.В.)                     протокол №1 от 30. 08. 12 г.  

                                                                                                                                               

Рабочая программа по химии 11 класса

Учитель: Сафронова М.В.

                                                   2012-2013 уч.год                                                                                                

                                                Пояснительная записка

Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.                                         Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.       

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.

Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.

Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..

Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:

о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);

о химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 2 ч в неделю.

Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.

Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.

В авторскую программу внесены следующие изменения:                                                                Увеличено  число часов на изучение тем:

- № 2 «Строение вещества » до 27 вместо 26 часов.                                                                                                           -- №3 «Химические реакции»  до 17 часов вместо 16.                                                                                                    Данные часы взяты из резервного времени. Цель данных изменений – лучшее  усвоение  учебного материала курса «Химия » 11 класса.                                                                                                                                     Данная рабочая программа реализуется  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ.

        Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.

Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004 г. № 1089.

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, О. С. Габриелян.- Москва «Дрофа», 2010.

                                         Содержание программы «Общая  химия»

Тематическое планирование базовый уровень  (68ч; 2ч/нед).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 Из них

Примечание

Практические

работы

Контрольные работы

1

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.

6

2

Строение вещества.

26+1

№1

№1

3

Химические реакции.

16+1

№2

4

Вещества и их свойства.

18

№2

№3

Итого

68

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6 ч)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

                                       Тема 2. Строение вещества (27ч)

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Обобщение по теме «Строение вещества»

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества»

                             Тема 3. Химические реакции (17 ч)

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.

Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей. 

Обобщение по теме «Химические реакции»

Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции»                                                                             Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч)

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

 Обобщение по теме «Вещества и их свойства»

Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства»

Требования к уровню подготовки  учащихся 11-го класса:                            Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы,  ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

                                                          Учебно-методический комплект:

Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. - 223с.

                                                         Методическая литература:

Химия.  11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.

 Химия. 11 класс: методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2006.

                                                           Дополнительная литература:

Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.

Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.

Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.

Химический эксперимент в школе. 11класс.- М.: Дрофа,2005.

Готовимся к ЕГЭ. О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2002.

Контроль знаний, умений, навыков

Контроль (текущий, рубежный, итоговый) за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

                Контрольных работ - 3, по темам: «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства».  самостоятельные работы по темам «Введение» и «Простые вещества».

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Оценка устного ответа

                Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

                Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

                Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

                Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

                2. Оценка экспериментальных умений

                Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

                Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

                Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

                Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи

                Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

                Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

                Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

                Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ

                Отметка «5»:

- ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

                Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

                Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

                Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

                Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка — оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Контрольная работа по теме «Строение вещества» 11 класс.                                    Вариант-І

1.Определите количество протонов, нейтронов и электронов у атома железа. Составьте электронную формулу и распределите электроны по энергетическим уровням.

2.Определите тип химической связи в веществах: Сl2 , H2S, Al,  KCl. Составьте схемы образования.

3.Что такое пластмассы? На какие группы их делят? Приведите примеры пластмасс.

4.Чем отличается газообразное состояние вещества от твердого и жидкого?

5.Рассчитайте массовую долю каждого элемента в сульфате меди (ІІ).

                                                                                             Вариант-ІІ

1. Определите количество протонов, нейтронов и электронов у атома серебра. Составьте электронную формулу и распределите электроны по энергетическим уровням.                                                

2.Определите тип химической связи в веществах: О2 , Na2S, Mg,  HCl. Составьте схемы образования.

3.Что такое волокна? На какие группы их делят? Приведите примеры волокон.

4.Чем отличается гетерогенная система от гомогенной?

5.Рассчитайте массовую долю раствора, содержащего 120 г воды и 40 г спирта.

Вариант-ІІІ

1. Определите количество протонов, нейтронов и электронов у атома хрома. Составьте электронную формулу и распределите электроны по энергетическим уровням.                                                

2.Определите тип химической связи в веществах: N2 , H2O, K,  Ca Cl2. Составьте схемы образования.

3.Что такое жесткость воды? Назовите типы жесткости.

4.Чем отличается грубодисперсные системы от тонкодисперсных? Приведите примеры грубодисперсных систем.

5.Вычислите объем кислорода, который может быть получен из 250 литров воздуха  (н. у.), если объемная доля кислорода равна 21 %.

Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции»

        

Контрольная работа № 3  по теме «Вещества и их свойства» 

Проверочные работы

Периодическая система химических элементов.

Календарно-тематическое планирование, химия 11 класс

№п/п

Тема урока

(тип урока)

Элементы содержания

Информ.-методич.

обеспечение

Эксперимент

(Д-демонстр.

Л-лаборат.)

Характеристика

деятельности учащихся

(виды

учебной

деятельности)

Виды

контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Домашнее задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ТЕМА I. Строение атома (6 часов)

1

1. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Строение атома

Атом – сложная частица

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Атом.        Изотопы.

Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы, валентность и степень окисления.

Атом – сложная частица. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны.

Периодическая таблица химических элементов.

Презентация

Познават. Деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопостав-ие; установление причинно-следственных связей.                   Информационно-коммуникативная деятельность    Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной

Вид контроля – входной

Форма контроля - Т

Измерители

§1

Знать   основные   химические    понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,      относительная атомная и    молекулярная массы, ион, изотопы; уметь определять   заряд иона

§1

упр. 1,2 стр. 12

5.09

2

2. Состояние электронов в атоме. Электронная конфигурация атомов химических элементов

Тип урока: Комбинированный урок

Атомные орбитали. Электронная   классификация элементов (s,р- элементы).

Особенности строения    электронных  оболочек  атомов  переходных      периодов

Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s- и р- элементы. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронная конфигурация атома.

Компьютерная презентация

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление; установление причинно-следственных связей.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной

Вид контроля –

текущий

Форма контроля - ДСР

Измерители

§1, упр.5,6,7

Знать   основные   химические    понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,      относительная атомная    и    молекулярная массы, ион, изотопы; уметь   определять   заряд иона

§1, упр. 5-8

6.09

3

3.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

Предпосылки открытия периодического закона. Открытие Д.И.Менделее-вым Периодического закона Д.И.Менделеева

Тип урока:

Комбинирован-ный урок

Периодический   закон Д.И.Менделеева

Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева

ПСХЭ

Справочно-информацион-ный стенд

Информац. Коммуникат. деятельность

Поиск нужной информации в источниках разного типа. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст).

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Познавател. деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.  Создание идеальных моделей  объектов.

Формирование умений элементарного прогноза

Вид контроля –

текущий

Форма контроля - УО

Измерители:

§2

Знать основной закон химии - периодический закон;

уметь        характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической                   системе Д.И.Менделеева

§ 2, упр.3, 5, 7

12.09

4

4.Периодическая система химических элементов и строение атома

Тип урока:

Комбинирован-ный урок

Периодический   закон   и   периодическая система химических    элементов Д.И.Менделеева.

Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и р- элементы

ПСХЭ

Компьютерная презентация

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст).

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функц. анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.  Создание идеальных моделей  объектов.

Формирование умений элементарного прогноза.

Рефлексивная деятельность

Умение формулировать свои мировоззренческие взгляды

Вид контроля – текущий

Форма контроля - УО

Измерители:

§5, стр.36-40

Знать основной закон химии - периодический закон;

уметь        характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической                   системе Д.И.Менделеева

§2 , индиви-дуальные задания. Сообще-ния

13.09

5

5. Положение водорода в периодической системе.

Положение водорода в периодической системе.

ПСХЭ

Справочно-информацион-ный стенд

Индивидуальная работа,

Групповая

Вид контроля – текущий

Форма контроля - УО

Измерители:

§5, стр.36-40

Знать положение водорода в ПСХЭ. Уметь объяснять двойственное положение водорода в ПСХЭ

§2.

19.09

6

6. Значение Периодического закона  и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

Тип урока:

семинар

Периодический   закон   и   периодическая система химических    элементов Д.И.Менделеева, их

мировоззренческое и научное значение

Значение периодического закона и периодической системы.

Индивидуальная работа,

Групповая

Вид контроля – текущий

Форма контроля - УО

Измерители:

Знать основной закон химии - периодический закон;

уметь        характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической                   системе Д.И.Менделеева

§ 2.

20.09

                                                                            Тема 2 Строение вещества (27 часов)

7-8

1-2.Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка

Тип урока:

Урок изучения

нового материала

Ионная  связь.   Катионы и анионы.

