Изучаем гидролиз солей ТОГИС
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Рябинина Оксана Александровна

Эта задача по ТОГИС технологии была напечатана в журнале "Педагогические технологии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_gidroliz_soley_togis.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Изучаем гидролиз солей.

Имя задачи: Гидролиз солей.

Автор: Рябинина Оксана Александровна,учитель химии Центра образования № 1474 г. Москвы.

Предмет: Химия.

Класс: 9.

Тема: Гидролиз.

Профиль: Гимназический.

Уровень: Общий

Текст задачи.

Соли, являются продуктами взаимодействия кислоты и основания и можно предположить,что их растворы имеют  нейтральную среду. Однако,оказывается, что соль, состава AlCl3, в водном растворе показывает себя, как кислота, соль Na2CO3 - как щелочь, а раствор соли NaCl дает нейтральную реакцию! Выясните, что с ними происходит в водной среде, запишите необходимые реакции. Проделайте лабораторные опыты.

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники.

Книги:

Рудзитис  Г.Е. Химия. 9 класс. М.: Просвещение,2009.

    Химическая энциклопедия. Том 1.М: Cоветская энциклопедия,1988.

   

      Компакт-диски:

   Химический эксперимент в 8-9 классах. Под ред.С.С. Бердоносова., А.И.Жирова.

Web-сайты:

http://him.1september.ru/2004/08/21.htm

http://www.alhimikov.net

http://hydorlysis.narod.ru/pages/teoria.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/

        http://bse.sci-lib.com/article010250.html

http://festival.1september.ru:8080/articles/560840/

       http://college5.msk.ru/stud/inform_resyrs/him/ximia_n.html

Культурный образец

Кузнецова Л.М. Химия. 9 класс. М.: Мнемозина,2006.

http://chemworld.narod.ru/museum/arrenius.html

http://reslib.com/book/Obschaya_himiya

http://www.alhimik.ru/protolis/glava1.htm

http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/nobel/1903-Arrhenius.html

http://www.it-n.ru/board.aspx

Гидролиз солей.

   

      Представления о кислотах и основаниях существуют более трехсот столетий, но до сих пор нет единого определения этих понятий. Первым приближением к современным взглядам на кислоты и основания была теория Аррениуса, выдвинутая им в 1887 году, вытекающая из его теории электролитической диссоциации. Аррениус объснял появление ионов в водном растворе (или расплаве) распадом растворенных веществ- электролитов. Этот процесс распада  был назван электролитической диссоциацией.

   В дальнейшем на ряде примеров Аррениус убедительно подтвердил положения теории - обнаружил экзотермический характер диссоциации электролитов, разработал теорию гидролиза солей.

  Долгое время положения этой теории трактовались многими химиками неправильно - отождествлялись атомы и ионы. В длительной борьбе Аррениусу, Вант-Гоффу и Оствальду удалось доказать правильность ее фундаментальных положений. На основе этой теории был изложен курс аналитической химии, создана теория кислот и оснований. В первой четверти XX в. началось интенсивное развитие теории сильных электролитов. Теория Аррениуса получила признание во всем научном мире.

     Водные растворы солей имеют разные значения pH и различные типы сред – кислотную, щелочную, нейтральную. Это объясняется тем, что соли в водных растворах могут подвергаться гидролизу. (Слайд №2)

   Гидролиз (от греч. «гидро» – вода и «лизис» – разложение)- это разложение водой. Реакции обмена между солями и водой относят к реакциям гидролиза.

  Любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. Например, соль Na2CO3 образована сильным основанием NaOH и слабой кислотой H2CO 3 .

    Соль- сильный электролит, поэтому в растворе находится в виде ионов:

                                      Na2CO3 = 2Na+ + CO32-

   Каждый из ионов окружен гидратной оболочкой. Молекулы воды этой оболочки не могут не испытывать влияния на них заряда гидротируемого иона: связи  О-Н в молекулах воды поляризуются под действием зарядов ионов, в результате чего ослабевают. В некоторых случаях это приводит к их разрыву.

  Карбонат-ион является кислотным остатком слабой кислоты, которая характеризуется прчностью связи атомов водорода с кислотным остатком. Поэтому анион CO32- сильно притягивает атом водорода молекулы воды:

                     

                            CO32-...H...O-H <=> HCO3- + O-H-

   Между карбонат-ионом и атомами водорода молекулы воды возникают водородные связи. Это приводит к ослаблению связи H..O-H. В некоторых молекулах связь разрывается. В результате образуется гидрокарбонат- ион, а молекула воды превращается в гидроксид-ион.Образующиеся ионы при столкновении взаимодействуют друг с другом, поэтому процесс происходит обратимо.Гидроксид-ионы, возникающие в результате этого процесса , изменяют окраску фенолфталеина.

 Могут ли ионы Na+ взаимодействовать с молекулами воды? Допустим,

                             

                                Na+ + HOH <=> NaOH + H+

 Но при этом образуется сильный электролит.

