Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Володина Татьяна Валериевна

 Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД). Технологическая карта урока  ( конструкт )составлена с учетом УУД.  Урок разработан по программе Н.Е. Кузнецовой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka-_konstrukt.doc90 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_po_teme_ed.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предметная область:  химия

Класс: 9

Тема: Электролиты и неэлектролиты.  Электролитическая диссоциация.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления

Цель урока: создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
  2. Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом  химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
  3. Регулятивные:  уметь  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности. 
  4. Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этапы урока

Содержание

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Добрый день!

Давайте вспомним наш девиз.

Произносят девиз уроков химии: «Знаем  химию без сомнения, как таблицу умножения!!!»

Включение  в учебную деятельность.

2. Мотивация и актуализация  учебной деятельности учащихся.









 

На прошлом уроке мы говорили о различных растворителях. Какова природа растворителей?


 Как   вы понимаете правило средневековых алхимиков

«Подобное растворяется в подобном»? Приведите пример.







.Предлагаю выполнить тест по  теме «Типы химической связи»

Подведем итоги работы: правильные ответы вы видите на слайде , если вы выполнили тест верно, поставьте оценку «5» , если вы допустили 1-2 ошибки -  «4», а если больше, то нужно повторить материал по данной теме.

Растворители могут быть полярные и неполярные.



Вещества с ионными и ковалентными связями хорошо растворяются в полярных растворителях, а вещества с ковалентными неполярными связями – в неполярных растворителях

(например, в бензине неполярном растворителе  растворяются  сера и йод, вещества с ковалентной неполярной связью)


Выполняют тест.



 

Коммуникативные УУД:

1.Умение слушать и слышать собеседника.


Познавательные УУД:

 1. Умение делать выводы и умозаключения.







Регулятивные УУД:

- умение проводить самоконтроль;

- умение оценивать свою деятельность.


 3. Целеполагание

 На ваших столах листочки, где среди набора букв спряталась тема нашего урока. О чем

 мы будем сегодня вести разговор?


С каким понятием вы встречались в жизни?

Что  это такое? Где используется? Что применяется в качестве электролита?




Давайте попробуем раскрыть смысл понятия «Электролитическая диссоциация»


Какую проблему мы попытаемся решить? Какова же будет цель нашего урока?

 

Электролиты и неэлектролиты.  Электролитическая диссоциация


 


Электролит


Может быть серная кислота, щелочь.





«Электролитическая» от  слова «электролит», а  что обозначает  слово «диссоциация»? Возможно, это распад, разложение.  

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

 Появляется цель урока.

«Сформировать представление об электролитах,  неэлектролитах и электролитической диссоциации; объяснить  причины    электролитической диссоциации»

 Познавательные УУД:

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.




Регулятивные УУД:

- умение   ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

 4. Этап открытия нового знания

 Обратимся к науке физике. Что такое электрический ток?

Как называются вещества, которые проводят электрический ток? Приведите примеры


.

Почему  многие металлические инструменты имеют резиновое или пластмассовое покрытие, например отвертки? Как называются вещества, которые не проводят электрический ток?

За счет каких заряженных частиц металлы проводят ток?


Какие ещё заряженные частицы вам известны?


Как вы думаете, могут ли ионы создавать электрический ток?


Для проверки высказанного предположения проведем серию опытов и результаты внесем в таблицу. Чтобы заполнить таблицу, вспомните причинно - следственные связи: строение - свойства.


Мы будем исследовать следующие вещества: воздух, дистиллированную воду, кристаллическую поваренную соль, раствор поваренной соли в воде, раствор хлороводорода в воде (соляная кислота), сахар кристаллический, раствор сахара в воде.

Внесите в соответствующие колонки таблицы № 1 названия веществ, их молекулярные формулы, тип химической связи и ваши предположения об их электропроводности символами  «+»  или  «-»


Проведем эксперимент,  используя  прибор для определения электропроводности веществ, и внесем данные опыта в таблицу.

  Посмотрим, все ли наши предположения подтверждаются опытными данными. Найдем противоречия между предполагаемыми и экспериментальными данными и сформулируем их как проблемы и попытаемся их решить.

Время на выполнение задания – 5 мин.

 Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц.

Вещества, которые проводят электрический ток, называются проводники, например металлы: серебро, медь, алюминий и др

 Вещества, которые не проводят электрический ток, называются изоляторы, например, пластмассы, резина, фарфор, янтарь, воздух.



. В металлах подвижными заряженными частицами являются обобществленные электроны.

 Ионы: положительно заряженные – катионы и отрицательно заряженные – анионы.

Думаю, могут, так как электрический ток это движение заряженных частиц, а ионы это заряженные частицы.


Известно, что свойства зависят от строения. Под строением понимается тип кристаллической решетки, тип химической связи и строение атома.








Работают  в парах.









 Осуществляют взаимоконтроль



 Исследуют проводимость веществ, используя  прибор для определения электропроводности веществ, и заполняют таблицу.  

 


На  магнитной доске учащиеся прикрепляют карточки с формулами веществ, проводящих или непроводящих электрический ток в два столбика.

Коммуникативные умения:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2.Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

3.Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

4.Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

 

Познавательные УУД:

1.Умение  анализировать

2.Умение сравнивать

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

4 умение проводить

Эксперимент

5. Умение классифицировать

 Коммуникативные умения:

1.Владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД:

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

 5. Осознание, осмысление учебного материала

  Сформулируем  проблемные вопросы:










Попытаемся  решить проблемы. Работаем в группах , выдвигаем гипотезы. Группе необходимо решить один проблемный вопрос.


Попытаемся  решить проблему№1


Есть ли ионы в кристаллах соли?


