Урок "Тренинг по решению задач разной степени сложности по теме «Углеводороды»"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Пономарева Татьяна Викторовна

Данный урок предназначается для закрепления и обобщения пройденного материала  в рамках курса по органической химии, по теме  «Углеводороды и кислородосодержащие соединения» в 10 классе  общеобразовательной школы. Ориентирован на достижение личностных результатов, определяющих мотивацию, направленность деятельности учащихся.

Проект этого урока можно использовать в 10-х классах, в 11-х ( когда имеет место повторение органических веществ) и, фрагментарно, в 9-х классах в изучении первоначальных понятий в органической химии.

  1. Аннотация.
  2. План-конспект урока.
  3. Презентация « тренинг  по решению задач разной степени сложности по теме « Углеводороды».
  4. Презентация «техника безопасности в кабинете химии»
  5. Видеофрагмент «реакция серебряного зеркала»
  6. Самоанализ урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока:

 Тренинг по решению задач разной степени сложности по теме «Углеводороды»

Цель урока:

Закрепление умений и навыков  у учащихся при решении задач по формулам и уравнениям химических реакций.

Образовательный аспект.

  1.  Актуализировать знания расчетных формул.
  2.  Закрепить умение использования алгоритма.
  3. Проанализировать способы решения задач.
  4. Выявить умения применения опорных знаний.

 Развивающий аспект.

  1. Зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при решении задач.
  2. Развивать способности к логическому мышлению, сравнительному анализу,  самостоятельному решению задач.
  3. Развивать информационную культуру труда учащихся.
  4. Осуществить межпредметные связи при решении расчетных и экспериментальных задач.      

  Воспитательный аспект.

  1. Воспитать аккуратность ( при работе с химическими реактивами)  и интерес к предмету.
  2. Нацелить учащихся на успех.

Тип урока:

Комбинированный урок с элементами  практической  работы.

Организационная форма:

урок-обобщение

Методы:

частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Оборудование

 мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска, реактивы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  опорных знаний.

Выполнить задание на соответствие.

  1. Алканы
  2. Алкены
  3. Алкины
  4. Циклоалканы
  5. Алкадиены

А. CnH2n

Б. CnH2n+2

В. CnH2n-2

Решение задач.

                            «Не всякому помогает случай. Судьба одаривает только подготовленные умы.» Луи Пастер      

                                                                                                                                                         

Учащиеся выходят к доске и самостоятельно решают задачи. Остальные  на местах решают подобные задачи по алгоритму.

Задача № 1.

     Массовая доля водорода в углеводороде  7,7%. Молярная масса углеводорода  78г/моль. Вывести формулу углеводорода.

Дано:

w(H)=7,7%

M(CnHn)=78г/моль


Вывести M.F.

Решение:

wэ = nэAэ/Mвещь*100%

nэл=wM/A*100%

n(C)=(100%-7,7%)*78/12*100%=6

Ответ: C6H6(бензол).

Задача № 2

       Массовая доля водорода в углеводороде  7,7%. Молярная масса углеводорода  78г/моль. Вывести формулу углеводорода.

Дано:

w(H)=7,7%

M(CnHn)=78г/моль


Вывести M.F.

Решение:

wэ = nэAэ/Mвещь*100%

nэл=wM/A*100%

n(C)=(100%-7,7%)*78/12*100%=6

Ответ: C6H6(бензол).

Задача № 3

Презентация , выполненная учащимся. «Решение задачи методом таблицы»

  Задача № 4

 Объем углекислого газа, выделившегося при сгорании смеси бензола и орто-ксилола, оказался в 2,2 раза больше измеренного в тех же условиях объема водорода необходимого для гидрирования того же количества смеси. Найти количество молекул бензола и орто-ксилола

Дано:

V(CO2)/V(H2) = 2,2

Найти:

n-?

Решение:

  1. 2C6H6 + 15O2->12CO2 + 6H2O

2C8H10 + 21O2->16CO2 + 10H2O

Пусть количество смеси углеводородов равно 1 моль

n(C6H6)= х моль

n(C6H10)= 1-x моль

Гидрирование;

1. C6H5 + 3H2-> C6H12

2. C8H10 + 3H2-> C8H16

1. n(CO2)=6x

2. n(CO2)=8(1-x)

n(CO2)= 6x+8-8x= 8-2x

1. n(H2)=3x

2. n(H2)= 3(1-x)

n(H2)= 3x+3-3x=3

V(CO2)/V(H2)= nCO2*Vm/nH2*Vm = nCO2/nH2= 8-2x/3

8-2x/3 = 2,2

X= 0,7

n(C6H6)=0,7

n(C6H10)=1-0,7=0,3

Ответ: n(C6H6)=0,7; n(C6H10)=0,3

Задача № 5

Найдите массу серебра, выпавшего на стенках пробирки в виде «серебряного зеркала», при взаимодействии 140 г  10%- го раствора формальдегида с избытком аммиачного раствора оксида серебра. Рассчитайте количество вещества оксида серебра, вступившего в реакцию.

