Разработка урока по теме "Сера"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Любакина Ирина Евгеньевна

Урок по теме "Сера" разработан для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sera.docx46.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «СЕРА. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы»

Цель урока: Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.

Задачи урока:
Образовательные:

  1. Рассмотреть строение атома серы согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации серы.
  2. Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.
  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
  4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Развивающие:

  1. Развивать память и внимание учащихся.
  2. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
  3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  1. Показать значимость химических знаний  для современного человека.

Оборудование:
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание – виртуальная лаборатория. Коллекция «Минералы», образец серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка изученного материала (экспресс-опрос)

Какое строение имеет кислород?

степень окисления в соединениях: -2, реже +1, +2/.

Когда и кем открыт был кислород? /Первые упоминания о кислороде датируются 8 в., открытие зафиксировано в 18 в. К.Шеееле и Дж. Пристли/.

Назовите основные физические и химические свойства кислорода. /Газ, БЦ, БВ, БЗ, ? = 1,43 г/л; tпл=-218,7°; tкип=-183°/.

Как получают кислород в промышленности и в лаборатории? /Из жидкого воздуха (методом фракционной дистилляции), электролитическим разложением воды/.

Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? /Кислород - О2 и озон - О3/.

Какова роль озонового слоя для жизни на Земле? /Защита от космического ультрафиолетового излучения/.

Где применяется кислород? /В металлургии, химической промышленности, медицине, в авиации, в ракетно-космической технике, при сварке и резке металлов, и т.д./.

II. Изучение нового материала 

Сегодня мы будем изучать вещество, в состав которых входит элемент, о котором есть такая загадка: «Возьмите первый слог названия “лунного элемента” и прибавьте к нему первый слог радиоактивного металла, открытого супругами Кюри в 1898 г. Вы получите название элемента, которое в переводе на русский язык обозначает светло-желтый».

Кто из вас догадался, что это за элемент? (Сера.)

Эпиграфом к уроку служат такие строки:

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел. 

В сильном классе учащиеся сами составляют план характеристики, его можно представить в виде кластера.

                                                          Сера

Нахождение в природе

Положение в ПСХЭ

       Физические свойства         Химические свойства          Применение     Круговорот

1. Положение серы в периодической системе химических элементов
Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементу сере.
Найдите черты сходства, различия между строением атома кислорода и серы.
Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе VI группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 6 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -2 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +6, кроме кислорода (если проявляют восстановительные свойства по отношению к более электроотрицательным элементам). Давайте вспомним, что мы уже знаем о сере: ее характеристику по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атома.

2. Нахождение в природе

Сера в природе довольно много 0,05%, это 15 место по распространённости элементов. Кроме этого сера является  составной частью витаминов, гормонов. Она входит в состав белка волос, рогов, шерсти. Внимание: при недостатке серы в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей и выпадение волос.

Серой богаты бобовые растения (горох, чечевица), овсяные хлопья, яйца.

Сера – довольно распространенный элемент, встречается в самородном состоянии, образует большое число минералов, входит в состав вулканических газов и нефти. Природные соединения серы встречаются в виде сульфидов и сульфатов. Сейчас я c  экскурсоводами  вас приглашаю на экскурсию:

Сообщения учащихся сочетается с выполнением лабораторной работы, с заполнением таблицы.

Название

формула

Внешние признаки

применение

Сера самородная (Пазюк) (ромбическая)

S8

Пирит (серный колчедан, железный колчедан) Белов

FeS2

Халькопирит(медный колчедан)

(Соколова )

СuFeS2

Киноварь

НgS

Мирабилит

Na2SO4 • 10H2O

Галенит (свинцовый блеск)

РbS

3. Сера, как простое вещество.

Сера образует молекулы с чётным числом атомов. S2, S4, S6, S8. При обычных условиях устойчивая молекула S8, имеющая структуру короны.

При температуре 95*С ромбическая переходит в моноклинную. При температуре 119*С она плавится, около 160*С кольца молекул S8 разрываются, образуя бесконечные спирали. Моноклинная переходит в тёмно-коричневую смолообразную пластическую серу.Все формы через определённое время переходят в ромбическую.


Итак ромбическую серу нагреваем до 119 С, при этом: (демонстрация получения пластической серы из ромбической).

