по теме «АММИАК»
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Цели урока.

Образовательные: рассмотреть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь. Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака (на их примере с водородной связью), собиранием, распознаванием и химическими свойствами аммиака (и на их примере с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи).

Развивающие: развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса уравнений реакций; интерес к предмету, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту

Воспитательные: формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой; провести профориентационную работу.

Оборудование: на столах учащихся оборудование для химического эксперимента аммиачная вода, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, фенолфталеин, лакмусовая бумажка, прибор для получения газов, стеклянные палочки, соляная кислота конц.); компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_ammiak.doc116 КБ
Office presentation icon urok_po_teme_ammiak.ppt2.86 МБ
Файл urok_po_teme_ammiak.docx144.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

УРОК ПО ТЕМЕ «АММИАК»

Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

Цели урока.

Образовательные: рассмотреть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь. Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака (на их примере с водородной связью), собиранием, распознаванием и химическими свойствами аммиака (и на их примере с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи).

Развивающие: развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса уравнений реакций; интерес к предмету, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту

Воспитательные: формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой; провести профориентационную работу.

Оборудование: на столах учащихся оборудование для химического эксперимента аммиачная вода, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, фенолфталеин, лакмусовая бумажка, прибор для получения газов, стеклянные палочки, соляная кислота конц.); компьютерная презентация.

Ход урока (презентация)

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с аммиаком и изучим его свойства согласно плану.  (В ходе урока используются различные формы: компьютерная презентация, работа с учебной литературой, демонстрационные опыты).

2. Изучение нового материала.

План  (слайд №2)

1. Состав молекулы аммиака

2. Строение молекулы аммиака

3. Водородная связь

4. Физические свойства аммиака

5. Химические свойства аммиака

а) аммиак-комплексообразователь.

б) аммиак-восстановитель

6. Получение аммиака

7. Применение аммиака

8. Закрепление

9. Домашнее задание

1. Состав молекулы аммиака

Учитель начинает свой рассказ об аммиаке с обращения внимания на несоответствие написания химической формулы аммиака принятым правилам степени окисления.

  1. запишите молекулярную формулу аммиака;
  2. укажите степень окисления элементов;
  3. дайте химически верное название и запись формулы аммиака.

NH= H+1N-3 нитрид водорода (слайд № 3)

2. Строение молекулы аммиака

Учащиеся представляют схему образования химической связи в молекуле.

  1. запишите молекулярную, электронную, структурную формулы молекулы аммиака.
  2. укажите вид химической связи в молекуле и способы образования,
  3. укажите смещение электронной плотности к более электроотрицательному элементу.

NH- молекулярная формула

ковалентная полярная связь, одинарная, по обменному механизму.

 электронная формула (слайд № 4)

3. Водородная связь

Учитель акцентирует внимание ребят на неподеленной электронной паре атома азота, сдвиге электронной плотности в сторону гораздо более электроотрицательного атома азота и возникновении в молекуле аммиака на атоме азота частично отрицательного заряда, а на атоме водорода частично положительного.

структурная формула (слайд № 5)

Учитель знакомит учащихся с новым для них видом химической связи – водородной связью, которая возникает между молекулами аммиака.

Отметьте особенности водородной связи:

1) между какими атомами возникает связь;

2) силу связи по сравнению с другими видами связи;

3) условное обозначению водородной связи;

4) следствие образования водородной связи в соединении.

Водородной называется связь между атомами водорода и атомами очень ЭО элементов, имеющих свободные электронные пары;

  1. слабее ковалентной связи в 10 – 20 раз;
  2. условно обозначается тремя точками;
  3. вещества с водородной связью обладают хорошей растворимостью в воде, повышается их температура кипения и плавления. (слайд № 6)

4. Получение аммиака

В промышленности аммиак получают прямым синтезом из простых веществ – азота и водорода. Реакция идет только в присутствии катализатора, при температуре 500 С0 и повышенном давлении.

Запишите уравнение реакции получение аммиака:

а) в промышленности

Дайте классификацию реакции по всем известным признакам и предложите оптимальные условия проведения реакции. Ответ: Реакция соединения, экзотермическая, гомогенная, обратимая, окислительно-восстановительная, каталитическая.

 (слайд № 7)

б) в лаборатории

Для получения аммиака мы возьмем вещество которое находится в черном ящике. Прослушайте сообщение о данном веществе и попытайтесь отгадать, что это за вещество..

