методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Медведева Тамара Васильевна

Урок разработан с применением информационных технологий.

Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar321.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Щелочные металлы.

Цель урока: Формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как  о представителях типичных металлов.

Задачи:

Образовательная:

Рассмотреть общую характеристику щелочных металлов на основании положения  в периодической таблице и строения атомов;

Рассмотреть  нахождение щелочных металлов в природе, их физические и химические свойства;

Познакомить со способами качественного распознавания щелочных металлов в соединениях;

Отработать умения записывать уравнения реакций, характеризующие свойства щелочных металлов  с точки зрения ОВР и ТЭД;

Познакомить учащихся  с историей открытия, распространением и использованием щелочных металлов.

Развивающая:

Создать условия для развития у учащихся логического мышления и памяти, умения анализировать, делать выводы, сравнения, выделять главное.

Воспитывающая

Повышение мотивации к изучению химии;

Воспитание дисциплины, ответственного отношения к делу.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Щелочные металлы»;

технологическая карта для каждого ученика

Реактивы для проведения эксперимента: металлический натрий, вода, фенолфталеин.

                                                      Ход урока

1. Мотивационно – целевой этап

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа по следующим вопросам:

1.  Какое положение в периодической системе химических элементов  занимают металлы?

2.  В чем различие в строении внешнего энергетического уровня у металлов и неметаллов?

3.  Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?

4.  Какое строение имеет кристаллическая решетка металлов?

5.  Что такое металлическая связь?

6.  Какие особенности внутреннего строения металлов определяют их тепло- и электропроводность?

7.  Какие вам известны способы получения металлов в промышленности?

8. Что означает ряд активности металлов?

9. Почему не все металлы  встречаются в природе в чистом виде?

10. Какие металлы образуют 1 группу главную подгруппу? Почему они находятся в одной группе?

Учитель подводит к тому, что учащиеся могут самостоятельно сформулировать тему и цели урока.

«Выращивание» цели 

План урока во время беседы записывается на доске, затем к нему обязательно нужно вернуться в конце урока при подведении итогов занятия.

                       План                                                                                          (слайд 2)

1. Щелочные металлы – элементы

Положение в ПСХЭ;

Строение атомов.

2. Щелочные металлы – простые вещества

Химическая связь;

Распространение элементов в природе;

Физические свойства;

Химические свойства;

Практическое значение.

II. Операционно-исполнительский этап

Изучение нового материала

Индивидуальная работа учащихся.

 Учитель проводит инструктаж по работе с технологической картой.

Задание 1                                                                                                         (слайд 3)

Используя текст параграфа §11 и ПСХЭ,  охарактеризуйте положение химических элементов 1 группы главной подгруппы в  ПСХЭ, назовите эти элементы, составьте электронные формулы их атомов.

Положение в ПСХЭ

Электронное строение атомов

Название

элемента

Число электронов на внешнем уровне

Число электронных слоев

Радиус атома

Степень окисления

Восстано-

вительные свойства

Активность

металла

Литий

Натрий

Калий

Рубидий

Цезий

Франций

Учитель показывает презентацию,  дает краткие пояснения. Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы и отвечают на вопросы.

Фронтальная беседа                                                                                     (слайды 4 -7)

Почему данные элементы  объединены в одну группу?

В чем сходство и в чем отличие атомов этой группы элементов?

Атомы, каких элементов  будут легче отдавать электроны?

Как изменяется радиус?

Как изменяется восстановительная способность элементов?

Как изменяется активность этих элементов?

Какой можно сформулировать вывод?

Обучающиеся делают вывод о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления +1.

Li

1s22s1


   Степень окисления +1

    Восстановительные        

    свойства возрастают.

Na

1s22s22p63s1

K

1s22s22p63s23p64s1

Rb

+ 37

… 5s1

Cs

+ 55

… 6s1 

                                                             

Радиус атома увеличивается с увеличением заряда ядра атома. Чем больше радиус атома, тем легче отдаются электроны с последнего энергетического уровня. Среди первых химических элементов с наиболее ярко выраженными восстановительными свойствами будет калий.

  Ме  – 1е = Ме +1

Проблемный вопрос

Учитель: Зная строение атомов данных металлов и их положение в ПСХЭ, скажите, могут   они встречаются в природе в чистом виде?  Дать объяснение.

      3. Нахождение в природе

Задание 2                                            

Какие физические свойства характерны для металлов 1 группы главной подгруппы?                                                             Учитель: Используя учебник, стр.52-53 и информацию презентации, дать характеристику щелочным металлам как простым веществам.  

4. Физические свойства                                                                                 (слайд 8)

Название

Обозначение

Ar

Tплавл.0C

Tкип.0C

 (г/см3)

Литий

Li

7

180,5

1370

0,54

Натрий

Na

23

98

883

0,97

Калий

K

39

63,5

760

0,86

Рубидий

Rb

86

39,9

696

1,52

Цезий

Cs

133

28

685

1,9

Учитель: На основании таблицы сделайте  вывод:

1. Как изменяется плотность металлов сверху вниз?

2. Как изменяется температуры кипения и плавления сверху вниз?

3. В лаборатории ЩМ хранятся в запаянных ампулах, под слоем керосина, а вот литий под слоем вазелина, почему?  (проблемный вопрос).

