рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Тихомирова Ирина Петровна

Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование, рекомендации по оцениванию ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr_9.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                       «Согласовано»                                                                 «Утверждаю»

на заседании МО учителей                                                               Зам. директора по УВР                                                    Директор МОУ СОШ №58

(естественно-математического цикла)                                            ____________________                                                    ______________(_____________)

Протокол №____ от____________                                                  «______»__________2012 г.                                            «_______»______________2012 г.

Председатель МО______________

«______»_________________2012г.

                                                                           

                                             РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

                                                             2012 -2013  учебный год

                                   

класс                                              ____9________

учитель                                          Тихомирова И.П.

количество часов в год                __70___________

количество часов в неделю         __2____________

плановых контрольных уроков  _11_:  контрольных работ    ___5__,

 практических работ___6_____  

Планирование составлено на основе  примерной программы  среднего (полного)  общего образования по химии,  федерального компонента государственного образовательного стандарта,  

Программы «Курс химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О.С.Габриелян – М. Дрофа, 2007).

 УМК   Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2010.

                                                   Программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений.

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана  на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2007 г.). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образовании.     В соответствии с этим реализуется: 
типовая программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2007). 
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по химии,  и с учетом направленности класса реализуются программа базового   уровня.  

Главной целью  является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют 
задачи обучения:
- формирование знаний основ науки- важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Требования к уровню подготовки учащихся 9  класса (базовый уровень)
В результате изучения химии ученик должен:
Знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и  неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
(В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого (П)  уровня  усвоения знаний выделены курсивом.)

В  9 классе нашей школы  освоение  предмета проводится на базовом уровне. Программа ОСГабриеляна  взята без изменений. Согласно действующему учебному плану  программа предусматривает обучение химии    в 9 классе в объеме 70 часов в год (2 часа в неделю).

Плановых контрольных уроков в 9 классе  10 часов:

- практических работ  5 час.

- контрольных работ – 5 час.

УЧЕБНО  -  МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника О.С.Габриелян  «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2009.  Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством  образования и науки Российской Федерации»,  а также дополнительных пособий

для учителя: 

1.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия 9 класс. Настольная книга для учителя», Дрофа. М., 2006;
2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова «Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 классы», М.: Дрофа, 2005;
3.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Изучаем химию в 9 классе: Дидактические материалы», М.: Блик плюс, 2004;
4.О.С.Габриелян, Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. «Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2006.

 для учащихся : 
1. Энциклопедический словарь юного химика . (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.)-М.:Педагогика , 1990.
2. И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии»(для средней школы) Москва,: Новая волна, 1999.       

   информационные источники

- «Химия неметаллов» (разделы «кислород и сера», «азот и фосфор», «галогены»);
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
- Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11. ООО «Кирилл и Мефодий»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН


                                   Тема

Кол-во

часов


                                          Контрольные и практические работы

Введение. Общая характеристика элементов.

6

Контрольная работа №1. Вводный контроль.

1

Металлы.

18

Контрольная работа №2. Металлы.

2

Практикум. Свойства металлов и их соединений.

3

  Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач.

Получение соединений металлов и изучение их свойств.

 Практическая  работа №2 «Получение и свойства соединений металлов

Практическая  работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

3

Неметаллы.

22

Контрольная работа №3. Неметаллы.

4

Практикум. Свойства неметаллов и их соединений.

3

 Практическая  работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая  работа №5  « Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая  работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

5

Органические соединения.

10

Контрольная работа №4. Органические соединения.

6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

8

Контрольная работа №5. Итоговая (годовая) работа.

                                                               Итого

70

Контрольных работ – 5,  практических работ – 6.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ХИМИИ ДЛЯ 9 КЛАССА

(2 часа в неделю; всего 68 часов)

  Введение. Общая характеристика элементов.  (6ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.  Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

1. Металлы. (18ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая  характеристика элементов главной подгруппы II группы.  Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.   Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды  Fe2+  и  Fe3+. Качественные реакции на   Fe2+  и  Fe3+.  Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие  натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа ( II) и (III ).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие с растворами кислот и солей.  4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия, б) кальция, в) алюминия, г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы  Fe2+  и  Fe3+.