Химическая связь. Виды химической связи. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом решеток.

Модель крист.решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристалличес кой решеткой: кальцита, галита.

Индивидуальная

Текущий контроль – опрос

Проверочная работа по карточкам

Знать   понятие   «химическая связь», теорию химической связи;   уметь определять тип химической связи в соединениях,  заряд иона;  объяснять    зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи (ионной)

§3, упр.3-5, 7-9

26-27.09

9-10

3-4.Ковалентная химическая связь. Атомная и молекулярная кристаллические решетки.

Тип урока:

Комбинирован-ный

Ковалентная связь, ее разновидности, полярная и неполярная, и

механизмы образования.  Электроотрицат-сть.

Степень окисления    и валентность   химических элемент..

Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.

Модели кристалличес-ких решеток «сухого льда», иода, алмаза, графита. Компьютерная презентация

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.  Создание идеальных моделей  объектов

Текущий контроль знаний – опрос. Самостоят. работа по разноуровневым карточкам

Знать   понятие   «химическая связь», теорию химической связи;

уметь определять тип химической связи в соединениях,    объяснять    зависимость  свойств  веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи (ковалентной)

§4. Упр. 1,2,4,7,8. Сообщения

3-4.10

11-12

5-6. Металличес-кая связь. Металлическая кристаллическая решетка

Тип урока:

Комбинированный урок

Металлическая связь.

Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов Сплавы. Черные и цветные сплавы 

Свойства веществ с металлической кристаллической решеткой

Образцы металлов, сплавов.

Л.Р. Определение типа кристалличес-кой решетки вещества и описание его свойств.

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.  Создание идеальных моделей  объектов

Вид контроля –

тематический

Форма контроля - СР

Измерители:

§ 5 , упр.1

Знать   понятие   «химическая связь», теорию химической связи;  Уметь определять тип  химической связи в соединениях; объя-снять    зависимость  свойств  веществ от их состава и строе-ния; объяснять природу химической связи(металлической

§5, упр. 2-5

Сообще-ния

10-11.10

13-14

7-8.Водородная связь.

Единая природа химических связей

Тип урока:

Комбинирован-ный урок

Водородная связь, её роль в формировании структур биополимеров.

Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Внутримолекулярная водородная связь и её роль в организации структур биополимеров

Единая природа химических связей

Модель фрагмента молекулы ДНК

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.  Создание идеальных моделей  объектов

Текущий контроль знаний

Самостоят. работа  по индивидуальным карточкам

Знать   понятие   «химическая связь», теорию химической связи;

уметь определять тип химической связи в соединениях,    объяснять    зависимость  свойств  веществ от их состава и строения; природу химической связи (водородной)

§6, упр 1-6

Сообщения

17-18.10

15-16

9-10. Полимеры органические и неорганические

Тип урока комбинирован-ный

Полимеры. Пласт-массы: термопласт-массы и реактоплас-ты, их представители и применение. Волокна: природные и химические (искус-ственные и синтети-ческие их предста-вители иприме-нение.

Образцы пластмасс и изделия из них. Образцы воло-кон и изделия из них. Образцы неорганических полимеров              Л.Р. Ознаком-ление с коллек-цией полимеров

Парная

Текущий контроль знаний

Знать и понимать: Определения понятий полимер, пластмассы, искусств.полимер, волокно, термоплас-ты, реактопласты.                     Уметь: Объяснять зависимость свойств полимеров от их состава и строения

§7.    Упр. 1-4, 6

Сообще-ния

24-25.10

17-18

11-12. Газообразное состояние вещества. Природные газообразные смеси: воздух и природный газ

Тип урока:

Комбинированный урок

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газов.

Модель молярного объема газов

Индивидуальная

Текущий контроль знаний – устный опрос

С.Р.

Знать и понимать:

Определения понятий: молярный объем, объемная доля компонента  в смеси, парниковый эффект, кислотные дожди.

Уметь: характеризовать газ.состояние вещества с точки зрения атомно-молекулярного учения, выполнять расчеты, оценивать влияние химического загрязнения атмосферы на организм человека и др.живые организмы

§8, упр.1, 7-9. Сообщения

31.10-1.11

19-20

13-14. Представители газов, изучение их свойств.

 Тип урока:

Комбинированный урок

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение . собирание и распознавание.

