Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Тесник Юлия Валерьевна

 

Пояснительная записка.

 

     Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

     Учитывая то, что  в       соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года  выделяется всего лишь  70 часов, а также то, что  в   общеобразовательных    учреждениях     появляются 

профильные    химико-биологические классы, в которых ведется углубленное изучение биологии и химии, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности,  появляется  необходимость разработки элективного курса для учащихся 10 классов  "Решение  качественных задач по органической химии".

    Несомненно, самостоятельная подготовка к экзамену достаточно сложна, и дополнительную, особую трудность  здесь представляет решение задач.

    Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения химии, которая призвана обеспечить достижение указанных целей, поэтому качественная задача является обязательным элементом любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала.

Для органической химии качественные задачи являются очень важным звеном, они наглядно позволяют иллюстрировать связь между строением, свойствами, реакционной способностью и применением органических веществ.

    Кроме того, решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществление контроля за его усвоением, а учащимся – самоконтроля, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

 

 

 

 

 

    Основная цель данных элективных курсов – способствовать формированию необходимых умений и навыков для решения качественных  задач по органической химии.

   Для реализации цели поставлены следующие задачи:

обучающие:

- создать условия для освоения выбранного предмета на повышенном уровне с ориентацией на профессию;

- способствовать формированию навыков решения качественных задач различного типа по курсу органической химии;

- продолжить формирование умения устанавливать связь между теоретическими и практическими знаниями у учащихся.

 

развивающие:

- создать условия для развития логического мышления учащихся;

- продолжить формирование  умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.

 

воспитательные:

- способствовать воспитанию социально успешных личностей;

- создать условия для формирования у учащихся коммуникативных способностей,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

    В программе сделан акцент на то, что учащиеся обладают  опорными знаниями  курса химии 8, 9, 10 классов. Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе.

   Программа предполагает начинать с более простых по химическому содержанию задач, и лишь после перейти к решению  более сложных задач (нестандартных, конкурсных и олимпиадных).  Программа предполагает решение качественных задач по темам, в каждой теме используются задачи нескольких видов:  номенклатура и изомерия органических соединений, идентификация органических веществ, разделение смесей на основе различных физических, механизмы реакций органических соединений и их сравнение, сопоставление реакционной способности органических веществ (реакции присоединения, реакции замещения, реакции отщепления, кислотно-основные свойства), расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ, цепочки превращений с участием органических соединений.

  Продолжительность курса: 35 часов (1 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_10_klass_programma.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №26”

г. Калуги

Рассмотрено

на метод. объединении                  Согласовано                                       “Утверждаю”

Протокол №      от                      Зам. директора                       Директор МБОУ “СОШ №26”

                                                                                                       г. Калуги

Приказ №            от

Рабочая программа

элективного курса по химии

  "Решение  качественных задач по органической химии"

для учащихся  10 класса

на 2012-2013 учебный год

Разработчик программы

учитель химии

Тесник Юлия Валерьевна

педагогический стаж 6 лет

2012 год

Элективный курс по химии

"Решение  качественных задач по органической химии"

для учащихся  10 класса

Ю. В. Тесник

учитель химии

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги

Пояснительная записка.

     Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

     Учитывая то, что  в       соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года  выделяется всего лишь  70 часов, а также то, что  в   общеобразовательных    учреждениях     появляются  

профильные    химико-биологические классы, в которых ведется углубленное изучение биологии и химии, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности,  появляется  необходимость разработки элективного курса для учащихся 10 классов  "Решение  качественных задач по органической химии".

    Несомненно, самостоятельная подготовка к экзамену достаточно сложна, и дополнительную, особую трудность  здесь представляет решение задач.

    Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения химии, которая призвана обеспечить достижение указанных целей, поэтому качественная задача является обязательным элементом любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала.

Для органической химии качественные задачи являются очень важным звеном, они наглядно позволяют иллюстрировать связь между строением, свойствами, реакционной способностью и применением органических веществ.

    Кроме того, решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществление контроля за его усвоением, а учащимся – самоконтроля, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

    Основная цель данных элективных курсов – способствовать формированию необходимых умений и навыков для решения качественных  задач по органической химии.

   Для реализации цели поставлены следующие задачи:

обучающие:

- создать условия для освоения выбранного предмета на повышенном уровне с ориентацией на профессию;

- способствовать формированию навыков решения качественных задач различного типа по курсу органической химии;

- продолжить формирование умения устанавливать связь между теоретическими и практическими знаниями у учащихся.

развивающие:

- создать условия для развития логического мышления учащихся;

- продолжить формирование  умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.

воспитательные:

- способствовать воспитанию социально успешных личностей;

- создать условия для формирования у учащихся коммуникативных способностей,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

    В программе сделан акцент на то, что учащиеся обладают  опорными знаниями  курса химии 8, 9, 10 классов. Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе.

   Программа предполагает начинать с более простых по химическому содержанию задач, и лишь после перейти к решению  более сложных задач (нестандартных, конкурсных и олимпиадных).  Программа предполагает решение качественных задач по темам, в каждой теме используются задачи нескольких видов:  номенклатура и изомерия органических соединений, идентификация органических веществ, разделение смесей на основе различных физических, механизмы реакций органических соединений и их сравнение, сопоставление реакционной способности органических веществ (реакции присоединения, реакции замещения, реакции отщепления, кислотно-основные свойства), расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ, цепочки превращений с участием органических соединений.