2. Практикум. Свойства металлов и их соединений. (3ч)

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств».  

 Практическая  работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

Практическая  работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

3. Неметаллы. (22ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность  как мера  «неметалличности», ряд  электроотрицательности. Кристаллическое строение  неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов, их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде.  Применение галогенов и их соединений. в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы, их получение , свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве.  Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (II). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов- простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

4. Практикум. Свойства неметаллов и их соединений. (3ч)

Практическая  работа №4 «Решение эксперимент-альных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая  работа №5  « Получение, собирание и распознавание газов».

Практическая  работа №6 «Решение эксперимент-альных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

5. Органические соединения. (10ч)

Вещества органические и неорганические,  относительность понятия  «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.  Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.  Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах.  Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на глюкозу и крахмал. Горение белков, цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.  (8ч)

Физический смысл порядкового номера в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы,   генетические ряды. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ в 9 классе

                (количество учебных часов 68 + 2 часа резерв, 2 часа в неделю)


п/п

да

та

Раздел программы

          Тема  урока

(основное содержание)

Кол-

во

час.

Тип урока

Требования к уровню подготовки (стандарты)

Практическая

часть

Вид

контро-ля

Д/з

 Введение. Общая характеристика химических элементов.

6

Цель: Дать план общей характеристики элемента по его положению в Периодической системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-металла, неметалла. Повторить на основании этого сведения по курсу 8 класса о строении атома, о типах химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ТЭД и ОВР, о генетической связи между классами соединений. Дать понятие об амфотерности. Раскрыть научное и мировоззренческое значение Периодического закона. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции. ( ценностно-ориентационная, смысло-поисковая компетенции).

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

(Классификация химических элементов. Хим. элементы главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева)

1

комб

Знать план характеристики элемента. Уметь объяснять физич. смысл порядкового номера, номера группы и периода. Уметь объяснять зак-сти изменения свойств элементов в группах и периодах, а также св-в их оксидов и гидроксидов. Уметь характеризовать хим. элементы по положению в ПСХЭ и строению атома.

п 1, упр 1-3

2

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

(Классификация химических элементов. Хим. элементы главных подгрупп ПСХЭ Д.И.М.)

1

комб

Знать план характеристики элемента, понятия: генетическая связь, генетические ряды.

Уметь составлять генетические ряды металла, неметалла, переходного элемента.

Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов,

основания и кислоты

карточки с задан разного уровня сл

п 1 упр 5-7

3

Переходные элементы. (Амфотерные гидроксиды цинка и алюминия, взаимодействие с растворами кислот и щелочей.)

1

комб

Знать понятие амфотерность

Уметь характеризовать св-ва оксидов и гидроксидов цинка и алюминия.

 Лаб.оп №1 Получение и  свойства гидроксидов цинка или алюминия.

п 2 упр 1-3

4

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И.Менделеева.

1

комб

Знать формулировку ПЗ, значение  закона и ПС. Уметь пользоваться ПС.

Уметь объяснять значение закона для науки.

карточки с заданиями

п 3 упр 1-3

5

Свойства оксидов и оснований в свете ТЭД и процессов О-В.

1

комб

Знать определения оксидов и оснований с позиции ТЭД. Уметь записывать уравнения хим. реакций ионного обмена в молекул. и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для ОВР.

карточки с задан

п 35-43(8кл)

6

к/р

Контрольная работа №1. Вводный контроль.

1

урок контроля

контр. раб №1

1. Металлы.

21

Цель: повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов(металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку). Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ. (Рефлексивная, коммуникативная, смысло-поисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

7

Положение металлов в ПСХЭ ДИ Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. (Характеристика хим. элементов –металлов в ПСХЭ. Строение атомов.)