Компьютерная презентация

Индивидуальная

Парная

Самостоятельная работа

Знать и понимать: Некоторые газо-образные при обычных условиях вещества, способы получения, собира-ния и распознавания, свойства и приме-нение

§8. Упр.11,12

Сообще-ния

7-8.11

21

15. Практическая работа №1. «Получение и распознавание газов (водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен)

Тип урока: практическая работа

Экспериментальные основы химии

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Практические занятия

«Получение, собирание и распознавание газов»

Набор реактивов и посуды на каждую группу

Парная

Отчет о П.Р.

Знать и понимать: способы получения, собирания, распоз-навания, приме-нения некоторых газ.веществ, правила безопасного обра-щения с горючими и токсич. веществами, лаборатор. Обору-дованием.                  Уметь: выполнять химич.эксперимент по распознаванию некоторых газов

Индивидуальные задания – сообще-ния  Учебник стр.217

14.11

22-23

16-17. Жидкое состояние вещества. Вода. Жидкие кристаллы. Массовая доля растворенного вещества.

Тип урока:

Комбинированный урок

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление  воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. Жидкие кристаллы. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты.

Образцы накипи в чайнике и  трубах центрального отопления. Приборы на жидких кристаллах.

Л.Р.Устранение жесткости воды. Ознакомление с минераль. водами

Индивидуальная, парная

Текущий контроль знаний – опрос.

Самостоятельная работа

Знать и понимать : определение понятий: жесткая вода, временная жесткость, постоянная, массовая доля растворенного вещества., способы устранения жесткости воды, состав и применение минераль. вод. Уметь: характеризовать жидкое состояние вещества с точки зрения атомно-молекул. учения, выполнять расчеты, оценивать влияние химического загрязнения гидросферы на организм человека и др.живые организмы.

§9, упр.1,2, 6-8. Сообще-ния

15-21.11

24-25

18-19.Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав вещества и смесей.

Тип урока:

Комбинирован-ный урок

Твердое состояние вещества. Аморфные вещества в природе и жизни человека, их значение. Кристаллическое строение вещества.. Состав вещества и смесей

Образцы аморфных веществ. Образцы  кристаллических веществ.

Индивидуальная  

Текущий контроль знаний – опрос.

Проверочная работа-решение задач

Знать: определение понятия «аморфные вещества», свойства и применение аморфных веществ.

Уметь: характеризовать твердое состояние вещества с точки зрения атомно-молекулярного учения

§10, упр.1-4

Сообще-ния

22-28.11

26-27

20-21. Дисперсные системы

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Дисперсные системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные  системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи

Образцы различных дисперсных систем. Эффект Тиндаля.

Л.Р.Ознакомление с дисперсными системами

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной.

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.  Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки и систематизации информации

Текущий контроль знаний – опрос.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий

§11, упр.1-8

Сообще-ния

29.11-5.12

28-29

22-23.Закон постоянства состава вещества. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе»

Тип урока

Комбинирован-ный

Закон постоянства состава вещества. Понятие «массовая доля элемента в веществе». Расчеты, связанные с этим понятием

Парная, индивидуальная

Самостоятельная работа по решению задач

Знать и понимать :

Определения понятий «химическая формула», «формульная единица», «массовая доля элемента в веществе»

§12(до материа-ла о массовой доле компо-нента в смеси) упр.1-5

6-12.12

30

24. Решение задач на нахождение массовой доли…

Расчеты, связанные с этим понятием

Парная, индивидуальная

Самостоятельная работа по решению задач

Знать и понимать: Определения поня-тий «химическая формула», «формульная единица»

§12 упр.6,10,11

13.12

31

25. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества»

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Теоретические основы химии.

Химическая связь. Вещество

Познавательная деятельность                          Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобра-нных конкретных примерах.                 Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Вид контроля

текущий

Форма контроля - СР

Знать понятия: химическая связь, изомерия, гомология, аллотропия; закон постоянства состава веществ, теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях,    объяснять    зависимость  свойств  веществ от их состава и строения;  объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической) уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

§1-12

19.12

32

26.Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»

Тип урока: контрольный урок

Теоретические основы химии. Химическая связь. Вещество

Познавательная деятельность Умение развернуто обосновывать суждения,давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Вид контроля

текущий

Форма контроля - КР

Знать понятия: химическая связь, изомерия, гомология, аллотропия; закон постоянства состава веществ, теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях,    объяснять    зависимость  свойств  веществ от их состава и строения;  объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); уметь применять полученные знания для решения задач различного уровня

Повторе-ние

20.12

33

27.Анализ контрольной работы №1. Коррекция ЗУН. Работа над ошибками.