Планируемый ответ:

Он очень легкий и в керосине всплывает на поверхность.

      5. Химические свойства                                                                        

Учитель: Какие химические свойства будут характерны для металлов с такой высокой активностью?

Планируемый ответ: ЩМ активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами.

Демонстрация опыта: учитель отрезает небольшой кусочек натрия и показывает блестящий срез, который быстро тускнеет на свету. Почему?

Планируемый ответ: натрий как все щелочные металлы окисляется. Т.е. взаимодействует с кислородом воздуха.

Учитель: при взаимодействии натрия, калия с кислородом образуется пероксид металла, при взаимодействии лития с кислородом - оксид металла.

Задание 3                                                                                                            (слайд 9-10)

Составить и записать в  рабочей карте уравнения химических реакций, рассмотрите их с позиций ОВР.

Взаимодействие щелочных металлов с простыми веществами

С кислородом        

        4Li  + O2 = 2Li 2   оксид                     2Na + O2 = Na2O2     пероксид                

С галогенами                      2M + Cl2 = 2MCl      хлориды

С азотом                                            6М + N2  =  2Na3N    нитриды

С водородом                       2M + H2 = 2MH           гидриды

Учитель: Ребята, а как будут реагировать ЩМ со сложными веществами?

Демонстрация опыта: Взаимодействие лития и натрия с водой.

Беседа с учащимися:                                                                                        (слайд 11)

Почему фенолфталеин изменил свой цвет?

В какой среде он будет малиновым?

Почему же эти металлы называются щелочными?

Какой из двух этих металлов будет активнее?

Будет ли калий ещё активнее? А цезий?»

Какой газ выделяется в данной реакции?

Ученик выходит к доске и записывает уравнение реакции, рассматривает его с точки зрения ОВР

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Задание 4

Составить и записать в  рабочей карте уравнения химических реакций, по плану:

Взаимодействие щелочных металлов с простыми веществами

С водой                    2M + 2H2O = 2MOH + H2

Демонстрация видеофильма «Мозголомы и щелочные металлы»         (Приложение)

Учитель: Как изменяется активность щелочных металлов с увеличением радиуса атомов, с увеличением зарядов ядер атомов?

Учащиеся делают вывод, что активность щелочных металлов возрастает с увеличением радиуса атомов и  с увеличением зарядов ядер атомов.

Демонстрация учебных видеофрагментов «Качественное определение щелочных металлов: горение солей лития, горение солей натрия, горение солей калия».

Задание 3.                                                                                                           (слайд 12)

Заполни  в рабочей карте таблицу:  

     

литий

натрий

калий

Цвет пламени

малиновый

желтый

фиолетовый

Учитель: ребята, наш урок подходит к концу. О соединениях ЩМ вы узнаете на следующем уроке, а сейчас чтобы понять, как вы усвоили тему, ответьте на вопросы и  выполните следующие задания.

Ш.  Рефлексивно-оценочный этап

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно

Подведение итогов

Домашнее задание: § 11, стр. 52-54. подготовить сообщения по теме «История открытия  щелочных металлов»

 

                                           

                                        Карта – инструкция

Фамилия, имя _____________________________

Тема урока  «Щелочные металлы»

Задание № 1

Используя текст параграфа §11 и ПСХЭ,  заполни таблицу

Название

элемента

Число электронов на внешнем уровне

Число электронных слоев

Радиус атома

Степень окисления

Восстано-

вительные свойства

Активность

металла

Литий

Натрий

Калий

Рубидий

Цезий

Франций

Задание 2

Используя учебник, стр.52-53 и информацию презентации, дать характеристику щелочным металлам как простым веществам.  Рассмотреть физические свойства  и заполнить таблицу. Температуры кипения и плавления покажи стрелкой по увеличению.

Цвет

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Литий

Натрий

Калий

Рубидий

Цезий

Франций

Задание № 3

Запиши уравнения реакций взаимодействия щелочных металлов с простыми веществами. Рассмотри одно уравнение  с точки зрения ОВР.

С кислородом        

        Li  + O2 =  _______   оксид                Na + O2 =  ________     пероксид                

С галогенами                      M + Cl2 =  ________     хлориды

С азотом                                            М + N2  =   ________     нитриды

С водородом                       M + H2 =   ________         гидриды

Задание № 4

Запиши уравнения реакций взаимодействия щелочных металлов с водой

Na + H2O = _____________                             К + H2O = ______________                            

Задание № 5

Заполни таблицу:    

литий

натрий

калий

Цвет пламени

Выводы:  Щелочные металлы - _____________ восстановители, взаимодействуют с_________________ и __________________ веществами. При взаимодействии с водой образуется ______________ и газ _____________

Рефлексивный тест: 

Я узнал...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов". Химия 8 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов»Образовательная задача:Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион,...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений. Распределительное свойство умножения" (автор УМК Виленкин Н.Я.)

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Технологическая карта урока....

Методическая разработка урока "Чудеса света" 11 класс УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка. Авторы Афанасьева и т.д.

В материале приведена разработка урока по теме "Чудеса света" 11 класс по УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...

Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).

Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных  дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...

Религия и религиозные организации. Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова.

Данная разработка содержит презентацию к уроку, которая является стержнем урока.  В презентации содержатся  конкретные приёмы учебной деятельности учащихся на данном уроке и дополн...