В черном ящике находится вещество, которое арабские алхимики получали из оазиса Амона, расположенного в пустыне Сахара. Это бесцветное кристаллическое вещество, которое они называли «нушадир». При растирании нушадира с гашеной известью и нагревании смеси выделялся газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде. Алхимики заметили, что водный раствор этого газа, находясь рядом с соляной кислотой, начинал «дымить» и с течением времени все стеклянные сосуды рядом с ним покрывались белым налетом. Алхимики отметили и еще кое-что: когда раствор неизвестного газа добавляли к водному раствору медного купороса, то голубая окраска последнего становится интенсивно синей. Как объяснить эти явления? Запишите уравнения реакций и укажите их тип?

Ответ: (во время обсуждения идет презентация демонстрирующая опыты: «дым без огня», взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом кальция, растворение аммиака в воде, «голубые цветы») В ящике соль хлорид аммония. «Нашадир»-это нашатырь (хлорид аммония), продукт естественного разложения мочи и испражнений верблюдов, караваны которых столетиями проходили через оазис.

                     Пполучение аммиака

При взаимодействии NH4Cl с гашеной известью- гидроксидом кальция Ca(OH)2 выделялся аммиак NH3

2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2 NH3 + CaCl2 +2H2O

Собирание - в перевернутую кверху дном пробирку.

Распознавание аммиака:

а) по запаху;

б) по посинению влажной лакмусовой бумажки

в) по появлению белого дыма от поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl (конц.)

5. Физические свойства аммиака

С физическими свойствами аммиака учитель предлагает познакомиться учащимся самостоятельно по учебнику.

  • изучите физические свойства аммиака по учебнику;
  • рассчитайте его плотность по воздуху Dвозд = 29/МNН3;
  • предложите способ собирания газа в лабораторных условиях.

NH– газ без цвета, с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, при охлаждении до -33,6оС он сжижается, а при температуре -77,8оС превращается в твердое белое вещество, хорошо растворим в воде. (слайд №8 )

Учитель разъясняет ребятам, что поскольку аммиак легче воздуха, то при выделении он будет улетать вверх. Поэтому, для того чтобы собрать аммиак, пробирку необходимо держать перевернутой дном.

6. Химические свойства аммиака

выполнение опыта

Учащиеся делают вывод, что при растворении аммиака в воде образовалась щелочь, т.к. фенолфталеин окрасился в малиновый цвет.

NH3 + H2O <—> NH3 * H2O <—> NH4+ + OH(слайд № 9)

Учитель демонстрирует учащимся аммиачную воду (25% раствор аммиака) и нашатырный спирт (10% раствор аммиака). Напоминает, как правильно обращаться с растворами сильно пахнущих веществ.

 Ввзаимодействие с хлороводородом

  1. Запишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой:
  2. аммиак + соляная кислота = хлорид аммония,
  3. Рассмотрите механизм реакции.
  4. Отметьте образование ковалентной полярной связи по донорно-акцепторному механизму (по учебнику)
  5. Взаимодействие с другими кислотами

Ггорение аммиака

б) Аммиак – восстановитель (в реакциях окисления).

  1. Запишите уравнение реакции горение аммиака:

аммиак + кислород = азот + вода

  1. Составьте электронный баланс к этому уравнению.

1) Окисление аммиака без катализатора. 

2) Окисление аммиака в присутствии катализатора

Запишите уравнение реакции каталитического окисления аммиака:

аммиак + кислород = оксид азота (II) + вода.

Составьте электронный баланс к этому уравнению.

7. Применение аммиака

Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с применением аммиака по схеме в учебнике.

Применение:

1) в холодильных установках;

2) в медицине и быту;

3) для производства азотной кислоты, солей аммония;

4) как удобрение (слайд № 11)

Растворы аммиака широко используются в медицине. Разведенный раствор аммиака, издавна называемый нашатырным спиртом, дают нюхать при обморочных состояниях и алкогольном опьянении; при этом происходит рефлекторное возбуждение сердечной деятельности и центра дыхания. При тяжелом алкогольном отравлении практикуют прием внутрь слабых растворов аммиака (3 капли на полстакана).

Более слабые растворы аммиака дают отхаркивающий эффект (нашатырно-анисовые капли).

Местнораздражающее действие аммиака используют для приготовления препаратов, применяемых как отвлекающие средства (при артритах, невралгиях и т.п.).

Хлористый аммоний – белый кристаллический порошок. Слегка гигроскопичен. Имеет солоноватый вкус, легко растворим в воде. Применяется в качестве диуретического и отхаркивающего средства.

8. Закрепление.

