Из опыта работы по подготовке к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ
статья по химии (11 класс) на тему

Лукоянова Любовь Геннадьевна

Из опыта работы по подготовке к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Лукоянова Л.Г.

Учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Гороховец

Из опыта работы

по подготовке к сдаче экзамена по химии

в форме ЕГЭ

      Проверка знаний учащихся о строении веществ является частью заданий блока «Химическая связь и строение вещества».

Вопрос 1. Типы химических связей и виды кристаллических решеток.

     Для систематизации знаний о типах химических связей в своей работе использую схему, которая помогает связать в единое целое состав, строение и свойства вещества

Схема 1.

Взаимосвязь состава веществ, типов химических связей, видов кристаллических решеток, возможных физических свойств





Простые вещества



Металл



Металлическая связь



Металлическая кристаллическая решетка

Пластичность, ковкость, металлический блеск, тепло и электропроводность



Неметалл


Ковалентная неполярная связь


Атомная кристаллическая решетка

Твердость, прочность, тугоплавкость, не проводят электрический ток (искл. графит)






Сложные вещества




НеМе1-НеМе2

Ковалентная полярная связь




Молекулярная кристаллическая решетка

Летучесть (вещество газ или жидкость, твердое вещество, которое легко становится газом), низкие температуры плавления и кипения



Ме-НеМе

(NH4 - A)

Ионная связь


Ионная кристаллическая решетка

Твердые, тугоплавкие, растворы и расплавы проводят электрический ток

. Работая с данной схемой, можно переходить в разном направлении: от состава вещества к строению и свойствам  и наоборот. Рассмотрим примеры выполнения некоторых типовых заданий .

Пример 1. В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?

1) Н2О ,СН4, NH3                    2) NaCl, Cl2, Na2S

3) HI, S8, ZnCl2                        4) H2S, K2O ,O3

(Логика работы со схемой: Связь ковалентная полярная =>вещество сложное и состоит из разных неметаллов =>ответ 1)

Пример 2. В каком ряду записаны вещества только с ионной связью?

1).CH3COONa, Al4C3, Na2SO4      2) CO, NaIO3, C2H5OH

3) KCl, CaH2, НCl                          4) S8, Al(NO3)3, O3

(Логика работы со схемой: связь ионная => вещество сложное, состоящее из металла и неметалла, или аммония и неметалла => ответ 1)

            Пример 3.  Немолекулярное строение имеет каждое из соединений:

       1) Н2О, Nа2SO3         2) F2, CaCO3         3) CaO, Ca3N2            4) SO2, Cu(NO3)2

   (Логика работы со схемой: Немолекулярное строение – это атомное, металлическое или ионное. Проанализировав состав веществ в ответах 1,2,4, мы увидим по одному веществу, содержащему только неметаллы, в ответе 3 обе формулы включают металлы, т.е. явно имеют ионное строение. Правильный ответ 3.

Определить тип связи по данной схеме не вызывает осложнений, т.к. состав вещества однозначно и напрямую выводит на правильный тип связи, а вот определение вида кристаллической решетки у веществ с ковалентной связью может вызвать затруднение, поэтому необходимо этот вопрос рассмотреть отдельно.

Определить тип кристаллической решетки простого вещества - неметалла можно по химической формуле: (О2-кислород и С-алмаз). Первое вещество состоит из молекул, кристаллическая решетка – молекулярная, второе из атомов - решетка атомная.

Определить тип решетки в сложных веществах по формуле не предоставляется возможным (например СО2 и SiO2). В данных веществах тип связи одинаковый (ковалентная полярная), состав идентичен (образованы элементами-аналогами), поэтому для определения типа кристаллической решетки необходимо использовать свойства (СО2 - газ, а SiO2 твердое тугоплавкое вещество) => СО2  решетка молекулярная, SiO2 – решетка атомная.

Схема помогает учащимся найти точку опоры. При постоянном обращении к данной схеме она  легко запоминается.

Пример 4. Ковалентная неполярная связь характерна для вещества, формула которого

1) CrO3                  2) P2O5                3) SO2                4) F2

Ответ: 4

Пример 5. Ковалентную полярную и ковалентную неполярную связь имеют соответственно:

  1. Вода и сероводород
  2. Бромид калия и азот
  3. Аммиак и водород
  4. Кислород и метан

Ответ: 3

Пример 6. Молекулярную кристаллическую решетку имеет каждое из двух веществ

  1. Графит и алмаз
  2. Кремний и йод
  3. Хлор и оксид углерода (IV)
  4. Хлорид бария и оксид бария

Ответ: 3

Пример 7. Молекулярное строение имеет:

  1. Хлорид бария
  2. Оксид калия
  3. Хлорид аммония
  4. Аммиак

Ответ: 4

Пример 8. Молекулярное строение имеет:

  1. Вода
  2. Оксид натрия
  3. Хлорид калия
  4. Алмаз

Ответ: 1

Пример 9. Ионную кристаллическую решетку имеет:

  1. Хлор
  2. Хлорид цезия
  3. Хлорид фосфора (III)
  4. Оксид углерода (II)

Ответ: 2

             Пример 10. Кристаллическая решетка галогенов:

  1. Атомная
  2. Ионная
  3. Молекулярная
  4. Металлическая                                                           Ответ: 3

        Пример 11. Кристаллическую решетку подобную структуре алмаза имеет:

  1.  SiO2                2) Na2O                3) CO                4) P4

      Ответ: 1

Вопрос 2. Расчет количества σ- и π- связей.