Демонстрация: В пробирку насыпаем ромбическую серу, закрепляем её в лапке штатива и подогреваем. Сера плавится и превращается в золотисто -желтую легкоподвижную жидкость, при дальнейшем нагревании сера приобретает красно - бурую окраску и становится настолько вязкой, что не выливается из пробирки, (учитель переворачивает пробирку) далее сера разжижается, окраска остается темно - бурой, при 444,5 С сера кипит. Пары серы оранжевого цвета. Закипевшую серу выливаю тоненькой струйкой в стакан с холодной водой. Затем её вынимаю и растягиваю - образовалась пластическая сера. При медленном охлаждении серы эти превращения протекают в обратном порядке. 

4. Физические свойства
Рассмотрите образец серы, определите:

  1. агрегатное состояние.
  2. цвет.
  3. растворимость в воде (опустите кусочек серы в стакан с водой, затем порошок серы в пробирку с водой, сделайте вывод.)
  4. Температура плавления -112,8
  5. Температура кипения – 444,6.

Вывод: Сера-это твердое вещество, желтого цвета, в воде не растворяется.

Демонстрация: Растворение серы в спирте

Сера не растворима в воде, поэтому серный порошок плохо смачивается водой и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха. Это процесс флотации. Это свойство используется для отделения серы от примесей, в промышленности.

Флотация –это (фр.  flottation, от flotter — плавать) — процесс разделения мелких твёрдых частиц (главным образом, минералов), основанный на различии их в смачиваемости водой.

Одно из особенных физических свойств серы - флотация, способность мелкого порошка серы всплывать, тогда, как ее крупные кристаллы тонут в воде. Дело в том, что сера не смачивается водой, и ее частички держатся на поверхности воды за счет прилипших к ним мелких пузырьков воздуха. Это свойство используют при отделении самородной серы от примесей. Руду размалывают, заливают водой, а снизу продувают воздухом, сера всплывает, а примеси остаются на дне.

4. Химические свойства серы.

1. Взаимодействие серы с металлами

Учитель демонстрирует опыты, а учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций и разбирают окислительно-восстановительные процессы.

1. Взаимодействие серы с натрием проводится в фарфоровой ступке: растирается по стенкам ступки сера и добавляем 2 кусочка натрия, размером со спичечную головку.

2. Взаимодействие серы с железом 

Учитель смешивает в фарфоровой чашечке 4 г порошка серы и 7 г порошка железа. Смесь делят на две части, которые помещают в два фарфоровых тигля (можно для наглядности и использовать закрепленные в лапках штативов пробирки). Если прикоснуться раскаленной проволокой или тлеющей (горящей) лучинкой в то начнется энергичная реакция, в результате которой получается вещество черного цвета — сульфид железа (II).

   Fе + S = Fе S

3. Взаимодействии цинковой пыли с порошком серы (в массовом соотношении 1 : 2) при наличии реактивов.

   Zn + S = Zn S

Взаимодействие порошка алюминия с порошком серы ( в массовом соотношении 1: 1,5)

Затем следует обобщение: сера взаимодействует со всеми металлами, кроме Аи и Рt. С ртутью она, например, взаимодействует даже при обычной температуре, что используют при обеззараживании помещений от пролитой там ртути. Процесс называется демеркуризацией (объясняется этимология этого термина). 

ДЕМЕРКУРИЗАЦИЯ (от франц. démercurisation < mercure — ртуть) — система специальных мероприятий по очищению помещений, емкостей и т. п. от разлитой ртути.

Hg0 + S0 = Hg+2 S–2
Hg
0 – 2e ––> Hg+2         
S
0 + 2e ––> S–2         

2. Взаимодействие серы с металлами

Взаимодействие серы с водородом

Демонстрация взаимодействия серы с водородом производится под тягой вследствие того, что Н2S сильно ядовит.

