Рабочая программа учебной дисциплины "Химия. Работа с одаренными детьми"
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Программа предназначена для подготовки старшеклассников к предметным олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

                                                                                     

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                                                 Директор учреждения    

                                                                 С.Н. Слюсарев _____________

                                                                                      (Ф.И.О.,        подпись)

                                       протокол педагогического совета

                                                                                от «___» __________ 2012_ г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

Эрудит

(наименование объединения)

Химия. Работа с одаренными детьми

(наименование учебной дисциплины, курса)

1 год

(срок  реализации  программы)

модифицированная

(вид программы)

15-17 лет

(возраст обучающихся)

Ивановская Лилия Алексеевна

(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)

г. Тимашевск

2012

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ к программам дополнительного образования детей» (Пр. к письму  МО № 06-1844 от 11.12.2006 г) 

Содержание программы дополнительного образования детей «Химия. Работа с одаренными детьми» относится к социально – педагогической направленности.

Направленность данной программы состоит, в первую очередь, в том, чтобы поднять приоритет получения высшего технического (особенно, химического) образования среди современных школьников, развить абстрактный, естественнонаучный тип мышления, характерный для большинства грамотных, успешных специалистов, необходимых в современном мире. Не стоит забывать также и о том, что специалисты-химики обладают, как правило, широким диапазоном познаний в физике, биологии, математике, что позволяет производить эффективные научные исследования в междисциплинарных областях, часто включающих в себя и типично гуманитарные отрасли знания. Программа предназначена для подготовки старшеклассников к предметным олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что впервые в ее основу заложено, расширено  и углублено системное, поэтапное ознакомление воспитанников объединения «Эрудит» с вопросами по общей химии, термодинамике, кинематике, строении атома и других аспектов.

Реализация программы  научит детей не только конкретизации законов химии, но и позволит познакомить учащихся с фундаментальными закономерностями химии, так и подготовить их к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям по химии.   В программу  включены разделы, необходимые для глубокого понимания закономерностей химических процессов, которые обычно не изучаются в школьном курсе.        

Актуальность программы состоит в повышении уровня мотивированности учащихся на получение высшего естественнонаучного образования, развитии навыков ведения исследовательской и творческой работы и, как следствие, предполагаемом повышении качества уровня знаний современных специалистов-химиков.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что повышение образовательного уровня школьников производится исключительно современными методами обучения, а развитие аналитических, логических и дивергентных способностей достигается применением совокупности классических и новейших инновационных методов преподавания. Также следует отметить приоритетность применения теоретических знаний на практике.

Цель курса: формирование  представления о неорганической и общей химии, как современной и перспективной науке, создание условий для подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям.

Поставленная цель будет достигнута при решении следующих задач,  реализуемых в комплексе: обучающих, развивающих, воспитательных. 

Обучающие:

- получение представления о формах химического движения материи,

- формирование знаний о термодинамических и квантовомеханических законах, как фундаментальных основах химической науки.

- применение химической термодинамики и химической кинетики в анализе;

- обучение навыкам и приемам исследовательской работы;

- формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками химической информации (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет);

- решение химических задач повышенной сложности.

Развивающие:

- создание представления о современном состоянии и путях развития неорганической и общей химии;

- развитие умений самостоятельно делать выводы, а также развитие творческого мышления;

- объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и производстве;

- развитие критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников.

Воспитательные:

- формирование положительной эмоциональной атмосферы на занятиях;

- формирование дружный коллектив участников;

-воспитание мировоззренческих понятий;

- воспитание экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

В отличие от существующих данная программа

1)  позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования;

2) концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах обучающегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения;

3) осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей и достижении результата;

4) реализовать права каждого воспитанника на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы;

5) конструировать оптимальный учебно-методический комплекс программы дополнительного образования детей.

Программа создана на основе:

- программы расширенного курса «Избранные главы общей химии»;

-авторской образовательной программы «Решение задач по общей химии», автор Пахомова И.В., Краснодар, 2007 год;

- опыта обучения и воспитания ребенка, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития;

- обобщенного опыта выдающихся педагогов, личного опыта.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа "Химия. Работа с одаренными детьми" предназначена для воспитанников от 15 до 17 лет.

Содержание и объём стартовых знаний, необходимый для начального этапа освоения программы – базовые знания по химии, математике и физике уровня 9 класса средней общеобразовательной школы.

Зачисление в объединение производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих, с представлением медицинской справки о возможности занятий данным видом деятельности.

Во время каникул образовательная деятельность  может видоизменяться  (поисково-исследовательская, научно-исследовательская деятельность).

Режим занятий осуществляется 2 раза в неделю по 2 часа групповых занятий.

Программа рассчитана на  1 год обучения – 144 часов.

