Материал урока "Электролитическая диссоциация"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Шеина Олеся Владимировна

Данную разработу можно использовать для проведения урока  химии  в 8 классе по теме "Электролитическая диссоциация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon teoriya_elektroliticheskoy_dissociacii.zip591.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок усвоения новых знаний в 8 классе по теме

«Электролитическая диссоциация»

Разработан  Шеиной Олесей Владимировной – учителем химии.

Цель: Сформировать первоначальные понятия об электролитической диссоциации, о её механизме,  об электролитах и неэлектролитах, о полярности молекулы воды.

Задачи:

  1. Продолжать формирование понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
  2. Дать первоначальные  понятия об электролитической диссоциации, о её механизме, об электролитах и неэлектролитах, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
  3. Совершенствовать навыки использования  таблицы  растворимости кислот, солей и оснований.
  4. Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
  5. Развивать у учащихся интерес к химии.

Формы организации работы детей:

  1. Коллективная при обсуждении материала и итогов рефлексии.
  2. Индивидуальная при заполнении карточки с заданием.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку «Теория электролитической диссоциации»
  2. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева.
  3. Компьютер, мультимедийный проектор
  4. Карточки с заданием для учащихся
  5. Таблица растворимости кислот, оснований и солей.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я в вашем классе проведу урок.

Начать урок хотелось бы с пословицы:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь;

Узнать можно лишь тогда, когда учишься»

Я надеюсь, что вы сегодня мне поможете, и мы вместе плодотворно  поработаем.

На сегодняшнем уроке вам понадобятся: тетради, дневники, таблицы растворимости, карточки.

          II. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала. (1-2 мин)

Учитель.  Вопросы к классу: Что такое раствор? Что такое растворимость? А  что такое  электролитическая диссоциация? 

На сегодняшнем уроке мы узнаем, что такое электролитическая диссоциация, как она происходит, что такое электролиты и неэлектролиты.

А дома вы закрепите этот материал. Итак , давайте запишем  домашнее задание. Открываем дневники и записываем задание на дом(пар 35 + записи в тетради)

А вы знаете, что с явлением электролитической диссоциации  вы встречаетесь в жизни, и с применением ее на практике некоторые из вас уже знакомы. В конце урока активно поработав вы попробуете сказать , где в своей жизни вы уже сталкивались с этим явлением и  где оно применяется.

 А теперь откройте ваши рабочие тетради и запишите тему урока: «Электролитическая диссоциация». (Слайд 1)

III.      Этап усвоения новых знаний: подводящий к теме диалог,  демонстрация видеофрагмента, заполнения   карточки.

1) Электролитическая диссоциация веществ с различным видом  химической связи.

(10 мин)

Учитель. Слова-ЭД. Как вы думаете, с каким физическим явлением связан материал сегодняшнего урока?

Ученик. С электричеством электрическим током).

Учитель. А что такое электрический ток?

Ученик. Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Учитель. Какие заряженные частицы вы знаете?

Ученик. Электроны и ионы.

Учитель У каждого из вас на столах имеется карточка с заданием. Подпишите, пожалуйста, каждый свою карточку. Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент. По результатам просмотра видеофрагмента (1,55 мин) вы самостоятельно должны заполнить первую графу в карточке. 

Формула вещества,

его состояние

Проводит ли ток

Вид химической связи

!!!

Рассмотрим опыт. « Изучение электропроводности  водных растворов различных веществ»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5aeec90-899e-14ce-df97-5627a9393b16/index.htm -

Опыт:     Испытание веществ на электрическую проводимость

Пожалуйста, переходим к заполнению первой графы в таблице. Кто закончил ручки положили и не меня посмотрели.

Давайте сделаем  Вывод по опыту: Все вещества по их способности проводить электрический ток в водных растворах можно разделить  на два  типа.

  1. Электролиты – вещества, растворы которых проводят электрический ток.
  2. Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

(Слайд 3)

Учитель. Запишите в рабочей тетради определение электролитов и неэлектролитов. (Учащиеся записывают). Кто закончил ручки положили и не меня посмотрели.