Дано:

mр-ра (СН2 О )- 140 г

W (СН2 О )- 10 %

__________________

m (Ag) = ?

 n (Аg2 О) = ?

Решение:

СН2О + Аg2 О = НСООН + 2 Аg

  1. m (СН2 О )= 0.1 * 140 г = 14 г
  2. n (СН2 О )= 14 г / 30 г/моль = 0.47 моль
  3. n (СН2 О )= n (Аg2 О) = 0.47 моль – По уравнению
  4. 2n (СН2 О )= n (Аg)= 0.47 * 2= 0.94 моль
  5. m (Ag) = 0.94 моль * 108 г/моль = 101.5 г

Ответ : m (Ag) = 101.5 г ; n (Аg2 О) = 0.47 моль.

Экспериментальная часть урока.

  1. Учащимся демонстрируется презентация « Техника безопасности».
  2. Опыт на распознавание веществ по качественным реакциям.

А) Качественная реакция на альдегиды.  (Реакция серебряного зеркала)

Б) Качественная реакция на многоатомный спирт (глицерин)

В) Качественная реакция на содержание галогенов (Хлора в углеводородах. Проба Бейльштейна).

Подведение итогов.

«Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.»  В.Г. Белинский.

В конце урока поставить оценки за работу,  дать комментарии к выполнению домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку Тренинг по решению задач разной степени сложности по теме «Углеводороды» Автор-учитель химии Пономарёва Татьяна Викторовна 2012 Школа №20 г Казани

Слайд 2

Выполнить задание на соответствие. 1. Алканы 2. Алкены 3. Алкины 4. Циклоалканы 5. Алкадиены А. CnH2n Б. CnH 2 n +2 В. CnH2n-2

Слайд 4

« Не всякому помогает случай. Судьба одаривает только подготовленные умы.» Луи Пастер

Слайд 5

Массовая доля водорода в углеводороде 7,7%. Молярная масса углеводорода 78г/моль. Вывести формулу углеводорода. Дано: w ( H )=7,7% M ( CnHn )=78г/моль Вывести M . F . Решение: w э = n э A э/ M вещь*100% n эл= wM / A *100% n ( C )=(100%-7,7%)*78/12*100%=6 Ответ: C 6 H 6(бензол).

Слайд 7

Массовая доля водорода в углеводороде 7,7%. Молярная масса углеводорода 78г/моль. Вывести формулу углеводорода. Дано: w ( H )=7,7% M ( CnHn )=78г/моль Вывести M . F . Решение: w э = n э A э/ M вещь*100% n эл= wM / A *100% n ( C )=(100%-7,7%)*78/12*100%=6 Ответ: C 6 H 6(бензол).

Слайд 9

+3,5· → 2· +3 Определить массу и объем всех участников реакций, если в процессе горения вступило 64 этана. M 30 32 44 18 n 2 7 4 6 m 64 224 176 108 44.8 156.8 89.6 M 30 32 44 18 n 2 7 4 6 m 64 224 176 108 44.8 156.8 89.6

Слайд 10

Объем углекислого газа, выделившегося при сгорании смеси бензола и орто -ксилола, оказался в 2,2 раза больше измеренного в тех же условиях объема водорода необходимого для гидрирования того же количества смеси. Найти количество молекул бензола и орто-ксилола Дано: V ( CO 2)/ V ( H 2) = 2,2 Найти: n- ? Решение : 2 C6H6 + 15O2->12CO2 + 6H2O 2 C8H10 + 21O2->16CO2 + 10H2O Пусть количество смеси углеводородов равно 1 моль n ( C 6 H 6)= х моль n ( C 6 H 10)= 1- x моль Гидрирование ; 1. C 6 H 5 + 3 H 2-> C 6 H 12 2. C 8 H 10 + 3 H 2-> C 8 H 16 1. n(CO2)=6x 2. n(CO2)=8(1-x) n(CO2)= 6x+8-8x= 8-2x 1. n(H2)=3x 2. n(H2)= 3(1-x) n(H2)= 3x+3-3x=3 V(CO2)/V(H2)= nCO2* Vm /nH2* Vm = nCO2/nH2= 8-2x/3 8-2x/3 = 2,2 X= 0,7 n(C6H6)=0,7 n(C6H10)= 1-0,7=0,3 Ответ : n(C6H6)=0,7 ; n(C6H10)=0,3

