Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Хетагурова Фатима Асламбековна

              План изложения.

1.Реакции обратимые и необратимые. Признаки необратимости.

2. Химическое равновесие. Константа химического равновесия.

3.Факторы, вызывающие смещение химического равновесия.  Принцип Ле Шателье. Эксперимент.

4. Применение Принципа Ле Шателье.

5. Решение заданий ЕГЭ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obratimost_himicheskih_reakciy.doc135.5 КБ
Office presentation icon 691a2c91c85549398e01ee9d05390292.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:


                               Ход урока

 I.   Организационный момент.

    II    Актуализация знаний учащихся (Слайд 4).

  1. Определение скорости химической реакции.

        2. Формулы выражения скорости и единицы измерения скорости: а) гомогенной  реакции; б) гетерогенной реакции.                                         

 3. Перечислите факторы, влияющие на скорость химической реакции.

4. Как зависит скорость химической реакции от концентрации?

5. Какие вещества называются катализаторами? Ингибиторами?  В чем  отличие их действия на скорость химической реакции? Значение катализаторов и ингибиторов на производстве, в жизни живых организмов.

6. Что нужно знать о химической реакции, чтобы определить ее скорость?

III.   Изучение нового материала (Слайд 5).

              План изложения.

1.Реакции обратимые и необратимые. Признаки необратимости.

2. Химическое равновесие. Константа химического равновесия.

3.Факторы, вызывающие смещение химического равновесия.  Принцип Ле Шателье. Эксперимент.

4. Применение Принципа Ле Шателье.

5. Решение заданий ЕГЭ.

Все химические реакции делятся на обратимые и необратимые.          

(Слайд 6).

  1. Необратимые химические реакции – это реакции, протекающие в одном направлении до полного превращения реагирующих веществ в  продукты реакции.        

   Например :            

    Na2SO4 + BaCl2 à BaSO4+  2NaCl                            

Необратимая реакция заканчивается тогда, когда полностью расходуется хотя бы одно из исходных веществ. Необратимыми являются реакции горения; многие реакции термического разложения сложных веществ; большинство реакций, в результате  которых образуются осадки или выделяются газообразные вещества, и др. (Слайд 7).

        CuCl2 + 2KOH= Cu(OH)2 +2KOH – выпал осадок

      Na2CO3 + 2HCl=2NaCl + H2O + CO2 – образовался слабый  электролит, который разлагается на воду и углекислый газ.

    H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O – образовалась вода – очень слабый электролит.

  1. Обратимые химические  реакции – это реакции, одновременно протекающие в прямом и обратном направлениях  в одних и тех же условиях.

    Например:                                                                                   

                 H2 + I2 ↔ 2HI (1)                            

             CaCO3 ↔ CaO + CO2 (2)        

Рассмотрим  уравнение реакции синтеза йодоводорода из водорода и йода (Ур-е 1).  

Через некоторое время после начала химической реакции в газовой смеси можно обнаружить не только конечные продукты реакции HI, но и исходные вещества – H2 и  I2.  Как бы долго не продолжалась химическая реакция, в реакционной смеси при 350°C  всегда будет содержаться     приблизительно 80% HI, 10% H2  и 10% I2. Если в качест - ве  исходного вещества взять HI  и нагреть его до той же температуры, то можно обнаружить, что через некоторое время соотношение между количествами всех трех веществ будет таким же. Таким образом, при образовании    йодоводорода из водорода и йода одновременно осу -               ществляются  прямая и обратная реакции.

Если в качестве исходных веществ  взяты  водород и йод  в концентрациях  [H2] и [I2], то скорость прямой реакции в начальный момент времени была равна:

Vпр =kпр [H2] [I2].  Скорость обратной реакции                                                                                                                    

Vобр=kобр [HI] ²  в  начальный момент времени равна  ну-   лю, так как йодоводород в  реакционной смеси отсутству-ет. Постепенно скорость прямой реакции уменьшается,         т.к. водород и йод вступают в реакцию и их концентра -         ции  понижаются. При этом скорость обратной реакции       увеличивается, потому что концентрация образующегося йодоводорода постепенно возрастает. Когда скорости прямой и обратной реакции станут одинаковыми,  насту -       пает химическое равновесие. В состоянии равновесия за    определенный промежуток времени образуется столько же молекул  HI , сколько их  распадается на  [H2] и [I2].                                                       

   Состояние обратимого процесса, при котором скорости   прямой и обратной реакций равны, называют химическим равновесием. (Слайд 8, 9).