1

комб

Знать металлы, особен-ти строения атомов, их св-ва.

Уметь находить металлы в ПС , объяснять строение металлов, их особенности и свойства.

Лаб оп №2 Коллекция образцов металлов.

п 4, упр1-3,   п 6

8-9

Химические свойства металлов. (Свойства простых веществ металлов)

2

комб

Знать хим. св-ва металлов. Уметь характеризовать общие хим. св-ва металлов, записывать ур-я реакций металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности металлов.

Лаб оп №3 Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, р-ми кислот и солей.

п 8, упр 1-3

10

Решение расчетных задач

1

11

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение.

1

комб

Знать понятие коррозия, виды коррозии, способы защиты изделий от коррозии. Сплавы.

Уметь объяснять механизм коррозии, описывать св-ва и области применения металлических сплавов.

Д. Опыт по коррозии металлов и защита их от коррозии. Коллекция сплавов.

п 7,10

12

Металлы в природе. Общие способы получения. (Металлы. Общие способы получения металлов)

1

комб

Знать  способы получения металлов в промышленности. Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.

Лаб оп №4 Коллекция природных соединений металлов

п 9, упр 1-6

13

Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. (Хим. элементы главных подгрупп ПСХЭ : натрий и калий.)

1

комб

Знать положение щелочных металлов в ПС, строение, зависимость свойств от строения.  Уметь характеризовать хим. элемент: натрий и калий по положению в ПСХЭ и строению атомов. Уметь составлять ур-я хим. реакций на основе хим. св-в натрия и калия.

Д. Образцы щел. метал, взаимодейств с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их раств-мость в воде.

п 11, упр 1,2

14

Соединения щелочных металлов. (Соединения щелочных металлов)

1

комб

Знать основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства и применение.

Д. Образцы прир. соед-ний щел. металлов. Распозн. солей Na+и K+ по окрас пламени.

п 11

15

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы. (Хим. элементы главных подгрупп ПСХЭ : магний и кальций.)

1

комб

Знать положение  металлов в ПС, строение, зависимость свойств от строения. Уметь характ-ть хим. элемент: кальций и магний по месту в ПСХЭ и строению атомов.Уметь составлять уравнения хим. реакций на основе хим. свойств кальция и магния.

Д. Образцы щелочноземел. металлов, взаимод-е их с Н2О,О2,  немет. Образцы оксидов и гидроксидов  металлов, их раств. в воде.

п 12, упр 1-3

16

Соединения щелочноземельных металлов. (Соединения щелочноземельных металлов)

1

комб

Знать  представителей соединений щелочноземельных метал.

Уметь на основании знаний их хим. свойств осуществлять цепочки превращений, характеризовать св-ва оксидов и гидроксидов.

Образцы природных соединений кальция. Свойства негашеной извести.

п 12 упр 5,8

17

Решение расчетных задач

1

решение различных типов расчетных задач, имеющих практическое значение

карточки с задан разн ур

18

Алюминий, его физические и химические свойства.

(Химические элементы главных подгрупп периодической системы)

1

комб

Знать строение атома, физ. и особенности хим. св-ств.

Уметь характеризовать хим. элемент по положению в таблице и строению атома. Уметь составлять хим. реакции с водой, щелочью и кислотой.

Коллекция изделий из алюминия и его сплавов. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей.

п13 упр 4,5

19

Соединения алюминия.

(Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида)

1

комб

Знать важнейшие соединения алюминия, амфотерный хар-р, области применения.Уметь характ-вать св-ва соединений алюминия , записывать ур-я реакций с их участием.

Лаб оп №5 Получение Al(OH)3 и его амфотерность. Д. Образцы природных соединений алюминия.

п 13 упр6

20

Железо, его физические и химические свойства.

(Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы)

1

комб

знать особенности строения металлов Б-подгрупп на примере железа, его физические и химические св-ва. Уметь составлять схему строения атома железа , уметь записывать ур-я р-ий хим. св-в железа с образованием соед-ий с различными СО.

Д. Образцы сплавов железа

Взаимодействие железа с р-ми кислот и солей

п14 упр5

21

Генетические ряды железа(II ) и железа (III ).

(Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа)

1

комб

знать хим. свойства соединений железа (II ) и (III ), качественные реакции на Fe2+  и Fe3+.

Уметь составлять генетическ. ряды железа (II ) и (III ) , записывать  ур-я р-ций.

Лаб оп №6 Получение и св-ва гидроксидов железа (II ),(III ), качест. реакции на ионы железа

п14 упр4

22

Решение задач на определение выхода продукта реакции.

1

Знать формулы для расчета мас и объем доли. Уметь вычислять мас и объем  доли выхода продукта реакции, практич. объем или практич. массу по заданной доле выхода продукта.

2. Химический практикум.

3

23

Практическая работа

Практическая работа №1. Решение экспериментальн задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств».  (Генетическая связь. Генетические ряды)

1

Прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений.( Т )

с 84

24

Практическая работа

 Практическая  работа №2 «Получение и свойства соединений металлов

1

Уметь экспериментально доказывать свойства соединений металлов ( П )

с 84

25

Практическая работа

Практическая  работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

1

Предлагать на практике способы получения и распознавания веществ( Т )

с 86

26

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химия металлов»

1

Урок обобщения и система-

тизации знаний

Знать строение атомов метал. элементов, хим. св-ва и применение щелоч-

ных металлов, алюминия, железа, кальция и их важнейших соедин.Уметь давать характерист. по положен. в ПС, составлять ур-я р-ций с их участием.

гл 1 п 4-14

27

к/р

Контрольная работа по теме «Металлы»

1

Урок контроля

контр. раб№2

гл 1

3. Неметаллы.

25

Цель: Используя антитезу (противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические и химические свойства. Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Показать народнохозяйственное значение соединений неметаллов. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

28

Общая характеристика неметаллов.

(Свойства простых веществ- неметаллов).

1

комб

Знать положение неметаллов в ПС, строение, основные соединения, физичес. свойства. Уметь давать характер-ку     элементам –неметаллам по положению в ПСХЭ

Ряд ЭО. Модели атомных крист решеток Воздух,состав

п 15 упр 1-3

29

Водород. (Водород, его свойства, получение и применение.)

1

комб

Знать строение, свойства и получение водорода.

Уметь объяснять его положение в ПС, давать характер-ку по положению в ПСХЭ и строению атома.

Уметь составлять ур-я ОВР хим. свойств водорода.

получение водорода взаимодействием активных металлов с кислотами.

п 17 упр3

30

Общая характеристика галогенов.

(Химические элементы главных подгрупп ПСХЭ: йод, хлор, бром. Строение атомов галогенов, их степени окисления.)

1

комб

Знать строение и св-ва галогенов.

Уметь составлять схему строения атомов галогенов, объяснять изменения св-в в группе, записывать ур-я р-ций с металлами, солями.

Образцы галогенов-простых в-в. Взаимодейст. с Na, Al. Вытеснение хлором брома или иода из р-ров их солей.

п 18  упр 4,5

31

Важнейшие соединения галогенов.

(галогеноводородные кислоты и их соли.)

1

комб

Знать состав и свойства соединений галогенов.

Уметь характеризов. св-ва важнейших соединений галогенов.

Получение и св-ва. Образцы природных хлоридов. Лаб оп №7 Кач. реакция на галогенид.

п 19-20 упр6

32

Кислород.

(Кислород, его свойства, получение и применение)

1

комб

Знать о значении кислорода в атмосфере. Уметь записывать ур-я р-ций кислорода с простыми и сложными веществами.

п 21

33

Сера, ее физические и химические свойства.

(Химические элементы главных подгрупп ПСХЭ: сера. Строение атома серы.)

