Щелочные металлы. План-конспект урока
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Андреева Татьяна Германовна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shchelochnye_metally.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

г. КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок по теме

«Общая характеристика  щелочных металлов»

(1 час)

(урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний).

Учитель первой квалификационной категории

Андреева Татьяна Германовна

Цель урока – дать общую сравнительную характеристику  щелочных металлов в свете трех форм существования элементов: свободных атомов, простых веществ и важнейших соединений.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  1. Изучить особенности строения атомов  щелочных металлов и химические свойства простых веществ, образованных этими атомами.
  2. Рассмотреть физические свойства простых веществ - щелочных металлов, нахождение  их в природе.
  3. Рассмотреть биологическое значение  щелочных металлов.

2. Развивающие:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (составлять конспект, выделять главное, сравнивать, систематизировать материал)
  2. Развивать специально-химические умения и навыки (составлять электронные и графические формулы, записывать уравнения реакций, рассматривать их как ОВР)
  3. Развивать положительную мотивацию, внимание, мышление.

3. Воспитательные:

  1. Формировать химическую культуру
  2. Продолжить формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе.

Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические основы урока:

Сообщение

 новых знаний

Подготовка учащихся                                                   Первичная проверка

к восприятию новых знаний                                      понимания учащимися

                                                                                   нового учебного материала

Методы: * словесные, наглядные

                * изложение, беседа, самостоятельная работа

 * объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,                                    частично- поисковый

 * сравнительный


Ход урока.

Ι.  Организационный момент.

ΙΙ. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

учитель

ученики

1. Объявляет тему урока, записывает ее на   доске.

(слайд № 1)

2. Говорит, что  щелочные металлы это элементы 1-ой группы главной подгруппы ПСХЭ, просит найти их в периодической системе и назвать.

3. Предлагает учащимся самим сформулировать план изучения  темы.


4. Подводит итог по постановке задач урока (слайд № 2).

1. Записывают тему урока в тетрадь.  


2. Находят и называют элементы, записывают их знаки в тетрадь.


3. Предлагают последовательность вопросов, подлежащих рассмотрению.

ΙΙΙ. Сообщение новых знаний.

учитель

ученики

Особенности строения атомов.

1. Просит записать схемы, электронные и графические формулы атомов  лития и натрия.

2.Просит рассмотреть слайд № 3

(клик 1), записи на доске и сравнить строение атомов  щелочных металлов.

(Помогает учащимся сделать выводы)








3. Предлагает сделать вывод об изменении свойств  щелочных металлов в подгруппе.

(слайд № 4)





 Нахождение в природе. 

4. Предлагает подумать, в каком виде встречаются  щелочные металлы в природе и почему.


5. Предлагает заслушать доклад о  природных соединениях щелочных металлов.




   Свойства простых веществ щелочных металлов.

6. Предлагает заслушать доклад  о физических свойствах простых веществ  щелочных металлов и истории их открытия.

Химические свойства

щелочных металлов.

(слайд № 9, клик 1)

7.  Просит перечислить общие хим. свойства металлов.




Рассматривает каждое свойство в отдельности:

Говорит о взаимодействии   с простыми веществами неметаллами (клик 2)  

А) с кислородом (клик 3)






Обращает внимание на особенности взаимодействия с кислородом натрия, калия и др. щ/м.

Акцентирует внимание на понятии пероксид и степени окисления кислорода в нем.

-слайд № 9 (видеоролик, клик 4, 5).

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.



Б) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  натрия с водородом и назвать полученное вещество (слайд № 10, клик 1)  

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 10, клик 2).


В) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  натрия с азотом и назвать полученное вещество (слайд № 10, клик 3)  

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 10, клик 4)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


Г) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  натрия с серой и назвать полученное вещество (слайд № 10, клик 5)  

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 10, клик 6)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


8.Говорит о взаимодействии щелочных металлов с водой (слайд № 11, клик 1 – видеоролик)

Просит записать уравнение реакции со слайда.


9. Просит сравнить активность металлов натрия и калия в ходе их взаимодействия с водой (слайд № 12, видеоролик)


Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия калия с водой.

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 2)


10. Говорит о взаимодействии щелочных металлов с кислотами (слайд № 13, клик 1, клик 2 – видеоролик).

Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия  натрия с соляной кислотой и рассмотреть его как ОВР.

 

11. Акцентирует внимание на особенностях взаимодействия щелочных металлов с растворами солей (слайд № 14).


12. Рассказывает о способах обнаружения ионов щелочных металлов (слайд № 15, видеоролик)


Биологическая роль

 щелочных металлов.  

 13. Просит открыть стр. 56 учебника (второй абзац снизу) и прочитать информацию о биологической роли щ/м.

14. Просит кратко озвучить прочитанное о биологической роли.  

 


1. У доски 2 ученика выполняют задание. Остальные делают записи в тетради.