  Продолжительность курса: 35 часов (1 час в неделю).

  Ожидаемые результаты обучения.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- стандартные алгоритмы решения качественных задач;

- способы решения различных типов усложненных задач;

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

- решать усложненные задачи различных типов;

- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

- работать самостоятельно и в группе;

- владеть химической терминологией;

- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

   В курсе  используются инновационные педагогические технологии (коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия), развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся, способность принятия решений.

   Форма отчетности по изучению данного элективного курса: зачет по решению задач.

ПРОГРАММА КУРСА

Учебный план.



Тема


Число часов

1

Алканы

2

2

Алкены

2

3

Алкины

2

4

Алкадиены

2

5

Циклоалканы

1

6

Ароматические углеводороды

2

7

Спирты

2

8

Фенолы

2

9

Альдегиды и кетоны

2

10

Карбоновые кислоты

2

11

Сложные эфиры. Жиры

2

12

Углеводы

3

13

Амины

2

14

Аминокислоты

2

15

Белки

1

16

Нуклеиновые кислоты

1

17

Витамины

1

18

Ферменты

1

19

Гормоны

1

20

Лекарства

1

Обобщающий урок

1

Содержание

Тема 1. Алканы (2 ч).

Строение алканов. Номенклатура. Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Реакции замещения. Механизм реакции радикального замещения.

Тема 2. Алкены. (2 ч).

Строение алкенов. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Реакции присоединения. Механизм реакции электрофильного присоединения.

Тема 3. Алкины (2 ч).

Строение алкинов. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Реакции присоединения.

Тема 4. Алкадиены (2 ч).

Строение алкадиенов. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Реакции полимеризации.

Тема 5. Циклоалканы (1 ч).

Строение циклоалканов. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение.

Тема 6. Ароматические углеводороды (2 ч).

Строение ароматических углеводородов. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Механизм и условия проведения реакции электрофильного замещения. Сравнение реакционной способности гомологов бензола. Ориентирующее действие заместителей.

Тема 7. Спирты (2 ч).

Строение спиртов. Водородная связь. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Качественная реакция на многоатомные спирты. Сравнение кислотных свойств.

Тема 8. Фенолы (2 ч).

Строение фенолов. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Качественная реакция на фенол. Сравнение кислотных свойств.

Тема 9. Альдегиды и  кетоны (2 ч).

Строение альдегидов и кетонов. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Качественные реакции на альдегиды. Особенности реакции нуклеофильного присоединения. Взаимное влияние атомов в молекулах. Качественная реакция на метилкетоны.

Тема 10.  Карбоновые кислоты  (2 ч).

Строение карбоновых кислот. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Сравнение силы кислот.

Тема 11. Сложные эфиры. Жиры  (2 ч).

Строение сложных эфиров, жиров. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации -  гидролиза, факторы, влияющие на него.

Тема 12.   Углеводы  (2 ч).

Строение углеводов. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.  Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Качественные реакции на углеводы.

Тема 13.     Амины  (2 ч).

Строение амин. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение. Взаимное влияние атомов в молекулах.

Тема 14.    Аминокислоты  (2 ч).

Строение аминокислот. Номенклатура.  Гомологи. Изомерия. Химические свойства, получение.

Тема 15.     Белки  (1 ч).

Строение белков. Химические свойства. Качественные реакции на белки.

Тема 16.      Нуклеиновые кислоты  (1 ч).

Строение нуклеиновых кислот.  Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Структуры  молекулы ДНК.  

Тема 17.      Витамины   (1 ч).

Понятие  о витаминах. Их классификация и обозначения.

Тема 18.  Ферменты       (1 ч).

Понятие о ферментах. Классификация. Особенности строения и свойств. Зависимость активности ферментов от среды раствора.

Тема 19.         Гормоны   (1 ч).

Понятие  о гормонах. Их классификация.

Тема 20.  Лекарства         (1 ч).

Понятие о лекарствах. Группы лекарств. Механизм воздействия некоторых лекарственных препаратов. Антибиотики. Их классификация.

Литература.

Для учителя

1. Ахлебинин А. К. Решение качественных задач по органической химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991. – 66 с.

2.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

3.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

4.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.

5.Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 6. Методические рекомендации по химии / Авт.-сост. М.А.Ахметов; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО,2005.

6.Химия для гуманитариев / Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Химия. 10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия, 10 класс / Авт.-сост. Денисова В.Г. – Волгоград: Учитель, 2004.

7.Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

Для учеников:

1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

План работы школьного методического объединения учителей математики, физики, химии и информатики на 2012-2013 учебный год.

Тема :Современные аспекты деятельности учителя в рамках подготовки к реализации ФГОС ООО....

Элективный курс по химии «Решение задач по органической химии» (для учащихся 10-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по органической химии» предназначена профильной подготовки учащихся 10 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 ...

Элективный курс "Мультимедийная презентация", 9 класс, 2012-2013 учебный год

Цели курса:- обучение способам представления информации в виде звукового и/или видеофрагмента;- создание условий для формирования и развития у обучающихся:·        т...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии"

Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень)...