Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Алейникова Ирина Ивановна

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии.

 Может быть использован как для общеобразовательных, так и для профильных классов.

 

P.S. Презентация должна соправождаться  видеороликами:  покрытие ванны акриловой вставкой (как пример)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХИМИЯ 10 класс Глава 8 Карбоновые Кислоты Тема: _______ ? _________ Учитель: Ирина Ивановна Алейникова

Слайд 3

Проверка заполнения таблицы

Слайд 4

Работа с таблицей

Слайд 5

Классификация карбоновых кислот по типу углеводородного радикала по числу карбоксильных групп предельные одноосновные двухосновные многоосновные непредельные ароматические CH 3 -CH 2 - СООН пропановая ( пропионовая ) кислота CH 3 - CH -СООН СН 3 2-метилпропановая (изомасляная) кислота НСООН Метановая (муравьиная) кислота CH 3 -СООН Этановая (уксусная) кислота Бензойная кислота CH 2 =СН-СООН Пропеновая (акриловая) кислота CH 3 -( CH 2 ) 7 - CH = CH -( CH 2 ) 7 -СООН Цис-9-октадеценовая (олеиновая) кислота НООС-СООН Этандиовая (щавелевая) кислота НООС- CH 2 -СООН Пропандиовая ( малоновая ) кислота ОН НООС- CH 2 -С- CH 2 -СООН СООН Лимонная кислота

Слайд 6

пропеновая (Акриловая) кислота CH 2 =СН-СООН

Слайд 7

ВИДЕО ОПЫТ

Слайд 8

Бензойная Кислота С 6 Н 5 - COOH

Слайд 9

Явление, при котором происходит переход вещества из твёрдого агрегатного состояния в газообразное, минуя жидкое, называется СУБЛИМАЦИЕЙ

Слайд 10

Щавелевая Кислота НООС-СООН

Слайд 12

Рафаэль Пириа (20. 08.1814 -18. 07.1865) открыл в 1838 году салициловую кислоту

Слайд 13

Лекарства, содержащие салициловую кислоту

Слайд 14

задание Инструкция по применению лекарственного препарата Торговое название: _____________________________________ Группировочное название: ____________________________ Лекарственная форма: _______________________ __________ Описание: ________________________________________________ Фармакологические свойства: _________________________ Показания к применению: _____________________________

Слайд 15

Когда у одного мудреца спросили, как он достиг таких высоких знаний в разных областях наук, он ответил, что никогда не стеснялся спрашивать о том чего не знал..

Слайд 16

ХИМИЯ 10 класс Глава 8 Карбоновые Кислоты Представители карбоновых кислот вокруг нас Учитель: Ирина Ивановна Алейникова Тема:



Предварительный просмотр:

Формула

Называют

Класс-ют

Получают

Встречаются

Применяют

Дополнение

1 группа

Пропеновая(акриловая)

  1. в природе акриловая кислота встречается в виде сложных эфиров с глицерином, т.е. в виде жиров и масел
  2. содержится в ромашковом масле
  1. Её производные для лакокрасочных материалов.
  2. Пропитка тканей и кожи.
  3. Сырьё для получения художественных пластмасс, ________, синтетических волокон и _________________.

Стр. 266

2 группа

С6Н5 - COOH

Бензойная

Ароматическая

  1. окислением толуола
  1. в смолах,
  2. эфирных маслах,
  3. в ягодах брусники и клюквы.
  1. Природные консерванты
  2. Природные красители.
  3. Лекарства

Отличительной особенностью ароматических кислот явл. склонность к декарбоксилированию.

Ароматические кислоты сильнее алифатических.

3 группа

Этандиовая

(щавелевая)

Двухосновная, предельная

Окислением:

  1. алкенов,
  1. углеводов
  2. спиртов
  3. гликолей 
  1. щавель,
  2. шпинат,
  3. томаты,
  4. смородина,
  5. малина,
  6. ревень,
  7. кислица

(как в свободном виде, так и в виде солей K и Na)

  1. Производство красителей.
  2. Удаление ржавчины

Дикарбоновые кислоты характеризуются более сильными кислотными свойствами за счёт электроно-акцепторного действия второй группы - СООН

Салициловая

Гидроксикислота

реакция Кольбе — Шмитта:

карбоксилированием фенолята натрия, углекислым газом при 150—180 °C и давлении 5 атмосфер

  1. в растениях в виде производных (главным образом в виде гликозида метилового эфира),
  2. впервые была выделена из коры ивы,
  3. в небольших количествах содержится в эфирном масле, выделяемых из некоторых видов  цветов.

