Методическая разработка урока "Прощание с органической химией"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Викторовна

Методическая разработка урока "Прощание с органической химией" предназначена для обобщения материала по органической химии в игровой форме для 10 класса. Подробно описаны пять конкурсов , необходимое оборудование, ответы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Т.В.,

учитель химии высшей категории

МОУ «Школа № 53»

Люберецкого района Московской области

 Урок - игра  

«Прощание с органической химией»

(10 класс)

  1. Организационный момент
  2. Задачи урока

- обобщить знания и умения по основным вопросам курса органической химии

- развивать логическое мышление, умение работать в команде

- расширять кругозор учащихся в области органической химии

 

  1. Оборудование: портреты ученых-химиков Д.И.Менделеева, Н.Н.Зинина, С.В.Лебедева, А.М.Бутлерова, В.В.Марковникова; образцы материалов (для «черного ящика»): каучук, сахар, спирт (в спиртовке); листы к конкурсу «Пятый лишний» + листы для ответов, листы с кроссвордом, листы к конкурсу «Маскировка», талоны для жеребьевки к конкурсу капитанов.

  1. Оформление доски:  записаны структурные формулы глюкозы, бутена-1, метановой кислоты, этаналя, этанола, пропана, бензола; таблица результатов.

  1. Деление класса на группы (каждая имеет название или номер)

  1. Ход урока-игры

1 конкурс «Химическая разминка»

Вопрос дается каждой команде по очереди. Если команда не отвечает или ошибается, то отвечает тот, кто первый поднял руку.

1 правильный ответ – 1 балл

Учитель задает вопросы (рассчитано на 5 команд):

  1. Какие вещества называются гомологами?
  2. Какие вещества называются изомерами?
  3. Что называют реакцией гидрирования?
  4. Что называют реакцией гидратации?
  5. Что называют реакцией изомеризации?
  6. Что называют реакцией полимеризации?
  7. Что называют реакцией этерификации?
  8. Что называют реакцией поликонденсации?
  9. Чем отличаются друг от друга по строению крахмал и целлюлоза?
  10. Почему аминокислоты способны взаимодействовать друг с другом?

2 конкурс «Пятый лишний»

Группе дается задание на карточке, в котором перечислены пять названий веществ, причем одно из них – лишнее. Необходимо также определить, по какому признаку собраны указанные вещества. Дается 2 минуты на обсуждение. Далее листы сдаются учителю. Комментирует ответы один из представителей каждой команды. Дополнительные баллы можно заработать на исправлении ошибок другой команды.

Правильный ответ – 1 балл

Карточка № 1     крахмал, ДНК, каучук, сахароза, полиэтилен.

                               (признак: полимеры, лишняя – сахароза)

Карточка № 2     глицерин, этанол, бензол, фенол, этиленгликоль.

                               (признак: спирты, лишний – бензол)

Карточка № 3     лавсан, капрон, ацетатное волокно, нейлон, энант.

                               (признак: синтетические волокна, лишнее – ацетатное

                               волокно)

Карточка № 4   фруктоза, белок куриного яйца, кокосовое масло, этанол,

                             глицин

                              (признак: питательные вещества, лишний – этанол)

Карточка № 5    мазут, керосин, бензин, газойль, лигроин.

                              (признак: светлые фракции нефти, лишний – мазут)

Карточка № 6    галогенирование, полимеризация, гидрирование,

                             нитрование, гидратация

                             (признак: реакции присоединения,  лишняя–

                             полимеризация)

3 конкурс «Маскировка»

     На доске записаны формулы веществ, участвующих в задании. Командам задаются вопросы в определенной последовательности, желающие на данный момент дать ответ, сдают листок учителю. После каждого вопроса ответ будет оценен определенным баллом, если он верный.

ВОПРОСЫ:

  1. Это вещество относится к самостоятельному классу органических соединений.
  2. Среди представителей этого класса нет газообразных веществ.
  3. Это кислородсодержащее соединение.
  4. В молекуле этого вещества есть двойная связь(5 баллов).
  5. Свойства вещества определяет его  функциональная группа(4 балла).
  6. Вещество интересно тем, что в отличие от веществ своего класса дает реакцию «серебряного зеркала»(3 балла).
  7. Это вещество содержится в едких выделениях муравьев и волосках крапивы(2 балла).