Химическое равновесие является динамическим равнове -    сием.  В равновесном состоянии продолжают протекать  и     прямая,  и обратная реакции, но т. к. скорости их равны,        концентрации всех веществ в реакционной системе не изменяются. Эти концентрации называются равновесными   концентрациями.

   Состояние химического равновесия характеризуется особой величиной – константой равновесия. Для нашего примера константа равновесия имеет вид:                        

                      Кравн =[HI]²/[H2] [I2]

  1. Константа равновесия k  равна отношению констант скоростей прямой и обратной реакции, или отношению произведению равновесных концентраций продуктов и реагентов, возведенных в степени, равные коэффициентам в уравнении реакции.               Величина константы равновесия определяется приро - дой реагирующих веществ, и зависит от температуры.   (Слайд 10).

       Величина константы равновесия характеризует   полноту протекания обратимой реакции. Если Кравн<<1, числитель в выражении константы намного меньше зна-менателя, прямая реакция практически не протекает,    равновесие смещено влево.   Если для какого-либо обра-   тимого процесса Кравн>>1, исходных реагентов в равно-  весной системе практически не остается, равновесие смещено вправо. (Слайд 11).

      Химическое равновесие является подвижным и  может сохраняться долго при неизменных внешних условиях: температуры, концентрации исходных веществ или    конечных продуктов, давления (если в реакции участвуют газы).

   Если изменить эти условия, можно перевести систему из одного равновесного состояния в другое, отвечающее новым условиям.

    Такой переход называется  смещением или сдвигом  равновесия.  ( Слайд 12).

Управление смещения можно предсказать, пользуясь принципом Ле Шателье, 1884г.     

 Историческая справка.

Анри Луи Ле Шателье (1850- 1936), французский ученый - химик, занимался исследованиями процессов протекания химических реакций.

Принцип смещения равновесий - самое известное, но далеко не единственное  научное достижение Ле Шателье.

Его научные исследования обеспечили ему широкую известность во всем мире.  Он дожил до 86 лет. (Слайд13).

  1. Известен всюду на Земле                                            Анри Луи  Де  Шателье.                                                    Он не был королем и принцем,                                    Зато открыл прекрасный принцип,                             Который химикам полезен                                                    Для сдвигов всяких равновесий.

  1. Если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, оказывать внешнее воздействие (изменить давление, концентрацию ве-ществ или температуру), то равновесие сместится в сторону преимущественного протекания того процесса, который ослабляет произведенное воздействие.

     Принцип Ле Шателье - это принцип «вредности», принцип «наоборот». (Слайд 14) .

Важнейшими внешними факторами, которые могут приводить к смещению химического равновесия, являются: а) концентрация реагирующих веществ;

б) температура;

в) давление.

Влияние концентрации реагирующих веществ.

Если в равновесную систему вводится какое – либо из участвующих  в реакции веществ, то равновесие смещается в сторону той реакции, при протекании которой данное вещество расходуется. Если из равновесной системы выводится какое – либо вещество, то равновесие смещается в сторону той реакции, при  протекании которой данное вещество образуется.

Например, рассмотрим, какие вещества следует вводить и какие выводить из равновесной системы  для смещения обратимой реакции синтеза аммиака вправо:

                       N2(г) + H2(г)↔ 2 NH3(г)                                              

Для смещения равновесия вправо (в сторону прямой реак -    ции образования аммиака) необходимо в равновесную смесь  вводить азот и водород (т. е. увеличить их концентрации) и выводить из равновесной смеси аммиак (т.е. уменьшить его концентрацию).