ЗАДАНИЕ:Для качественного определения салициловой кислоты используют реакцию с водным раствором CuSO4 (зеленое окрашивание)

 или раствором FеС13 (фиолетовое окрашивание).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



Предварительный просмотр:

Характеристика представителей карбоновых кислот

Формула

Называют

Класс-ют

Получают

Встречаются

Применяют

Дополнение

Муравьиная (метановая)

Одноосновная,

предельная

  1. Окислением альдегидов.
  2. Взаимодействием гидроксида натрия с угарным газом (при повышенной температуре и давлении) с последующим кислотным гидролизом формиата натрия.
  1. В «яде»: медуз, крапивы, муравьев,
  1. в хвое ели,
  2. в поте животных,
  3. в выхлопных газах, промышленных дымах
  1. Издавна для лечения ревматизма;
  2. для получения эфира с цветочным запахом.
  3. в пищевой промышленности используется как консервант (пищевая добавка Е236)
  1. Муравьиная кислота в отличие от других вступает в реакцию «серебряного зеркала»
  2. Муравьиная, уксусная и стеариновая кислоты являются гомологами.
  3. Сила карбоновых кислот падает с увеличением R, т. е.

HCOOH>CH3COOH> …>C17H35COOH

Как уменьшить жжение после ожогов крапивой?HCOOH +NaHCO3HCOONa+H2O+CO2

Уксусная (этановая)

Предельная, одноосновная

1.Окислением

  1. алканов,
  1. алкенов
  2. спиртов,
  3.  альдегидов.
  1. Скисанием вина на воздухе или под действием ферментов.
  2. гидролизом функциональных производных.
  1. в плодах и растительных соках.
  2. продукт жизнедеятельности бактерий при уксуснокислом брожении.
  3. составляет до 85% всех органических кислот в зерне пшеницы и кукурузы.
  4. в свободном виде и в виде различных сложных эфиров в яблоках.

Широко применяется в пищевой промышленности при изготовлении различных маринадов, используется как консервант (пищевая добавка Е260)

Стеариновая (октадекановая)

Высшая, одноосновная,

предельная, (жирная)

  1. каталитическим окислением парафинов,
  2. гидролизом жиров.
  1. входит в состав глицеридов всех животных жиров и растит. масел,
  2.  встречается в некоторых видах нефти

При изготовлении мыла, ПАВ, стеариновых свечей.

 В качестве стабилизаторов пищевых продуктов.

Мыло – это смесь натриевых солей пальмитиновой и стеариновой кислот (с преобладанием последней).

Как получить в лабораторных условиях получить стеариновую кислоту C17H35COOH?(добавлением к раствору мыла соляной кислоты – образование белых хлопьев на поверхности жидкости)

Акриловая (пропеновая) этенкарбоновая

Одноосновная, непредельная

  1. из ацетилена, пропилена;
  2. из аллилового спирта;
  3. из акрилонитрила
  1. в природе акриловая кислота встречается в виде сложных эфиров с глицерином, т.е. в виде жиров и масел
  2. содержится в ромашковом масле
  1. Её производные для лакокрасочных материалов.
  2. Пропитка тканей и кожи.
  3. Сырьё для получения художественных пластмасс, оргстекла и синтетических волокон, суперабсорбентов.

Непредельные кислоты (акриловая и метакриловая) вступают в реакции, характерные и для кислот и для алкенов.

С6Н5 - COOH

Бензойная

Ароматическая

  1. окислением толуола
  1. в смолах,
  2. эфирных маслах,
  3. в ягодах брусники и клюквы.
  1. Природные консерванты
  2. Природные красители.
  3. Лекарства

Отличительной особенностью ароматических кислот явл. Склонность к декарбоксилированию.

Ароматические кислоты сильнее алифатических (из-за акцепторных свойств фенильного радикала)

Щавелевая

Двухосновная, предельная

Окислением:

  1. алкенов,
  1. углеводов
  2. спиртов
  3. гликолей 
  1. щавель,
  2. шпинат,
  3. томаты,
  4. смородина,
  5. малина,
  6. ревень,
  7. кислица

(как в свободном виде, так и в виде солейK и Na)

  1. Производство красителей.
  2. Удаление ржавчины

Дикарбоновые кислоты характеризуются более сильными кислотными свойствами за счёт электроно-акцепторного действия второй группы - СООН

Салициловая

Гидроксикислота

реакция Кольбе — Шмитта:

карбоксилированием фенолята натрия, углекислым газом при 150—180 °C и давлении 5 атмосфер

  1. в растениях в виде производных (главным образом в виде гликозида метилового эфира),
  2. впервые была выделена из коры ивы,
  3. в небольших количествах содержится в эфирном масле, выделяемых из некоторых видов  цветов.