2. Делают вывод: «На внешнем  электронном слое атомов  щелочных металлов 1 электрон.  

Атомы способны отдавать 1 электрон, приобретают при этом степень окисления +1, проявляют восстановительные свойства».

Записывают схему процесса  отдачи электрона в общем виде.

(слайд № 3, клик 2)


3. Делают вывод: «Свойства  щелочных металлов

(восстановительные и  металлические) с возрастанием порядкового номера  усиливаются», делают запись-схему в тетрадь.



 

4. Предполагают, что  щелочные металлы встречаются только в виде соединений, т.к. имеют высокую хим. активность.

5. Выступает 1 ученик с докладом. Выступление сопровождается слайдами № 5,  № 6.

Остальные ученики кратко записывают в тетрадь основные сведения, используя слайды.



6. Выступает ученик с докладом, использует слайды № 7, № 8.     Остальные делают пометки в тетрадях.  




 7. Вспоминают о взаимодействии металлов с неметаллами (кислородом, водородом, серой и др.), водой, кислотами, растворами солей.






А) Ученик на доске (остальные в тетради) записывают уравнение взаимодействия лития с кислородом, рассматривает его как ОВР, называет полученное вещество.

Записывают уравнение со слайда

2Na + O2  =  Na2O2

 Указывают степени окисления элементов в нем.




Оставляют в тетради место для ОВР




Б) Записывают в тетради уравнение.

2Na0 + H20 = 2Na+1H-1



Сверяют свою запись с записью на слайде.



В)Записывают в тетради уравнение.

6Na0 + N20 = 2Na3+1N-3



Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР



Г) Записывают в тетради уравнение.

2Na0 + S0 = Na2+1S-2



Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР



 


 

Записывают в тетради уравнение реакции 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2


9. Обращают внимание, что калий реагирует с водой с возгоранием и еще раз делают вывод об усилении восстановительных свойств в подгруппе.

Записывают в тетради уравнение реакции 2К + 2H2O = 2КOH + H2

Сверяют свою запись с записью на слайде.



10.



 

На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции 2Na + 2HCl = 2NaCl + H2 и рассматривает его как ОВР.


11. Записывают уравнение реакции со слайда

2Na + CuSO4 + 2H2O =

 Na2SO4  +Cu(OH)2  +H2 


12. Делают пометки в тетради.






13. 3 минуты читают учебник.




22. Озвучивают прочитанное (по мере этого открывается слайд № 16)



 

ΙV. Подведение итогов урока.

V.  Домашнее задание.

      § 11(до соединений щ/м). Доделать задания в тетради (ОВР). Записать в     тетради области применения щ/м, используя дополнительную литературу.

VI. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

      (тест)


Тест.

Вариант №1.

  1.  Выберите электронную формулу  щелочного металла:

а) 1S22S2p1       б) 1S22S2p63S2p5              в) 1S22S1 

      2. Металлические свойства  щелочных металлов с увеличением   порядкового номера:

           а)  ослабевают    б)  усиливаются   в) остаются без изменения.

      3. Выберите наиболее активный элемент:    а) Li   б) Rb   в) Mg

      4. Одинаковым для атомов щелочных металлов  является:

           а) радиус    б) число нейтронов    в) число электронов на внешнем слое  

      5.  Ионы натрия окрашивают пламя:

           а) в красный цвет     б) в желтый цвет     в) в фиолетовый цвет

      6. Минерал, содержащий натрий:   а) сильвин   б) флюорит    в) галит

      7. Закончите УХР: а)  Li + H2O →

                                       б)  Li + N2

                                       в)  Li + HCl →

 

Вариант №2.

1. Выберите электронную формулу  щелочного металла:

а) 1S22S2p1       б) 1S22S2p63S2p5              в) 1S22S2p63S1 

      2. Металлические свойства  щелочных металлов с увеличением порядкового номера:

           а) остаются без изменения      б)  усиливаются   в) ослабевают  

      3. Выберите наименее активный элемент:  а) калий    б)  цезий   в) литий    

      4. Одинаковым для атомов щелочных металлов  является:

           а) радиус    б)  число электронов на внешнем слое    в) число нейтронов  

      5.  Ионы  лития окрашивают пламя:

           а) в желтый цвет      б) в красный цвет       в) в фиолетовый цвет

      6. Минерал, содержащий  калий:  а)  галит   б) флюорит    в) сильвин  

      7. Закончите УХР: а)  Rb + H2O →

                                       б)  К +  S →

                                       в)  К + HCl →

Учащиеся отвечают на вопросы теста, заполняя таблицу (выдана заранее).

1

2

3

4

 

 

5

6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока. Опиливание металла

Обобщение знаний о процессе опиливания металла, формирование умений опиливания заготовок из сортового проката, воспитание культуры поведения в работе....

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...