Рабочая программа 8 кл
рабочая программа (химия, 8 класс) по теме

Сафронова Марина Вячеславовна

по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progamma_po_himii_8_kl.docx109.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                     «Каштановская средняя общеобразовательная школа »

Согласовано:                                              Утверждено:                                       Рассмотрено                                  Зам. директора                                          Директор школы                               на педагогическом совете                     по УВР ____ (Родина Л. И.)                      ______ (Пузикова Т.В.)                     протокол №1 от 30. 08. 12 г.  

                                                                                                                                               

Рабочая программа по химии 8 класса

Учитель: Сафронова М.В.

                                                                                                                                                               

                                               2012-2013 уч. год

                                                                            Пояснительная записка

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Такое построение программы дает возможность развивать первоначально полученные знания на богатом практическом материале.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

                Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.  

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

              Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.                                                                                                                                                                       Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.

           Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор О.С. Габриелян «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. 3 часа резервных которые предполагается использовать для обобщения и повторения материала перед контрольной работой за учебный год.

          Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»                                                                                                                           2.Областной закон «Об образовании в Ростовской области».                                                                                                           3. Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент.                                                                                                                                                                                         4. Программа курса химии  для общеобразовательных учреждений 8-11 классы, Москва  «Дрофа» 2010.                                                                                                                                                                                               5. Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004 г. №1089.      

Требования к уровню подготовки  учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

                                                                                                                               

   Учебно-методический комплект:

Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. – 267с.

Химия.  8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2005. - 176с.

Методическая литература:

Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007. - 350с.

Химия.  8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 174с.

Дополнительная литература:

Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.

Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.

Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008. – 656с

Большой справочник (тесты, контрольные) 2007. 

Содержание

Тема 1. Введение (10  часов, из них 3 часа практическая   работа)

Цель: ввести учащихся в курс химии 8 класса, познакомить  с понятиями «тело» и вещество»,  атомным строением веществ, знаками химических элементов, понятиями «атомная масса» и «молекулярная масса», раскрыть роль химических знаний в жизни человека

Урок 1. Предмет химии. Вещества

Урок 2. Превращения веществ. Химические реакции

Урок 3. Пр.р.№1. Правила ТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Урок4. Пр.р. №2. Наблюдение за горящей свечой

Урок 5. Пр.р. №3. Анализ почвы и воды.

Урок 6. Химический элемент

Урок 7. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Урок 8. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

Урок 9. Расчеты по химическим формулам

Урок 10. Обобщение и систематизация знаний. Зачет

Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов)                                                                                                                        

           Цель: формировать знания о составе и строении атомов химических элементов, составе атомного ядра, строении электронной оболочки, видах химической связи, понятия «ион», учить определять вид связи в различных веществах

Урок 1(11). Строение атома: ядро, электронная оболочка

Урок2(12). Электроны. Электронная оболочка

Урок 3(13). Электронные и электронно-графические формулы элементов малых периодов

Урок 4(14). Периодическая система элементов и строение атома

Урок 5(15). Ионы. Ионная связь.

Урок 6(16). Ковалентная неполярная связь.

Урок 7(17). Ковалентная полярная связь

Урок 8(18). Металлическая связь

Урок9(19). Обобщение знаний о строении атома и типах связи

Урок 10(20). Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

Тема 3. Простые вещества (8 часов)

          Цель: Ввести понятия «простые и сложные вещества», познакомить с особенностями строения и свойств простых веществ металлов и неметаллов, ввести понятие «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогардо», формировать умения производить расчеты по химическим формулам)                                          

Урок 1 (21). Простые вещества – металлы.

Урок 2 (22). Простые вещества - неметаллы

Урок 3 (23). Аллотропия

Урок 4 (24). Количество вещества. Моль

Урок 5 (25). Молярная масса вещества

Урок 6 (26). Молярный объем газов

Урок 7 (27). Относительная плотность газов

Урок 8 (28). Практикум по решению задач Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

Тема 4. Соединения химических элементов (17 часов, из них 2 часа  практические работы)                                     

Цель: познакомить с формулами соединений веществ различных классов, классификацией сложных веществ, формировать умение составления формул с использованием «таблицы растворимости», формировать практические умения разделять смеси различных веществ.

Урок 1 (29). Степень окисления

Урок 2 (30). Бинарные соединения

Урок 3 (31). Практикум по составлению формул сложных веществ по степеням окисления

Урок 4(32). Оксиды. Летучие водородные соединения.

Урок 5 (33). Основания

Урок 6 (34). Кислоты

Урок 7(35). Соли

Урок 8 (36). Практикум по выполнению заданий на классификацию веществ

Урок 9(37). Практикум по выполнению заданий на классификацию веществ

Урок 10 (38). Кристаллические решетки

Урок 11(39). Чистые вещества и смеси

Урок 12(40). Практическая работа№5. «Разделение смесей»

Урок 13(41). Массовая и объемная доля компонентов в смеси

Урок 14(42). Практикум по решению задач на вычислению массовой и объемной доли компонентов в смеси

Урок 15(43). Практическая работа №6 «Приготовление раствора с определенной массовой долей и определение его плотности»

Урок 16(44). Обобщение и систематизация знаний

Урок 17(45). Контрольная работа№3. Соединения химических элементов

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (16 часов, из них 1 час на практические работы)                            

         Цель: дать первоначальное представление о типах химических реакций, их признаках и условиях протекания; научить составлять уравнения химических реакций и делать по ним расчеты.

Урок 1(46). Физические  явления в химии.

Урок 2(47). Химические реакции

Урок 3(48). Химические реакции                                                                                                                                              Урок 4(49). Практическая работа №7. «Признаки химических реакций»                                                                  Урок 5(50). Тепловой эффект химической реакции

Урок 6(51)-7(52). Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Химические уравнения             Урок 8 (53)-9(54). Расчеты по уравнениям химических реакций 

Урок 10(55). Типы химических реакций. Реакции  разложения.

Урок  11(56).Реакции соединения.

Урок 12(57). Реакции замещения

Урок 13(58). Реакции обмена. Реакции нейтрализации

Урок 11(59).Типы химических реакций на примере свойств воды.

Урок 15 (60) Обобщение знаний  

Урок 16(61). Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами» 

Тема 6. Скорость химической реакции. Химическое равновесие (7 часов)

         Цель: познакомить с понятиями «скорость химической реакции», «химическое равновесие», рассмотреть зависимость скорости от различных факторов, дать представление о катализе и условиях протекания каталитических реакций.

Урок 1(62). Скорость химической реакции

Урок 2(63). Зависимость скорости реакции от различных факторов

Урок 3(64). Катализ.Катализаторы

Урок 4(65). Обратимые химические реакции

Урок 5(66) – 6(67). Химическое равновесие и условия его смещения

Урок 7 (68). Обобщение и систематизация знаний.