Теоретические основы химии.

Химическая связь. Вещество

Индиви-дуальные задания.

26.12

ТЕМА II. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. (17 часов)

34-35

1-2.Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

ТИП УРОКА :

Изучение нового материала

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообраз. веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермич. реакции. Термохим.уравнения

Д. Модели молекул изомеров и гомологов.

Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Д. Озонатор

Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

Индивидуальная

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (составление схемы); давать определения, приводить доказательства

Вид контроля

Текущий опрос

Форма контроля -  УО

Проверочная работа по карточкам

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: аллотропия, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, изомерия, гомология

- основные теории химии: строения органических соединений

§13, упр 1,2,5

§14, упр. 1-4

Сообщения

27.12-16.01

36-37

3-4. Скорость химической реакции

ТИП УРОКА :

Изучение нового материала

Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования

Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой

Модель  « кипящего слоя»

Л.Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля)

Познавательная деятельность

Установление причинно-следственных связей, исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Информационно-коммуникативная деятельность

Передача содержания информации адекватно поставленной цели

Вид контроля

Текущий опрос

Форма контроля - УО

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции

Уметь

- объяснять:

зависимость скорости химической реакции от различных факторов

§15, упр. 1,3,6,7

Сообщения

17-23.01

38-39

5-6.Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

ТИП УРОКА:

Изучение нового материала, комбинирован-ный

Необратимые и обратимые химические реакции.

Понятие о химич.равновесии. Способы смещения химич.равновесия  на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты

Познавательная деятельность

Установление причинно-следственных связей, исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Информационно-коммуникативная деятельность

Передача содержания информации адекватно поставленной цели

Текущий контроль знаний –опрос

С.Р.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химическое равновесие

- объяснять: положение химического равновесия от различных факторов

§16, упр.1-6

Сообщения

24-30.01

40

7. Роль воды в химических реакциях

Комбинирован-ный

Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ -  разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш)

Индивидуальная

Парная

Текущий контроль знаний – опрос.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: растворы

§17, упр.1,2,3,4,5.

Записи сообщения

31.01

41-42

8-9. Электролитичес-кая диссоциация

Тип урока: комбинирован-ный

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.  Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена

Д. Испытание растворов электролитов и неэлектр.  на предмет диссоциации

Д.Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления 

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

Индивидуальная

Групповая

Информационно-коммуникативная деятельность

Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов

Текущий контроль знаний – опрос

С.Р. по разноуровне-вым карточкам

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;

- основные теории химии: электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

§17, упр.6,7

сообщения

6-7.02

43-44

10-11. Гидролиз органических и неорганических соединений

Тип урока: урок изучения нового материала

Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и  нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция

Л. Разные случаи гидролиза солей

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Рефлексивная деятельность

Само- и взаимопроверка

Вид контроля

текущий

Форма контроля - СР

Уметь определять характер среды в водных растворах неорганических веществ;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе, быту и на производстве

§18, упр. 1,3-5

Сообщения

13-14.02

45-46

12-13. Окислительно-восстановитель-ные реакции

Тип урока: комбинированный

Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель

Д.Простей-шие окислител.-восстановит. реакции: взаимодейст. цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)

Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

Познавательная деятельность

Определ.сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставл, оценки и классифик. объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Уметь давать определения, приводить доказат-ва. Поиск нужной информации по заданной теме в источн. различ. типа.