Почему кристаллическая соль не проводит электрический ток?




Тогда, почему раствор NaCl проводит электрический ток?


Как вы думаете, почему это произошло? Сформулируйте гипотезу.






Попытаемся  решить проблему№2



Есть ли в молекуле хлороводорода ионы?

Раствор хлороводорода проводит электрический ток?

Подумайте, в результате чего они появились? Сформулируйте гипотезу.





Ваши гипотезы правильны. Сегодня на уроке вы увидели вещества, растворы которых проводят электрический ток. Они называются электролиты.  Подпишем столбик на доске сверху.

Установите причинно-следственные связи: строение-свойства и составьте схему.

Проанализируйте к каким классам веществ относятся электролиты?

Такие вещества распадаются на ионы при растворении в воде или расплавлении.

Ребята, что же такое электролитическая диссоциация?


Совершенно верно.

Это обратимый процесс, который можно представить в общем виде следующим уравнением:   NaCl  → Na+  +  Cl-

 Решаем проблему №3

Есть ли в кристаллической сахарозе ионы?

Есть ли ионы в растворе сахарозы?

Сформулируйте гипотезу.






Какой можно сделать вывод о проводимости веществ?




Как можно назвать такие вещества?

Проанализируйте, исходя из нашего опыта,  какие вещества являются неэлектролитами?



  1. Почему   раствор

 хлорида натрия, в отличие от твердой соли и дистиллированной воды, проводит электрический ток?

2. Почему водный раствор хлороводорода (вещества с ковалентной полярной связью) проводит электрический ток?

3. Почему раствор сахарозы (вещества с ковалентной полярной связью) не проводит электрический ток?








Да, потому что соль ионное соединение

Кристаллическая соль не проводит электрический ток потому, что нет движения ионов. Они связаны силами электростатического притяжения.


Если раствор NaCl проводит электрический ток, значит, в нем есть движение ионов. Следовательно, ионы стали свободными.


В узлах кристаллической решетки хлорида натрия содержатся ионы, которые   становятся подвижными при контакте с молекулами воды, что определяет электрическую проводимость раствора хлорида натрия. Это подтверждается опытными данными.

 

Нет, так как это вещество с ковалентной полярной связью.

Да. Значит, в нем ионы есть!


Если раствор хлороводорода проводит электрический ток, значит, в нем имеются ионы, образующиеся в результате взаимодействия хлороводорода с водой при растворении. Это доказывают данные опыта.

 Вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связью проводят электрический ток, являются электролитами.



Составляют схему в тетради.



К ним относятся растворимые соли, кислоты и основания




Формулируют определение:

Распад электролитов на ионы  при растворении или расплавлении называется электролитической диссоциацией





Нет, так как это вещество с ковалентной полярной связью.

Нет, так как ее раствор не проводит электрический ток.


Если раствор сахарозы не проводит электрический ток, значит, при ее растворении в воде не образуются ионы.

Существуют не только вещества, растворы которых проводят электрический ток, но и вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

Они называются  неэлектролиты.

.   Это вещества с ковалентной неполярной и малополярной связью: воздух, органические вещества (спирт, бензин, сахароза), дистиллированная вода.

Продолжают составление схемы.


.

Коммуникативные умения:

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

1.Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции)

 Познавательные УУД:

1. Умение

ставить вопросы.

2. Умение видеть проблему


3. Умение выдвигать гипотезы

4. Умение доказывать,

 или опровергать выдвинутую гипотезу;

5. Умение делать выводы и умозаключения.

6. Умение устанавливать причинно-следственные связи

6. Обобщение

 Итак, обобщим полученные данные и сформулируем выводы:

Что такое электролиты?

                 Что такое неэлектролиты?


Как вы думаете, что является причиной электролитической диссоциации?

Электропроводность растворов была обнаружена  в начале 19 века Майклом Фарадеем.

Кстати существует  знаменитая «ошибка Фарадея», он считал, что ионы образуются под действием электрического тока

Электролиты -  вещества, растворы которых проводят электрический ток

Неэлектролиты-  вещества, растворы которых  не проводят электрический ток.

Думаю, что распад электролитов на ионы вызывает растворение в воде

Коммуникативные умения:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

 1.Умение делать выводы и умозаключения.

 2. Умение давать определения понятиям.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 П.4 прочитать,  № 2.3 стр.23 выполнить письменно.

Записывают домашнее задание в дневник

 

 8. Первичное закрепление рассмотренного на уроке материала

 Выполним дифференцированные задания по выбору.

Проверим правильность выполнения заданий, используя правильные ответы на слайде.

  Выполняют задания по выбору.


Проверяют ответы

 Регулятивные УУД:

- Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

-  умение проводить самоконтроль;

9. Рефлексия  

Какую цель мы ставили?  Как вы считаете,  мы ответили на поставленные вопросы? Что у нас получилось? Какие возникли затруднения?

Анализируют деятельность по достижению цели

Регулятивные УУД:Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии п о теме "Электролитическая диссоциация"

Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса.  Тип урока  – изучение ...

Урок химии в 8 классе Электролитическая диссоциация

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.8 классТема: Электролитическая диссоциацияЦель урока: познакомить учащихся с важнейшими  понятиями темы, основоположниками данной теории, причи...

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...

Технологическая карта урока химии по теме "электролитическая диссоциация"

В методической разработке содержится технологическая карта урока, рабочие листы для учащихся...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...

Технологическая карта урока химии "Электролитическая диссоциация" 9 класс

Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.Предмет: химияКласс: 9Тема урока: «Электролитическая диссоциация»Тип урока: Открытие новых знаний.Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивныйФормы ра...