Тема 7. Растворы. Растворение. Реакции в растворах электролитов (25 часов, из них 4 часа практические работы)

        Цель: рассмотреть процесс растворения как физико-химическое явление; раскрыть свойства классов неорганических веществ в свете ТЭД, формировать понятие о генетической связи химических соединений, познакомить с особенностями протекания ОВР.                                                                                  

Урок 1(69). Растворение как физико-химический процесс

Урок 2(70). Электролитическая диссоциация

Урок 3(71). Теория электролитической диссоциации

Уроки 4(72) – 5(73). Ионные реакции

Урок 6(74). Практическая работа№8. Ионные реакции

Урок 7 (75). Практическая работа №9. «Условия протекания реакций обмена до конца»

Урок 8(76) – 9(77). Кислоты в свете ТЭД

Урок 10 (78) – 11(79). Основания в свете ТЭД

Урок 12-13 (80-81). Оксиды

Урок 14-15(82-83). Соли в свете ТЭД

Урок 16 (84). Генетическая связь между классами неорганических соединений

Урок 17 (85). Практическая работа №10. «Оксиды.Кислоты. Соли. Основания»

Урок 18 (86). Обобщение знаний

Урок 19 (87) Контрольная работа №4 по теме «ТЭД»

Урок 20 (88). Классификация химических реакций

Урок 21 (89). Окислительно-восстановительные реакции

Урок 22 (90). Урок-мастерская «ОВР в природе и жизни человека»

Урок 23-24 (91-92). Практикум по составлению уравнений ОВР методом электронного баланса

Урок 25 (93). Обобщение и систематизация знаний

Урок 26 (94). Практическая работа №11. «Решение экспериментальных задач»

Урок 27 (95). Зачет по теме «Химические реакции»

Тема 8. «Шеренга великих химиков» (7 часов)

        Цель: повторить материал 8 класса – основных понятий, законов, теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, совершивших открытие.

Урок 1(96). Химия как наука в трудах Парацельса и Р.Бойля

Урок 2 (97). Атомно-молекулярное учение и его создатели М.В.Ломоносов и Д.Дальтон

Урок 3 (98). Д.И.Менделеев и учение о строении атома

Урок 4 (99). Химическая кинетика и учение о равновесии. К.Бертолле и А.Шателье

Урок 5 (100). С.Аррениус – основоположник теории электролитической диссоциации

Урок 6 (101). Обобщение знаний за курс химии 8 класса                                                                                                                Урок 7 (102).  Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса

Резерв- 3 часа

Всего: 105 часов, из них 11 часов практические работы

                                         

 Контроль знаний, умений, навыков

Контроль уровня обученности:

Формы контроля

Текущий контроль «Атомы химических элементов».

Текущий контроль «Простые вещества».

Текущий контроль «Соединения химических элементов».

Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».

Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Итоговая контрольная работа по разделу «Неорганическая химия».

Кроме выше перечисленных основных форм контроля  будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Кроме этого в конце учебного года состоится смотр знаний учащихся в форме итогового устного зачета.

                          Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Оценка устного ответа

                Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

                Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

                Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

                Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

                2. Оценка экспериментальных умений

                Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

                Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

                Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

                Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи

                Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

                Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

                Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

                Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ

                Отметка «5»:

- ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

                Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

                Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

                Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

                                Контрольная работа №1 по теме “Атомы химических элементов”

1. а) Расположите химические элементы в порядке увеличения металлических свойств:Ga, Al, In, Tl.

    б) Напишите 3 элемента, у которых по 5 электронов на внешнем энергетическом уровне.

2. Определите по формуле элемент …3s23p2.Напишите его графическую и электронную формулы. Определите число протонов, электронов и нейтронов в этом элементе.

3. Определите вид связи в соединениях. Составьте электронные и графические формулы (где возможно): SCl2, CaCl2, CL2, Na.

4. Вычислите массовую долю каждого элемента в соединении CaSO4.

5.* Напишите электронную формулу и расположение электронов по уровням следующих частиц: Na+, S2-, Mo.

. 

                    Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества» (тест)

Критерии оценки работы:                                                                                                                                                                      7-9б – «2»                                                                                                                                                                                                       10-12 – «3»                                                                                                                                                                                                       13-15 б – «4»                                                                                                                                                                                                       16-18 – «5»                                                                                                                                                                                                           Часть А                                                                                                                                                                                                                          за правильный ответ 1 балл

1. Простое вещество-металл: а) кислород            б) медь                    в) фосфор                 г) сера

2. Простое вещество-неметалл: а) натрий            б) углерод               в) калий                    г) алюминий

3. Агрегатное состояние ртути: а) жидкое            б) твердое               в) газообразное

4. Ковалентная неполярная связь в веществе:       а) железо                б) хлор                      в) вода

5. Аллотропная модификация кислорода: а) графит         б) алмаз       в) белый фосфор     г) озон

6. Запись 3О2 означает: а) 2 молекулы кислорода          б)3 молекулы кислорода         в) 5 атомов кислорода

7. Расположите элементы Mg, Na, Al в порядке возрастания металлических свойств.

8. Даны элементы: C S, Si. Выберите «лишний» элемент на основании его положения в Периодической системе и строения атома.

9. Определите вид связи в соединениях: а) Cl2                          б) K                  в) NaCl                    г) NH3

10. металлу соответствует электронная формула: а) 1s22s22p63s23p6       б) 1s22s1                  в) 1s22s22p5

Часть В                                                                                                                                                                                                             За правильный ответ 2 балла

1. Масса 3 моль H2S равна: а) 33г  б) 34г  в) 99г  г) 102г

2. Объем, который занимает 2 кмоль сернистого газа SO2 (н.у.): а) 22,4м3 б) 33,6м3 в) 44,8м3 г) 67,2м3

3. Количество углекислого газа, в котором содержится 36.1023 молекул, равно: а) 0,6 моль  б) 3 моль          в) 5 моль   г) 6 моль

 

4. Рассчитайте объем 160г кислорода и его относительную плотность по азоту.

                                                                  Контрольная работа №2

«Простые вещества».

Вариант 1.

1.     Рассчитайте  относительную молекулярную массу вещества  CO, CF4.

2.     Сколько молекул содержат   73 г. HCl?

3.     Определите, какой объем занимает 1 г. , O2,  N2O.                                                                                  

4.     Определите,  какое количество вещества составляют  16 г. О2

Контрольная работа №2

«Простые вещества».

Вариант 2.

1.     Рассчитайте  относительную молекулярную массу вещества  N 2 O, CaO.

