Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-11 классов «СВОЯ ИГРА»
методическая разработка по химии на тему

Мерзликина Анна Владимировна

 

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-11 классов «СВОЯ ИГРА»

Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_po_khimii.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по химии

для учащихся 8-11 классов

«СВОЯ ИГРА»

Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Для игры формируются 3 команды из учащихся 8-11 классов. Заранее командам даётся задание – придумать название команде, выбрать капитана и придумать приветствие соперникам и жюри.

Ход мероприятия:

Ведущий: Химия – наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее, в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого! Химия – наука серьезная, изучать ее нелегко. Но сегодня, отвечая на вопросы, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше.

 

Разрешите мне представить жюри, которое будет внимательно следить за игрой.

(представление жюри)

Теперь давайте познакомимся с командами. Вам было дано домашнее задание – придумать название своей команде, выбрать капитана и придумать приветствие соперникам и жюри.

(Команды представляются)

Правила игры:  Правила игры сходны с правилами одноимённой телеигры. Команды по очереди выбирают вопрос, называя тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. Право на ответ имеет команда, выбравшая вопрос. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – право ответа передаётся команде, капитан которой первым поднимет руку. Если выпадает «Кот в мешке», команда передаёт вопрос одному из соперников по своему выбору. Итак, мы начинаем «СВОЮ ИГРУ».

Элементы

Химические понятия

Сплавы, смеси,

соединения

Учёные

Химия

и

медицина

Химия

и

литература

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

50

Элементы

10. Какой элемент носит имя героя древнегреческой мифологии? (Титан)

20. Этот элемент входит в состав белка – основы всего живого на Земле. А название его переводится как «Безжизненный». (Азот)

30. Какой элемент считают царём живой природы? (Углерод)

40. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (Цезий)

50. Что общего между яичной скорлупой, раковиной моллюска, жемчужиной и мелом? (Все они содержат кальций)

Химические понятия

10. Что такое «сухой лёд»? (Твёрдый углекислый газ)

20. Какой газ называют «веселящим» и почему? (Оксид азота (I), так как он оказывает опьяняющее действие на организм человека)

30. Явление, для описания которого поэт Вадим Шефнер употребил метафору: «рыжая крыса грызёт металлический лом» (Коррозия металлов)

40. Что такое «царская водка» и почему её так называют? (Смесь 1 части азотной кислоты и 3 частей соляной кислоты. Растворяет «царя металлов» - золото).

50. Кот в мешке. Чем объяснить появление мерцающих огоньков на кладбище в ночное время? (Окислением фосфина, который образуется при разложении костей)

Сплавы, смеси, соединения

10. Жидкая смесь природных углеводородов (Нефть)

20. Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (Угольную)

30. Жидкость, снижающая температуру замерзания воды (Антифриз)

40. Кот в мешке. Сплав, из которого сделаны и Медный всадник, и Царь-колокол, и Царь-пушка. (Бронза)

50. Какое молоко не пьют? (Известковое молоко Са(ОН)2).

Учёные

10. Известно, что один учёный наблюдал солнечное затмение, поднявшись на воздушном шаре выше облаков. А приземлиться ему пришлось в другой губернии, далеко в поле. Из ближайших деревень сбежались люди и посчитали, что это спустился на землю Бог. О каком учёном идёт речь? (О Д.И.Менделееве).

20. Какой русский химик известен и как композитор? (Александр Порфирьевич Бородин)

30. Кому принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (М.В.Ломоносову)

40. Кот в мешке. Какое хобби было у Менделеева? (Изготовление чемоданов).

50. Назовите причину, по которой результаты опытов Роберта Бойля и М.В.Ломоносова по прокаливанию ртути в реторте были разными: в опыте Бойля масса продуктов реакции превысила массу исходных веществ, а в опыте Ломоносова - осталась неизменной. (Р.Бойль проводил опыт в открытой, а М.В.Ломоносов – в запаянной реторте). 

Химия и медицина

10. Какие вещества используют для обеззараживания ран? (Спирт, спиртовой раствор йода, растворы перманганата калия, пероксида водорода)

20. Какая кислота содержится в желудке здорового человека? (Соляная)

30. Ионы какого металла обладают бактерицидными свойствами? (Серебра)

40. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (Йод)

50. Какой металл называют металлом хирургов? (Тантал)

Химия и литература

10. Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов. («Золотой ключик», «Медный всадник», «Серебряное копытце», «Золотая лихорадка»…)

20. Приведите речевые обороты, фразеологизмы, в которых встречаются названия химических элементов или веществ (Человек-кремень, золотые руки, стальные нервы, железная воля)

30. Вспомните пословицы, в которых употребляются названия химических элементов. (Куй железо, пока горячо; не всё то золото, что блестит; слово – серебро, молчание – золото…)

40. Кот в мешке. Соединение с характерным запахом, которое упоминается А.С.Пушкиным в стихотворении (1832): «Тогда услышал я (о диво) запах скверный, как будто тухлое разбилося яйцо» (Сероводород)

50. Как называлась наука – предшественница химии? Что было целью изысканий учёных в то время? (Алхимия. Философский камень, эликсир молодости)

Подсчёт очков. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение

«Поиграем в слова»

Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл. (Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан).

Игра с болельщиками.

Шуточные вопросы – загадки:

        Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).

        Какой элемент всегда рад? (Радон).

        Какой неметалл является лесом? (Бор).

        Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).

        В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).

        От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).

        Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).

        Какие простые вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (Бром, ртуть).

        Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).

        Как получить воду из огня? (При горении водорода).

        Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 8–-х классов. Познавательная игра "Знаешь ли ты Россию ?"

Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к изучению  географии России, желание расширять свой кругозор, закрепить изученный материал за 1 полугодие. Задачи: Познавательные...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов «Своя игра».

Данное мероприятие можно провести как заключительный урок 6 класс, а можно как соревнование между 6 классами. Учитель разбивает класс на 2 команды. Основной ход игры похож на телевизионную верси...

Внеклассное мероприятие (биология, физика, география) для 7-го класса "Своя игра"

Описание и презентация для внеклассной межпредметной викторины "Своя игра" по трём предметам - биологии, физике и географии, для обучающихся 7 класса....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-11 классов: "Математическая игра "День числа Пи"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-11 классов "Математическая игра "День числа Пи". Мероприятие проводилось  в "День числа Пи" - 14 марта 2020 года. Мер...

Внеклассное мероприятие по химии для учеников 10-11 классов «Интеллектуальная игра для старшеклассников по предметам естественно-математического цикла»

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В последнее время наблюдается тенденция, когда ребенка, проявляющего успехи в одном предмете, преподаватели начина...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии для учащихся 7-9 классов по теме "Химия - наука чудес"

Мероприятие способствует пробуждению  у обучающихся познавательного  интереса к химии, развивает творческие способности учащихся, стимулирует самостоятельное изучение нового предмета....

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-11 классов

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-11 классов...