 Почему же раствор соли проводит электрический ток, а кристаллическая соль – нет?

Почему сахар, ни в растворенном, ни в кристаллическом состоянии,  не проводит электрический ток?

Если вещество проводит электрический ток, в каком состоянии, свободном  или связанном, находятся в веществе электроны и ионы?

Ученик. В свободном.

Учитель. Как вы думаете, какие заряженные частицы, электроны или ионы, находятся в свободном состоянии в растворе соли?

Ученик. Ионы.

Учитель. Почему вы так решили?

Ученик. Потому что в соли ионная химическая связь (соль состоит из ионов).

Учитель. Как вы думаете, почему кристаллическая соль не проводит электрический ток?

Ученик. Потому что в кристаллической соли ионы находятся в связанном состоянии.

Учитель. Откуда в растворе  берутся свободные ионы? 

Ученик. Соль при растворении распадается на ионы.

Учитель. Так вот распад на ионы – есть процесс диссоциации.

И так, при растворении соль распадается на ионы. Запишите в рабочей тетради определение электролитической диссоциации. (Учащиеся записывают). (Слайд 4).Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией.

Почему же сахар даже при растворении в воде не проводит электрический ток?

Ученик. Потому что сахар при растворении не распадается на ионы.

Учитель. А как вы думаете, почему -  сахар при растворении не распадается на ионы

Ученик. Потому что сахар состоит из молекул (у сахара ковалентная химическая связь).

Учитель. Вещества с какой химической связью не подвергаются электролитической диссоциации?

Ученик. С ковалентной.

Учитель. Теперь заполните вторую графу таблицы, касающуюся тех веществ, электропроводность которых мы исследовали. (Учащиеся заполняют). Кто закончил ручки положили и не меня посмотрели.

(Слайд 8)

Формула вещества,

его состояние

Проводит ли ток

Вид химической связи

!!!

Учитель.  Как повторение и вывод, правильности сделанного задания. Какие вещества относятся  к веществам с ионной химической связью?

Ученик. Основания, оксиды, соли.

Учитель. Но не все из них являются электролитами. К электролитам относятся только растворимые соли и основания.(Слайд 9). Определить, растворимо какое-либо вещество или нет, можно с помощью таблицы растворимости.  Например, нам нужно определить, растворим ли карбонат кальция. Из каких ионов состоит это вещество?

Ученик. Из ионов кальция Са2+  и карбонат-ионов СО32-. (Слайд 10)

Пример: диссоциация соляной кислоты.

Учитель. В горизонтальной строке ищем ион кальция, а в вертикальной – карбонат-ион. На пересечении перпендикуляров от этих ионов видим букву  «Н». Следовательно, это вещество нерастворимо. Если на пересечении перпендикуляров от двух ионов будет буква «Р», то вещество растворимо, если буква «М», то вещество малорастворимо.

Давайте немного отдохнем. Закройте глаза. Откройте посмотрите в окно.( Слайды 11,12,13)

Физкультминутка(1 мин)

          2) Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной химической  связью.

 (Слайд 14)

Учитель. Как же происходит процесс распада кристаллов соли на ионы?  Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить строение молекулы воды. (Слайд 15) Какая химическая связь между атомами водорода и кислорода?

 Ученик. Ковалентная полярная.

Учитель. Как заряжены атомы водорода и атом кислорода?

Ученик. Атом кислорода заряжен отрицательно, а атом водорода положительно.

Учитель. Это приводит к тому, что отрицательный заряд кислородной части и положительный заряд водородной части расположены как бы на разных концах молекулы, т.е. в целом электронейтральная молекула воды имеет положительный и отрицательный полюса. Такие молекулы, у которых разделены отрицательный и положительный заряды, называют диполями.

(Слайд 15+ из другой презентации)

При растворении крупинка соли атакуется молекулами воды. При этом положительные концы молекул воды прилипают к анионам хлора, а отрицательные – к катионам натрия за счет электростатического притяжения. При таком взаимодействии выделяется энергия, которая идет на разрыв связей между катионами и анионами. В раствор уходят ионы, «одетые в шубу» из молекул воды – гидратированные ионы.