2.     Сколько молекул содержат   16 г. О 2?

3.     Определите,  какой объем занимает 1 г. N2,  SO3.

4.     Определите,  какое количество вещества составляют  36,5 HCl.

 

                                                                  Контрольная работа № 3(в-1)

  «Соединения химических элементов».

Вариант №1

Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях:  NO2, NO, N2O, H3N.

                                                                                                                

Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых O, H3N,  Mg,  KCl.

                                                                                                                    

Определите класс вещества по формуле и назовите вещества H3PO4,  CaCO3,  P2O5, Fe(OH)3.

                                                                                                                    

В 60г раствора содержится 18г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе.

                                                                                                                        

Какой объём кислорода может быть получен из 5м3 воздуха, если объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%?

                                                                                                                 

Вариант №2

 

Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях:  CO2, SiH4, H3P, P2O5.

                                                                                                                  

Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых SO3, N2, Ca, FeCl3.

                                                                                                                         

Определите класс вещества по формуле и назовите вещества SO3, HCl, Cu(OH)2, FeCl3.

                                                                                                                         

В 200г воды растворили 50г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе.

                                                                                                                       

Какой объём азота может быть получен из 12м3 воздуха, если объёмная доля азота в воздухе равна 78%?

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов» (в-2)

Вариант 1.

1. Составьте химические формулы соединений:

а) оксид кальция  б) соляная кислота  в) фосфат кальция  г) гидроксид кальция  д) хлорид железа(III)

2. Назовите соединения:

а) HNO3  б) Al2O3  в) Ca(ОН)2  г) СаSO4  д) Н3РО4

3. Для гидроксидов (кислоты или основания) напишите формулы соответствующих им оксидов:

а) Н2СО3  б) Мg(ОН)2  в) Аl(ОН)3  г) НNО3  д) NaОН

4. Рассчитайте объём кислорода, полученного из 200л воздуха, если известно, что объёмная доля кислорода в воздухе составляет 21%?

5. 400г 20% раствора соли выпарили. Рассчитайте массу сухой соли и массу испаренной воды.

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов»

Вариант 2.

1. Составьте химические формулы соединений:

а) оксид магния  б) серная  кислота  в) фосфат натрия  г) гидроксид алюминия  д) хлорид железа(II)

2. Назовите соединения:

а) H2 СO3  б) Fe2O3  в) NaОН  г) MgSO4  д) H24

3. Для гидроксидов (кислоты или основания) напишите формулы соответствующих им оксидов:

а) НNО3  б) Ca(ОН)2  в) Аl(ОН)3  г) Н2 SО3  д) KОН

4. Рассчитайте объём кислорода, полученного из 50л воздуха, если известно, что объёмная доля кислорода в воздухе составляет 21%?

5. Какая масса соли и воды потребуется для приготовления 340 г раствора с массовой долей 12%.

Контрольная работа №4  по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Критерии оценки:                                                                                                                                                                                            5-7б –«2»                                                                                                                                                                                                            8-10б – «3»                                                                                                                                                                                                               11-13б – «4»                                                                                                                                                                                                           14-16б – «5»

1. (1б) Физическое явление-это…

а) ржавление железа  б) горение древесины  в) плавление свинца.

2. (1б) Уравнение экзотермической реакции:

а) N2+3H2=2NH3       б) 2H2O=2H2+O2       в) 2HBr=H2+Br2.

3. (1б) Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой  Al+Cl2=AlCl3  равна:

а) 4     б) 5     в) 7.

4. (2б) Объём водорода, который полностью прореагирует по уравнению реакции  2H2+O2=2H2O                          с 1 моль кислорода, равен:

а) 8,96л     б) 44,8л     в) 67,2л.

5. (1б) По данной левой части уравнения восстановите его правую часть  CuO+H2SO4=…

а) CuSO4+H2O   б) CuSO4+2H2O   в) CuSO4+H2.

6.(1б)  Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно ещё более сложное вещество по реакции:

а) соединения   б) разложения   в) замещения   г) обмена.

7.  (3б) Напишите уравнение реакции и укажите её тип:

  азотная кислота + гидроксид кальция = нитрат кальция + вода.

8. (3б)  Расставьте коэффициенты, вставьте пропущенные вещества  и укажите тип реакций:

а) Li+? =Li2O   б) Fe2O3+? = Al2O3+?   в)?+ 2HCL=FeCl2+H2   г) 2Al+?=2AlCl3.

9. (3б) Найдите массу и количество вещества оксида меди(II), образовавшегося при разложении 39,2 г гидроксида меди(II).

Контрольная работа №5  по теме «Электролитическая диссоциация»

1. Напишите уравнения электролитической диссоциации; а) хлорида калия; б) серной кислоты; в) гидроксида кальция; г) нитрата меди (II); д) сульфата алюминия.

2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:    а) хлорида натрия и нитрата серебра; б) азотной кислоты и гидроксида кальция; в) соляной кислоты и карбоната калия.

3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: цинк, оксид кальция, ртуть, гидроксид меди (II), нитрат натрия?  Напишите молекулярные и сокращённые ионные уравнения возможных реакций.

4.* Какие соли подвергаются гидролизу: LiCl, Na2S, FeSO4. Напишите уравнения реакций гидролиза.

Итоговая контрольная работа №6 за 8 класс

1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.

2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

                                                            Si      P    S   Cl

--  у какого элемента радиус атома наименьший?

--  какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?

3. Даны вещества:

MgCl2   Fe(OH)3   Ca(OH)2     SO3    BaCO3     H2SO4    Al(OH)3    Zn(OH)2    HNO3    FeO    SiO2    CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов,   б) основных оксидов,  в) кислот.   г) солей.

4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgCl       MgCL2     Mg   MgO      MgSO4    Mg(OH)2

5. Какова масса  и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии   2,4 г магния с кислородом?

Проверочная работа по теме  «Химическое равновесие»

1.Дано уравнение реакции получения азотной кислоты:

 4NO2(Г) + O2(Г) + 2H2O(Ж)  ↔Kat  4HNO3(Ж) + Q

Дайте характеристику реакции по следующим признакам:

- тип реакции (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции);

- тепловой эффект;

- агрегатное состояние участвующих в реакции веществ;

- участие катализатора;

- обратимость реакции

Как сместиться химическое равновесие при а) увеличении концентрации оксида азота(IV), б) повышении температуры, в) уменьшении давления?

2. Скорость химической реакции--- это…

    Обратимые реакции---это…

                                                                                   Тема 1. Введение (10  часов, из них 3 часа практическая   работа)

Цель: ввести учащихся в курс химии 8 класса, познакомить  с понятиями «тело» и вещество», атомным строением веществ, знаками химических элементов, понятиями «атомная масса» и «молекулярная масса», раскрыть роль химических знаний в жизни человека.

