"Мир запахов" (урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры")
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Урок с элементами проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_sosh_13_marygina_e.a._novokuznetsk.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

"Мир запахов"

 Урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры"

(Творческая лаборатория)

Используемые технологии: проектная деятельность

Автор: Марыгина Елена Александровна,

учитель химии высшей квалификационной категории.

Новокузнецк 2013

"Мир запахов"

 Урок химии в 10-м классе по теме "Сложные эфиры"

Цели урока: 

  1. Рассмотреть простейшие по составу и строению сложные эфиры, суть реакции  этерификации.
  2. Создание условий для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
  3. Формирование опыта творческой деятельности, опыта общения.
  4. Развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
  5. Развитие социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с историей, биологией, медициной, литературой.

Форма организации познавательной деятельности – групповая работа. Обучающиеся разделены на группы.

Реактивы и оборудование к уроку: (этиловый и изоамиловый спирт, органические кислоты, масляная, муравьиная, уксусная, концентрированная серная кислота, штативы для пробирок, пробирки с пробками), слайды к уроку.

Дополнительная выставка парфюмерной продукции: мыло разных видов, духи и одеколоны, лосьоны, лаки, свежие фрукты: лимон, апельсин, мандарин, персиковое и эвкалиптовое масла.

Ход урока:

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель обращает внимание учащихся на выставку, парфюмерной продукции, фруктов, эфирных масел и называет тему урока «сложные эфиры» (Слайд 1).

Учитель читает: Среди всех человеческих ощущений нет ощущения более загадочного, неуловимо ускользающего, чем обоняние. Что может быть приятнее, чем аромат свежеиспеченной булочки?.. А магический аромат молотого кофе?.. Как же это волшебно ощущать – нежный, немного пряный запах корицы, ванили… Запахи бывают самые разнообразные – от аромата пролитого на ковер красного вина и табачного дыма, до запаха дымящегося риса и аромата солнца. (Слайд 2-7).

Предлагается обучающимся установить связь между выставкой, прочитанным текстом и темой урока.

Обучающиеся формулируют тему и записывают её в тетрадь.

Учитель: просит обучающихся по группам обсудить и закончить фразу “Запах – это…. (Слайд 8).

Заслушиваются мнения всех групп, без исправления и комментария.

Понятие «запаха» из викисловаря  - на слайде 9:

  1. Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей.  (Викисловарь).
  2. Запах – это свойство вещества, которое распознается обонянием и используется для гигиенической оценки окружающей среды и пищи.

Учитель: Сегодня мы составим коллекцию запахов сложных эфиров. А что называют коллекцией?

Заслушиваются ответы обучающихся.

Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. (Слайд 10).

Вопросы учителя:

А вы что - нибудь коллекционировали?

А что нужно для составления коллекции?

Ответы обучающихся:

1. Знать, что будет входить в коллекцию.

2. Признак, по которому будет составляться коллекция.

3. Сопроводительный лист в коллекции (что входит).

4. Год составления.

5. Автор – составитель.

6. Название самой коллекции. (Слайд 11).

Обучающиеся придумывают название проекта: «Мир запахов».

II. Учебно-информационный этап.

Для изучения данного класса соединений учитель предлагает обучающимся вспомнить классы “Спирты” и “Карбоновые кислоты”.

Проводится беседа по вопросам:

В результате взаимодействия каких веществ можно получить сложные эфиры?

Слайд 12 с изображением разных формул веществ. Среди них найти формулы спиртов и карбоновых кислот.

Учитель предлагает учащимся вспомнить реакцию получения сложных эфиров при изучении спиртов и карбоновых кислот.

Реакция этерификации (от латинского слова aether – эфир). (Слайд 13).

Пояснения учителя.

Номенклатура. Названия сложных эфиров происходит от названия предельного углеводородного радикала и названия соответствующей кислоты, в которой окончание - овая заменяется на суффикс – ат.

Предлагается обсудить в группах определение, какие вещества называются сложными эфирами и вывести для них общую формулу.

