Конструирование контрольно-оценочных заданий в учебной форме
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Нагайцева Юлия Николаевна

Урок самоконтроля и самооценки по теме: «Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_material_i_zadanie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Конструирование контрольно-оценочных заданий в учебной форме»

(химия, 8-й класс)

Автор: Нагайцева Ю.Н., ГОУ СОШ «Лосиный остров» №368

Урок самоконтроля и самооценки по теме: «Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности»

Основная учебная задача (теоретическая) в системе курса: Каким образом атомы соединяются в молекулы? Почему именно так?

С каким количеством атомов может соединиться атом определенного химического элемента, каким свойством это определяется? Как составить формулу вещества?

Включенная в нее частная задача: Как составить формулу бинарного соединения по валентности? Почему именно так?

Место контрольно-оценочных заданий в решении этой задачи: включены в завершающий этап учебной деятельности детей – в собственно контрольно-оценочное звено учебной деятельности – урок самоконтроля и самооценки умения составлять химические формулы веществ по валентности.

Учебный материал и задание (инструкция) к нему

Методическая характеристика задачного содержания материала задания

Характеристика контрольно-оценочных суждений детей и используемого для этого инструментария учителя

Какие предметные действия лежат в основе выполнения задания

Какое количество освоения предмета определяется по итогам работы с этим заданием:

предметность, системность, обобщенность

На выявление каких сторон предметного действия направлено задание

  1. Как будут строиться контрольно-оценочные суждения детей.

2. При поддержке каких практических и знаково-символических инструментов учителя дети делают это.

  1. Как будет строиться  согласование контрольно-оценочных суждений между детьми и между детьми и учителем
  2. При использовании каких коммуникативных инструментов учителя это произойдет

№1 – определяет ситуацию «разрыва» в установлении границ общего способа предметного действия

Проверь правильность составления химических формул по валентности: HCL, PH3, SO4, Mg2O, CO2, NaH2, Cl2O7, CH4, K2O, H2S, Cl2O5

-добиться усвоения понятия валентность;

- различать химические элементы;

- составлять формулы сложных веществ по валентности

- определять валентность элементов по положению в периодической системе;

-отличать бинарные вещества;

Определяется предметность задания.

Дети работают по модели общего способа составления химических формул по валентности.

Прорабатывается анализ детьми общего способа составления формул бинарных соединений по валентности.

Дети должны проанализировать правильно ли составлены формулы, приведенные в задании

1. Ретроспективные суждения детей будут строиться развернуто, для объяснения только тех формул, в которых возникли разногласия.

В тетрадях или листках самоконтроля дети фиксируют результат проверки и правильность анализа (знаками «+» и

«-»).

2. Учитель акцентирует внимание на возникших вопросах и разногласиях, снимает разногласия, предлагает найти способ выбрать обоснованный вариант проверки правильности составления формул.

1. Задание выполняется индивидуально, затем результаты работы сверяются с микрогруппах (с соседом по парте), а потом выносятся на общее обсуждение. Таким образом, появляется материал для совместного (учитель-ученики) построения детьми анализа  алгоритма составления формул бинарных соединений по валентности.  На основании этого анализа детьми осмысливаются ранее построенные действия моделирования и озадачивания.

2. Учитель корректирует, организует  обсуждение с помощью вопросов, диалога. Координирует работу всего класса.

Примеры вопросов

Как мне понять кто убедительнее?

Как рассуждали ваши оппоненты? 

№2 – способствует развитию действия в ситуации «разрыва» и позволяет перейти к самоорганизации детских действий самоконтроля и самооценки

Составьте «помощник» - пошаговый список действий, необходимый для безошибочного выполнения задания на составление формул бинарных веществ по валентности

- составлять формулы бинарных веществ по валентности

Дети работают по модели общего способа составления химических формул по валентности

Задание на создание «ориентировочной системы» в форме «памятки-помощника»

1. Суждения строятся развернуто в тех пунктах алгоритма, по которым шаги, предложенные группами отличаются. Суждения ретроспективны (для анализа и коррекции версий шагов, предложенных детьми).

В листе самоконтроля дети группой реконструируют список шагов предметного действия для составления формул по валентности.

Затем записывают результат общей работы по выработке алгоритма и знаками «+», «-» фиксируют совпадение/несовпадение своих исходных пунктов с теми, что выработаны в общей дискуссии

2. Учитель организует работу детей, задает наводящие вопросы, вовлекает школьников в обсуждение.

1. задание сначала выполняется в группах. Затем в межгрупповой работе с участием учителя составляется оптимальный алгоритм, необходимый для верного составления формулы. Этот алгоритм записывается в контрольно-оценочные листы и сверяется с теми правилами, которые составлены группой.

На основе анализа последовательности действий и понятии о валентности элементов, детьми осмысливается, как надо руководствоваться моделью на практике, чтобы составить формулу любого бинарного соединения по валентности.