№ ур.

Тема урока

Срок изучения

Ур. обу-че-ния

Основные знания, умения, навыки, формируемые на уроке

эксперимент

Д/з

Оборудование

план

факт

1.

Предмет химии. Вещества

3.09

Б

Что изучает химия. Вещества. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования элемента

Д. примеры различных веществ и изделий из них.

§1, упр.3,4, упр 6. или описать свойства 2 веществ по плану стр.7 (А)

* сочинения (уп.7 стр.6 (А))

Коллекции

«Алюминий»,

«Стекло и изделия из стекла»

железные ложка, гвоздь, кнопки

Реактивы: 

поваренная соль NaCl

сахар

              железо Fe Ш/с модели молекул

2.

Превращения веществ. Химические реакции. 

6.09

Б

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

Качественные реакции на углекислый газ и наличие кислорода

Д. Химические реакции и физические явления.

§2, домашняя практическая работа

Реактивы: 

мел CaCO3,

соляная кислота HCl

известковая вода Ca(OH)2,

серная кислота H2SO4

вода

р-р сульфата меди CuSO4

р-р гидроксида натрия NaOH

р-р хлорида бария BaCl2

Пробирки

пробка с газоотводной трубкой

лучинка, спички

3.

Пр. р. №1. Правила ТБ. Простейшие операции с лабораторным оборудованием.

7.09

Б

Правила ТБ. Приемы обращения со штативом, спиртовкой. Лабораторная посуда и ее назначение. Простейшие операции с веществом: размешивание, фильтрование, нагревание

Инструкции к практической работе №1.

Стр. 174-180

Оформление работы

Подготовиться к ПР №2 «Наблюдение за горящей свечой»  стр.180

спиртовка, спички

штатив лабораторный

штатив для пробирок

держатель для пробирок

пробирки

колба 100мл

химический стакан 100мл

воронка

фильтр

стеклянная палочка

Реактивы: вода, смесь поваренной соли с речным песком,  таблица «Правила ТБ»

4.

Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.

10.09

Б

Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Отличия физических явлений от химических. Качественная реакция на углекислый газ

Контрольный тест по правилам ТБ

Подготовиться в пр.р.№3 (стр.181-183). Принести воду различных источников.

свечка, спички

кусок жести

пробирка

держатель для пробирок

химический стакан 100мл

химический стакан 250 мл

лучинка

Реактивы:  известковая вода Ca(OH)2,  таблица «Правила ТБ»

5.

Практическая работа №3.

Анализ почвы и воды.

13.09

Б

Правила ТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Формирование исследовательских навыков. Определение качества воды и состава почвы из различных источников.

Оформление работы. Повторить §1, записи в тетради

образцы почвы с различных участков

образцы воды из различных водоемов

мерные цилиндры на 100мл, 25 мл

вода

             линейки

6.

Химический элемент

14.09

Б

Знаки химических элементов, обозначения, названия. Происхождение названий

§4 до слов «Каждому химическому элементу…», табл.1, стр.31 сделать карточки

Ш/с модели молекул

7.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

17.09

Б

Знакомство со структурой ПСХЭ: периоды, группы х.э., «адрес» х.э.

§4, подготовится к химическому диктанту по теме «Химический элемент» упр.5 стр.32

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд

8.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

20.09

Б

Химическая формула, индекс, коэффициент. Масса атомов и молекул. Относительные атомная и молекулярная массы

Пров.раб. «Знаки х.э. ПСХЭ»

§5 упр.7 стр.37

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд

9.

Вычисления по химическим формулам

21.09

П

Относительная молекулярная масса веществ сложного состава, массовая доля химического элемента в сложном веществе

§5 упр.8 стр.37

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд

10.

Обобщение знаний о химическом элементе (урок-игра)

24.09

П

Проверка уровня усвоения темы

Повт. §1-§5

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки

                                                                                                                Тема 2. Атомы химических элементов

Цель: формировать знания о составе и строении атомов химических элементов, составе атомного ядра, строении электронной оболочки, видах химической связи, понятия «ион», учить определять вид связи в различных веществах .

1

(11).

Строение атома: ядро, электронная оболочка

27.09

П

Доказательство сложности строения атома. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклонов. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, Аr. Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента

§6,7

упр.3 стр.43

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки

2.

(12)

Электроны. Электронная оболочка

28.09

Б

Характеристика электронов. Строение электронной оболочки, уровней атомов элементов малых периодов

 §8 до слов «Теперь, когда мы познакомились…» стр.50 упр.2 стр.52

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

3.

(13)

Электронные и электронно -  графические формулы элементов малых периодов оболочка

1.10

П

Понятие о движении электронов в атоме, атомной орбитали, электронном облаке. Электронные и электронно-графические формулы элементов 1-3 периодов

§8 упр.1 стр.52

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

4.

(14)

Периодическая система элементов и строение атома

4.10

П

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах. Атомный радиус.

§9 до слов «Каков же результат приема-отдачи…» стр.56 упр.1стр.58

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

5.

(15)

Ионы. Ионная связь.

5.10

П

Понятие иона. Механизм образования иона. Атомный радиус и энергия ионизации. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений. Простые и сложные ионы. Составление формул ионных соединений при помощи таблицы растворимости.

§9, упр.2(б,в)

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица. Модель кристаллической решетки хлорида натрия

6.

(16)

Ковалентная неполярная связь.

8.10

Б

Понятие ковалентной связи как результат взаимодействия атомов  элементов неметаллов между собой. Образование двух элементных молекул простых веществ. Схемы образования ковалентной неполярной связи. Электронные и структурные формулы Кратность связи. Способы перекрывание электронных облаков

§10¸ упр 2-4

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица. Модель кристаллической решетки.

7.

(17)

Ковалентная полярная связь.

11.10

Б

Понятие ковалентной полярной связи  как результат взаимодействия атомов  разных элементов неметаллов между собой. Образование молекул сложных веществ. Схемы образования ковалентной полярной связи. Понятие электроотрицательности. Полярные и неполярные молекулы. Частичный заряд.

§11 упр.2(б)

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица. Модель кристаллической решетки.

8.

(18)

Металлическая связь

12.10

Б

Понятие о металлической связи, металлических кристаллах.

Повторить §9-12, составить таблицу (схему нарисовать на уроке)

Модель кристаллической решетки металлов. ПСХЭ , справочно-информацион. Стенд, карточки, таблица.

9.

(19)

Обобщение и систематизация знаний о строении атома и типах связи.

15.10

Б

П

Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе.