Выводы: (Слайд 15).

А) если увеличиваем концентрацию конечных продуктов, равновесие смещается в сторону образования исходных продуктов, т.е. преобладает обратная реакция.

Б) увеличиваем концентрацию исходных продуктов,  равновесие смещается в сторону образования конечных продуктов, преобладает прямая реакция.

В) при уменьшении концентрации конечных продуктов реакция  равновесия смещается в сторону их образования, преобладает  прямая реакция.                                                                    

Г) при уменьшении концентрации исходных продуктов реакции, преобладает обратная реакция.

( Эксперимент  (видео опыт) «Влияние концентрации реагирующих веществ на смещение химического равновесия»)   (Слайд 16)).

 

Влияние температуры.

Прямая и обратная реакции  имеют противоположные    тепловые эффекты: если прямая реакция экзотермичес – кая, то обратная реакция эндотермическая  (и наоборот).

При нагревании системы (т.е. повышении ее температуры) равновесие смещается в сторону эндотер - мической реакции; при охлаждении (понижении тем -  пературы) равновесие смещается в сторону экзотерми -     ческой реакции.

    Например, реакция синтеза аммиака является экзотерми-ческой:

                       N2(г) + H2(г)2 NH3(г)  + 92  кДж ,      

а реакция разложения аммиака является (обратная реакция)     является  эндотермической:                                        

                     2 NH3(г)  N2(г) + H2(г) - 92  кДж.                     Поэтому повышение температуры смещает равновесие в сторону обратной реакции разложения аммиака.

Выводы: (Слайд 17).

А) при повышении температуры химическое равновесие смещается в сторону эндотермической реакции.

Б) при понижении температуры химическое равновесие смещается в сторону экзотермической реакции.

( Эксперимент  (видео опыт) «Влияние температуры на   смещение химического равновесия»)   (Слайд 19)).

Влияние давления.

Давление влияет на равновесие реакции, в которых принимают участие газообразные вещества. Если внешнее давление повышается, то равновесие смещается в сторону той  реакции, при протекании которой число молекул газа уменьшается. И наоборот, равновесие смещается в сторону образования большего числа газообразных молекул при понижении внешнего давления. Если реакция протекает без изменения числа газообразных веществ, то давление не влияет на равновесие в данной системе.

  Например:  для   увеличения выхода аммиака    (смещение     вправо) необходимо повышать давление  в системе обратимой реакции                                                                  

                       N2(г) + H2(г)↔ 2 NH3(г)   ,    т.к.    при протекании прямой реакции   число  газообразных молекул                                    

уменьшается (из четырех молекул газов азота и водорода     образуются две молекулы газа аммиака).                                   Выводы: (Слайд 17).

  1. А) при увеличения давления равновесие смещается в сторону той реакции, при которой объем образовавшихся газообразных продуктов уменьшается.
  2. Б) при уменьшении давления равновесие смещается в сторону  той реакции, при которой объем образовавшихся газообразных продуктов увеличивается.  

       Пример:       3H2 + N2 ↔ 2NH3 

  1. в) если объемы газообразных продуктов одинаковы как в прямой, так и в обратной реакции - изменение давления не оказывает смещения равновесия.

     Пример:       Н2 + Cl2=2HCl

                               2V=2V

( Эксперимент  (видео опыт) «Влияние давления на   смещение химического равновесия»)   (Слайд 18)).

Принцип Ле Шателье применим не только к химическим реакциям, но и ко многим другим процессам: к испарению,       конденсации, плавлению, кристаллизации и др.  При производстве важнейших химических продуктов принцип     Ле Шателье и расчеты, вытекающие из закона действующих масс, дают возможность находить такие условия для проведения химического процесса, которые обеспечивают       максимальный выход желаемого вещества.  (Слайд 20,21).