Слайд 12

Найдите массу серебра, выпавшего на стенках пробирки в виде «серебряного зеркала», при взаимодействии 140 г 10%- го раствора формальдегида с избытком аммиачного раствора оксида серебра. Рассчитайте количество вещества оксида серебра, вступившего в реакцию. Дано: m р- ра (СН 2 О )- 140 г W (СН 2 О )- 10 % __________________ m ( Ag ) = ? n (А g 2 О) = ? Решение: СН 2 О + А g 2 О = НСООН + 2 А g m (СН 2 О ) = 0 .1 * 140 г = 14 г n (СН 2 О )= 14 г / 30 г/моль = 0.47 моль n (СН 2 О )= n (А g 2 О) = 0.47 моль – По уравнению 2 n (СН 2 О )= n (А g )= 0.47 * 2= 0.94 моль m ( Ag ) = 0.94 моль * 108 г/моль = 101.5 г Ответ : m ( Ag ) = 101.5 г ; n (А g 2 О) = 0.47 моль.

Слайд 14

Выполнить соответствия 1. Проба Бейльштейна (1872г.). 2. Прокаливание пятиводного сульфата меди. 3. Качественная реакция на углекислый газ (помутнение известковой воды). 4. Реакция серебряного зеркала. 5. Определение качественного состава органических веществ (реакция Либиха 1831г.). 6. Качественная реакция на многоатомный спирт. А ) CxHy+CuO → С u+CO2↑+ H2O Б ) CO2↑+ Ca (OH)2 → CaCO3↓+ H2O В) СН 2 О + А g 2 О → НСООН + 2 А g ↓ Г ) CuSO4×5H2O → CuSO4+5H2O Д ) CuCl2 + RHal + O2 =Cu2Hal2 + CO2 + H2O Е )

Слайд 15

Домашнее задание: Решить задачу методом таблицы . ? ? ? 5г . СН 2 О + А g 2 О → НСООН + 2 А g ↓



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока по теме  «Тренинг  по решению задач разной степени сложности. Углеводороды»

10 «А» класс, школа № 20 г. Казани, 14.03.2012.

Учитель  химии:  Пономарёва Татьяна Викторовна.

  1. При построении урока я руководствовалась современными требованиями: четкое формулирование триединой дидактической цели; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; так же психологическими принципами с  учетом  индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
  2. Решение расчетных и экспериментальных задач является связующим звеном тем программы обучения, и является закрепляющим и обобщающим  аспектом темы «Углеводороды».
  3. На уроке имел место дифференцированный подход, рассматривались  задачи разного уровня сложности.
  4. Триединая задача была поставлена в начале урока как цель, всё течение урока подчинялось этой цели.
  5. Имела место разноплановая деятельность учащихся: решение теоретических вопросов, расчетные задачи, ИКТ.
  6. Задачи и вопросы подбирались из рекомендованных министерством образования учебных пособий- учебник  по химии 10 кл. О.С. Габриелян; тематические тесты по подготовке к ЕГЭ (базовый и повышенный уровни).
  7. Методы урока (частично-поисковый, исследовательский, творческий) сработали на пользу учащимся, а самоподготовка к уроку актуализировала их знания.
  8. Наглядные пособия ТСО были уместно использованы: некоторые опыты демонстрировались с помощью видеоряда, а некоторые ставились учащимися.
  9. Сама атмосфера урока помещала учеников в состояние – « придется соображать». Они готовились показать свои знания, волновались, и это способствовало особому уровню понимания химии.
  10.  Ученики поняли, что их деятельность интересна другим педагогам. Их контролировали, их оценивали. Возможно, учитель подумает: « Этот Вася на моем уроке молчит, а здесь соображает. Нужно присмотреться к нему». Наряду с этим активно шел другой процесс в душах учеников: самопознание себя и других.
  11.  На уроке включались механизмы новых психологических состояний - « я могу это решить!». Так как ход урока был продуман, у всех запустились программы «на успех», а простая благодарность в конце урока сблизила участников процесса.
  12.  Урок был спланирован с учетом особенностей обучения: определения – решить соответствия - расчетные задачи – техника безопасности (муз.пауза)- самостоятельная работа в тетрадях- эксперимент-рекомендации учителя. Кульминация пришлась на расчетные задачи, где сильные ученики показали свое мастерство.
  13. Урок был перенасыщен информацией. Нужно проще выбирать задачи. Эксперименты понравились всем. Пробу Бейльштейна учащиеся даже попросили повторить. Трудности возникли у ученицы, когда она ставила опыт, от волнения тряслись руки.
  14. Поставленные задачи осуществлены. Кроме озвученных целей имеют место завуалированные-поднять уровень притязаний учеников, сформировать здоровые амбиции.
  15. Оцениваю урок положительно.
  16. Урок должен быть эффективным, а не эффектным. Материал должен излагаться на научный основе,  но в доступной форме. Построение урока должно строго соответствовать теме.