Подготовиться к контрольной работе

Модели кристаллических решеток. ПСХЭ , справочно-информацион. Стенд, карточки, таблица.

10.

(20)

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».

18.10

Б

Контроль и оценка уровня усвоения темы

К/р «Атомы химических элементов»

                                                                                                                                       Тема 3. Простые вещества                                                                                                                                                     Цель: Ввести понятия «простые и сложные вещества», познакомить с особенностями строения и свойств простых веществ металлов и неметаллов, ввести понятие «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогардо», формировать умения производить расчеты по химическим формулам).                                          

1.

(21)

Простые вещества – металлы.

19.10

Б

Характеристика положения металлов в ПСХЭ. Строение атомов металлов. Металлическая связь (повторение). Физические свойства металлов – простых веществ.

Демонстрация коллекций металлов

§ 13,

* собрать коллекцию изделий из металлов;

*кроссворд, ребусы «Металлы»

Коллекции «Алюминий», «Металлы и сплавы», «Редкие металлы», щелочные металлы в ампулах. Кристаллические решетки металлов, ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

Прибор для демонстрации деформации

2.

(22)

Простые вещества – неметаллы.

22.10

Б

Характеристика положения неметаллов в ПСХЭ. Строение атомов неметаллов в сравнении с металлами. Ковалентная связь (повторение). Физические свойства неметаллов – простых веществ.

Демонстрация образцов неметаллов

§ 14, упр.3

*кроссворд, ребусы «Неметаллы»

Образцы неметаллов:

водород Н2, кислород О2 (в газометре)

бром Br2

сера S

фосфор Р

                      уголь С ПСХЭ, справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

3.

(23)

Аллотропия.

25.10

П

Понятие аллотропии на примере модификаций Кислорода. Аллотропия фосфора, олова. Относительность понятия «металлические и неметаллические свойства».

Получение и свойства кислорода и озона, красного и белого фосфора

§ 14стр.75—78

Оборудование:

пробирки

ватный тампон

спиртовка

держатель для пробирок

электрофорная машина (физика)

Реактивы:

красный фосфор(сухой)

крахмальная бумага

вода

справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

4.

(24)

Количество вещества. Моль.

26.10

Б

Количество вещества и единицы его измерения. Решение расчетных задач на вычисление количества вещества по числу частиц и обратные расчеты.

демонстрация коллекции «Вещества количеством 1 моль»

§ 15 до слов «Масса 1 моль называется молярной…, упр.3

* В 4 чайных ложках содержится 1 моль воды. Сколько моль в одном стакане воды? Сколько моль составляет один глоток?

Коллекция «Вещества количеством 1 моль» справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

5.

(25)

Молярная масса вещества.

29.10

Б

Расчет молярной массы по химической формуле. Выполнение упражнений на расчет с использованием понятий Na , n, m.

§ 15, упр.2 (а) 3 (в)

справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

6.

(26)

Молярный объем газов.

1.11

Б

Понятие о молярном объеме газов. Расчеты, связанные с понятиями Vm , n, V

§ 16,

Упр.1-3

Макет «Объем газа количеством 1 моль» справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

7.

(27)

Относительная плотность газов

2.11

П

Понятие относительной плотности газов и ее использованию для практических целей. Расчеты, связанные с D.

конспект

справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

8.

(28)

Практикум по решению задач контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

12.11

Б

П

Проведение расчетов, связанных с понятиями Vm, n, m, M, V, D

Домашняя контрольная работа (инд.задания)

справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

                                                                                         Тема 4. Соединения химических элементов.                                                                                                                                                                                  Цель: познакомить с формулами соединений веществ различных классов, классификацией сложных веществ, формировать умение составления формул с использованием «таблицы растворимости», формировать практические умения разделять смеси различных веществ.

1.

(29)

Степень окисления

15.11

Б

П

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных (Б) и более сложных веществах (П). Использование ТР для определения степеней окисления.

§ 17 до стр.89 упр.1

справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

2.

(30)

Бинарные соединения

16.11

Б

Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Демонстрация образцов бинарных соединений

§ 17 упр.2

справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

3.

(31)

Практикум по составлению формул сложных веществ по степеням окисления

19.11

П

Выполнение упражнений по определению степеней окисления элементов по ПСХЭ и составлению формул соединений.

справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

4.

(32)

Оксиды. Летучие водородные соединения.

22.11

Б

Оксиды как представители бинарных соединений. Классификация оксидов по составу. Характеристика важнейших соединений H2O, CaO, CO2. Летучие водородные соединения и их представители HCl, NH3

Демонстрация образцов оксидов и летучих водородных соединений.

§18, упр.1,4

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

5.

(33)

Основания

23.11

Б

Основания.Состав и названия оснований. Гидроксид-ион. Классификация оснований. Представители оснований, их значение в природе и жизни человека. Соответствие понятий «оксид металла – основание». Качественные реакции на основания. Индикаторы.

Демонстрация образцов оснований

§19, упр.3,-5

Реактивы:

гидроксид натрия NaOH (тв.в-во и раствор)

гидроксид калия КOH (тв.в-во и раствор)

гидроксид кальция Са(OH)2 (тв.в-во и раствор)

свежеприготовленные гидроксиды меди Cu(OH)2 и железа Fe(OH)3

             лакмус, метилоранж

6.

(34)

Кислоты

26.11

Б

Состав и названия кислот. Кислотный остаток. Степень окисления кислотного остатка как сложного иона. Соотнесение понятий «оксид неметалла - кислота» Классификация кислот по составу. Представители кислот, их значение в природе и жизни человека

Демонстрация образцов кислот

«Изменение окраски индикаторов»

 §20, упр.3,5 табл.5 сделать карточки кислот

Реактивы

растворы кислот H2SO4,

HCl, H3PO4 и другие

индикаторы

карточки

7.

(35)

Соли

29.11

Б

Соли. Состав и название солей. Составление формул солей Классификация солей по составу.

Демонстрация образцов солей.

 §21, , таблица 5, упр.2

8-9

(36-37)

Практикум по выполнению заданий на классификацию веществ

30.113.12

Б

П

Классификация сложных веществ, определение принадлежности к определенному классу по формулам. Упражнения в составлении формул по названиям и названий по формулам. Расчеты по формулам соединений.

Повторить  §18 -21,

10.

(38)

Кристаллические решетки

6.12

Б

Понятие о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решетке. Атомные, ионные, металлические решетки. Свойства веществ с разными типами решеток. Взаимосвязь типов решеток и типов химической связи

Демонстрация образцов веществ с Разными типами решеток.