IV. Закрепление  (Слайд 22).

  1. Химик толкает реакцию в спину:                                                «Давай-ка тебя я немного подвину!»                                                Она отвечает: «Ты знаешь меня:                                                        Ни часа, ни дня не могу без огня!                                                              И чтобы улучшить мое настроение,                                                        Прошу, даже требую: выше давление!                                                   К тому же учти: я – такая реакция,                                                         Что мне реагентов важна концентрация».                                               И химик подумал: «Теперь мне все ясно.                                               Тепло поглощаешь – и это прекрасно!                                                      Как только под колбой зажгутся горелки,                                              Ступай-ка, реакция, прямо по стрелке.                                                  Вот это цветочки, но будут и фрукты -                                                    Повысит давление выход продукта!                                                       Еще концентрация…Да, ты права:                                                        Побольше  я выдам тебе вещества».                                                        Реакция стала работать послушно,                        Продукт  образуя полезный и нужный.                                          Такой вот привиделся химику сон.                                         Какие же выводы сделает он?                                  

V. Обобщение и выводы.  

Таким образом, на данном уроке мы более углубленно изучили химическое равновесие - которое может возникнуть  в обратимых химических реакциях, а также получили представление о факторах, вызывающих смещение химического равновесия в сторону прямой или обратной реакции, экспериментально убедились в этом.                     

V‌‌‌I.  Решение заданий ЕГЭ (часть А). (Слайд  23,24).

1. Условие необратимости химического превращения.                  

  а) образование слабого электролита                                          

  б) поглощение большого количества теплоты                            

  в) взаимодействие слабого и сильного электролитов                  

  г) ослабление окраски раствора.                                              

     2. Для смещения равновесия в системе                                          

                          CaCO3(т) ↔ CaO(т) + CO2(т) – Q                                                          

       в сторону продуктов реакции необходимо                                  

 а) увеличить давление                б) увеличить температуру        

 в) ввести катализатор                 г) уменьшить температуру      

     3. При увеличении давления химическое равновесие не смещается в системе  

 а) 2H2S(г) + 3O2(г) = 2H2O(г) + 2SO2(г) 

 б) 2H2(г) + O2(г) = 2H2O (г) 

 в) H2(г) + I2(г) = 2HI (г) 

 г) SO2(г) + CL2(г) = SO2CL2(г)

                                   

4. Верны ли следующие суждения о смещении химического равновесия в системе

   2CO(г) + O2(г) ↔ 2CO2(г) + Q ?  

А. При понижении давления химическое равновесие в данной системе сместится в сторону  продукта реакции.  

Б. При увеличении концентрации углекислого газа химическое равновесие системы сместится в сторону продукта реакции.

а)   верно только А                             в) верны оба суждения

б)   верно только Б                             г) оба суждения неверны        

                                                                                         

5. В системе    

                       2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г) + Q

     смещению химического равновесия  в сторону исходных веществ будет  способствовать  

а) уменьшение давления      

б) уменьшение температуры    

в) увеличение концентрации SO2 

г) уменьшение концентрацииSO3

6. Химическое равновесие в  системе  

                           C4H10 (г) ↔ C4H6(г) + 2H2(г) -Q

сторону обратной реакции, если

      а) повысить  температуру            

      б) уменьшить концентрацию  H2                                                      

      в) добавить катализатор

      г) повысить давление        

А теперь проверьте правильность своих ответов.          (Слайд  25).  

 1 – а

 2 – б

 3 – в

 4 – а 

 5 – а

 6 – г

VII.   § 14, упр. 1-8.   (Слайд  26).      

    Обратимость химических реакций.                                         Химическое равновесие.

           11 класс

(профильный уровень)

Учитель химии МБОУ СОШ с.Кадгарон   Хетагурова Ф.А.    

                     

2012-2013 уч. год.

        Используемая литература.

1.О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова  «Химия»  -  М.: «Дрофа», 2009.

2.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов  «Общая химия» -  Олма-учебник, 2008.  

3. О.С.Габриелян,  Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская  «Настольная книга учителя химии», ч.I,  11  кл. -  М.: «Дрофа», 2009.

