"Определение качества водопроводной и речной воды".
план-конспект урока по химии на тему

Разработка урока химии по теме:

 "Определение качества водопроводной и речной воды".

Цель: Познакомиться с методиками:

  • "Определения концентрации ионов трехвалентного железа
  • "Определения концентрации ионов хлора
  • "Определения концентрации сульфат-ионов.

Задачи:

  • "Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата)
  • "Оценить и корректировать свое поведение в окружающей среде.
  • "Выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Важность воды:

  • "Вода, как и воздух, неразделимо связана с существованием жизни на Земле.
  • "Большинство процессов в природе протекают с участием воды или в водной среде.
  • "Вода необходима для жизни и деятельности человека.
  • "Существуют особые требования, предъявляемые к воде.
  • "Она должная быть бесцветной, чистой, она должна иметь хороший вкус и не иметь запаха. В ней также не должны содержаться биологические примеси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_kachestva_vody.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока химии по теме:

 "Определение качества водопроводной и речной воды".

Цель: Познакомиться с методиками:

  1. "Определения концентрации ионов трехвалентного железа
  2. "Определения концентрации ионов хлора
  3. "Определения концентрации сульфат-ионов.

Задачи:

  1. "Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата)
  2. "Оценить и корректировать свое поведение в окружающей среде.
  3. "Выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Важность воды:

  1. "Вода, как и воздух, неразделимо связана с существованием жизни на Земле.
  2. "Большинство процессов в природе протекают с участием воды или в водной среде.
  3. "Вода необходима для жизни и деятельности человека.
  4. "Существуют особые требования, предъявляемые к воде.
  5. "Она должная быть бесцветной, чистой, она должна иметь хороший вкус и не иметь запаха. В ней также не должны содержаться биологические примеси.

II. Повторение методики определения концентрации ионов Fe2+ ,NO31-.

Определение концентрации ионов двухвалентного железа.

К 5 мл воды добавить на кончике ножа (0,1 г) гидросульфата калия, 0,1 г смеси (красная кровяная соль и сахарная пудра 1:9) и хорошо взболтать. В присутствии ионов двухвалентного железа появляется сине-зеленое окрашивание.

Светло-сине-зеленый 1 - 6 мг/л

сине-зеленый 6 - 10 мг/л

синий 10 - 15 мг/л

темно-синий 15 - 30 мг/л

Обнаружение нитрат-ионов.

К 5 мл воды осторожно, по стенке пробирки, прибавить I мл реактива, полученного растворением I г дифениламина в 100 мл концентрированной серной кислоты. Если есть нитрат-ионы, то появляется синее окрашивание. Но этой реакции мешают нитрит-ионы, которые предварительно надо разрушить. К исследуемой воде добавляют несколько кристаллов хлорида аммония и кипятят 2-3 минуты. Образовавшийся нитрит аммония разрушается до азота и воды. После этого проводят реакцию с дифениламином.

III. Объяснение нового материала (демонстрация опытов).

Определение концентрации ионов трёхвалентного железа.

К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли концентрированной соляной кислоты и 5 капель 10%-ного раствора роданида аммония. В присутствии ионов трехвалентного железа появляется красный цвет.

Слабо-красновато-желтоватый 0,95 - 0,4 мг/л

желтовато-красный 0,4 - 1,0 мг/л

красный 1 - 3 мг/л

ярко-красный 3 - 10 мг/л

Определение концентрации ионов хлора

К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли 10%-ного раствора нитрата серебра, подкисленного азотной кислотой. Образуется осадок или муть.

Слабая муть 1 - 10 мг/л

сильная муть 10 - 50 мг/л

хлопья, осаждаются сразу 50 - 100 мг/л

белый объемистый осадок более 100 мг/л

Определение концентрации сульфат-ионов

К 5 мл воды прибавить 4 капли 10%-ного раствора соляной кислоты и 4 капли 5%-ного раствора хлорида бария. Нагреть. Образуется муть или осадок.

слабая муть через несколько минут 1 - 10 мг/л

слабая муть сразу 10 - 100 мг/л

сильная муть 100 - 500 мг/л

большой осадок, быстро оседающий более 500 мг/л

IV. Работа с учащимися

Во время экспериментальной работы учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, с помощью учителя делают выводы.

Выводы.