 «Возгонка  бензойной кислоты»

«Кристаллы под микроскопом»

§22

Составить таблицу

Оборудование:

микроскоп, предметное стекло

стеклянный колпак

ветка ели

спиртовка

Реактивы:

Хлорид кальция CaCl2

Серная кислота H2SO4

бензойная кислота                  Коллекция «Кристаллы»,

Модели кристаллических решеток

11.

(39)

Чистые вещества и смеси

7.12

Б

Понятие о чистом веществе и смеси. Примеры смесей в природе. Способы разделения смесей

Схемы разделения смесей

Текст для создания проблемной ситуации

§23

Оборудование:

Делительная воронка

Фильтр

Воронка

Магнит

спиртовка

Реактивы:

смесь серы и железных опилок

смесь речного песка и сахара

смесь бензина и сахара

12.

(40)

Практическая работа №5 «Разделение смесей» (дифференцированная практическая работа)

10.12

П

Применение знаний о составе и свойствах веществ в смесях и способах их разделения

Практическая работа

Оборудование:

фарфоровая чашка

спиртовка

штатив лабораторный

воронка, фильтровальная бумага

магнит

делительная воронка

Реактивы:

1 уровень: смесь поваренной соли и речного песка

2 уровень: смесь сахара, железных опилок, мела

        3 уровень: смесь соли, подсолнечного масла, речного песка и железных опилок

13.

(41)

Массовая и объемная доля компонентов в смеси

13.12

ПБ

Понятие о доле компонентов в смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси. Примеси.

§24    упр.2,4                                                                                                                                                                                                                                                          

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.

14.

(42)

Практикум по решению задач на нахождение массовой и объемной доли компонента в смеси

14.12

П

Решение задач и упражнений

Сборник задач и упражнений подгот. К пр. раб. №5 стр.185

ПСХЭ , справочно-информацион. стенд, карточки, таблица.  Карточки с набором задач различного уровня сложности

15.

(43)

Практическая работа №6 «Приготовление раствора с определенной массовой долей и определение его плотности»

17.12

П

Расчет по формулам для определения массы вещества и объема воды. Измерение плотности жидкости ареометром

Практическая работа

Оборудование:

Химические стаканы

Воронка

Мерный цилиндр

Стеклянная палочка

ареометр

Реактивы

по заданию учителя

16.

(44)

Обобщение и систематизация знаний

20.12

П

Выполнение упражнений на классификацию веществ, составление формул, расчеты по формулам. Подготовка к контрольной работе

Повторить §17-24, подготовиться к контрольной работе

17.

(45)

Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов»

21.12

БП

Контроль знаний и умений

Тексты контрольной работы

                                                                                                                      Тема 5. Изменения, происходящие с веществами»

Цель: дать первоначальное представление о типах химических реакций, их признаках; уметь составлять химические реакции и делать по ним расчеты.

1.

(46)

Физические явления в химии

24.12

Б

Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания реакций.

Д/о «Химические явления», «Физические явления»

§25

Оборудование:

Спиртовка

Пробирки

Термометр

Хлорид бария ВaCl2

Серная кислота H2SO4

Гидроксид натрия NaCl

Фенолфталеин

Карбонат кальция СаСО3

Соляная кислота HCl

вода

2-3.

(47-48)

Химические реакции

27.12 28.12

Б

Уравнения химических реакций. Исходные вещества и продукты реакции. Запись уравнений химических реакций

Д/О «Химическая реакция»

§26 Подг.к пр.раб.№4 стр.183

Оборудование:

Спиртовка

пробирки

Реактивы:

Гидроксид натрияNaCl

Хлорид меди CuCl2

4.

(49)

Пр. раб. №7 «Признаки химических реакций»

14.01

П

Признаки химических реакций, отличающих явления химические от физических

Практическая работа

Оборудование:

пробирки

лучинка

Реактивы:

Хлорид бария ВaCl2

Сульфат натрия Na2SO4

Карбонат кальция СаСО3

Соляная кислота HCl

Хлорид железа FeCl2

Роданид калия KSCN

5.

(50)

Тепловой эффект химической реакции

17.01

П

Понятие теплового эффекта реакции. Реакции экзо- и эндотермические. Термохимические уравнения. Понятие энтальпии

Д/О «Изменение температуры при химических реакциях»

конспект

Оборудование:

Спиртовка

Пробирки

Тигельные щипцы

Кристаллизатор со снегом

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Соляная кислота HCl

Гидроксид натрия NaOH

         Хлорид аммония                           ПСХЭ, ТР, Электрохимический ряд напряжения металлов (НМ

6-7

(51-52)

Закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Химические уравнения.

18.0121.01

Б

Количественная сторона химической реакции в свете учения о строении атомов и молекул. Роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в открытии закона. Понятие о химическом уравнении. Индексы и коэффициенты.

д/О «Разложение воды электрическим током»

§27 упр.2,3 стр.145

Оборудование

Электролизер

Пробирки

Реактивы

Р-р гидроксида натрия NaОН

Портреты М.В.Ломоносова

Д.Дальтона

8.

(53)

-9

(54)

Расчеты по уравнениям химических реакций

24.0125.01

Б

П

Алгоритм решения расчетных задач по уравнениям химических реакций.

Решение комбинированных задач, в том числе  и на вычисление теплового эффекта реакции

§28, упр.1,2 стр.150

10.

(55)

Типы химических реакций. Реакции разложения.

28.01

П

Сущность реакций разложения. Катализаторы. Ферменты.

Д/О «Разложение гидроксида меди (II)», «Разложение нитрата калия»,

 §29, упр.1

Оборудование:

Спиртовка

пробирки

Реактивы:

Хлорид меди CuCl2

Гидроксид натрия NaOH

Нитрат калия

Уголь

11. (56)

Реакции соединения.

31.01

П

Сущность реакций соединения. Обратимые и необратимые реакции.

Д/О «Взаимодействие угля с кислородом»

§30 упр.2 стр.159

Оборудование:

Спиртовка

пробирки

Реактивы:

Перманганат калия KMnO4

Уголь

Пероксид водорода H2O2

Оксид марганца (IV) MnO2

        Сера S

12.

(57)

Реакции замещения

1.02

Б

Реакции замещения. Вытеснительный ряд металлов. Взаимодействие металлов с кислотами и солями

Д/О «Взаимодействие гвоздя с р-ром сульфата меди»

§31, упр.2 стр.164

Оборудование:

Спиртовка

Пробирки

Чашка Петри

              Реактивы:

цинк

Серная кислота H2SO4

Железо Fe

Сульфат меди CuSO4

Медь Cu

Соляная кислота HCl

Нитрат серебра AgNO3

Медная монета

13.