Формы проведения занятий:

1. беседа эвристическая,

2. диспут,

3. защита проектов,

4. игра деловая,

5. игра сюжетно-ролевая,

6. КВН,

7. конкурс,

8. круглый стол,

9. лабораторное занятие,

10. лекция,

11. мастер-класс,

12. «мозговой штурм»,

13.  практическое занятие,

14. семинар,

15. тренинг,

        Ожидаемые результаты 

В результате освоения данной программы обучающиеся будут

       знать:

 основные понятия и законы органической химии, методы подготовки и проведения эксперимента, методы решения типовых и нестандартных химических задач;

      уметь:

 самостоятельно накапливать необходимый материал, решать задачи высших уровней, планировать и проводить эксперименты.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие  виды контроля:

 -начальный контроль (сентябрь);

-текущий контроль (в  течение всего учебного года);

-промежуточный контроль (январь);

-итоговый контроль (май).

К концу обучения учащиеся приобретут навыки:

- решать задачи по общей химии, кинетике и термодинамике повышенной сложности;

- самостоятельно работать с источниками дополнительной литературы;

- создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятиях;

- формирования дружного коллектива;

-умения работать в группе;

-выражения своей мысли в широком кругу оппонентов;

-анализа последовательности поступков.

Формы подведения итогов реализации программы:

- тестирование (имеет балльную оценку, ориентир – критерии оценок ЕГЭ по биологии);

-практические задания по решению задач (учащиеся сдают карточку, где поставлены цифры: 1 – понятно, 0 – требуется уточнить, -1 – непонятно. Этот прием позволяет определить конкретные затруднения, которые будет необходимо устранить на следующих практических занятиях);

-выпуск журнала «Химия и экология»;

-викторины;

-защита рефератов;

-участие в конкурсах;

- игра «Химическая азбука»;

-семинар;

-зачеты.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Введение в программу.

2

2

-

2.

Раздел 1. Основные законы и понятия химии. Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева.

24

10

14

2.1.

Основные законы химии.

7

3

4

2.2.

Атом - мельчайшая частица вещества.

8

3

5

2.3.

Квантовая механика.

9

4

5

3.

Раздел  2: Химическая связь и строение вещества.

14

5

9

3.1.

Типы химических связей.

6

2

4

3.2.

Квантовомеханические понятия в теории

химической связи.

8

3

5

4.

Раздел  3. Энергетические эффекты химических реакций. Химическая кинетика и химическое равновесие.

 24

 10

 14

4.1.

Основные понятия термодинамики.

6

2

4

4.2.

Скорость химической реакции.

9

4

5

4.3.

Катализ и катализаторы.

9

4

5

5.

Раздел 4. Растворы. Растворы электролитов.

46

15

29

5.1

Классификация дисперсных систем.

6

2

4

5.2.

Способы выражения концентрации растворов

13

4

9

5.3.

Теория электролитической диссоциации Аррениуса.

11

5

6

5.4.

Гидролиз солей.

14

4

10

6.

Раздел  5. Окислительно-восстановительные реакции.

34

9

25

6.1.

Метод электронного баланса и полуреакций.

10

2

8

6.2.

Гальванические элементы.

8

2

6

6.3.

Электролиз.

10

2

8

6.4.

Электрометаллургия.

6

3

3

7.

Итоговое занятие.

2

-

2

 

Итого часов:

144

53

91

Содержание программы

Вводное занятие. Введение в программу.

Раздел 1. Основные законы и понятия химии. Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева.

Тема 1. Основные законы химии.

Теория

Атомно-молекулярное учение. Атом, молекула, простое и сложное вещество, химический элемент. Масса атома, относительная атомная и относительная молекулярная масса. Моль-мера количества вещества. Молярная масса Закон Авогадро. Молярный объём газа. Число Авогадро. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Бертоллиды и дальтониды.

Практика

Закон кратных отношений. Химические формулы и химические уравнения. Вычисления по химическим уравнениям 

Тема 2. Атом - мельчайшая частица вещества.

Теория

Первоначальные сведения о строении вещества. Атом - мельчайшая частица вещества. Работы Фарадея и Томсона. Открытие электрона. Работы Анри Беккереля. Радиоактивность. Модель строения атома по Томсону, опыты Гейгера-Марселена. Планетарная модель строения атома по Резерфорду и её недостатки, постулаты Бора.

Практика

Решение задач и упражнений. Практикум – работа с тестами по теме «Строение атома».

Тема 3. Квантовая механика.

Теория

Квантовая механика. Работы Луи-де-Бройля, уравнение Шрёдингера, квантовые числа, принцип Паули, правило Пфенда, правило Клечковского.