Рефлексивная деятельность

Само- и взаимопроверка

Вид контроля

текущий

Форма контроля - СР

Измерители:

§19

умение определять окислитель, восстановитель, составлять электронный баланс ОВр

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Уметь

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

§19 до слов …           «Одна-ко самым…» упр.1-4

сообщения

20-21.02

47-48

14-15.Электролиз

Урок изучения нового материала

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия

Д. Модель электролизе-ра; модель электролиз-ной ванны для получения алюминия

Индивидуальная Информационно-коммуникативная деятельность   Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Вид контроля текущий Форма контроля -  СР Измерители составить уравнения реакций электролиза расплава и раствора хлорида натрия

Знать понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

практическое применение электролиза

§ 19 до конца, упр.5-8

27-28.02

49

16.Обобщение и систематизация знаний по теме. Тип урока:   Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение упражнений, решение задач

Индивидуальная Познавательная деятельность  Умение самостоятельно организовать свою познавательную деятельность

(от постановки цели до получения и оценки результата

Вид контроля итоговый Форма контроля – СР

Уметь

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений;

- объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

§13-19

Индивидуальные задания

6.03

50

17.Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции»

Тип урока:

Урок проверки знаний и умений

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

Познавател. деятельность

Самостоятельное создание алгоритмов познават.деятельности для решения задач творч. и поискового характера. Формулирование получен. результатов.

Рефлексивн. деятельность

Объективное оценивание своих учебных достижений

Вид контроля

итоговый

Форма контроля - КТЕГЭ

Измерители

Уметь применять полученные знания для решения задач различного уровня

 Повторение. Сообщения

7.03

Тема 3. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (18час)

51

1.Классификация неорганических соединений

Тип урока

Урок изучения нового материала

Простые и сложные вещества.

Оксиды,  их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные. 

Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами

Компьютерная презентация

 Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (составление схемы); давать определения, приводить доказательства

Вид контроля

текущий

Форма контроля - Т

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: оксиды, основания, кислоты, соли 

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений

Записи

13.03

52

2.Классификация органических соединений

Тип урока

Урок изучения нового материала

Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки

Презентация

 

Вид контроля

текущий

Форма контроля - Т

Знать/понимать

-важнейшие химические понятия:

- функциональная группа;

- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки 

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Записи

Сообщения

14.03

53-54

3-4.Металлы

Тип урока: комбинирован-ный

Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: Общие физические  и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов.   Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов

Д.Взаимодейст. натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодейст.щелочнозем. металлов с водой. Взаимодейст. натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодейст. меди с кислородом и серой. Алюминотермия

Л.Ознакомл. с коллекц.металлов и их соединениями; рудами

 Индивидуальная

Вид контроля

текущий

Форма контроля – самостоят. работа  по индивид карточкам

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы 

Уметь

- характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов;

- объяснять: зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения

§20, упр.1-6

Сообщения

20-21.03

55

5.Коррозия металлов

Тип урока: комбинированный

Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания

Индивидуальная

Текущий контроль знаний

Знать  и понимать определения понятий металлы, восстановитель, коррозия

§20. Стр. 170, упр.6-8

сообщения

3.04

56-57

6-7. Неметаллы

Тип урока: УПЗУ

Положение неметаллов в ПС, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекул.строение их. Сравнительная хар-ка галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислит. свойства неметаллов Восстановит. свойства неметаллов (взаимодействие с более ЭО неметалл. и сложными в-вами-окислителями. Благородные газы

Д. Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде

 Групповая, индивидуальная

Текущий контроль знаний

С.Р. по разноуровневым карточкам

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: неметаллы

Уметь

- характеризовать:

элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

общие химические свойства неметаллов;

- объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения

§21, упр.1-4

Сообщения

4-10.04

58-59

8-9.Кислоты неорганические и органические

Тип урока

Комбинированный урок

Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот

Д.Разбавл.концентрированной серной кислоты. Взаимодейст.концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью

Л.Ознакомление с коллекцией кислот

Л.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Рефлексивная деятельность

Само- и взаимопроверка

Вид контроля

текущий

Форма контроля – УО, диктант

Измерители:

составить уравнения химических реакций, характерных для серной (соляной) кислоты

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты

Уметь

 -называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах кислот;

- характеризовать:

-общие  химические свойства кислот

- объяснять: зависимость свойств кислот от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорг. и органических кислот

§22, упр.1-5

Сообщения

11-17.04

60-61

10-11.Основания неорганические и органические

Тип урока

Комбинированный урок

Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований

Л. Ознакомление с коллекцией оснований

Л. Получение и свойства нерастворимых оснований

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Рефлексивная деятельность

Само- и взаимопроверка

Вид контроля

текущий

Форма контроля – УО, диктант

Измерители

составить уравнения химических реакций, характерных для гидроксида натрия, гидроксида меди (II

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи

Уметь

 -называть: основания по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах щелочей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства оснований

- объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорг. и орг. оснований

§23, упр.1-5

18-24.04

62-63

12-13. Соли

Тип урока

Комбинированный урок

Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш)

Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.

