разработка урока химии "Сера"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Методическая разработка урока для 8 класса на тему "Сера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_sera.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сера: химический элемент и простое вещество

Цели: образовательные: сформулировать представления о сере как химическом элементе (положение в периодической системе  химических элементов  Д.И.Менделеева, особенности строения атома) и простом веществе (аллотропные модификации, химические свойства, применение); сформировать умение составлять уравнения реакций на основании химического эксперимента.

Развивающие: развивать самостоятельность учащихся на работе с учебником, дополнительной литературой, материалами Интернета.

Воспитательные: воспитывать ответственность за результаты работы.

Учебник О.С.Габриелян, 9 класс. М.: Дрофа, 2001.

Оборудование и реактивы. Видеопроектор, таблицы: «Строение атома серы», «Химические свойства серы», натрий, железо, цинк.

ХОД УРОКА

Мотивационно-ориентационный этап.

Учитель:  Об элементе, о котором сегодня пойдет речь на уроке, есть такая загадка: «Возьмите первый слог названия «лунного элемента» и прибавьте к нему первый слог названия радиоактивного металла, открытого супругами Кюри в 1898 г. Вы получите название элемента, расположенного в VIа группе периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева» Кто догадался, что это за элемент? (Ответ: сера).

Что вы хотели бы узнать на уроке об этом элементе?

Исходя из ответов учащихся, учитель вместе с классом формулирует тему урока и определяет цели и задачи его этапов.

Учитель. Что вы уже знаете о сере?

Возможные ответы: в периодическое системе элементов порядковый номер 16, желтого цвета, не смачивается водой, атом имеет 6 электронных оболочек на внешнем валентном уровне, 3 энергетических уровня.

Изучение нового материала

  1. История открытия  серы и происхождение названия.

Сера, которая широко распространена природе и в самородном состоянии, а также ее соединения известны человеку с древнейших времен. Сгорание серы и ее соединений сопровождается выделением газа с резким удушающим запахом (сернистого газа), поэтому сера использовалась жрецами в составе священных курений при религиозных обрядах. Серу считали произведением сверхчеловеческих существ или подземных богов.

Издавна она использовалась человеком в различных горючих смесях для военных целей, в которых реализовывались не только горючесть серы, но также отравляющее действие продуктов ее горения. Она, вероятно, входила в состав «греческого огня», вызывавшего страх и ужас противника. Китайцы – изобретатели пороха – применяли серу в составе дымного пороха и в различных пиротехнических  смесях.

Благодаря таким свойствам серы, как горючесть, легкость взаимодействия с металлами с образованием сульфидов, древние ученые считали ее «принципом горючести» и обязательной составной частью различных руд. Пресвитер Теофил, живший в начале XII в., описал обжиг сульфидной медной руды, известный еще в древнем Египте. У арабских алхимиков сера считалась обязательной частью металлов, причем сера являлась «принципом горючести». В более позднее время этот принцип явился основой теории флогистона. Элементарная природа серы была установлена А.Лавуазье при проведении опытов по горению веществ.

В Европе практический интерес к сере возрос в XIII-XIV вв. после появления пороха и огнестрельного оружия. Тогда начались развитие добычи природной серы и разработка способов получения ее из пиритов.

Происхождение слова «сера» в русском языке не ясно. Существует несколько версий: по одной оно происходит от «серый», по другой – заимствовано из латинского языка (лат. Sera – воск, serum-сыворотка); третья указвает за индоевропейский корень swelp – гореть, от которого произошло латинское sulfur. Есть и другие варианты.

  1. Сера как химический элемент

Учащиеся самостоятельно  дают характеристику элемента, используя периодическую систему Д.И.Менделеева (план характеристики приведен в учебнике с.3.). Они отмечают, что сера – элемент VI группы, 3-го периода; в атоме 6 электронов на внешнем валентном уровне. Сера – неметалл. Ей соответствует высший оксид кислотного характера SO3  и летучее водородное соединение сероводорода H2S. Высшая и низшая степени окисления +6 и -2 соответственно. Следовательно, сера проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства.

Строение атома серы – размещение электронов по уровням и подуровням – показано в таблице 1.

  1. Сера как простое вещество. Аллотропные модификации серы.

Школьники работают с учебником по трем вариантам, давая характеристику аллотропным модификациям серы: 1) ромбический, 2) моноклинной; 3) пластической. По окончании работы учитель проводит беседу; учащиеся отмечают, как с повышением температуры изменяются цвет серы и подвижность ее расплава.

Аллотропия.

  1. Ромбическая (α) сера состоит из циклических молекул S8, tпл. = 1130С; ρ=2,07 г/см3.
  2. Моноклинная (β) сера – темно-желтые иглы; как и α-сера, состоит из циклических молекул S8, но упакованных менее плотно; tпл. = 1190С; ρ=1,96 г/см3; при комнатной температуре самопроизвольно превращается в ромбическую модификацию.

Таким образом, существование двух кристаллических аллотропных модификаций серы обусловлено не различным числом атомов в молекуле (как, например, у элемента кислорода), а различной упаковкой молекул в кристалле.

При температурах меньше 95,50С наиболее устойчива ромбическая сера, в интервале 95,5-1200С – моноклинная, выше 1200С наиболее устойчива жидкая форма серы.

  1. Пластическая сера (иногда называется γ-серой).

При температуре выше 1500С в расплавленной сере начинаются превращения: подвижная светло-желтая жидкость загустевает, расплав становится темно-коричневым. Связано это  тем, что кольца молекул серы при нагревачнии в расплаве разрываются и объединяются в длинные цепи, которые могут содержать несколько тысяч атомов серы. Если расплав вылить в холодную воду, то получается третья аллотропная модификация – пластическая сера.

Это аморфное неустойчивое вещество; при комнатной температуре переходит в ромбическую форму.

  1. Химические свойства серы

Учитель. Рассматривая строение атома, мы выяснили, что простое вещество сера – довольно активный неметалл. Она способна проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.

В реакциях с какими веществами и почему она проявляет себя по-разному?

Отвечая на этот вопрос школьники самостоятельно работают с учебником и дополнительной литературой и заполняют таблицу 2. Все уравнения реакций они рассматривают с позиции представлений об окислительно-восстановительных процессах, указывают окислитель и восстановитель.

Таблица 2.

Сера

как окислитель

Сера

как восстановитель

Для проверки учитель демонстрирует с помощью видеопроектора таблицу 3, иллюстрирующую химические свойства серы.

На основе изученного материала учащиеся сами формулируют выводы.

В качестве доказательства химической активности серы учитель проводит демонстрационный опыт «Взаимодействие серы с металлами (натрий, железо, цинк)».

  1. Применение серы

Учащиеся демонстрируют заранее подготовленную презентацию по данной теме.

Закрепление полученных знаний

Для закрепления материала учащиеся выбирают разноуровневые задания из учебника: с.134 – упр. 2 (уровень 1); упр.3 (уровень 2); расчетная задача упр. 1 (уровень 3) – и выполняют их в тетрадях. На экран учитель выводит правильные ответы на предложенные задания для самопроверки и самооценки работ.

  1. Домашнее задание

Учебник, §22; подготовить презентацию на тему «биологическое значение серы».

Рефлексивно-оценочный этап

Урок завершается подведением итогов. Учащиеся осуществляю рефлексию в форме телеграммы учителю о впечатлениях от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...