Большая роль в раскрытии механизма электролитической диссоциации принадлежит русским ученым Д.И.Менделееву, Ивану Алексеевичу Каблукову и В.А.Кистяковскому. Именно они доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, в результате которого образуются гидратированные ионы.

Этапы диссоциации веществ с ионной связью даны в учебнике.

          3) Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью. (5 мин)

 Учитель. К электролитам относятся также растворимые кислоты. (Слайд 34)

Посмотрите на формулы кислот и определите вид химической связи в них. HCL = H+ + CL-

Закрепление: Запишите уравнение диссоциации веществ:

Азотной кислоты, серной кислоты.

Ученик. Ковалентная полярная.

Учитель. Ковалентная сильнополярная.

Учитель. Так какая химическая связь должна быть у электролитов?

Ученик. Ионная и сильнополярная ковалентная.

Учитель. Рассмотрим процесс диссоциации кислот на примере хлороводородной кислоты. Молекулы хлороводорода также диполи.  При этом положительные концы молекул воды прилипают к отрицательному концу молекулы хлороводорода, а отрицательные – к положительному. Затем под влиянием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную. Далее процесс идет так же, как при диссоциации веществ с ионной связью. Этапы диссоциации веществ с ковалентной полярной связью даны в учебнике. Для закрепления давайте заполним таблицу 2. (Заполнение таблицы).

          4) Вещества по разному распадаются на ионы. А как это происходит и почему вы узнаете на следующем уроке. (слайд 38)

IV.      Этап  закрепления нового материала.

А теперь давайте проверим ваши  карточки.(Слайд   Кртиерии оценки +ответы ).

Карточка « Электропроводность веществ и их растворов».

Формула вещества,

его состояние

Проводит ли ток

Вид химической связи

Дистиллированная             вода,  Н2О

Нет

ковалентная полярная

Поваренная соль,    твердая,  NaCl

Нет

ионная

Поваренная соль,

   раствор, NaCl

Да

ионная

Сахар, твердый, С12Н22О11 

Нет

ковалентная полярная

Сахар, раствор, С12Н22О11 

Нет

ковалентная полярная

Гидроксид натрия,

твердый, NaOH

Нет

ионная

 Гидроксид натрия,

раствор, NaOH

Да

ионная

Соляная кислота,

раствор, HCl

Да

ковалентная полярная

А сейчас давйте вернемся к началу урока Где мы всвтречаемся с этим процессом. А у кого есть машина. Аккумулятор. Первое что проверяют, зимой в работе машины. Аккумуляторы заливают растворами электролитов: кислот и щелочей, которые проводят электрический ток. Знание этого материала может пригодиться всем, кто имеет дело с техникой.

 Свяжите с нашей темой.

Поэтому так важно знать ЭД -?

VI.        Итоги урока. (1 мин)

Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать

Дата_____________

Фамилия  Имя__________________________

Карточка « Электропроводность         

веществ и их растворов».

Формула вещества,

его состояние

Проводит ли ток

Вид химической связи

Дистиллированная             вода,  Н2О

Поваренная соль,    твердая,  NaCl

Поваренная соль,

   раствор, NaCl

Сахар, твердый, С12Н22О11 

Сахар, раствор, С12Н22О11 

Гидроксид натрия,

твердый, NaOH

 Гидроксид натрия,

раствор, NaOH

Соляная кислота,

раствор, HCl

Количество правильных ответов____________

Оценка_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....

Раздаточный материал по неорганической химии по теме Теория электролитической диссоциации

Представлены образцы раздаточного материала для проверки усвоения знаний студентов по теме Теория электролитической диссоциации...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

Тестовый материал для подготовки к ЕГЭ по теме "Электролитическая диссоциация"

В данном документе собрано большое количество тестовых заданий для проверки знаний обучающихся по теме "Электролитическая диссоциация" и подготовке к ЕГЭ по химии....

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации.

Гулимова Ивета Альбертовна. МБОУ "Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского" г.Пензы.  Работа содержит конспект урока  химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссо...