Повышение познавательной деятельности на уроках химии с применением мультимедийных технологий
методическая разработка по химии на тему

Евсеева Евгения Павловна

Внедрение эффективных способов управления познавательной деятельностью учащихся позволяет интенсифицировать познавательную деятельность, не приводя к повышению интеллектуальной и физической нагрузки на обучаемого и способствующих формированию творческого мышления. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание формируются в деятельности и определяются ею. Память зависит от множества факторов: трудно определить общие закономерности запоминания и эффективно им управлять, но существует множество рекомендаций. Мышление представляющее собой продуктивный процесс, который заключается в образовании субъективно нового знания, никогда не работает по способу слепого, случайного, механического перебора всех или некоторых возможных вариантов решения, всегда хотя бы в минимальной степени существует элемент предвосхищения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение познавательной деятельности на уроках химии с применением

мультимедийных технологий.

Павлова Е.П., учитель химии
МОУ СОШ № 2 г. Олекминска

Олекминск, 2008 г.


Модернизация образования идет в двух направлениях: путем обновления
содержания образования и внедрения эффективных способов управления познавательной
деятельностью учащихся (технологий), позволяющих интенсифицировать познавательную
деятельность, не приводя к повышению интеллектуальной и физической нагрузки на
обучаемого и способствующих формированию творческого мышления.

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение,
забывание формируются в деятельности и определяются ею. Память зависит от множества
факторов: трудно определить общие закономерности запоминания и эффективно им
управлять, но существует множество рекомендаций. Отметим наиболее существенные
моменты и условия, способствующие запоминанию:

  • Легче запоминаются логически связанные и взаимообусловленные данные,
    представленные в наглядной форме, при изучении которых активизируется
    двигательная память.
  • В обобщенной форме даже младшие школьники в состоянии усваивать гораздо
    более сложный материал, чем это представлялось ранее.
  • Повторение (прямое и опосредованное) - единственная относительная гарантия
    надежности запоминания. Выпадение материала из деятельности ведет к его
    забыванию, лучший вид повторения - это включение усвоенного материала в
    последующую деятельность.
  • Если программный материал организован в специальную строгую систему задач
    так, чтобы каждая предыдущая ступень была необходима для усвоения
    последующей, то соответствующий материал повторяется с необходимостью в
    деятельности ученика каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этом случае
    новые знания прочно усваиваются без заучивания, то есть непроизвольно.
  • Предпочтительно запоминание непроизвольное, так как оно не требует
    специальных усилий и приемов и более продуктивно.
  • При произвольном запоминании наиболее продуктивен способ, когда
    осмысливается весь материал в целом, в процессе чего выделяются отдельные
    части, затем заучиваются отдельные части и, наконец, материал снова повторяется
    в целом.
  • Процесс забывания необходимо предупреждать. То, что прочно закреплено сразу,
    меньше забывается и дольше сохраняется в памяти, так как забывание сначала идет
    быстрее, потом медленнее.

Мышление представляющее собой продуктивный процесс, который заключается в
образовании субъективно нового знания, никогда не работает по способу слепого,


случайного, механического перебора всех или некоторых возможных вариантов решения,
всегда хотя бы в минимальной степени существует элемент предвосхищения. Как
происходит мысленное предвосхищение науке неизвестно. Более или менее надежно
можно охарактеризовать оптимальный (для вас) темп умственной деятельности, степень
ее критичности и самостоятельности, которая проявляется, прежде всего, в умении
увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и решить их своими силами.
Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой
самостоятельности. Широту мышления, его глубину и гибкость оценить объективно
трудно, так как суть этих качеств не поддается однозначным определениям. Мотивы
мышления бывают двух типов: любознательность и под влиянием внешних причин.
Причем, какой бы ни была начальная мотивация деятельности, по мере ее осуществления
начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Выделим существенные
моменты:

  • Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит
    линейного характера. Качество работы является наилучшим при среднем уровне
    мотивации.
  • Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Благодаря
    формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев
    возникнуть. Большую роль в этом процессе может играть и внутренняя речь.
  • Подсказка преподавателя в ходе обучения будет эффективной только в том случае,
    если ученик самостоятельно вплотную подходит к постановке соответствующего
    вопроса.
  • В процессе восприятия участвуют эмоции, причем, одна и та же задача может
    сопровождаться разными чувствами в зависимости от успешности ее решения.
    Перечисленные выше закономерности психической деятельности свидетельствуют,

что восприятие — активный процесс, которым можно управлять. Для этого необходимо
организовать активную безошибочную умственную деятельность с обязательными
элементами моторики, с четко осознаваемой учащимися целью, по определенному плану,
вызывающую положительные эмоции. Основным условием возникновения
положительных эмоций в процессе обучения является усвоение материала на уровне
активного его использования. Рациональнее использовать небольшие логически
завершенные объемы, сразу доводя усвоение до стадии навыка. Предыдущий материал
должен с необходимостью использоваться при изучении последующего. Такая
организация учебной деятельности возможна только при выполнении одного условия —


содержание курса должно быть естественно взаимосвязано и представлять собой единую
систему, каждый компонент которой необходим для понимания последующих.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают
стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей
и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности,
стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия
для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя
полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков
познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к
ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную
деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес
к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Ученики приходят на урок с переключенным вниманием, поэтому основной
задачей как учителя, переключить мозговую дорожку на восприятие химического
материала.

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину,
чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором»,
который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в
убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в
работу. Термин «познавательные способности» принимаются так, как его понимают в
современной психологии, а именно: познавательные способности это способности,
которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних
свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и
оперирование знаниями, их знаковыми системами.

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит
эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии
разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся.
Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к
организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация
познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  1. привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  2. возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  3. включение учащихся в интересную для них форму работы.

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач,
которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд
способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда
учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.

В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных
интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного
предмета.

Желание каждого учителя - привить любовь и интерес к своему предмету. Однако
школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не
всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель,
традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на
дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности,
развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости,
лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации
учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности
химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо
успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь
«открыть». Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты.
Например, учащиеся 8-х классов по теме «Периодический закон. Периодическая система
химических элементов» на практике выясняют и «открывают» законы природы.

Провожу с учениками уроки - исследования, где предметом ученического
исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для ученика
выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.
Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может «сделать»
открытие, толчок которому дает опыт.

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят
эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный
интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке
становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный
вопрос учителя.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развития
интереса к учению провожу уроки-соревнования. Такие уроки, бесспорно, способствуют
повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой


коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении
задач. Такие уроки разнообразят процесс обучения.

Для того, чтобы проверить и скорректировать знания учащихся по какой-либо
теме, работаем с карточками-тестами. Они позволяют учителю увидеть степень
обученности учащихся, их уровневую подготовку.

Работая в старших классах, не обхожу вниманием лекционно-семинарскую
зачетную систему. Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и
нужно научить самостоятельно, добывать знания, уметь их применять на практике,
работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке
важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из
разнообразной литературы и в первую очередь из учебника.

Лекция как эффективное звено УВП, находится в тесной взаимосвязи с другими
уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе
самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается
атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение школьников. Лекцию
провожу с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся.

На начальном этапе проведения лекции обучаю их умению слушать и
воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и
наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать,
составлять конспект; объясняю, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей
жизни.

Развитие познавательной самостоятельности учащихся считаю важной задачей на
любом уроке и особенно при проведении лекции в старших классах. Ведь выпускники
должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух,
использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся
прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность
учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения
интеллектуальных задач в будущем.

В своих лекциях использую элементы занимательности - одно из средств
формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной,
эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых
усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-
популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождаю
необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомлю учащихся с
противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков.


Как правило, в ходе лекции создаю проблемные ситуации. Поставленный перед
учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого мне удается
организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей
информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения,
навыки.

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не
только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и
облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию
наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого
теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной
деятельности учащихся - общественный смотр знаний, который является зачетом для
учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде -
учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности,
воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей
учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют
знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных
разделов курса химии. Так, в 8-х классах провожу смотры по темам «Первоначальные
химические понятия», «Основные классы неорганических соединений», «ПЗ и ПСХЭ
Д.И.Менделеева», «Строение атома и химическая связь», в 9-х классах -«ТЭД»,
«Металлы»; в 10-х - «Углеводы», «Кислородсодержащие органические соединения».