Д.Качественные реакции на катионы и анионы

Л.Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли

Л. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов

Познавательная деятельность

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

Информационно-коммуникативная деятельность

Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Рефлексивная деятельность

Само- и взаимопроверка

Вид контроля

текущий

Форма контроля – УО, диктант

Измерители

составить уравнения химических реакций, характерных для хлорида натрия

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: соли, минеральные удобрения

Уметь

 -называть: соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах солей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства солей

- объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

§24, упр.1-5

25.04-8.05

64

14.Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии

Познавательная деятельность  Умение самостоятельно организовать свою познавательную деятельность.

Решение задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Вид контроля

тематический

Форма контроля – СР, УО

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений

§25, упр.1-5 подготовиться к П.Р.№2

15.05

65

15.Практическая работа №2   «Идентификация  неорганических и органических веществ»                          Тип урока Практическая работа

Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

Наборы реактивов и химической посуды

Парная

Вид контроля

итоговый

Форма контроля – практическая работа

Уметь  выполнять химический эксперимент  по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

Отчет о П.Р. Учеб-ник стр.219

16.05

66

16.Обобщение и систематизация знаний по теме.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение упражнений, решение задач

Индивидуальная. групповая

Уметь

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- характеризовать: общие химические свойства металлов,  неметаллов, основных классов неорган. и органич. соединений, строение и химические свойства изученных органич. соединений

§20-25 подготовиться к К.Р. №3

22.05

67

17. Контрольная работа № 3 по теме 3  «Вещества и их свойства»

Тип урока: проверка  ЗУН

Классификация неорганических соединений.

Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Неметаллы. Окислит.-восстанов. свойства типичных неметаллов.

Общая харак-ка подгруппы галогенов

Познавательная деятельность

Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

Формулирование получен. результатов.

Рефлексивная деятельность

Объективное оценивание своих учебных достижений

Вид контроля

итоговый

Форма контроля – КР

Уметь применять полученные знания для решения задач различного уровня

 Повторение

Сообщения

23.05

68

18. Анализ контрольной

работы

Индивид.зада-ния

23.05

Контрольная работа по теме «Строение вещества» 11 класс.

Вариант-І

1.Определите количество протонов, нейтронов и электронов у атома железа. Составьте электронную формулу и распределите электроны по энергетическим уровням.

2.Определите тип химической связи в веществах: Сl2 , H2S, Al,  KCl. Составьте схемы образования.

3.Что такое пластмассы? На какие группы их делят? Приведите примеры пластмасс.

4.Чем отличается газообразное состояние вещества от твердого и жидкого?

5.Рассчитайте массовую долю каждого элемента в сульфате меди (ІІ).

Контрольная работа по теме «Строение вещества».

Вариант-ІІ

1. Определите количество протонов, нейтронов и электронов у атома серебра. Составьте электронную формулу и распределите электроны по энергетическим уровням.                                                

2.Определите тип химической связи в веществах: О2 , Na2S, Mg,  HCl. Составьте схемы образования.

3.Что такое волокна? На какие группы их делят? Приведите примеры волокон.

4.Чем отличается гетерогенная система от гомогенной?

5.Рассчитайте массовую долю раствора, содержащего 120 г воды и 40 г спирта.

Контрольная работа по теме «Строение вещества».

Вариант-ІІІ

1. Определите количество протонов, нейтронов и электронов у атома хрома. Составьте электронную формулу и распределите электроны по энергетическим уровням.                                                

2.Определите тип химической связи в веществах: N2 , H2O, K,  Ca Cl2. Составьте схемы образования.

3.Что такое жесткость воды? Назовите типы жесткости.

4.Чем отличается грубодисперсные системы от тонкодисперсных? Приведите примеры грубодисперсных систем.

5.Вычислите объем кислорода, который может быть получен из 250 литров воздуха  (н. у.), если объемная доля кислорода равна 21 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...