Практика

Решение задач по темам: «Строение атомного ядра. Изотопы и изобары», «Магические числа», «Энергетические уровни и подуровни, электронные орбитали, деление элементов на  s, p, d, f – семейства». Итоговое тестирование по теме «Строение атома»

Раздел  2: Химическая связь и строение вещества.

Тема 4. Типы химических связей.

Теория

Электроотрицательность как теоретическая основа для классификации связей. Ионная связь и свойства соединений с ионной связью. Ковалентная связь и её разновидности, свойства соединений с ковалентной связью. Металлическая связь. Водородная связь и её влияние на свойства химических соединений. Валентность и историческое значение понятия валентности. Эквивалент.

Практика

Решение упражнений по определению типов химической связи, определение валентности. Задачи на эквивалент.

Тема 5. Квантовомеханические понятия в теории химической связи.

Теория

Метод ВС. Метод МО для молекулы водорода. Гибридизация орбиталей. Межмолекулярные взаимодействия и типы кристаллических решёток.

Практика

Решение комплексных задач на метод МО. Решение задач на определение типов кристаллических решеток. Итоговый тест по теме «Химическая связь»

Раздел  3. Энергетические эффекты химических реакций. Химическая кинетика и химическое равновесие.

Тема 7. Основные понятия термодинамики.

Теория

Основные понятия термодинамики. Химическая термодинамика и термохимия. Экзотермические и эндотермические процессы. Теплота образования и энтальпия образования. Закон Гесса. Тепловой эффект химической реакции.

Практика

Решение задач на закон Гесса. Проведение расчётов тепловых эффектов процессов. Диспут на тему «Принцип Бертло-Томсона и его применение в химии».

Тема 8. Скорость химической реакции.

Теория

Скорость химической реакции. Закон действующих масс. Константа скорости химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Гомогенные и гетерогенные химические реакции. Влияние давления на скорость реакции в газовой фазе. Площадь межфазного контакта как один из факторов определяющих скорость взаимодействия в гетерогенной системе.

Практика

Решение задач и упражнений на химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле Шателье.

Тема 9. Катализ и катализаторы.

Теория

Катализ и катализаторы. Энергия активации химической реакции.  

Практика

Работа с первоисточниками «Влияние органических и неорганических катализаторов на скорость химической реакции». Выполнение тестов и упражнений. Итоговый тест по теме «Энергетические эффекты химических реакций. Химическая кинетика и химическое равновесие».

Раздел 4. Растворы. Растворы электролитов.

Тема 10. Классификация дисперсных систем.

Теория

Растворитель и растворенное вещество. Растворимость и факторы, влияющие на растворимость. Энергетические эффекты при растворении. Кристаллосольваты и кристаллогидраты.

Практика

Решение задач на растворимость вещества и энергетические эффекты при растворении

Тема 11. Способы выражения концентрации растворов

Теория

Способы выражения концентрации растворов: молярная, нормальная, молярная концентрации, мольная доля растворенного вещества. Массовая доля растворенного вещества, объёмная концентрация.

Коллигативные свойства растворов. Законы Рауля. Эбуллиоскопия и криоскопия. Осмотическое давление. Осмометры. Обратный осмос, как эффективный метод обессоливания.

Практика

Решение комплексных задач по теме «Растворы»

Тема 12. Теория электролитической диссоциации Аррениуса.

Теория

Изотонический коэффициент. Теория электролитической диссоциации Аррениуса. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Полные и сокращенные ионные уравнения.

Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Вода как слабый электролит.  рН и рОН. Ионное произведение воды. Буферные растворы.

Практика

Определение сильных и слабых электролитов. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений. Решение задач на закон разбавления Оствальда.

Тема 13. Гидролиз солей.

Теория

Факторы, влияющие на гидролиз. Степень гидролиза и константа гидролиза. Произведение растворимости.

Практика

Решение задач и упражнений по темам «Гидролиз», «Произведение растворимости». Контрольный тест по теме «Растворы»

Раздел  5. Окислительно-восстановительные реакции.

Тема 15. Метод электронного баланса и полуреакций.

Теория

Степень окисления. Типичные окислители и восстановители. Двойственность окислительно-восстановительных свойств. Метод электронного баланса и полуреакций.

Практика

Выполнение упражнений на метод электронного баланса и полуреакций.

Тема 16. Гальванические элементы.

Теория

Водородный электрод. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Гальванические элементы. Аккумуляторы. Топливные элементы, как перспективные источники электроэнергии.                                                                                                                         

Практика

Решение задач по теме «Коррозия металлов» повышенной сложности.

Тема 17. Электролиз.

Теория

Электролиз. Законы Фарадея.

Практика

Решение задач и упражнений по теме «Электролиз». Решение задач по теме «Закон Фарадея» повышенной сложности.

Тема 18. Электрометаллургия.