В медицине:

  1. при лечении кожных заболеваний,
  2. для получения аспирина;

В промышленности:

- при консервировании пищевых продуктов;

  1. при производстве азокрасителей, душистых веществ

Для качественного определения салициловой кислоты используют реакцию с водным раствором CuSO4 (зеленое окрашивание) или раствором FеС13 (фиолетовое окрашивание)



Предварительный просмотр:

Салициловая кислота (от лат. salix «ива», из коры которой она была впервые выделена) — 2-гидроксибензойная или фенольная кислота, С6Н4(ОН)СООН; бесцветные кристаллы, хорошо растворима в этаноле, малорастворима в сероуглероде, диэтиловом эфире и других полярных органических растворителях, плохо растворима в воде (1,8 г/л при 20 °C).

Химические свойства и получение:

Является гидроксикислотой. Реакционная способность бензольного ядра салициловой кислоты определяется наличием двух заместителей с противоположными мезомерным и индуктивным эффектами: донорной гидроксильной и акцепторной карбоксильной: в результате салициловая кислота значительно легче бензойной, но не так активно, как фенол, вступает в реакции электрофильного замещения вследствие стабилизации промежуточного σ-комплекса гидроксильной группой.

При нагревании салициловая кислота декарбоксилируется до фенола, в промышленности салициловую кислоту обычно получают обратной реакцией — карбоксилированием фенолята натрия углекислым газом при 150—180 °C и давлении 5 атм (реакция Кольбе — Шмитта).

Салициловая кислота образует соли — салицилаты. 

Действие на человека и животных

Салициловая кислота и салицилаты, а также её сложные эфиры (метилсалицилат) и другие синтетические производные салициловой кислоты (например, ацетилсалициловая кислота — аспирин), обладают выраженным противовоспалительным действием.

Применение салициловой кислоты: медицина

        Салициловая кислота — активный компонент ивовой коры. Сегодня это вещество синтезируют в больших количествах, так как оно служит основой для производства многих лекарств для наружного применения в мазях и растворах

Салициловая кислота обладает  (за счет сосудосуживающего действия) антисептическим, противозудным, противоотечным, противоаллергическим, противомикробным и кератолитическим (в больших концентрациях) свойствами. Применяется в медицине при лечении кожных заболеваний, сопровождающихся гиперкератозом и шелушением: дерматозы, псориазы, себорея, нейродермиты (даже на волосистой части тела). Очищает участки поражения от чешуек, поддерживает кислую среду кожи, предупреждая развитие бактерий, грибков, инфекции.

Производные салициловой кислоты также применяются в медицине (салицилат натрия), её амид (салициламид) и ацетилсалициловую кислоту (аспирин) используют как жаропонижающие, противоревматические, противовоспалительные и болеутоляющие средства; фенилсалицилат — как антисептик, пара-аминосалициловую кислоту— как специфическое противотуберкулёзное средство.

Другие сферы 

  1. Благодаря антисептическому действию салициловую кислоту используют при консервировании пищевых продуктов;
  2. Производство азокрасителей, душистых веществ (сложных эфиров салициловой кислоты);

Токсические свойства и требования безопасности. Салициловая кислота токсична в больших дозах, для человека составляет 1.75 г/кг. Беременным советуют не употреблять продуктов, содержащих салицилаты, из-за повышения риска развития синдрома Рея. Препараты с салициловой кислотой допустимы, если польза для матери превышает риск для плода.  При грудном вскармливании- применять по строгим показаниям и ограниченно.

Синдром Рея, синдром Рейе (острая печёночная энцефалопатия, белая печёночная болезнь) — редкое, но очень опасное, часто угрожающее жизни острое состояние, возникающее у детей и подростков (чаще в возрасте 4-12 лет) на фоне лечения лихорадки вирусного происхождения (грипп, корь, ветряная оспа) препаратами, содержащими ацетилсалициловую кислоту, и характеризующееся быстро прогрессирующей энцефалопатией (вследствие отёка головного мозга) и развитием жировой инфильтрации печени.

Кератолитические средства - лекарственные средства для наружного применения, используемые с целью размягчения, растворения и отторжения рогового слоя эпидермиса, волос и ногтей.