Слайд 14. Появляется общая формула сложных эфиров:

Сложные эфиры – продукт совместной дегидратации молекулы спирта и молекулы кислоты.

Работа с литературой: физические свойства сложных эфиров?

Физические свойства сложных эфиров (сложные эфиры – жидкости, легче воды, летучие, обладающие приятным запахом в большинстве случаев, t°кип. и t° пл. ниже, чем t°кип. и t°пл. исходных карбоновых кислот, в воде плохо растворимы, за исключением эфиров с меньшим содержанием атомов углерода, хорошо растворимы в спиртах.

Фруктовые эфиры. Характер многих фруктовых запахов, таких, как запахи малины, вишни, винограда и рома, отчасти обусловлены летучими эфирами, например этиловым и изоамиловым эфирами муравьиной, уксусной, масляной и валериановой кислот.

III. Информационно-поисковый этап.

Обучающиеся, используя дополнительные источники информации (работа с интернетом), готовят небольшие сообщения.

Задания по группам:

1 группа – История запахов.

2 группа – Натуральные и синтетические душистые вещества.  

3 группа – Природа запаха.

4 группа – Значение и влияние запахов на нашу жизнь.

5 группа – Классификация запахов.

IV этап – Творческая лаборатория. (Слайд 15).

Учащиеся по группам получают задания синтезировать сложные эфиры и охарактеризовать полученное вещество (структурную формулу, запах, цвет). Составление уравнений реакций получения эфиров согласно инструкции. (Приложение 1).

Таблица 1 – «Сложные эфиры»

Формула

сложного эфира

Название

Аромат

СН3СООС4Н9

Бутилацетат,  бутиловый эфир уксусной кислоты

грушевый

С3Н7СООС2Н5

Этилбутират, этиловый эфир масляной кислоты

ананасовый

CH3COOC2H5

Этилацетат, этиловый эфир уксусной кислоты

сладкий фруктовый

C3H7COOC4H9

Бутилбутарат, бутиловый эфир масляной кислоты

запах ананаса

HCOOC2H5

Этилформиат, этиловый эфир муравьиной кислоты

запах рома

C3H7COOCH2CH2CH(CH3)2

Изоамилбутират, изоамиловый эфир масляной кислоты,

запах груш

Презентация полученных эфиров.

Составление коллекции «Мир запахов», оформление.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Обучающиеся выполняют рефлексивный тест. В случае соглашения с утверждением ставят около него знак “+”.

Рефлексивный тест. 

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над, чем подумать.
  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы.

Учитель читает: Запахи – это целый мир эмоций и настроений. Обратите внимание на них внимание, и ваш мир, станет богаче. Прочувствуйте все запахи, ароматы, с которыми вы сталкиваетесь за день. Однажды овладев человеком, запах может вернуть ему былые ощущения через многие десятилетия. (Слайды 16-27).

Линия жизни любого человека пронизана музыкой ароматов.

Утро – бодрящим запахом мятной пасты и ароматным кофе…

День – таниновой терпкостью бергамотового чая…

Ночь – лавандовой прохладой простынного шелка…

Там, где начинаются ароматы, заканчивается обыденность…, действия приобретают эстетическую глубину и рождается красота.

Домашнее задание: Подготовить сообщение: “Применение сложных эфиров органических кислот”.

Литература

  1. Стикс Вольфган, Вайгершторфер Улла. В царстве запахов: эфирные масла и их действие. - М.: Навеус, 2001.
  2. Химия: проектная деятельность учащихся/авт. сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  4. Боннет, Б. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения/ Б. Боннет и Д. Кин; пер. с англ. Н. Харламовой.- М.: АСТ: Астрель, 2008.
  5. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие/ Е.В. Тяглова. М.: Глобус, 2007.
  6. Wikipedia.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные эфиры и жиры. Открытый урок-исследование по химии для 10 профильного класса

Тип урока:Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок Задачи урока. Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации. Дать понятия...

Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе. ЗАО 1С

В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе....

Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе

В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе....

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...