2. Учитель организует и координирует

 общее обсуждение, с помощью соответствующих вопросов:

«Как можно проверить, нужен ли такой пункт в нашем общем алгоритме?» и т.п.

№3 – определяет осуществление самоорганизованного действия контроля и

оценки и преодоление разрыва

а) Фосфор образует с хлором два соединения, в которых он проявляет переменную валентность равную (III) и (V). Составьте формулы оксидов, в которых фосфор проявляет такие же значения валентностей.

б) Составьте по валентности формулы следующих веществ: хлорида фтора (V), гидрида лития, сульфида железа (II), бромида магния, оксида кремния

- различать химические элементы, входящие в состав сложных веществ;

- представлять каким образом строятся молекулы сложных веществ, усвоить понятие – валентность;

- определять валентность элементов по положению в периодической системе;

- составлять формулы сложных веществ по валентности;

-отличать бинарные вещества, знать их названия;

На основании известных данных дети должны составить формулы новых, неизвестных для них веществ, руководствуясь составленным алгоритмом (используя знания о валентности)

Прорабатывается получение результата и анализ способа действия. Знания применяются в новой ситуации.

1. К/о суждения ретроспективны. В контроле и оценке по материалам расхождения составленных формул становятся более убедительными выводы – где граница способа действия, и как я умею им работать.

Дети фиксируют результаты к/о суждений по каждой формуле в листке самоконтроля. На основании   этого каждый ученик по итогам третьего задания может сделать вывод о том, решена ли им учебная задача и что необходимо доработать, чтобы справиться с ней.

2. Учитель организует и контролирует работу с контрольно-оценочными листами. На общем обсуждении проверяется правильность составления формул. Именно учитель подводит ребенка к формированию суждения о том – справился ли именно он с поставленной учебной задачей.

«Реши окончательно, справился ли ты с задачей – составления формул по валентности, и что необходимо доработать, чтобы справиться с ней?»

1. По результатам индивидуальной работы над заданием ученики обращаются к листу самоконтроля.  После самостоятельной работы детей учитель организует общеклассное обсуждение и согласование результатов по составлению формул с помощью разработанного алгоритма.

По результатам обсуждения каждый ученик  корректирует свои оценки в листе. Те дети, которые выявили у себя пробелы в овладении способом составления формул по валентности, составляют индивидуальный план устранения пробелов. Те же, у кого проблем нет, получают предложение учителя придумать задание для проверки знаний по данной теме.

2.  организует проверку правильности выполнения задания. Согласовывает работу всех учеников класса. Выявляет учащихся, испытывающих затруднения и тех- кто успешно освоил материал.  Предлагает отстающим поработать самостоятельно, выполнить аналогичные задания дома. Обращает внимание на их ошибки, проводит общий анализ работы на уроке.

Можно организовать деятельность детей по самоконтролю и самопроверке,  позволяющую решить другую частную учебную задачу на том же предметном  содержании.

Частная задача: Как определить валентность элементов по имеющейся химической формуле, в конкретном веществе? Почему именно так?

Учебные задания:

  1. Приведены формулы веществ:  HCl, PH3, CaO, CuS, SO2, CO, CO2, Cl2O5, Cl2O7, FeCl3, FeCl2. Составьте таблицу, в которой на одной строке запишите одновалентные атомы, на другой – двухвалентные, на третьей – трёхвалентные и т.д.. Символы химических элементов, проявляющих переменную валентность, запишите на последней строке, указав в скобках значение их валентностей.
  2. Составьте алгоритм действий, позволяющий безошибочно определить  валентность химических элементов, по имеющейся химической формуле.  
  3. а) Определите валентности атомов химических элементов по формуле вещества: NH3, H2S, SiH4, HBr, Ca3N2, Cal2.  

б) Определите валентности химических элементов в формулах NH3 и CaO, и составьте формулу соединения кальция с азотом, в которых они проявляют такую же валентность.

Подобные задания имеют сходную с предложенными ранее методическую характеристику содержания материала, контрольно-оценочных суждений детей и используемого для этого инструментария учителя. Они могут использоваться на завершающем этапе комбинированного урока по теме «Валентность», а могут быть использованы для организации самостоятельной домашней работы  (в этом случаи результаты должны быть обязательно проанализированы учителем в классе, должна быть организована общая дискуссия на следующем уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине обществознание основной профессиональной образовате

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины обществознаниеКОС включают контрольные матер...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического анализа» (8 часов)

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕМатематика:алгебра и начала математического анализа; геометрия по Разделу 8. «Начала математического ана...

Комплект контрольно-оценочных средств по программе учебной дисциплины ОУД.11 Обществознание

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки образовательных результатов освоения учебной дисциплины ОУД. 11 Обществознание  по специальностям СПО социально-экономического проф...