Ответ: метановая (муравьиная) кислота.

     

    4 конкурс  для капитанов «Угадай-ка» (тайна «черного ящика»).

Капитаны выходят для жеребьевки, получают задание под номером (загадано вещество или фамилия ученого-химика). Капитан команды слушает вопросы ведущего, если он готов ответить, то получает определенный балл в случае правильного ответа.

 

Задание № 1          Загадан Александр Михайлович Бутлеров

  1. Русский химик-органик, профессор Петербургского университета, заведующий кафедрой.
  2. Занимался садоводством, пчеловодством, разведением чая на Кавказе    (5 баллов).
  3. Ученик Николая Николаевича Зинина (4 балла).
  4. Синтезировал сахаристое вещество, основатель теории химического строения органических веществ(3 балла).

Задание № 2          Загадан Дмитрий Иванович Менделеев

     

  1. Русский химик, профессор Петербургского университета.
  2. Автор первого русского оригинального учебника «Органическая химия» (5 баллов).
  3. Управляющий Главной палатой мер и весов ( 4 балла).
  4. Предложил способ дробной перегонки при переработке нефти, способ подземной газификации угля (3 балла).

Задание № 3          Загадан Николай Николаевич Зинин

  1. Русский химик, академик, профессор Казанского университета.
  2. Основатель русской школы химиков (5 баллов).
  3. Первый президент русского физико-химического общества (4 балла).
  4. Разработал способ получения анилина (3 балла).

Задание № 4          Загадано вещество каучук

  1. Углеводород, полимер.
  2. Эластичен, водонепроницаем (5 баллов).
  3. Впервые синтезирован в лаборатории Сергея Васильевича Лебедева (4 балла).
  4. В природе содержится в соке гевеи, одуванчиков (3 балла).

Задание № 5          Загадано вещество сахароза

  1. Ценное питательное вещество.
  2. Белые кристаллы, хорошо растворимые в воде (5 баллов).
  3. Состоит из остатков глюкозы и фруктозы (4 балла).
  4. Содержится в больших количествах в сахарной свекле и сахарном тростнике (3 балла).

Задание № 6          Загадано вещество этанол

  1. Кислородсодержащее соединение, бесцветная жидкость с

     характерным запахом.

  1. Межклассовый изомер диметилового эфира (5 баллов).
  2. Возбуждающе действует на нервную систему (4 балла).
  3. Злоупотребление этим веществом вызывает алкоголизм (3 балла).

5 конкурс «Кроссворд»

Команды получают листы с кроссвордом, время выполнения задания 5-7 минут. После выполнения задания листы с ответами сдаются учителю. За каждый правильный ответ – 1 балл. Ключевое слово – УЧЕНИЕ.

1

2


3


4


5

6


Вопросы и ответы:

  1. Ученый, создатель теории химического строения органических веществ (Бутлеров).
  2. «Слезы дерева» (каучук).
  3. Структурная часть в цепочке полимера (звено).
  4. Ароматический углеводород (бензол).
  5. Реакция взаимодействия органических веществ с водой (гидролиз).
  6. Вид окисления (горение).

  1. Подведение итогов, заполнение сводной таблицы игры, оценки за урок.

команда

Химическая разминка

Пятый лишний

Маски-ровка

Угадай-ка (капитаны)

кроссворд

№1

№2

№3

№4

№5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по органической химии "Амины"

Цели урока:- знать строение предельных алифатических аминов;- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;- уметь объяснять основные свойства в с...

Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе

Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий  и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой....

Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»

Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Введение в органическую химию (Лекция)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Введение в органическую химию (Лекция) по ОП.09. Органическая химия специальность "Фармация"....

Разработка урока "Предмет органической химии"

Урок в 10 клас по теме "Предмет органической химии"...

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

разработка урока по органической химии 9 класс

Понятие о предельных углеводородах»1.     Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере а...