Для закрепления предлагается решить фронтально ряд задач:

1) Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 2 моль аммиака с соляной кислотой?

2) Какой объем кислорода потребуется для сжигания 6,8 г. аммиака?

9. Домашнее задание

Повторить конспект


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок подготовила учитель химии МБОУ ООШ №81 Ицкович Т.Я.

Слайд 2

План Состав и строение аммиака Получение аммиака Физические свойства аммиака Химические свойства аммиака Применение аммиака

Слайд 4

NH3 молекулярная формула N электронная формула структурная формула H H H

Слайд 7

кат

Слайд 8

Физические свойства , Г, Ж, Т, Ц NH3 Ткип = - 33,4 С Тпл = - 77,7 С 0 0 Запах – резкий Р – высокая 1V : 700V

Слайд 9

Химические свойства аммиака Запишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой: аммиак + соляная кислота = хлорид аммония, 1. Горение аммиака (при нагревании) 4 NH 3 + 3 O 2 → 2 N 2 + 6 H 2 0 2. Каталитическое окисление амииака (катализатор Pt – Rh , температура) 4 NH 3 + 5 O 2 → 4 NO + 6 H 2 O

Слайд 10

В растворе аммиака фенофталеин - малиновый

Слайд 11

Механизм реакции

Слайд 12

NH3 в медицине и быту Синтез солей аммония Производство удобрений Синтез азотной кислоты В холодильных установках



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

Цели урока 

Образовательные: рассмотреть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь. Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака (на их примере с водородной связью), собиранием, распознаванием и химическими свойствами аммиака (и на их примере с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи).

Развивающие: развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса уравнений реакций; интерес к предмету, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту

Воспитательные: формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой; провести профориентационную работу.

Оборудование: на столах учащихся оборудование для химического эксперимента аммиачная вода, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, фенолфталеин, лакмусовая бумажка, прибор для получения газов, стеклянные палочки, соляная кислота конц.); компьютерная презентация.

Ход урока (презентация)

1. Организационный момент урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с аммиаком и изучим его свойства согласно плану.  (В ходе урока используются различные формы: компьютерная презентация, работа с учебной литературой, демонстрационные опыты

2. Изучение нового материала.

Аммиак – NH3 План  (слайд №2)

1. Состав молекулы аммиака

2. Строение молекулы аммиака

3. Водородная связь

4. Физические свойства аммиака

5. Химические свойства аммиака

а) аммиак-комплексообразователь.

б) аммиак-восстановитель

6. Получение аммиака

7. Применение аммиака

8. Закрепление

9. Домашнее задание

Аммиак (в европейских языках его название звучит как «аммониак») своим названием обязан оазису Аммона в Северной Африке, расположенному на перекрестке караванных путей. В жарком климате мочевина (NH2)2CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных, разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан. Так называли людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH4Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

  1. 1. Строение молекулы дайте химически верное название и запись формулы аммиака.

NH= H+1N-3 нитрид водорода (слайд № 3)

                               

электронная формула (слайд № 4)

  1. Три неспаренных  p-электрона атома азота участвуют в образовании полярных ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N−H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой, она может образовать донорно-акцепторную связь с ионом водорода, образуя ион аммония NH4+. 

2. Физические свойства

С физическими свойствами аммиака предлагаю познакомиться учащимся самостоятельно по учебнику.

  • изучите физические свойства аммиака по учебнику;
  • рассчитайте его плотность по воздуху Dвозд = 29/МNН3;
  • предложите способ собирания газа в лабораторных условиях.

NH– газ без цвета, с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, при охлаждении до -33,6оС он сжижается, а при температуре -77,8оС превращается в твердое белое вещество, хорошо растворим в воде. (слайд №8  

 Разъясняю ребятам, что поскольку аммиак легче воздуха, то при выделении он будет улетать вверх. Поэтому, для того чтобы собрать аммиак, пробирку необходимо держать перевернутой дном.

. Растворимость NH3 в воде чрезвычайно велика — около 1200 объёмов (при 0 °C) или 700 объёмов (при 20 °C) в объёме воды.

3. Получение аммиака

В лаборатории

В промышленности

Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония:

NH4Cl + NaOH = NH3↑ + NaCl + H2O

(NH4)2SO4 + Ca(OH)2 = 2NH3↑ + CaSO4 + 2H2O

Внимание! Гидроксид аммония неустойчивое основание, разлагается:NH4OH ↔ NH3↑ + H2O

При получении аммиака держите пробирку - приёмник дном кверху, так как аммиак легче воздуха:

Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота:

N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) + 45,9  кДж

Условия:

катализатор – пористое железо

температура – 450 – 500 ˚С

давление – 25 – 30 МПа

Это так называемый процесс Габера (немецкий физик, разработал физико-химические основы метода). Распознавание аммиака:

а) по запаху;

б) по посинению влажной лакмусовой бумажки

в) по появлению белого дыма от поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl (конц.)