1

комб

Знать строение атома серы, ее физ. и хим. свойства.

Уметь характеризов. серу по положению в ПСХЭ и строению атома, зап-вать ур-я р-ций серы с Ме, кислородом и др. неметал.

Получение пластической серы. Взаимо-

действие серы с металлами, кислородом.

п 22,

упр 1,3

34

Оксиды серы (IV,VI). Серная кислота и ее соли.

(Оксиды серы (IV,VI), серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.)

1

комб

Уметь записывать ОВР хим. св-в оксидов, знать их хим. св-ва с т.зр. ТЭД кислотных оксидов.

Уметь характериз-ть св-ва оксидов серы, записывать ур-я р-ций с их участием.

Получение оксида серы, реакция с водой,разбавление конц. H2SO4 и ее св-ва, Лаб оп №8 качеств. реакция на сульфат-ион

п 23

35

Азот и его свойства.

(Химические элементы главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева: азот.)

1

комб

Знать строение, физические и химические свойства азота.

Уметь составлять схему строения атома азота, записывать ур-я р-ций с участием азота в свете ОВР.

п 24 упр 2-4

36

Аммиак и его свойства.

(Аммиак и его свойства)

1

комб

Знать состав и строение молекулы, физические и химич. св-ва, получение и применение.

Уметь описывать его св-ва и физиологическое действие на организм.

Д.Получение, собирание и распознаван. аммиака.Раств-ние в воде и взаимод-е с HCl

п 25 упр 6-8

37

Соли аммония, их свойства.

(Соли аммония.)

1

комб

Знать строение молекулы, основные хим. свойства аммиака. Состав солей аммония, получен. и св-ва. Уметь записыв. ур-я р-ций с их участием и рассматривать в светеТЭД.

Лаб оп №9 Качественная р-ция на NH4+.     Д. Получение солей аммония

38

Решение задач

решение расчетных задач

39

Азотная кислота и ее свойства.

(Азотная кислота и ее свойства.)

1

комб

Знать особенности химич. Св-в азотной кислоты.

Уметь характеризовать

свойства азотной кислоты.

Д.Хим. св-ва кислоты как электролита. Взаимодейст. конц.кислоты с медью.

п 27

40

Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения.

(Соли азотной кислоты)

1

комб

Знать основные хим. св-ва

HNO3, солей азотной и азотистой кислот и области их применения.

Уметь составлять ур-я реакций с их участием.

Д.Образцы нитратов и нитритов, кол-ия азотных удобрений.

п 27

41

Фосфор, его физические и химические свойства. (Хим. элементы главных подгрупп ПСХЭ: фосфор.)

1

комб

Знать строение, физ. и химич. свойства фосфора. Уметь составлять схему строения атома фосфора, записывать уравнения реакций с его участием.

п 28

42

Соединения фосфора. (Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.)

1

комб

Знать состав, характер и свойства оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь характеризовать свойства оксида фосфора (V) и фосфорной кислоты.

Д.Получение оксида  горением,  растворение в воде. Св-ва H3PO4 . Кач. р-ция на фосфат-ион, коллекция удобрений.

п 28

43

Углерод, его физические и химические свойства.

(Хим. элементы главных подгрупп ПСХЭ: углерод (алмаз, графит)

1

комб

Знать строение аллотропных модификаций углерода, их физические свойства. Химические свойства углерода. Уметь составлять схему строения атома, описывать его физические и химические свойства.

Д. Модели кристалл. реш. алмаза и графита. Адсорбц-е свойства угля активированного. Горение в кислороде.

пров.

раб.

п 29

44

Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств. (Оксиды углерода: угарный и углекислый газ)

1

комб

Знать строение и свойства оксидов углерода. Уметь описывать св-ва и физиол.  действие на организм оксидов углерода, зап-ть ур-я р-ций с их участием.

Л.о.№10. Получе-ние, собирание и распознавание CO2.