(58)

Реакции обмена. Реакции нейтрализации

4.02

Б,П

Сущность реакций обмена и составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена до конца

Д/О Взаимодействие растворов кислот, солей и оснований между собой.

§32 упр.№,4 стр.168

Оборудование:

Пробирки

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Сульфат меди CuSO4

Соляная кислота HCl

Нитрат серебра AgNO3

Гидроксид натрия NaOH

Хлорид бария ВаCl2

       Хлорид натрия NaCl

14.

(59)

Типы химических реакций на примере свойств воды

7.02

БП

Выполнение упражнений по написанию химических реакций, определению возможности протекания реакций обмена, определению типа реакции

§33,  упр.3 стр.173 подг. к.проверочной.раб.

ПСХЭ, ТР, Электрохимический ряд напряжения металлов (НМ)

15.

(60)

Урок- обобщение

8.02

П

Выполнение упражнений по решению расчетных задач; обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

подг. к контрольной раб. повт. §25-33

ПСХЭ.  Электрохимический ряд напряжения металлов

16.

(61)

Контрольная работа №4  по теме «Изменения, происходящие с веществами»

11.02

Б

Контроль знаний и умений учащихся по теме.

Тексты контрольной работы ПСХЭ.  Электрохимический ряд напряжения металлов

                                                                                Тема 6. Скорость химической реакции. Химическое равновесие

Цель: познакомить с понятиями «скорость химической реакции», «химическое равновесие», рассмотреть зависимость скорости от различных факторов, дать представление о катализе и условиях протекания каталитических реакций.

1.

(62)

Скорость химической реакции

14.02

П

Скорость химической реакции. Единицы измерения скорости. Скорость гомогенной и гетерогенной реакции. Зависимость скорости от площади соприкосновения реагирующих веществ

§29,

конспект

Оборудование:

Прибор для демонстрации зависимости скорости хим. Реакций от различных факторов

Реактивы:

Цинк –порошок и гранулы

Соляная кислота HCl

2.

(63)

Зависимость скорости химической реакции от различных факторов

15.02

П

Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, температуры, концентрации, использования катализатора

Д/О «Зависимость скорости хим. Реакции от различных факторов»

§29, конспект

Оборудование:

Прибор для демонстрации зависимости скорости хим. Реакций от различных факторов

спиртовка

Реактивы:

Цинк –порошок и гранулы

Железо

Медь

Соляная кислота HCl различной концентрации

3.

(64)

Катализ и катализаторы

18.02

П

Понятие о каткализе и катализаторах и ингибиторах. Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.

Д/О «Влияние катализаторов на протекание химической реакции»

§31, конспект

Оборудование:

Спиртовка

Пробирки

Реактивы:

Пероксид волорода Н2О2

Оксид марганца MnO2

Кусок мяса

4.

(65)

Обратимые химические реакции

21.02

Б

Понятие об обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций.

Д/О «Примеры необратимых реакций», «Реакции горения»

§32, конспект

Оборудование:

Спиртовка

Пробирки

Реактивы:

Сульфат меди CuSO4

Соляная кислота HCl

Нитрат серебра AgNO3

Гидроксид натрия NaOH

Карбонат кальция CaCO3

          фенолфталеин

5.

(66)

-6

(67)

Химическое равновесие и условия его смещения.

22.0228.02  

П

Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле-Шателье

§33, конспект

Оборудование:

пробирка с пробкой

бутылка с газированной водой

Реактивы:

нафталин

7.

(68)

Обобщение знаний

1.03

Б

Выполнение упражнений по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие». Контроль знаний.

ПСХЭ, ТР, Электрохимический ряд напряжения металлов

                                                                           Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Цель: рассмотреть процесс растворения как физико-химическое явление; раскрыть свойства классов неорганических веществ в свете ТЭД, формировать понятие о генетической связи химических соединений, познакомить с особенностями протекания ОВР.

1.

(69)

Растворение как физико-химический процесс

4.03

П

Растворы насыщенные и пересыщенные. Растворимость веществ, зависимость ее от температуры. Тепловые явления при растворении.

Д/О «Растворение безводного сульфата меди». «Растворение серной кислоты»

§34

Оборудование:

Термометр

Пробирки

Реактивы: Серная кислота H2SO4 конц. Сульфат меди CuSO4безводный

2.

(70)

Электролитичес-кая диссоциация

7.03

Б

Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации

Д/О «Электрическая проводимость различных веществ»

§35

Оборудование:  Прибор для опытов с электрическим током Лампа Кирюшкина Чашки Петри                        Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Сульфат меди CuSO4

Соляная кислота HCl

Сахар крист..и раствор

Этанол

Поваренная соль кристал. и раствор

3.

(71)

Теория электролитичес-кой диссоциации

11.03

Б

Механизм диссоциации веществ с различным типом связей. Уравнения диссоциации

§35-36, упр.5 стр.203

ПСХЭ, ТР, Электрохимический ряд напряжения металлов

4.

(72)

-5

(73)

Ионные реакции

14.03 15.03

БП

Реакции обмена, идущие до конца. Запись ионных уравнений реакций и обратные реакции

§37,

Подготовиться к практической работе №6 стр.237-240

ПСХЭ, ТР

6 (74)

Практическая работа №8. Ионные реакции

18.03

БП

Реакции обмена, идущие до конца. Запись ионных уравнений реакций и обратные реакции

Практическая работа

Подг. к практ.раб.№7 стр.240

Оборудование:

микролаборатории

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Сульфат натрия  Na2 SO4

Соляная кислота HCl

Хлорид бария BaCl2

Сульфат калия  К2 SO4

Сульфат магния  MgSO4

Хлорид натрия NaCl

7

(75)

Практическая работа №9. Условия протекания реакций до конца

21.03

Б

Реакции обмена, идущие до конца. Запись ионных уравнений реакций и обратные реакции

Практическая работа

§37

Оборудование:

микролаборатории

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Сульфит натрия  Na2 SO3

Азотная кислота HNO3

Хлорид калия  КСl

Сульфат магния  MgSO4

Карбонат натрия Na2СО3

Гидроксид натрия NaOH

Сульфат меди CuSO4

Фосфат натрия Na3PO4

Хлорид бария ВаСl2

Фенолфталеин

8

(76)

-9

(77)

Кислоты в свете ТЭД

22.03 1.04

БП

Кислоты как сложные вещества. Классификация кислот. Уравнения диссоциации кислот. Взаимодействие кислот с металлами, основными оксидами, солями, основаниями

Д/О «Химические свойства кислот»

§38, упр.4,6 стр.214

Оборудование:

Микролаборатории, ПСХЭ, ТР

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Соляная кислота HCl

Хлорид бария BaCl2

Цинк Zn

Оксид кальция СаО

Гидроксид меди (II) Сu(OH)2

Лакмус, метилоранж

10 -11 (78-79)

Основания в свете ТЭД

4.04 5.04

БП

Определение оснований как электролитов. Классификация. Взаимодействие с кислотами, солями, оксидами неметаллов, разложение нерастворимых оснований.