 

4. Химические свойства аммиака(слайд № 10)

Для аммиака характерны реакции:

  1. с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления)
  2. без изменения степени окисления атома азота (присоединение)

 

Реакции с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления)

N-3 → N0 → N+2 

NH3 – сильный восстановитель.

с кислородом

 1. Горение аммиака (при нагревании)

 4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H20

 

2. Каталитическое окисление амииака (катализатор Pt – Rh, температура)

4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O

с оксидами металлов

 

2 NH3  + 3CuO = 3Cu + N+ 3 H2O

 

с сильными окислителями

 

2NH3 + 3Cl2 = N2 + 6HCl (при нагревании)

 

аммиак – непрочное соединение, при нагревании разлагается

 

2NH3↔ N2 + 3H2

 

 

Реакции без изменения степени окисления атома азота (присоединение - Образование иона аммония NH4+ по донорно-акцепторному механизму)

 

 

5. Применение аммиака

По объемам производства аммиак занимает одно из первых мест; ежегодно во всем мире получают около 100 миллионов тонн этого соединения. Аммиак выпускается в жидком виде или в виде водного раствора – аммиачной воды, которая обычно содержит 25% NH3. Огромные количества аммиака далее используются для получения азотной кислоты, которая идет на производство удобрений и множества других продуктов. Аммиачную воду применяют также непосредственно в виде удобрения, а иногда поля поливают из цистерн непосредственно жидким аммиаком. Из аммиака получают различные соли аммония, мочевину, уротропин. Его применяют также в качестве дешевого хладагента в промышленных холодильных установках.

Аммиак используется также для получения синтетических волокон, например, нейлона и капрона. В легкой промышленности он используется при очистке и крашении хлопка, шерсти и шелка. В нефтехимической промышленности аммиак используют для нейтрализации кислотных отходов, а в производстве природного каучука аммиак помогает сохранить латекс в процессе его перевозки от плантации до завода. Аммиак используется также при производстве соды по методу Сольве. В сталелитейной промышленности аммиак используют для азотирования – насыщения поверхностных слоев стали азотом, что значительно увеличивает ее твердость.

Медики используют водные растворы аммиака (нашатырный спирт) в повседневной практике: ватка, смоченная в нашатырном спирте, выводит человека из обморочного состояния. Для человека аммиак в такой дозе не опасен.

 3. Закрепление изученного материала

№1. Осуществить превращения по схеме:

а) Азот→ Аммиак → Оксид азота (II)

б) Нитрат аммония → Аммиак → Азот

в) Аммиак → Хлорид аммония → Аммиак → Сульфат аммония

Для ОВР составить е-баланс, для РИО полные, ионные уравнения.

   №2. Напишите четыре уравнения химических реакций, в результате   которых образуется аммиак.

4. Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему "Аммиак"

Конспект урока, презентация, инструктивные карточки к лабораторным работам, к сожалению видеоролики не вошли в архив, но их скачать можно здесьhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bc...

Открытый урок по теме: Аммиак

Открытый урок по химии для 9 класса "Аммиак"...

Разработка урока по теме"Аммиак"

Спецификой  данного урока является использование ИКТ в форме презентации. Цель: формирование знаний учащихся об аммиаке, а на их основе предметных навыков и умений, с использованием са...

урок химии в 9 классе по теме "Аммиак"

Конспект урока с мультимедийной презентацией, направлен на изучение основных свойств аммиака. Учебник О.С. Габриелян "Химия 9" ...

разработка урока по химии по теме "Аммиак"

Наименование учебно-методической разработки по химии с презентацией в 9 классе:«Аммиак» 2. Предмет: Химия 3. Цель, задачи разработки:Цель: изучить строение, свойства, получение и приме...

урок по химии в 9 классе по теме: "Аммиак"

В основу построения данного урока положен личностно — деятельностный подход. В качестве метода был выбран частично - поисковый метод, который наилучшим образом способствуют реализации главной за...

Урок в 9 классе. Тема: Аммиак

В архиве помещены материалы для проведения урока по теме Аммиак. Презентация, план урока, приложение и видеофрагмент, который является частью презентации....