п 29, 30

45

Угольная кислота и ее соли.

(Угольная кислота и ее соли)

1

комб

Знать состав, св-ва угольной кислоты и ее солей. Уметь характеризовать свойства кислоты и ее солей: карбо-натов и гидрокарбонатов.

Д. Знаком-ство с коллекцией карбонатов.

Л.о.№11. Кач. р-ция на CO32-

п 30

46

Кремний, его физические и химические свойства Силикатная промышленность.(Хим. элем. главных подгрупп ПСХЭ: кремний. Кремниевая кислота и ее соли.)

1

комб

Знать строение, физич. и хим. св-ва кремния. Уметь составлять схему строения атома, описывать его физ. и химич. свойства.Уметь объяснять значимость соединений кремния.

Л.о.№13 Знакомство с коллекцией изделий из стекла,фарфора, керамики, цемента.

п 31

4. Химический практикум.

3

47

Практическая работа

Практическая  работа №4 «Решение эксперимент-альных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Уметь доказывать качественный состав серной к.-ты, практически  док-ть хим св.-ва,проводить качествен реакции на ионы

48

Практическая работа

Практическая  работа №5  « Получение, собирание и распознавание газов».

Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие( П).Качественно доказывать наличие ионов NH4+ и ОН-  ( Т )

49

Практическая работа

Практическая  работа №6 «Решение эксперимент-альных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

1

комб

Л.о.№12 Знакомство с коллекцией природных соединений кремния.

п 31

50

Решение расчетных задач.

(Количество вещества. Молярный объем.)

1

комб

Знать формулы связи между количеством в-ва, массой и объемом. Уметь вычислять кол-во вещ-ва, объем или массу по кол-ву в-ва, объему или массе реагентов или продуктов.

51

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков уч-ся по теме «Неметаллы». (Основные теоретичес. вопросы по теме)

1

урок обобщения и систем. знаний

Знать электронное строение атомов неметаллов, их св-ва и св-ва их соединений. Уметь применять эти знания при выполнении логических заданий.

п15-31

52

к/р

Контрольная работа  №3. «Неметаллы»

1

урок контроля

Знать электронное строение атомов неметаллов, их св-ва и св-ва их соединений. Уметь применять эти знания на практике.

контр.

работа

№3

5. Органические соединения.

10

Цель: Дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими. Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления. Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Сравнить её значение для органической химии с теорией периодичности Д.И.Менделеева для неорганической химии. Познакомить с гомологическими рядами органических веществ, их свойствами и строением. Показать их биологическую роль и народнохозяйственное значение. ( Ценностно-ориентационная, смысло-поисковая компетенции).

53

Предмет органической химии. Строение атома углерода. (Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода.)

1

урок изучения нового материала

знать особенности органич. соед-ий, основные полож. теории хим. строения А.М.Бутлерова. Уметь объ- яснять многообр. орг.соед, состав-ть структ. формулы.

Образцы природных и синтетических веществ.

П 32 упр1,2

54

Предельные и  непредельные углеводороды  метан, этан и этилен. (Непредельные углеводороды – этилен. Реакции горения, присоединения, полимеризации) (Органические вещества. Предельные углеводороды – метан.)

1

урок изучения нового материала

 Уметь называть представителей разных классов углеводородов, записывать структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. 
Уметь характеризовать хим свойства  органических соединений( П)
 состав, изомерию и номенклатуру, их св-ва. Уметь записывать структ. формулы  представителей класса, изомеров, гомологов.

Модели молекул алканов: масштабные и шаростержн.

п33, 34 упр4

55

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин. (Органические вещества. Спирты: метанол, этанол. Физиологическое действие.)

1

урок изучения нового материала

Знать состав, изомерию и номенклатуру предельных одноат.спиртов, глицерина, их св-ва. Уметь описывать св-ва  и физ-кое действие на организм метанола и этанола.