Расчет количества химических связей можно легко провести по структурной формуле, но построить ее не так легко, да и время требуется, которого в режиме ЕГЭ крайне мало. Я предлагаю простые способы определения количества  данных видов ковалентных связей.

  1. А. Расчет количества σ - связей.

Если вещество нециклическое (это все неорганические вещества, кроме солей и многие органические вещества), то количество σ- связей можно подсчитать по формуле:

σ = Σ индексов - 1

Например, серная кислота Н2SO4 (2+1+4-1=6 σ-связей), уксусная кислота CH3COOН (1+3+1+1+1+1-1=7 σ связей)

Если вещество циклическое (это органические циклические вещества легче всего их заметить по наличию бензольного кольца С6Н5) при подсчете количества σ-связей пользуются той же формулой, но 1 не вычитается.

σ = Σ индексов

Например, фенол С6Н5ОН (6+5+1+1=13 связей)

Количество σ-связей в солях определяют только по структурной формуле (т.к. формулы солей могут содержать внутренние циклы, которые невозможно найти по молекулярной формуле вещества)

  1. Б. Расчет количества π -связей

В органических веществах количество π-связей можно определить по суффиксу в систематическом названии вещества или по молекулярной формуле.

Суффикс ан – 0 π- связей

Суффиксы ен, аль, он, ат, овая кислота – 1 π- связь

Суффиксы ин, адиен – 2 π- связи

Например, Определить количество π- связей в молекуле 2,4 – диметилпентен -3-аль (ен – 1 π- связь + аль -1 π- связь = 2 π связи)

Необходимо обратить внимание, что это правило работает только в систематических названиях. Например, определить количество π- связей в молекулах этина, глицина и глицерина. По суффиксам ин можно предположить, что в каждом из этих веществ содержится по 2 π- связи, но это предположение будет ошибочным, т.к. только одно название является систематическим – этин и только в нем можно учитывать суффикс, остальные необходимо превратить в систематические (глицин – аминоэтановая кислота – 1 π- связь, глицерин – 1,2,3 –пропантриол – 0 π -связей).

Определение количества π- связей в неорганических веществах проводят только от структурной формулы

Пример 1. В молекуле формаальдегида

  1. 1 σ – связь и 3 π – связи
  2. 2 σ – связи и 2 π – связи
  3. 3 σ – связи и 1 π – связь
  4. 4 σ – связи и 2 π – связи

Ответ: 3

Пример 2. Число σ – связей в молекуле этилена равно:

  1. 6                2) 5                3) 3        4) 4

Ответ: 2

Пример 3. Только σ – связи содержатся в молекуле

  1. Циклогексана    2) Этилена        3) Ацетилена       4) Бутадиена-1, 3

Ответ: 1

Пример 4. π – связь имеется в молекуле

  1. Метанола
  2. 2 – метилбутана
  3. Формальдегида
  4. Хлорэтана

Ответ: 3

Пример 5. Среди указанных веществ наибольшее число σ – связей имеется в молекуле

  1. Н – бутана
  2. Бутэна – 1
  3. Бутина – 2
  4. Бутадиена – 1, 3

Ответ: 1

Вопрос 3. Определение типа гибридизации атомов в органических и неорганических веществах.

Определить тип гибридизации в органических и неорганических веществах можно от «числа соседей» атома в структурной формуле.

4 соседа, тип гибридизации sp3 

3 соседа, тип гибридизации sp2 

2 соседа, тип гибридизации sp

Пример 1. В состоянии sp2  гибридизации все атомы углерода находятся в углеводороде

  1. H2C = CH – CH = CH2
  2. H2C = C = CH – CH3
  3. H3C – CH2 – C ≡ CH
  4. H3C – C ≡ C – CH3

Ответ: 1

Пример 2. В молекуле какого вещества все атомы углерода находятся в состоянии sp2 гибридизации

  1. Пентана
  2. Пентена – 1
  3. Этана
  4. Этена

Ответ: 4

 Дать учащемуся не только знания, но и инструмент, который поможет применить эти знания на практике – вот цель, которая объединяет всех: и детей, и учителей и родителей в один сплоченный коллектив, которому никакие ЕГЭ не страшны.

Материалы подготовлены с использованием литературы:

  1. Каверина А.А. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Химия. Учебное пособие. – М. Интеллект-Центр, 2012
  2. Габриелян О.С. Химия. Готовимся к ЕГЗ. – М. Дрофа, 2011
  3. Материалы курсов повышения квалификации ВИПКРО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

Рабочая программа учебного ресурсного центра по подготовке к сдаче экзамена Fit in Deutsch 2 на уровень А2

Рабочая программа учебного ресурсного центра по подготовке к сдаче экзамена Fit in Deutsch 2 на уровень А2....

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.

В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....

Буклет "Как помочь детям в период подготовки и сдачи экзамена"

Рекомендации и советы школьного психолога родителям выпускников....

"Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ на уроках химии"

Выступление на районном методическом объединении учителей химии Тюльганского района, ноябрь 2014 год....

Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии

Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...