Арены. Получение, физико-химические свойства аренов, применение
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Цели:

  • Изучить новый класс органических соединений -ароматические углеводороды, рассмотреть физические и химические свойства бензола, научиться записывать уравнения реакций с участием аренов
  • Способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний

Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент.

Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, портреты учёных, шаростержневые и объёмные модели молекулы бензола, рисунки в учебники, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 кл.», диск « Ароматические  УВ» ООО «Телекомпания СГУ» 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по химии37 КБ

Предварительный просмотр:

Арены. Получение, физико-химические свойства аренов, применение

(учебник : Химия: 10 класс: базовый уровень/ Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара)

Цели:

  1. Изучить новый класс органических соединений -ароматические углеводороды, рассмотреть физические и химические свойства бензола, научиться записывать уравнения реакций с участием аренов
  2. Способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний

Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент.

Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, портреты учёных, шаростержневые и объёмные модели молекулы бензола, рисунки в учебники, компьютер, мультимедийный проектор, диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 кл.», диск « Ароматические  УВ» ООО «Телекомпания СГУ» 2005.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: ароматические углеводороды, бензольное кольцо, единое пи-электронное облако, реакции замещения и присоединения, взаимное влияние атомов в молекуле.

Ход урока

Организационный момент (2 мин)

Изучение нового материала (30 мин)

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с ещё одним классом органических соединений- аренами.  На предыдущих уроках  мы говорили о том, что Э.Дэви ( портрет учёного) предложил использовать ацетилен для освещения улиц. А вы не задавались вопросом, когда и как впервые стали освещать улицы городов? Давайте  мы с вами прослушаем рассказ об историческом пути использования светильного газа. (сообщение учащегося). Зимой яркость горения светильного газа уменьшалась, а в баллонах образовывался жидкий остаток. Именно из этой жидкости в 1825 году знаменитый английский физик и химик М. Фарадей  ( портрет учёного)  впервые выделил 3 г  углеводорода, через несколько лет закрепилось название- бензол ( учащийся делает сообщение об истории открытия бензола), изучают его физические свойства.

Учитель: Изучая химические свойства бензола, учёные пришли к выводу, что это вещество склонно к реакциям замещения. ( запись на доске)

C6H6 + CL2-----------C6H5CL +HCL ( хлорбензол- продукт реакции, используют для получения лекарственных препаратов) Реакцию нитрования и горения  учащиеся записывают самостоятельно. Реакцию горения учитель комментирует:  «Эта реакция находит практическое применение, так как бензол используют в качестве добавки к моторному топливу»

Учитель: На основании общей формулы бензола C6H6 сделайте вывод о том, насыщенным или ненасыщенным углеводородом является это вещество. (Учащиеся самостоятельно записывают структурную формулу вещества). Учитель продолжает объяснение и просит у учащихся вспомнить с помощью, каких реактивов можно определить наличие в молекуле двойной и тройной связи. Далее учитель показывает лабораторную работу «Взаимодействие бензола с бромной водой и перманганатом калия» (диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 кл.»). Изменение окраски не происходит. Ученики делают вывод о том, что в молекуле бензола нет кратных связей. После этого вывода учитель организует работу ребят с учебником( стр.97-98), изучают один из способов получения бензола             ( работа Н.Д.Зелинского). Далее   обучающиеся знакомятся с работами учёных Ф.А.Кекуле и Л.Полинга, изучают электронное строение молекулы бензола ( рис 30-31   стр 98, демонстрация портретов великих учёных) (Можно рассказать учащимся про сон Кекуле «…атомы углерода и водорода принялись танцевать перед глазами. Длинные нити сближались и свёртывались в трубку, напоминая двух змей. И вот одна из них вцепилась в собственный хвост, продолжая насмешливо крутиться перед глазами…»)

Учитель: Электронное строение бензола объясняет загадки молекулы бензола (подводит учащихся к выводам):

  1. благодаря сопряжению электронная плотность в бензольном кольце выравнивается, расстояние между атомами углерода одинаковые;
  2. благодаря сопряжению молекула бензола становится более устойчивой, связь между атомами углерода в бензольном кольце значительно прочнее;
  3. бензол стоек к действию окислителей, реакции присоединения затруднены. (реакции присоединения (галогенирование и гидрирование) учитель записывает на доске стр 101 и сопровождает рассказ показом видеосюжета« Ароматические  УВ»)

Учитель: Наверное, вы догадались, что бензол не единственное в своём роде соединение, он первый представитель ряда сходных по строению углеводородов(гомологов), называемых общим термином ароматические углеводороды. Откуда у целого класса органических веществ такое название? Ещё до открытия бензола были выделены многие природные вещества, обладающие приятным запахом. Арены стали называть ароматическими соединениями после того, как было выяснено, что эти и некоторые приятно пахнущие соединения содержат бензольный цикл. Так что же такое -ароматические углеводороды? (учащиеся самостоятельно формулируют определение   (стр 99) данного класса органических веществ и записывают определение в химические словарики)

Закрепление изученного материала( 10 мин)

Учитель: А теперь подведём итоги. ( фронтальный опрос класса)

  1. Дайте определение аренам
  2. Назовите общую формулу углеводородов ряда бензола
  3. Благодаря чему молекула бензола становится устойчивой?
  4. Какими свойствами обладает бензол?

В завершении урока ребята решают тесты на странице 105 задание №4, №5

Итог урока( 3 мин)

Учитель подводит итоги урока, выставляет и комментирует  оценки , задаёт домашнее задание по вариантам I- №8 стр. 105, I I - №9 стр. 105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по органической химии Получение, свойства и применение алканов

В данном материале изучаются способы получения предельных углеводородов, их физические и химические свойства, а также области применения алканов на основе их свойств...

Разработка урока по химии "Получение, свойства и применение углеводородов"

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Устанавливаются связи между строением и свойствами органических веществ на примере углеводородов, выясняются причины многообразия органических в...

Разработка урока по теме "Алкены. Получение, химические свойства и применение алкенов".

Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения алкенов, химические свойства алкенов, реакции полимеризации....

Урок по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"

На данном уроке обучающиеся, работая в группах, рассматривают различные способы получения алкенов, знакомятся с их физическими и химическими свойствами, применением с помощью различных источников инфо...

Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.

Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....

Презентация -урок по теме "Получение, химические свойства и применение водорода"

Краткое и наглядное представление материала по теме урока - Получение, химические свойства и применение водорода...