Образцы метанола, этанола, глицерина.Л.о.№15  Кач. реакция на глицерин.

П 35 упр 1,4

56

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Уксусная кислота. (Орг. в-ва. Понятие о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты.)

1

урок изучения нового материала

Знать состав, изомерию и номенклатуру предельных карбоновых кислот, их св-ва и применение. Уметь называть изученные в-ва, записывать уравнения р-й с их участием.

Типичные кислотные св-ва уксусной кислоты (с металлом, оксидом металла, солью,основан)

пров.

раб.

П36 упр 1

57

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры. (Физические и химические свойства.Реакция этерификации.)

1

урок изучения нового материала

Знать состав, свойства, получение и применение сложных эфиров и жиров.

Образцы твердых и жидких жиров. Растворимость

П36,37

58

Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации. (Биологич.  важные орг.в-ва: аминокислоты и белки. Состав, строение, роль белк)

1

урок изучения нового материала

Знать состав, особые св-ва аминокислот и их биологическую роль. Уметь записывать р-ю по-ликонденсации, обнару-живать белки по цветным реакциям.

Цветные р-ции белков.Раствор и осаждение белков. Денатурация.

П38

59

Понятие об углеводах. (Биологически важные орган. вещества-углеводы. Глюкоза, ее свойства и значение.)

1

урок изучения нового материала

Знать состав, свойства, классификацию и значение углеводов на примере глюкозы. Уметь записыв. урав-я с участием глюкозы.

Л.о.№16 реакция с гидроксидом меди (II)

П39 упр6

60

Полимеры. (Понятие о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры.)

1

урок изучения нового материала

Знать основные понятия химии, ВМС, классиф-цию полимеров по их происхождению. Уметь называть изученные в-ва.

Л.о.№17 Реакция крахмала с йодом. Д. прир. и химические полимеры.

П40

61

Обобщение знаний по орган. химии. (Основные классы орг.вещ-в)

1

урок обобщение

Знать основные классы орг веществ. Уметь определять принадлежность вещества к классу орг. в-в. Уметь характеризовать хим. св-ва.

62

к/р

Контрольная работа №4 «Органические соединения»

1

урок контроля

контр. раб №4

6. Обобщение знаний за курс основн. школы.

8

63

Повторение ПЗ  и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

1

Комб

Решение задач и упражнений

64

Повторение. Химическая связь. Строение вещества.

1

Комб

Решение задач и упражнений

65

Повторение. Свойства основных классов веществ с т. зр. ЭД и процессов О-В

1

комб

Решение задач и упражнений

66

Решение задач

1

комб

Решение задач и упражнений

67

Контрольная работа №5.  Итоговая .

1

урок контроля

контр. раб.№5

68

Анализ контрольной работы.

1

69 - 70

Повторение.

2

Рекомендации по оцениванию   ученических действий

В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля

знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.

Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня

предполагает у учащихся:

- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;

- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);

- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;

- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;

- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.

Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение

 учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.

Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;

- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;

- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.

Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.

Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;

- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);

- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;

- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать

выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;

- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий,

 выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной

деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)

Оценка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания глубины усвоения  всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать

межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью

дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Оценка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать

внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость

незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка "2": 
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
 
Оценка "1": 
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
 

Устный ответ. 
Оценка "5" ставится, если ученик: 
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
 
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ

 конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой

 терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не

повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного

 недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,

сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 
Оценка "4" ставится, если ученик: 
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
 
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает

медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 
Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает безсистемно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе

 теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные

 положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает

неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение

пробелов.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предмету.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все

 записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет

 получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и

измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в формулах, в записях единиц,  в вычислениях, графиках, таблицах, схемах и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или опыт не выполнен совсем или выполнен неверно   (9-11 класс);

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с

материалами и оборудованием),  исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование.

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности  при

работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо

нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2) выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3) логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2) при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2) при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2) неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3) допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....