Теория

Промышленный способ получения алюминия - пример электрометаллургического процесса.

Рафинирование меди.

Практика

Круглый стол на тему «Современные способы получения металлов». Выпуск журнала «Химия и экология». Итоговое тестирование по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

Итоговое занятие.

Практика

Игра «Химическая азбука». Семинар на тему «Химия на службе человека»

Методическое обеспечение образовательной программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1.

Вводное занятие. Введение в программу.

 Презентация

 Вербальный, наглядный,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный

 Таблицы, плакаты

 Мультимедийный проектор, компьютер

 Взаимозачет

2.

Раздел 1. Основные законы и понятия химии. Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, схемы, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Итоговое тестирование

2.1.

Тема 1. Основные законы химии.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, схемы, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

2.2.

Атом - мельчайшая частица вещества.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, схемы, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

2.3.

Квантовая механика.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, схемы, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

3.

Раздел  2: Химическая связь и строение вещества.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Итоговое тестирование.

3.1.

Типы химических связей.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы научная литература.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

3.2.

Квантовомеханические понятия в теории

химической связи.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы научная литература.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

4.

Раздел  3. Энергетические эффекты химических реакций. Химическая кинетика и химическое равновесие.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами, модель клетки.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Итоговое тестирование.

4.1.

Основные понятия термодинамики.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

4.2.

Скорость химической реакции.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

4.3.

Катализ и катализаторы.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

5.

Раздел 4. Растворы. Растворы электролитов.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Итоговое тестирование.

5.1

Классификация дисперсных систем.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

5.2.

Способы выражения концентрации растворов

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

5.3.

Теория электролитической диссоциации Аррениуса.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

5.4.

Гидролиз солей.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

6.

Раздел  5. Окислительно-восстановительные реакции.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Итоговое тестирование.

6.1.

Метод электронного баланса и полуреакций.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

6.2.

Гальванические элементы.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

6.3.

Электролиз.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

6.4.

Электрометаллургия.

Презентация, практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с тестами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

7.

Итоговое занятие.

Практическое занятие.

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Таблицы, плакаты, схемы, научная литература, карточки с задачами.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Взаимозачет

Материально-техническое обеспечение:

- раздаточный материал,

- телевизор,

- модели,

- таблицы,

- проектор,

- компьютер,

- мультимедийные материалы.

Список литературы, использованной педагогом в своей работе

  1. Браун Т., Лемей Г. Химия в центре наук.-М.,Мир,1983.
  2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Методическое пособие. Профильный уровень. 11 класс. М.: Дрофа, 2006. 
  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Введенская А. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс М.: Дрофа, 2008.
  4. Глинка Н.Л. Общая химия - М.,2006.
  5. Дикерсон Р. Основные законы химии. –М. Мир., 1999.
  6. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия.-М., 2001
  7. Картмел Э., Фоулс Г. Валентность и строение молекул-М., 1979.
  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. М., 2010.
  9. Ляликов Ю.С. Химия в часы досуга.- Кишинев,1999
  10. Лидин Р.А. Химия. Полный сборник задач. - М.,2007.
  11. Лилич Л. С., Хрипун М. К. Растворы как химические системы. СПб: Изд-во СПбГУ, 1994.

Список  литературы для обучающихся

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1998.
  2. Витинг Л.М., Резницкий Л.А. Задачи и упражнения по общей химии.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995
  3. Волков А.  И., Жарский И.  М.  Большой химический справочник.  Минск. Современная школа, 2005.
  4. Глинка Н.А. Общая химия. Л.: Высшая школа, 1986.
  5. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н. Общая химия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  6. Егоров А.С. Репетитор по химии. М.: Феникс, 2010.
  7. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. М.: Химия, 1994.
  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.  Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа 2003. 
  9. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы в 2 томах. М.: Экзамен, 2008.
  10. Лидин Р.  А., Андреева Л.  Л.,  Молочко В.  А.  Константы неорганических веществ. М.: Дрофа, 2006.
  11. Суворов А.  В., Никольский А.  Б.  Общая химия,  СПб. «Химия», 2008
  12. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа с одаренными детьми

На смену индустриальному обществу идет информационное, для которого владение современными технологиями исследовательской деятельности является необходимым условием успешной адаптации и развития ...

Программа и план работы с одаренными детьми по биологии и экологии

Цель программы:Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального ра...

Индивидуальный учебный план работы с одаренными детьми

Индивидуальный учебный план работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде по русскому языку...

Программа по организации работы с одаренными детьми "Путь к успеху"

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения...

Программа по организации работы с одаренными детьми "Путь к успеху"

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом внедрения...

ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ УСПЕХА» (работа с одаренными детьми)

   В современном веке остро встает проблема повышения социально-экономического потенциала. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об...