Вода, подаваемая в водопроводную сеть города, соответствует санитарным правилам и нормам. Данные анализа качества воды свидетельствуют о загрязнении Дона:

  1. "тяжелыми металлами;
  2. "летучими фенолами, нитратами, превышающими ПДК;
  3. "микробиологическими и вирусологическими показателями.

Важно помнить!

  1. "Питьевая вода должна быть бесцветной, чистой, не иметь запаха и иметь хороший вкус.
  2. "Она также не должна содержать химических или биологических примесей.
  3. "Воду надо использовать экономно.
  4. "Вода - необходимое условие для жизни.

Нужно делать!

  1. "Для сохранения водных богатств создавать замкнутые циклы производства, когда вода используется многократно.
  2. "Использовать новые биологические методы для очистки воды.
  3. "Осуществлять постоянный контроль за качеством воды.

V. Домашнее задание:

Взять пробу природной воды, определить интенсивность запаха, цветность и мутность.

Раздаточный материал

Определение интенсивности запаха воды. 

 

 Определения цветности воды:

1.Заполнить пробирку водой до высоты 10-12см.

2.Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном.).

Подчеркните (или отметить галочкой) наиболее подходящий оттенок из приведенных в таблице либо заполните свободную линию в таблице.

Цветность воды.

Мутность воды.

Определение концентрации ионов двухвалентного железа.

К 5 мл воды добавить на кончике ножа (0,1 г) гидросульфата калия, 0,1 г смеси (красная кровяная соль и сахарная пудра 1:9) и хорошо взболтать. В присутствии ионов двухвалентного железа появляется сине-зеленое окрашивание.

  1. Светло-сине-зеленый ? 1 - 6 мг/л
  2. сине-зеленый ? 6 - 10 мг/л
  3. синий ? 10 - 15 мг/л
  4. темно-синий ? 15 - 30 мг/л

Обнаружение нитрат-ионов

К 5 мл воды осторожно, по стенке пробирки, прибавить I мл реактива, полученного растворением I г дифениламина в 100 мл концентрированной серной кислоты. Если есть нитрат-ионы, то появляется синее окрашивание. Но этой реакции мешают нитрит-ионы, которые предварительно надо разрушить. К исследуемой воде добавляют несколько кристаллов хлорида аммония и кипятят 2-3 минуты. Образовавшийся нитрит аммония разрушается до азота и воды. После этого проводят реакцию с дифениламином.

Определение концентрации ионов трёхвалентного железа.

К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли концентрированной соляной кислоты и 5 капель 10%-ного раствора роданида аммония. В присутствии ионов трехвалентного железа появляется красный цвет.

  1. Слабо-красновато-желтоватый ? 0,95 - 0,4 мг/л
  2. желтовато-красный ? 0,4 - 1,0 мг/л
  3. красный ? 1 - 3 мг/л
  4. ярко-красный ? 3 - 10 мг/л

 

Определение концентрации ионов хлора

К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли 10%-ного раствора нитрата серебра, подкисленного азотной кислотой. Образуется осадок или муть.

  1. Слабая муть ? 1 - 10 мг/л
  2. сильная муть ? 10 - 50 мг/л
  3. хлопья, осаждаются сразу ? 50 - 100 мг/л
  4. белый объемистый осадок ? более 100 мг/л

Определение концентрации сульфат-ионов

К 5 мл воды прибавить 4 капли 10%-ного раствора соляной кислоты и 4 капли

5%-ного раствора хлорида бария. Нагреть. Образуется муть или осадок.

  1. - слабая муть через несколько минут ? 1 - 10 мг/л
  2. - слабая муть сразу ? 10 - 100 мг/л
  3. - сильная муть ? 100 - 500 мг/л
  4. - большой осадок, быстро оседающий ? более 500 мг/л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»

Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....

Тяжелые металлы в системе "речная вода-сточные воды-растения"

Исследование концентрации тяжелых металлов, их влияние на растения...

Исследовательская работа "Определение качества воды методом биоиндикации"

Для исследования качества воды в водоёмах используют метод биоиндикации по методике индекс Майера и Машкова. Для исследования брали водоёмы Боковского района....

Практическая работа по определению качества воды

Практическая работа для 6 класса...

Определение содержание в почвенном образце воды, гумуса и солевого состава

Определить содержание в почвенном образце воды, гумуса и солевой состав....

Проект по определению качества воды

Исследовательский проект на тему«Определение  качества воды с помощью цифровой лаборатории PASCO». Цель данного исследования: изучить качество питьевой воды и пригодность ее испо...