В учебной деятельности школьникам приходится применять как действия,
усваиваемые по образцу и даже доведенные в тренировке до большей степени
совершенства, так и действия, самостоятельно найденные, т.е. новые, в том или ином
отношении творческие. Опыт показывает, что творческие действия учащихся не
возникают произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения.
Творческие способности у школьников рождаются в процессе формирования их
познавательной активности и самостоятельности. Познавательный интерес к предмету
способствует развитию мышления учащихся, не может успешно развиваться при
отсутствии определенных знаний.

Равенство понятий «интерес» и «знание» способствует глубокому усвоению
программного материала учениками, применению полученных знаний.

Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ
учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных
учебно-воспитательных задач.


Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся
на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как
позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности
мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных
работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в
процессе их обучения. Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть
рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в
системе обуславливает прочные знания.


Литература

  1. Кузибецкий А.Н. Технологический подход в обучении. //Химия в школе, 1995, №5.
    С.20.
  2. Волович М.Б. Наука обучать. M.:Linka-Press , 1995.
  3. Гара Н.И. Учить творчеству. М.: Просвещение, 1991.
  4. Грэйс Крайг. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2000.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Academia, 1995.
  6. Психология и педагогика. М.: Центр, 1996.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, М.; Знание, 1957.
  8. Бендерская Л.А., Андреева СЮ. Интенсивная технология преподавания основ
    неорганической химии (сообщ. 1, 2). //Проблемы подготовки специалистов в
    системе непрерывного образования. Сб.статей. /ГАЦМиЗ. Красноярск, 2000. Вып.6.
    с. 102-111.

Тематическое планирование по теме
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома»

Тема

Количество часов

1.

Классификация химических элементов.

2

2.

Периодический закон.

1

3.

Периодическая система химических элементов.

2

4.

Строение атома.

2-3

5.

Значение     периодического    закона.     Жизнь     и
деятельность Д.И. Менделеева.

1

6.

Защита проектов

2

7.

Контрольная работа.

1

8.

Итого

11-12


План - конспект урока
«Классификация химических элементов»

1 - 2 урок.

Цель урока: Выявить закономерности в свойствах химических элементов на основе
знаний о свойствах неорганических веществ. Развивать навыки исследовательской работы
учащихся при выполнении лабораторных работ.

  1. Фронтальный опрос по теме «Свойства неорганических соединений».
  2. Разделение на группы, пары. Выбор предложенных заданий.

Задания.

  1. Выданы вещества: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат алюминия.
    Получите из предложенных веществ гидроксид алюминия. Докажите, что данный
    гидроксид основной.
  2. Перед вами элементы: натрий, магний, сера, алюминий, фосфор, хлор, углерод,
    азот, фтор, литий, бор, кальций, кремний, кислород, водород. Предложите способы
    классификации этих элементов.
  3. Выявите закономерности в данной строке: литий, бериллий, бор, углерод, азот,
    кислород, фтор.

Все работы оформляются в тетради. И по окончанию работы учащиеся своей группы
предлагают ответ на данный вопрос.

Закрепление материала: Классификации химических элементов, предложенных учеными
мира.

Домашнее задание: выполнить невыполненные задания урока. Приготовить карточки
элементов к заданию 2.


План - конспект урока
«Периодический закон»

Цель: Выявить закономерности в свойствах химических элементов на основе знаний о
свойствах  неорганических   веществ.   Развивать  навыки  исследовательской  работы
учащихся при выполнении демонстрационных опытов.
Выполнение задания 2 в классе по рядам:

1        ряд: расставьте на карточках наибольшую валентность, которую может проявлять
данный элемент.

2        ряд: проставьте относительную атомную массу данных элементов.

3        ряд: подпишите, какие свойства, проявляют оксиды данных элементов. Если вы
сомневаетесь в свойствах данного элемента, поставьте знак вопроса.

Объедините в группы одинаковые параметры и расставьте по возрастанию.
Фронтальный опрос:

  1. Что наблюдается при выполнении задания?
  2. Какая закономерность наблюдается?
  3. Причины выявленного явления?
  4. Какие элементы имеют неопределенные свойства? и т.д.

Демонстрация опыта: Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотой и щелочью.

Высказывание предположений, выявляет Периодический закон, который формулируется
учащимися класса.

Закрепление в виде рефлексии: Что узнал и открыл для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида.

Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем

Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ

Материалы из опыта работы по использованию стратегии "активной оценки" в процессе преподавания химии...

Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии

Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Из опыта работы учителя географииБаймуратова Тимура Гафуровича.Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»Стаж м...