4.Т.П.Троегубов «Поурочные разработки по химии» -    М.: «Вако», 2009.

5.А.С.Егоров «Репетитор по химии» - «Феникс», 2008.

6.С.А.Литвинова, Н.В.Манкевич «Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах» - Минск: «Современная школа: Кузьма», 2009.

7.А.Н.Левкин, А.А.Карцова, С.Е.Домбровская,          Е.Д.Крутецкая «Химия:ЕГЭ:  Учебно-справочные материалы. (Серия «Итоговый контроль:ЕГЭ») – М.;СПб.:Просвещение, 2011.

8.Г.П.Хомченко «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы» - М.: «Новая волна».,2004.

9.В.Н.Доронькин,А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева «Химия.Тематические тесты.Подготовка к ЕГЭ» -             Ростов-на-Дону «Легион», 2010.

10.Д.М.Добротин,А.А.Каверина,М.Г.Снастина  «ЕГЭ-2011 .   Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов.» - ФИПИ,М.; «Национальное образование». 2011.

    Обратимость химических реакций.                                         Химическое равновесие.

           11 класс

(профильный уровень)

[Год]

Учитель химии МБОУ СОШ с. Кадгарон     Хетагурова Ф.А.    

                      2012-2013 уч. год.

]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Учитель химии МБОУ СОШ с. Кадгарон Хетагурова Ф.А.

Слайд 2

Цели урока: Закрепить понятия «обратимость» и «необратимость» химических реакций; обобщить и углубить знания учащихся о химическом равновесии, константе равновесия, знать принцип Ле Шателье и уметь применять его для смещения химического равновесия; дать представление о значении знаний о химическом равновесии в производстве и в природе, развитие навыков в решении заданий ЕГЭ (часть А). Тип урока: комбинированный урок.

Слайд 3

Основные понятия: Обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, равновесные концентрации, константа равновесия, скорость реакции, принцип Ле Шателье. Оборудование: раствор F eCl 3; KNCS; KCl ; крахмальный клейстер; пробирки, вода, спиртовка,держатель.

Слайд 4

Ход урока. Фронтальный опрос 1. Определение скорости химической реакции. 2. Формулы выражения скорости и единицы измерения скорости: а) гомогенной реакции; б)гетерогенной реакции. 3. Перечислите факторы, влияющие на скорость химической реакции. 4. Как зависит скорость химической реакции от концентрации? 5. Какие вещества называются катализаторами? Ингибиторами? В чем отличие их действия на скорость химической реакции? Значение катализаторов и ингибиторов на производстве, в жизни живых организмов. 6. Что нужно знать о химической реакции, чтобы определить ее скорость?

Слайд 5

Изучение нового материала. План изложения. 1.Реакции обратимые и необра-тимые. Признаки необратимости 2. Химическое равновесие. Константа химического равнове-сия. 3.Факторы, вызывающие смеще-ние химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Эксперимент. 4. Применение Принципа Ле Шателье. 5. Решение заданий ЕГЭ.

Слайд 6

Обратимые и необратимые реакции. Обратимые химические реакции – это реакции, одновременно протека – ющие в прямом и обратном направлениях в одних и тех же условиях. Например: H 2 + I 2 ↔ 2HI CaCO 3 ↔ CaO + CO 2 Необратимые химические реакции –это реакции, протекающие в одном направлении до полного превращения реагирующих веществ в продукты реакции . Например : Na 2 SO 4 +BaCl 2  BaSO 4 ↓ + 2NaCl

Слайд 7

Признаки необратимости. CuCl 2 + 2KOH= Cu(OH) 2 ↓ +2KOH – выпал осадок Na 2 CO 3 + 2HCl=2NaCl + H 2 O + CO 2 ↑ – образовался слабый электролит , который разла– гается на воду и углекислый газ. H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O – образовалась вода – очень слабый электролит.

