обобщающий урок по теме "Углеводороды"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Гольденберг Лариса Арнольдовна

Урок в 10 классе. Урок-беседа, работа в парах постоянного состава, самостоятельная работа с текстом учебника, обобщение материала, который, на мой взгляд, является базовым для понимания органической химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uglevodorody.ppt565.5 КБ
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Углеводороды О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог – изобретатель… А.С.Пушкин

Слайд 2

Многообразие углеводородов объясняется несколькими факторами: гомология – основа классификации C x H y циклические ациклические циклоалканы арены предельные непредельные алканы алкены алкины алкадиены

Слайд 3

формула название классифи кация

Слайд 4

гибридизация атома углерода sp 3 sp 2 sp алк ан ы алк ен ы алк ин ы циклоалк ан ы алка диен ы арены

Слайд 5

связи между атомами углерода могут быть: одинарные кратные ароматические двойные тройные Характерис-тики связи С - С С = С С С С … С Тип гибри- дизации Длина связи, нм Валентный угол Характер перекрывания эл.облаков

Слайд 6

изомерия структурная пространственная углеродной цепи (углеродного скелета) между классами положения кратной связи заместителей геометрическая (цис-транс) оптическая

Слайд 7

Физические свойства углеводородов Агрегатное состояние при н.у. газы – С 1-4 ж. – С 5-15 тв. – С 15 … Растворимость а)в воде б)друг в друге бесцветные Запах у ж .

Слайд 8

Химические свойства углеводородов Тип реакции алканы (циклоалканы) алкены (алкадиены) алкины арены горение окисление а) Br 2 /H 2 O б) KMnO 4 замещение присоединение

Слайд 12

Генетическая связь углеводородов непредельные предельные ароматические циклопарафины 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 13

Привести примеры, подтверждающие возможность превращения углеводородов а) CH 4 б) C 2 H 6 H 2 в) C 8 H 18 C 4 H 8 + C 4 H 10 CH CH + 2H 2 CH 2 = CH 2 + H 2 C 5 H 12 1,5-дихлор цикло пентан пентан

Слайд 14

а) н-гексан бензол б) н-гептан толуол а) C 2 H 2 б) 6,7

Слайд 15

Спасибо за внимание! Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Углеводороды»

10 класс

Программа Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман. 2 час./нед.

Цель урока: показать причины многообразия углеводородов и пути их возможных превращений.

Задачи урока:

  1. Обобщение сведений о самом большом классе веществ
  2. Доказать зависимость свойств веществ от их состава и строения
  3. Развитие умения анализировать, сравнивать
  4. Развитие навыков коммуникативной культуры

Оборудование:

  1. Презентация «Углеводороды»
  2. Цветков Л.А. Органическая химия. 10-11 класс. М., «Владос»
  3. Дидактическая таблица

Литература:

  1. И.В.Маркина. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль: Академия развития, 2008
  2. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы. Под ред.Ю.Н.Кукушкина. М., «Высшая школа», 1993
  3. А.А.Карцова. Покорение вещества. Органическая химия. СПб, Химиздат, 1997
  4. М.Фримантл. Химия в действии. М., «Мир», 1991
  5. И.М.Титова. Малый химический тренажер. Комплект дидактических материалов, 8-11 класс. Вентана-Граф, 2006
  6. Л.А.Цветков. Органическая химия. 10-11 класс. Владос, 1998

Вопросы к заданиям:

  1. гомология
  1. общие формулы гомологических рядов
  2. другие названия классов веществ
  3. исчерпывается ли этими рядами вся палитра известных углеводородов? (примеры – стирол, винилацетилен, циклогексен)

  1. типы гибридизации
  1. определить тип гибридизации атомов углерода в пропене

  1. характер связи
  1. как зависит тип реакции от вида связи?
  1. изомерия
  1. составить из букв слова «колба» другое слово (бокал) и «бром» (ромб)

  1. физические свойства
  1. в каких гомологических рядах нет газообразных веществ при  н.у.?
  2. температура кипения (плавления) зависит не только от числа атомов углерода, но и от … (линейное, разветвленное) – стр.

  1. химические свойства
  1. почему объединены группы алканы (циклоалканы) и т.п.
  2. почему выделяется копоть при горении?

[матрица урока]

Этап урока

Содержание (дидактическая единица урока)

время

Вид деятельности

Комментарии,

примечания

учителя

ученика

Организацион-

ный момент

Целеполагание

Способ работы (пары постоянного состава)

Оборудование

2 мин.

рассказ

Подготовка к уроку (тетрадь, учебник и т.п.)

Дидактический               материал

Выяснение причин многообразия углеводородов:

1. гомология

Схема классификации

10 мин.

Беседа, вопросы

Работа в парах: общие формулы гом.рядов, примеры веществ

2. Строение атома углерода

Типы гибридизации

2-3 мин.

вопросы

Работа в парах: классы веществ

3. Характер связи между атомами углерода

σ и π связи

5-7 мин.

Заполнение таблицы (в парах)

4. Изомерия

Виды изомерии (схема)

5-7

беседа

Примеры – д/з

Физические свойства

Общее и различное

2 мин.

Беседа

Химические свойства

Типы реакций

10 мин.

Видеоопыты

вопросы

Заполнение табл. (в парах)

Генетическая связь углеводородов

Схема превращений

5 мин.

Иллюстрация превращения конкретными примерами

Уравнение реакций – д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....