Гиперкератоз – это чрезмерное утолщение рогового слоя эпидермиса. Клетки рогового слоя начинают усиленно делиться, что в сочетании с нарушениями слущивания эпидермиса и приводит к утолщению, которое может быть от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.



Предварительный просмотр:

Задание№2. С помощью справочной информации создайте инструкцию по использованию исследуемого лекарства по предложенному плану:

Инструкция по применению лекарственного препарата

Торговое название: _______________________________________________

Группировочное название: ________________________________________

Лекарственная форма: ____________________________________________

Описание: _______________________________________________________

_________________________________________________________________

Фармакологические свойства: _____________________________________

_________________________________________________________________

Показания к применению: _________________________________________

_________________________________________________________________

Задание№2. С помощью справочной информации создайте инструкцию по использованию исследуемого лекарства по предложенному плану:

Инструкция по применению лекарственного препарата

Торговое название: _______________________________________________

Группировочное название: ________________________________________

Лекарственная форма: ____________________________________________

Описание: _______________________________________________________

_________________________________________________________________

Фармакологические свойства: _____________________________________

_________________________________________________________________

Показания к применению: _________________________________________

_________________________________________________________________

Инструкция по применению лекарственного препарата

Торговое название: _______________________________________________

Группировочное название: ________________________________________

Лекарственная форма: ____________________________________________

Описание: _______________________________________________________

_________________________________________________________________

Фармакологические свойства: _____________________________________

_________________________________________________________________

Показания к применению: _________________________________________

_________________________________________________________________

Задание №1:

Для качественного определения салициловой кислоты используют:

  1. реакцию с раствором FеС13 (фиолетовое окрашивание)  

Салицилат железа (III) Fe[C6H4COO(OH)]3

  1. реакцию с водным раствором CuSO4 (зеленое окрашивание).

Составьте УХР для второго взаимодействия:

___________________________________________________________________________

Задание №1:

Для качественного определения салициловой кислоты используют:

  1. реакцию с раствором FеС13 (фиолетовое окрашивание)  

Салицилат железа (III) Fe[C6H4COO(OH)]3

  1. реакцию с водным раствором CuSO4 (зеленое окрашивание).

Составьте УХР для второго взаимодействия:

___________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

"Мурманский областной институт повышения квалификации

работников образования и культуры"

Конспект урока химии

"Важнейшие представители карбоновых кислот вокруг нас"

Алейникова Ирина Ивановна,

учитель высшей категории

МБОУ СОШ № 23

Мурманск 2013

План-конспект урока

1. Класс: учащиеся 10 класса

2. Предмет: химия

Тема урока: Важнейшие представители карбоновых кислот вокруг нас

3. Этап обучения  по данной теме: основной, в рамках изучения темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» по программе «Химия» 10 класс, авторы Карцова А.А., Левкин А.Н.(профильный уровень).

4.  Цели:

  1. обучающие – Познакомить учащихся с наиболее характерными представителями класса карбоновых кислот и рассмотреть их значение в природе и жизни человека,  расширить представления учащихся о применении карбоновых кислот, развивать умение находить зависимость применения веществ от физических и химических свойств. Обеспечить применение учащимися полученных знаний и способов действий в новой ситуации;
  2. развивающие - совершенствовать умение работать с разными источниками информации; развивать рефлексивные умения, умения самооценки, умения рассуждать и аргументировать;
  3. воспитательные – развитие навыков работы в команде, воспитание культуры общения.

5. Тип урока: урок-обобщение.

6. Используемые приемы, методы, технологии обучения: словесные (диалог, пояснение), наглядные (метод демонстрации), практические (поиск информации, исследование), метод погружения в учебную проблему, деятельностный метод; личностно-ориентированное взаимодействие, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения, электронные образовательные ресурсы, метод  рефлексии).

7.Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:

урок – диалог, урок – погружение.

8. Оборудование и основные источники информации:  демонстрационный материал - интерактивная доска, электронная презентация; раздаточный материал –реактивы и посуда для опытов, лекарственный препарат БЕЛОСАЛИК, справочники, энциклопедии.

9. Прогнозируемый  результат (формируемые компетентности): учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, компетентности, повышение мотивации к дальнейшему саморазвитию.


Ход урока

1.Организационный этап: (СЛАЙД 1)

Учащиеся входят в класс, занимают свои места.

Вступительное слово учителя: Добрый день!  Давайте для начала обсудим некоторые правила проведения занятия: при готовности ответа, поднять руку, отвечать можно не вставая с места, дополнять и исправлять ответы одноклассников -только после окончания ответа.