Слайд 8

Химическое равновесие. Вернемся к обратимой реакции водорода с парами йода. В соответствии с законом действующих масс кинетическое уравнение прямой реакции имеет вид: V пр = k пр [H 2 ] [I 2 ] С течением времени скорость прямой реакции уменьшается, т.к. исходные вещества расходуются. В то же время с накоплением в системе йодоводорода увеличивается скорость реакции его разложения: V обр = k обр [ HI] ² В любой обратимой реакции рано или поздно наступит такой момент, когда скорости прямого и обратного процессов становятся равными. Состояние обратимого процесса, при котором скорости прямой и обратной реакций равны, называют химическим равновесием.

Слайд 9

Константа химического равновесия. Состояние химического равновесия характеризуется особой величиной – константой равновесия. Для нашего примера константа равновесия имеет вид: К равн = [HI] ² /[H 2 ] [I 2 ] Константа равновесия k равна отношению констант скоростей прямой и обратной реакции, или отношению произведению равновесных концентраций продуктов и реагентов, возведенных в степени, равные коэффициентам в уравнении реакции. Величина константы равновесия определяется природой реаги- рующих веществ, и зависит от температуры.

Слайд 10

Величина константы равновесия характеризует полноту протекания обрати- мой реакции. Если К равн <<1 , числитель в выражении кон- станты намного меньше зна-менателя, прямая реакция практически не протекает, равновесие смещено влево. Если для какого-либо обра- тимого процесса К равн >>1 , исходных реагентов в равно- весной системе практически не остается, равновесие смещено вправо.

Слайд 11

Факторы, вызывающие смещение химического равновесия. Состояние химического равновесия может сохранять-ся долго при неизменных внешних условиях: температуры, концентрации исходных веществ или конечных продуктов, давления (если в реакции участвуют газы). Если изменить эти условия, можно перевести систему из одного равновесного состояния в другое, отвечаю- щее новым условиям. Такой переход называется смещением или сдвигом равновесия . Управление смещения можно предска- зать, пользуясь принципом Ле Шателье, 1884г.

Слайд 12

Историческая справка . Анри Луи Ле Шателье (1850- 1936), французский ученый- химик, занимался исследова-ниями процессов протекания химических реакций. Принцип смещения равнове-сий- самое известное, но далеко не единственное на-учное достижение Ле Ша- телье. Его научные исследования обеспечили ему широкую известность во всем мире. Он дожил до 86 лет.

Слайд 13

Принцип Ле Шателье. Известен всюду на Земле Анри Луи Де Шателье. Он не был королем и принцем, Зато открыл прекрасный принцип, Который химикам полезен Для сдвигов всяких равновесий. Если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, оказывать внешнее воздействие (изменить давление, концентрацию ве-ществ или температуру), то равновесие сместится в сторону преимущественного протекания того процесса который ослабляет произведенное воздействие. Принцип Ле Шателье- это принцип «вредности», принцип «наоборот».

Слайд 14

Изменение концентрации: А) если увеличиваем концентрацию конечных продуктов, рав- новесие смещается в сторону образования исходных продуктов, т.е. преобладает обратная реакция. Б) увеличиваем концентрацию исходных продуктов, равновесие смещается в сторону образования конечных продуктов, преоб-ладает прямая реакция. В) при уменьшении концентрации конечных продуктов реакция равновесия смещается в сторону их образования, преобладает прямая реакция. Г) при уменьшении концентрации исходных продуктов реакции, преобладает обратная реакция.

Слайд 15

Влияние изменения давления. А) при увеличения давления равновесие смещается в сторону той реакции, при которой объем образовавшихся газообразных продуктов уменьшается. Б) при уменьшении давления равновесие смещается в сторону той реакции, при которой объем образовавшихся газообразных продуктов увеличивается. Пример: 3H 2 + N 2 ↔ 2NH 3 в) если объемы газообразных продуктов одинаковы как в прямой, так и в обратной реакции- изменение давления не оказывает смещения равновесия. Пример: Н 2 + Cl 2 =2HCl 2V=2V

Слайд 16

Влияние изменения температуры. А) при повышении температуры химическое равновесие смещается в сторону эндотермической реакции. Б) при понижении темпера- туры химическое равновесие смещается в сторону экзо- термической реакции. Пример: N 2(г) + H 2(г) →2 NH 3(г) +92 кДж , 2 NH 3(г) → N 2(г) + H 2(г) - 92 кДж.