                                                                                                                 14. 03. 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

+3,5· → 2· +3 Определить массу и объем всех участников реакций, если в процессе горения вступило 64 этанола. M 30 32 44 18 n 2 7 4 6 m 64 224 176 108 44.8 156.8 89.6 M 30 32 44 18 n 2 7 4 6 m 64 224 176 108 44.8 156.8 89.6


Предварительный просмотр:

Выполнить задание на соответствие.

  1. Алканы
  2. Алкены
  3. Алкины
  4. Циклоалканы
  5. Алкадиены

А. CnH2n

Б. CnH2n+2

В. CnH2n-2

Решение задач.

                            «Не всякому помогает случай. Судьба одаривает только подготовленные умы.»  Луи Пастер    

 

                                                                                                                                                    

Задача  1.

     Массовая доля водорода в углеводороде  7,7%. Молярная масса углеводорода  78г/моль. Вывести формулу углеводорода.

Дано:

w(H)=7,7%

M(CnHn)=78г/моль


Вывести M.F.

Решение:

wэ = nэAэ/Mвещь*100%

nэл=wM/A*100%

n(C)=(100%-7,7%)*78/12*100%=6

Ответ: C6H6(бензол).

 

Задача  2

       Массовая доля водорода в углеводороде  7,7%. Молярная масса углеводорода  78г/моль. Вывести формулу углеводорода.

Дано:

w(H)=7,7%

M(CnHn)=78г/моль


Вывести M.F.

Решение:

wэ = nэAэ/Mвещь*100%

nэл=wM/A*100%

n(C)=(100%-7,7%)*78/12*100%=6

Ответ: C6H6(бензол).

Задача  3

Презентация , выполненная учащимся. «Решение задачи методом таблицы»

  Задача  4

 Объем углекислого газа, выделившегося при сгорании смеси бензола и орто-ксилола, оказался в 2,2 раза больше измеренного в тех же условиях объема водорода необходимого для гидрирования того же количества смеси. Найти количество молекул бензола и орто-ксилола

Дано:

V(CO2)/V(H2) = 2,2

Найти:

n-?

Решение:

  1. 2C6H6 + 15O2->12CO2 + 6H2O

2C8H10 + 21O2->16CO2 + 10H2O

Пусть количество смеси углеводородов равно 1 моль

n(C6H6)= х моль

n(C6H10)= 1-x моль

Гидрирование;

1. C6H5 + 3H2-> C6H12

2. C8H10 + 3H2-> C8H16

1. n(CO2)=6x

2. n(CO2)=8(1-x)

n(CO2)= 6x+8-8x= 8-2x

1. n(H2)=3x

2. n(H2)= 3(1-x)

n(H2)= 3x+3-3x=3

V(CO2)/V(H2)= nCO2*Vm/nH2*Vm = nCO2/nH2= 8-2x/3

8-2x/3 = 2,2

X= 0,7

n(C6H6)=0,7

n(C6H10)=1-0,7=0,3

Ответ: n(C6H6)=0,7; n(C6H10)=0,3

Задача  5

Найдите массу серебра, выпавшего на стенках пробирки в виде «серебряного зеркала», при взаимодействии 140 г  10%- го раствора формальдегида с избытком аммиачного раствора оксида серебра. Рассчитайте количество вещества оксида серебра, вступившего в реакцию.

Дано:

mр-ра (СН2 О )- 140 г

W (СН2 О )- 10 %

__________________

m (Ag) = ?

 n (Аg2 О) = ?

Решение:

СН2О + Аg2 О = НСООН + 2 Аg

  1. m (СН2 О )= 0.1 * 140 г = 14 г
  2. n (СН2 О )= 14 г / 30 г/моль = 0.47 моль
  3. n (СН2 О )= n (Аg2 О) = 0.47 моль – По уравнению
  4. 2n (СН2 О )= n (Аg)= 0.47 * 2= 0.94 моль
  5. m (Ag) = 0.94 моль * 108 г/моль = 101.5 г

Ответ : m (Ag) = 101.5 г ; n (Аg2 О) = 0.47 моль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...

Развитие внутренней мыслительной активности и самостоятельности при решении генетических задач разного уровня сложности.

Формировать умения применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении схем скрещивания позволяют презентации, составленные учителем или о...

Решение задач высокого уровня сложности по физике

Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаСодержание курсаКалендарно-тематическое планированиеПеречень учебно-методических средств обучения...

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Карточки разного уровня сложности по теме «Решение уравнений»7класс.

Карточки разного уровня сложности  по теме «Решение уравнений»7класс.Построение точек на координатной плоскости. Карточка с 1 по 5( 1 уровень),6и7 (2 уровень)...

Выступление на заседании РМО учителей математики и информатики по теме: "Методика решения задач повышенного уровня сложности".

В докладе рассматриваются различные способы решения задач повышенной сложности по геометрии на примере заданий профильного ЕГЭ по математике....