- Прежде чем мы начнем рассмотрение новых вопросов раздела «карбоновые кислоты» и определим тему сегодняшнего занятия, давайте вспомним, что являлось предметом изучения вами на прошлом уроке химии (ответы-…HCOOH, CH3COOH). (СЛАЙД 2)

- Предлагаю освежить в памяти полученную ранее информацию и использовать материал д/з для работы в ваших опорных конспектах: я попрошу  заполнить пока только 1 и 2 пункт  таблицы, для этого можете воспользоваться материалом учебника и записями в тетрадях. Через 2-3 минуты проверим, что  у нас получилось(2 мин.)

Возьмите в руки опорные конспекты и заполните 1, 2 пункт таблицы (проверка заполнения таблицы).

(переключиться на …СЛАЙД 3)

Проверка муравьиной кислоты, вопрос про жжение, УХР (пункт 1, приложения1).

- Как, по-вашему, можно назвать  графы таблицы, используя глаголы? (ответ: называют, классифицируют, получают, встречаются, применяют) (СЛАЙД 4 ) 

Проверка уксусной кислоты (пункт 2, приложения 1).  (СЛАЙД 5)

2. Проверка понимания изученного ранее, подготовка к восприятию нового материала:

-Сейчас я попрошу вас самостоятельно, используя материал учебника (стр. 263 учебника Карцовой А.А., Левкина А.Н. ), заполнить таблицу для следующего представителя карбоновой кислоты- стеариновой (пункт 3, приложения 1)- (2 мин.).

Проверка ответов (СЛАЙД 6), опыт с мылом, УХР получения. (пункт 4 приложения 1).

Заполнение  графы  "дополнение" (Приложение 1).

(СЛАЙД 7)- проверка заполнения таблицы (закрепление полученных знаний и способов деятельности).

3.Изучение нового материала.

Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот (тех, что мы только что рассмотрели)является наиболее важным среди веществ этого класса.

Но представление об этих соединениях в целом, будет не полным без рассмотрения карбоновых кислот с другими характеристиками (СЛАЙД 8 - схема).

Как раз для этой работы и понадобятся ваши 3 группы: каждой команде будет предложено извлечь информацию из учебника и перенести ее в таблицу (Приложение 2, для каждой группы) для того примера карбоновой кислоты, которой выделен в ваших рабочих картах. По сути, вам предстоит заполнить недостающие фрагменты таблицы (обратите внимание на номера стр., указанные вам в помощь  в графе "Дополнение").

На работу отводится  3-4 минуты, при возникновении затруднений -поднимите руку, я подойду (пояснения к дополнению). Афиширование результатов проводится 1 представителем группы,  дополнения к ответу от участников других групп- приветствуются!

1 группа - (СЛАЙД 9) - видеоопыт про СУПЕРАБСОРБЕНТ, 2 группа- (СЛАЙД 10) - демонстрационный опыт "ИНЕЙ" (СЛАЙД 11) - 3 группа - (СЛАЙД 12)

После проверки заполнения таблицы подхвалить учащихся. Молодцы, замечательно!

Таким образом, в ваших таблицах  осталась еще одна графа, с примером кислоты, в молекуле которой содержатся 2 функциональные группы. О ней есть только упоминание в учебнике, а недостающую информацию вам предоставлю я.

4. Применение знаний и способов деятельности на практике.

Зачитывается текст (СЛАЙД 13): Сотни лет назад знахари умели снижать жар и снимать боль с помощью водной настойки коры вербы или ивы. В 1838 году (СЛАЙД 14) итальянский химик Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры кристаллическое вещество - салициловую кислоту, которая и сейчас находит щирокое применение и вам предстоит выяснить КАКОЕ?

На ваших столах имеется лабораторное оборудование и реактивы, в качестве исследуемого  образца – лекарственный препарат «БелоСалик», активным веществом которого является салициловая кислота.

Вам, с помощью предложенных химических реактивов и  необходимой инструкции нужно доказать, что в предложенном образце имеется салициловая кислота (не забываем о правилах безопасного использования реактивов ), иными словами, выполнить задание 1 (Приложение 3), указанное в ваших раздаточных материалах (время на работу 2-3 минуты, распределите функции между всеми членами группы).

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ опытов, УХР.

С помощью справочной информации (Приложение 4) предположить, какими фармакологическими  свойствами обладает данный препарат, (СЛАЙД 15) т.е. предложить свою краткую инструкцию по применению лекарства по обозначенному плану (выполнить задание 2 (Приложение 3).