Н2+ S = Н2S

Взаимодействие серы с кислородом

Восстановительные свойства серы учитель демонстрирует на хорошо знакомой ре ак ц и и горения серы: при поджигании на воздухе она горит голубоватым пламенем, а при внесении ложечки с горящей серой в колбу с кислородом сгорает ярко-синим пламенем, образуя бесцветный газ - - оксид серы (IV):

S+ O2=SO2

3. Взаимодействие серы со сложными веществами

  1. Взаимодействие серы со сложными веществами — окислителями можно показать на эффектной реакции взаимодействия бертолетовой соли (если ее можно будет достать!) с__серой. В фарфоровую чашечку втирается немного серы, а затем помещается несколько мелких кристалликов бертолетовой соли. Уже при легком растирании кристалликов раздаются взрывчики и вспыхивает пламя:

2КСl O3 + 3S = 2КСl + 3SО2

Такая реакция, в частности, подчеркивает учитель, лежит в основе «работы» спичек. В них красный фосфор и сульфид сурьмы (III) Sb2S3 с помощью клея наносится на боковую поверхность спичечного коробка, а головка спички готовится обычно из бертолетовой соли, серы, стеклянного порошка и клея. Под действием теплоты трения мельчайшие частички красного фосфора превращаются в белый фосфор, который воспламеняется на воздухе и поджигает головку спички.

5. Применение

Сера широко применяется в хозяйственной деятельности человека. Давайте рассмотрим наиболее значимые области её применения .

Сера — один из неметаллов, известных человеку с древнейших времен. Ее использовали для религиозных обрядов — поджигали при различных церемониях и ритуалах; ею чернили оружие, употребляли для изготовления косметики и лекарств, жгли для отбелки тканей и борьбы с насекомыми, использовали для изготовления черного пороха. В наши дни сера не теряет, а все более увеличивает свое значение в жизни человека. Бумага и резина, эбонит и спички, ткани и лекарства, косметика и пластмассы, взрывчатка и краски, удобрения и ядохимикаты — это все только небольшой перечень того, для изготовления чего необходима сера.

Учитель. Примерно половина добываемой в мире серы идет на производство серной кислоты. Чтобы получить 1 т серной кислоты, нужно сжечь более 300 кг серы. Чтобы произвести 1 т целлюлозы, нужно затратить более 100 кг серы. В Канаде изготовлен серный пенопласт, который применяется в строительстве шоссейных дорог и при прокладке трубопроводов в условиях вечной мерзлоты. В Монреале построен одноэтажный дом, состоящий из необычных блоков: 70% песка и 30% серы.

6. Круговорот серы в природе

Рефлексивный тест  (музыка): Поставить +, если согласны с утверждением (не подписывать).

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Домашнее задание

Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Рассмотрите реакции как окислительно-восстановительный процесс.

21; упражнения 1, 3, 4.

ТЕСТ

 1 вариант.

1 УРОВЕНЬ

1.Какие степени окисления проявляет сера:

а) +2, +3, +4.   б) -2, +4, +6.   в) -1, -2, +6.

2.Флотация - это свойство серы

а)растворяться в воде;  б) не смачиваться в воде;   в)частично растворяться в горячей воде.

3. При горении серы образуется:

а) сероводород;  б)сульфид;   в) сернистый газ.

4. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;  б) гидросульфидная;  в) сульфитная.

5. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

а) как удобрение;  б) для борьбы с вредителями;   в)для подкормки скота.

 2  УРОВЕНЬ.

6. Сумма коэффициентов в уравнении  K2SO3 + H2SO4 

 а) 11;    б) 12;     в)13.

3  УРОВЕНЬ.

7. Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.

8.Уравняйте методом электронного баланса уравнение Ba + H2SO4 ->BaSO4 + H2S + H2O

2  вариант.

1  УРОВЕНЬ.

1.Какая электронная формула принадлежит сере:

а) 1s22s22p63s23p4  б) 1s22s22p6,    в)1s22s22p63s23p6.

2.В романе А. Дюма герой романа аббат Фариа использовал серу для:

а) для лечения кожной болезни;   б) для получения пороха;   в) для химических опытов.

3. Для удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра вы будете использовать:

а)серу;   б) йод;   в)магнит.

4. В какой форме сера не встречается в природе:

а) самородная;   б) сульфидная;    в) сульфитная.

5.При растворении сероводорода в воде образуется:

а) серная кислота;   б) сера;   в) сероводородная кислота.

2 УРОВЕНЬ.

6. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении Na2SO3 + HCl ->

а)14;   б) 12;   в) 13.

3 УРОВЕНЬ.

7. Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III).

8. Уравняйте методом электронного баланса схему  Ca + H2SO4 -> CaSO4 + S + H2O


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...