Д/О «Химические свойства оснований»

§39, упр.3,5 стр.217-218

Оборудование:

Пробирки

Трубка стеклянная микролаборатории, ПСХЭ, ТР.

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Соляная кислота HC

Гидроксид натрия NaOH

Сульфат меди CuSO4

Лакмус, метилоранж, фенолфталеин

Известковая вода Ca(OH)2

12-13 (80-81)

Оксиды

8.04 11.04

Б

Состав и классификация оксидов. Свойства основных и кислотных оксидов

Д/О «Химические свойства оксидов»

§40, упр.3,4 стр.221

Оборудование:

Пробирки

Спиртовка

Ложка для сжигания веществ

Колбы 250 мл

Реактивы:  Фосфор Р

Сера S

Натрий Na

Вода

Индикаторы

14-15 (82-83)

Соли в свете ТЭД

12.04 15.04

БП

Определение солей как электролитов, классификация солей, уравнения диссоциации. Взаимодействие с металлами, кислотами, основаниями, солями

Д/О «Химические свойства солей»

§41, упр.2,стр 223

Оборудование:

Пробирки, микролаборатории, ПСХЭ, ТР.

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Соляная кислота HCl

Хлорид бария BaCl2

Гидроксид натрия NaOH

Хлорид железа(III) FeCl3

Сульфат меди (II) CuSO4

Железный гвоздь

16 (84)

Генетическая связь между классами соединений

18.04

БП

Понятие генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

§42,  упр.2 (б) стр.228 подг. к пр. раб.№8 стр.241

ПСХЭ, ТР

17 (85)

Пр.раб.№10

«Оксиды, кислоты, соли, основания

19.04

БП

Понятие генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов

Практическая работа

Повторить §34-§42,

Оборудование:

Пробирки

Спиртовки

Держатели для пробирок    ПСХЭ, ТР 

Реактивы:

Серная кислота H2SO4

Соляная кислота HCl

Гидроксид натрия NaOH

Хлорид железа(III) FeCl3

Хлорид бария BaCl2

Нитрат серебра (I) AgNO3

Сера S

Оксид кальция СаО

Хлорид железа (II) FeCl2

Хлорид меди (II) CuCl2

Железо Fe

Вода

Индикаторы

18 (86)

Обобщение знаний по теме «Растворение. Растворы».

22.04

Обобщение и систематизация знаний по данной теме.

Повторить §34-§42,

ПСХЭ, ТР

19 (87)

Контрольная работа №5. «Теория ЭД.»

25.04

БП

Контроль знаний и умений учащихся.

Тексты контрольной работы ПСХЭ, ТР

20 (88)

Классификация химических реакций

26.04

БП

Различные признаки классификации химических реакций

Таблица, схема – привести примеры, конспект

ПСХЭ, ТР

21 (89)

Окислительно-восстановитель-ные реакции

29.04

БП

Определение степеней окисления элементов в соединениях. Реакции ОВР и их отличие от реакций ионного обмена. Понятие об окислителе и восстановителе. Окисление и восстановление

Д/О «ОВР» - взаимодействие металлов с кислотами, неметаллами, соляной к-ты с оксидом марганца (IV)

§43 упр.7 стр.236

Оборудование:

Спиртовка

Пробирки

 Держатель для пробирок

                 Колба с пробкой                       ПСХЭ, ТР, «ОВР»

Реактивы

Цинк Zn

Соляная кислота HCl

Оксид марганца MnO2

Сера S

22 (90)

Урок-мастерская

«Окислительно-восстановительные реакции в природе и жизни человека»

2.05

БП

Определение степеней окисления элементов в соединениях. Реакции ОВР и их отличие от реакций ионного обмена. Понятие об окислителе и восстановителе. Окисление и восстановление

Д/О «ОВР» - взаимодействие металлов с кислотами, неметаллами, соляной к-ты с оксидом марганца (IV)

*Подобрать из учебника, доп.литературы примеры ОВР в природе и жизни человека

ПСХЭ, ТР, «ОВР»

23 (91)-24 (92)

Практикум по составлению уравнений ОВР

3.05 6.05

БП

Понятие об окислителе и восстановителе. Окисление и восстановление. Уравнения электронного баланса + сложные случаи

§43 упр.8 стр.236

ПСХЭ, ТР, «ОВР»

25 (93)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

10.05

БП

Выполнение упражнений по характеристике свойств простых веществ металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ОВР

Инд. задания для подготовки к пр.раб.

Подготовиться к практической работе №9 стр.242

ПСХЭ, ТР, «ОВР»

26

(94)

Практическая работа №11. Решение эксперименталь-ных задач»

13.05

Б

Выполнение заданий на знания свойств различных классов соединений, способах их получения, типах химических реакций, в том числе и ОВР

Практическая работа (по вариантам)

Подготовиться к зачету

Оборудование и реактивы по инд.заданиям

27 (95)

Зачет по теме «Химические реакции»

16.05

БП

Контроль знаний и умений учащихся.

Тема 8. «Шеренга великих химиков»

Цель: повторить материал 8 класса – основных понятий, законов, теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, совершивших открытие.

1 (96)

Химия как наука в трудах Парацельса и Р.Бойля

17.05

Труды Парацельса и Р. Бойля

Стр.244-247

2 (97)

Атомно-молекулярное учение и его создатели М.В.Ломоносов и Д.Дальтон

20.05

Труды М.В. Ломоносова и Д. Дальтона

Стр. 248-249,254-255

3 (98)

Д.И.Менделеев и учение о строении атома

20.05

Труды Д.И. Менделеева.

Стр.258-259

4 (99)

Химическая кинетика и учение о равновесии. К.Бертолле, А. Л. Лавуазье и Ле-Шателье

23.05

Труды К.Бертолле, А. Л. Лавуазье и А.Шателье

Стр.250-253

5 (100)

С.Аррениус, И. А. Каблуков – основоположни-ки  теории электролитичес-кой диссоциации

23.05

Труды С.Аррениуса, И. А. Каблукова

Стр.260-263

6 (101)

Обобщение знаний по курсу неорганической химии.

24.05

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по курсу неорганической химии.

Подготовиться к контрольной работе.

7 (102)

Итоговая контрольная работа №6 по курсу неорганической химии.

27.05

Контроль знаний и умений.

Текст контрольной работы

8-10 (103-105)

Резерв

30.05


 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...