При нехватке времени сделать его -Д/З (дописать на СЛАЙДе 15 слово "домашнее").

-Давайте подведем итоги нашей встречи: Какой вывод можно сделать по содержанию материала сегодняшнего урока? Какие возникли вопросы в ходе занятия? (коррекция знаний) (СЛАЙД 16).

Исходя из всего вышесказанного, как может звучать тема урока (СЛАЙД 17), Учащиеся высказывают свои варианты названия темы.

Объявление оценок.

Большое спасибо всем за сотрудничество! Меня очень порадовали ваши стремления к познанию окружающего мира; ваши ответы, порой выходящие за страницы учебника и пределы урока! И помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, а у того, кто ищет, все обязательно получится! Успехов вам во всем! Удачного дня!


Список литературы:

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании /под редакцией В.А.Козырева, Н.Ф.Радионовой /– С-Пб, 2004.
  2. Селевко Г.К., Воспитательные технологии – М., НИИ школьных технологий, 2005.
  3. Скурихин И. М., Нечаев А. П.,  Все о пище с точки зрения химика. – М, 1991
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.- М., 1994.
  5. Терней А. Современная органическая химия. Том 2. – М, 1981
  6. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян и др. М., 2006
  7. Шевченко Н., Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель – 2001, № 5.

Сайты:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Муравьиная_кислота
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Стеариновая_кислота
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Уксусная_кислота
  4. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem4/index4.htm
  5. http://www.cniga.com.ua/index.files/uksusacid.htm
  6. http://www.coinsportal.ru/Info/589
  7. http://www.textra-vita.com/technology/konserv17.php
  8. http://www.textra-vita.com/technology/konserv16.php
  9. http://www.prochrom.ru/ru/view/?info=clsoed&id=26
  10. http://www.prochrom.ru/ru/view/?info=vesh&id=47
  11. http://www.hfp.spb.ru/production/kislotamuravinaya
  12. http://www.hfp.spb.ru/production/kislota%20stearinovay
  13. http://www.alhimikov.net/organikbook/carboncislota_01.html
  14. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1894.html
  15. http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200600709
  16. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/059/112.htm
  17. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/93542
  18. http://www.chemport.ru/chemical_encyclopedia_article_6011.html 
  19. http://otvet.mail.ru/question/25898155/
  20. http://oval.ru/enc/32482.html
  21. http://www.feedland.ru/products/products_15.html
  22. http://magialink.ru/Kozha/svojstva-stearinovoj-kisloty.html
  23. http://forum.aromarti.ru/showthread.php?t=1611
  24. http://www.ettrilat.ru/content/404.html 
  25. http://www.gzt.ru/megapolis/in_the_city/-sneg-v-moskve-pobedyat-schebnem-soljyu-i-/271473.html?from=linksfromsinglebottom 
  26. http://www.chemicalsel.ru/chemicals-360-1.html
  27. http://www.chemicalsel.ru/chemicals-361-1.html
  28. http://www.milosvet.com.ua/product.php?id_product=80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК по ОМ Чудеса вокруг нас 2 класс

Урок по окружающему мирус использованием ИКТ для учащихся 2 класса«Бывают ли на свете чудеса?». Цели:Расширить и уточнить знания детей об окружающем мире. Познакомить учащихся с естест...

Конспект урока по СБО. 9 класс. Раздел: «Средства связи». Тема урока: «Посылки».

Знакомим учеников с правилами оформления и отправления посылок. Даём представление о разнообразии посыочных отправлений....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе Раздел программы: баскетбол Тема урока: комбинации из освоенных элементов техники

Цель урока: повторить навыки владения элементами техники баскетболаЗадачи урока: Обучение технике овладения мячом;развитие ловкости, прыгучести, быстроты;воспитание трудолюбия, чувства товарищества....

Тема урока: «Органы чувств. Вкус вокруг нас».

Тип урока: интегрированный урок, изучение нового материалаЦели: Создать условия для1)    ознакомления обучающихся с материалом по органу вкуса и физиологией вкусовых ощущений; восприяти...

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Открытый урок в 7 классе О.В. Афанасьева «Rainbow English» Тема раздела: «Язык мира» Тема урока: «Как пользоваться словарями»

В данной публикации представлен план открытого урока в 7 классе. О.В.Афанасьева  "Rainbow English" . Тема раздела " Язык мира. Тема Урока "Как пользоваться словарями"...