Технологическая карта урока по теме "Как называть бинарные соединения"
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

Селиванова Ольга Владимировна

Методическое сопровождение урока в 8 классе "Названия веществ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nazyvat_binarnye_soedineniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Как называть бинарные вещества?»

  У каждого человека есть имя. У каждого вещества должно быть название.

  В процессе развития химии многим веществам  давали произвольные , исторически сложившиеся названия. Например,

   СО2  - углекислый газ,

   СО – угарный газ,

   Н2О – вода,

   NaCl – поваренная соль  и т.д.

Некоторые вещества названы в честь химиков, которые впервые эти вещества получили. Например, КСlO3   назвали бертолетовой солью в честь выделившего ее французского ученого Бертолле.

    Существуют также современные названия веществ ( систематическая номенклатура).

     Сегодня на уроке:

  Познакомимся  с составлением названий БИНАРНЫХ соединений. БИНАРНЫЕ вещества (от числительного би-   - два) состоят  из атомов только ДВУХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Итак, правила составления названий таковы:

  1. Названия состоят из двух слов:

Первое слово

Второе слово

  1. Корень – это сокращенное название латинского произношения химического элемента-неметалла, который стоит в формуле справа:

кислород –О (Oхуgenium) – корень «окс»

водород – Н (Hydrogenium) – корень «гидр»

углерод – С (Carboneum) – корень «карб»

азот – N (Nitrogenium) – корень «нитр»

фтор – F ( Ftorum) – корень «фтор»

кремний – Si ( Silicium) – корень «силиц»

фосфор – P ( Phosphorus) – корень «фосф»

сера – S ( Sulfur) – корень «сульф»

хлор – Cl ( Chlorum) – корень «хлор»

бром – Br ( Bromum) –корень «бром»

Иод – I (Iodum) – корень «иод»

  1. Суффикс – ИД

               

 

                        Из           Двух

Название химического элемента, который стоит в формуле слева ( в родительном падеже). Например:……..калия, ……серы,…….фосфора, …….железа.


                                                                           K Br



  1. Если элемент, стоящий в формуле слева, имеет переменную валентность, то она указывается в скобках римской цифрой. Например, название оксид железа (III) говорит о том, что это соединение кислорода (оксид) с трехвалентным железом.

  1. Иногда в названиях указывают количество атомов в молекуле, используя греческие числительные:

Два – «ди»

Три – «три»

Четыре – «тетра»

Пять – «пента»

Тогда углекислый газ СО2  можно назвать диоксид углерода, а вещество, формула которого Р2О5 - ___________________________________________________________________

Разберем примеры:

А) назовем вещество : FeO –

Ищем первое слово. Оно состоит из корня , соответствующего латинскому названию элемента, расположенного справа. Это кислород, следовательно, корень «ОКС» . Прибавляем суффикс  «ИД». Получаем:

       

ОКС + ИД = ОКСИД. ( запомни: так называют все бинарные соединения, содержащие кислород)

Ищем второе слово: название элемента, стоящего в формуле слева , в родительном падеже. Это  железо. Это элемент с переменной валентностью, находим валентность железа в данном оксиде. Чему она равна ?

Полное название: ОКСИД  ЖЕЛЕЗА (П)

FeO

                                                 Железо                    окс + ид

                                     

                                                ОКСИД                        ЖЕЛЕЗА

Б) Назовем вещество:  КН

Ищем первое слово. Оно состоит из корня , соответствующего латинскому названию элемента, расположенного справа. Это водород, следовательно, корень «ГИДР» . Прибавляем суффикс  «ИД». Получаем:

 

ГИДР + ИД = ГИДРИД

Ищем второе слово: название элемента, стоящего в формуле слева ,в родительном падеже. Это  калий, элемент с постоянной валентностью.

Полное название: ГИДРИД КАЛИЯ.

Выполни самостоятельно:

  1. Назови вещества:

Р2О5___________________________________________________

 Na3N_________________________________

 NO __________________________________

Mg3P2 ________________________________

BaCl2__________________________________________________

2. Составь формулы веществ:

А) оксид азота (I)__________________________

б)  иодид алюминия_______________________

в)  сульфид кальция_______________________

г) нитрид магния__________________________

д) гидрид натрия__________________________

БРОМ ИД

КАЛИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Соединение деталей заклепками".

В учебном материале представлена технологическая карта урока технологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, который сопровождается презентацией "Соединение заклепками". В работе обучающиеся...

Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"

Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока   "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?» 7 класс

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока химии " Неметаллы и их соединения"

Урок  Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»Урок рефлексии Содержательная:  Создать  условия для коррекции и тренинга изученных понятий, алгоритмов по ...