Слайд 17

Значение принципа Ле Шателье.

Слайд 18

Производство аммиака и метанола.

Слайд 19

Закрепление. Химик толкает реакцию в спину: «Давай-ка тебя я немного подвину ! » Она отвечает: «Ты знаешь меня: Ни часа, ни дня не могу без огня ! И чтобы улучшить мое настроение, Прошу, даже требую: выше давление ! К тому же учти : я – такая реакция, Что мне реагентов важна концентрация». И химик подумал: «Теперь мне все ясно. Тепло поглощаешь – и это прекрасно ! Как только под колбой зажгутся горелки, Ступай-ка, реакция, прямо по стрелке. Вот это цветочки, но будут и фрукты - Повысит давление выход продукта ! Еще концентрация … Да, ты права: Побольше я выдам тебе вещества». Реакция стала работать послушно, Продукт образуя полезный и нужный. Такой вот привиделся химику сон. Какие же выводы сделает он ?

Слайд 20

Задания ЕГЭ . 1. Условие необратимости химического превращения. а) образование слабого электролита б) поглощение большого количества теплоты в) взаимодействие слабого и сильного электролитов г) ослабление окраски раствора. 2. Для смещения равновесия в системе CaCO 3( т) ↔ CaO (т) + CO 2( т) – Q в сторону продуктов реакции необходимо а) увеличить давление б) увеличить температуру в) ввести катализатор г) уменьшить температуру 3. При увеличении давления химическое равновесие не смещается в системе а) 2H 2 S ( г) + 3O 2 (г) = 2H 2 O (г) + 2SO 2 (г) б) 2H 2 (г) + O 2 (г) = 2H 2 O (г) в) H 2 (г) + I 2 (г) = 2HI (г) г) SO 2 (г) + CL 2 (г) = SO 2 CL 2 (г)

Слайд 21

4. Верны ли следующие суждения о смещении химического равновесия в системе 2CO (г) + O 2 (г) ↔ 2CO 2 (г) + Q ? А. При понижении давления химическое равновесие в данной системе сместится в сторону продукта реакции. Б. При увеличении концентрации углекислого газа химическое равновесие системы сместится в сторону продукта реакции. а) верно только А в) верны оба суждения б) верно только Б г) оба суждения неверны 5. В системе 2 SO 2 (г) + O 2 (г) ↔ 2SO 3 (г) + Q смещению химического равновесия в сторону исходных веществ будет способ- ствовать а) уменьшение давления в) увеличение концентрации SO 2 б) уменьшение температуры г) уменьшение концентрации SO 3 6. Химическое равновесие в системе C 4 H 10 (г) ↔ C 4 H 6 (г) + 2H 2 (г) -Q сторону обратной реакции , если а) повысить температуру в) добавить катализатор б) уменьшить концентрацию H 2 г ) повысить давление

Слайд 22

Проверь себя! 1 – а 2 – б 3 – в 4 – а 5 – а 6 – г

Слайд 23

Домашнее задание. § 14 , упр. 1-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок по теме "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие".

Урок химии в 11 классе. Урок нового материала.Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».Урок прекреплён наглядной презентацией в среде...

Конспект урока "Обратимость химических реакции. Химическое равновесие"

Сложная тема, требующая не только знания фактологии. но и умения логически мыслить, хорошо будет усвоена и понята, если все теоретические выкладки будут подтверждены конкретными примерами, демонстраци...

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Обратимость химических реакций.Химическое равновесие....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ОБРАТИМОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ".

Методическая разработка по теме: "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" составлена на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине "Химия&qu...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...

Технологическая карта «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие» .

Конспект урока на тему "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" предназначен для проведения урока в 11 классе, углубленный уровень....