Может ли гидролиз продолжаться дальше? В направлении

 

                              HCO3- + HOH <=> H2CO3 + OH-

это маловероятно, потому что увеличение концентрации гидроксид-ионов неминуемо приведет к взаимодействию с образовавшейся кислотой (принцип Ле Шателье). Следовательно, в системе устанавливается динамическое равновесие:

                           

                          CO32- + HOH <=> HCO3- + OH-

              2Na+ + CO32- + HOH <=> 2Na+ + HCO3- + OH-

     Таким образом, молекулы воды разрушаются не всегда. Свойством разрушать молекулы воды обладают ионы слабых электролитов —  слабых кислот и слабых оснований. В состав карбоната натрия входят ион натрия — ион сильного основания  и  карбонат-ион — ион слабой кислоты.Поэтому взаимодействие этой соли с водой происходит за счет аниона.  Весь процесс:

                     

                        Na2CO3 + HOH <=> NaHCO3 + NaOН

Равновесие этого процесса сильно смещено в сторону образования исходных веществ. В растворе находится смесь ионов: карбонат-ионы,ионы натрия, в небольшом количестве гидрокарбонат-ионы и гидроксид-ионы.

                         

    Итак, соли, образованные катионом сильного основания и анионом слабой кислоты, подвергаются гидролизу по аниону,так как анион слабой кислоты, связывая ион водорода, вызывает сдвиг равновесия воды в сторону образования гидроксид-ионов, от которых среда приобретает щелочную среду, т.е.

                                 

                                     [OH-] > [H+]

  Соль AlCl3 образована  слабым основанием и сильной кислотой.

Соль- сильный электролит,в растворе содержится в виде ионов:

                           

                                 AlCl3 = Al3+ + Cl -

    Образовавшиеся ионы окружены гидратной оболочкой,в которой происходят изменения. Теперь мы знаем, что молекула воды разрушается под действием слабого электролита. В даной соли анион является ионом сильной кислоты Hсl. Поэтому хлорид-ион не разрушает воду. Допустим,

                         

                           Cl- + HOH <=> HCl + OH-

   

    Но эта гипотеза лишена смысла,так как сильный электролит не может в растворе содержаться в виде молекул. Тогда гидратированные ионы алюминия сильно взаимодействуют с молекулами воды и разрушают одну из них

                          

                             Al3+ + HO - H <=> (AlOH)2+ + H+

 

 Ион алюминия своим положительным зарядом оттягивает электронную плотность от кислорода молекулы воды. При этом в молекуле воды связи расслабляются и она может разрушиться.        Образуется малодиссоциирующий ион (AlOH)2+,прочно удерживающий гидроксид-ион. От молекулы воды остается ион водорода, под его воздействием индикатор метилоранж изменяет окраску на розовую. Среда кислая: [H+] > [OH-] .

      Может ли гидролиз продолжаться дальше с образованием основания Al(OH)3? Нет, потому что будут накапливаться ионы водорода, которые сдвинут равновесие в сторону обратной реакции. В итоге,

       

                          Al3+ + НОН <=> AlOH2+ + Н+,

               Al3+ + 3Cl + HOH <=> AlОH2+ + 3Cl + H+,

                           AlCl3 + HOH<=>AlOHCl2 + HCl

Реакция осуществляется за счет катиона,в момент равновесия в растворе преобладают ионы алюминия,хлорид-ионы, а также ионы

AlОH2+ и Н+ в небольшом количестве.

Итак, соли, образованные катионами слабого основания и анионами сильной кислоты,подвергаются гидролизу, так как катионы слабого основания вызывают сдвиг равновесия воды в сторону образования катионов водорода, от которых среда приобретает кислую среду

                                         [H+] > [OH-]                          

Из данной системы возможен частичный уход продуктов взаимодействия. Как правило, растворимость основных солей значительно меньшая, чем средних, а вероятность их образования в данной системе большая.

Соль NaCl образована катионами сильного основания и  анионами сильной кислоты, следовательно, гидролизу не подвергается, в растворе сохраняется равновесие. Среда нейтральная:

                                        [H+] = [OH-]

Методический комментарий.

В данной задаче необходимо использование лабораторных опытов. Для этого на отдельном столе выставлены растворы солей, штативы с пробирками, индикаторы. Поощряется, если учащиеся ссылаются в своих докладах на проделанные опыты.

Домашнее задание: учебник Рудзитиса  Г.Е. Химия. 9 класс.Стр. 20-21

                       Письменно: стр. 20 вопрос № 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Гидролиз солей"

Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Гидролиз солей. 11 класс.

Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...

Гидролиз солей

Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент.  Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...

Химические свойства солей как электролитов. Гидролиз солей

урок проведён по технологии исследовательской деятельности учащихся, постановки проблемы с использованием ИКТ-технологий по программе и учебнику О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков «Химия...