Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс
статья по химии (8 класс) на тему

В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных,  познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практической работы «Химические свойства солей», которая была проведена при изучении   в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии при изучении темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе.»

Харитонова Наталия Владимировна, учитель химии и биологии

ГБОУ № 652 г. Санкт-Петербург

В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных,  познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практической работы «Химические свойства солей», которая была проведена при изучении   в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений».

         Осуществление ФГОС второго поколения в условиях современной школы подразумевает формирование у учащихся различных УУД.

          Регулятивные умения.

          Как показывает практика, учащиеся в 8 классе плохо владеют способами организации учебного времени.

         В нашей школе были составлены по каждому предмету естественнонаучного цикла (биология, химия, география, физика) элементы основных знаний, которыми должен владеть ученик к концу учебного года.

         Составляя рабочие программы, мы - учителя, прописываем, что должен знать и уметь ученик. Сам ученик может не догадываться о целях учителя. Формирование регулятивных УУД предусматривает, чтобы каждый ученик знал об основных элементах знаний в начале учебного года. Они отбирались по следующим критериям:

  1. основные знаний и умения по предмету;
  2. при овладении основными элементами знаний ученик может написать любую работу в традиционной форме и в формате тестов минимум на «3»;

Основные элементы знаний были написаны от первого лица, это обеспечивало  большой психологический эффект. Каждый ученик должен был лично задуматься о своем вкладе в учебный процесс.

Основные элементы знаний по химии 8 класс.

  1. умею составлять характеристику химического элемента по его положению в периодической таблице;
  2. умею составлять электронно-графические формулы элементов с № 1 по №20;
  3. знаю виды химической связи;
  4. знаю написание и произношение 22 химических элементов по списку в тетради;
  5. умею находить молекулярную массу веществ;
  6. знаю,  как отличить по формуле оксиды, кислоты, основания, соли;
  7. умею применять формулу для нахождения количества вещества в молях;
  8. умею составлять формулы веществ по степени окисления;
  9. умею применять формулу для нахождения массовой доли вещества для решения задач с использованием раствора;
  10. знаю названия 11 кислотных остатков;
  11. умею составлять формулу солей;
  12. умею уравнивать химические  реакции;
  13. знаю 4 типа химических реакций и их отличия друг от друга;
  14. умею решать задачи на составление пропорции;
  15. умею составлять уравнения реакций ионного обмена;
  16. знаю свойства оксидов;
  17. знаю свойства оснований;
  18. знаю свойства кислот;
  19. знаю свойства солей;
  20. умею составлять окислительно-восстановительные уравнения;
  21. умею применять формулу для определения объемной доли
  22. умею составлять цепочки превращения для неорганических веществ.

Ученик может оценить свои умения по шкале:

- умею, знаю хорошо – 2 балла;

- умею, знаю не всегда уверенно – 1 балл;

- не знаю, не умею – 0 баллов.

Учащийся может соотнести свои баллы с  выставленной учителем оценкой за четверть и за год. Используя результаты своих знаний, учащиеся могут осуществлять:

  1. рефлексию
  2. самоконтроль
  3. самооценку
  4. коррекцию

Пути исправления  возникших пробелов в знаниях могут быть различны: консультации учителя, консультации одноклассников, самостоятельный разбор темы, использование фрагментов видеоуроков в Интернете.

     Для успешного изучения темы «Основные классы неорганических соединений» учащимся необходимо знать и уметь владеть следующими знаниями - №4, 6,7,10, 11, 12, 15; новые знания при изучении темы – 16, 17, 18,19.

  Познавательные УУД

        При изучении нового материала ученикам была предложена работа с таблицей – заполнение её во время урока.

Основной оксид

Кислотный оксид

Кислота

Основание

Соль

Вода

Основной оксид

Кислотный оксид

Кислота

Основание

Соль

Металл

        При изучении этой темы была проведена лабораторная работа «Химические свойства солей». Учащимся было предложено провести опыты по вариантам.

     1 вариант.

1) железо + сульфат меди (11);

2) гидроксид калия + сульфат магния;

3) хлорид бария + сульфат натрия;

4) соляная кислота + карбонат натрия

       2 вариант.

1) железо + хлорид меди (11);

2) гидроксид натрия + сульфат меди;

3) серная кислота + карбонат калия;

4) нитрат бария + фосфат натрия.

    Ученики должны были самостоятельно определить признаки химических реакций, выяснить какие классы веществ могут реагировать с солями, написать молекулярные ионные уравнения химических реакций. Затруднения у многих учащихся вызвала реакция взаимодействия железа с солями меди. Учащиеся сочли, что эти реакции невозможны, так как они не увидели признаков реакции (выделение красного осадка меди). В качестве металла железа предлагалась скрепка (новая), но дети решили, что они видят ржавчину, и сделали вывод о невозможности реакции. Несколько учащихся смогли применить свои теоретические знания по использованию электрохимического напряжения металлов и успешно справились с заданием. Обобщающий вывод смогли написать все учащиеся, хотя не у всех он был верен.

    Коммуникативные УУД

  Учащиеся во время выполнения лабораторной работы распределены в группы по 3 человека. Распределяет учеников по группам сам учитель: сильные учащиеся  с сильными, слабые учащиеся со слабыми. Проведение опытов, формирование отчета о работе, уборка рабочего места – осуществляется учащимися самостоятельно.

    После выставления оценок за лабораторную работу учащиеся смогли скорректировать  свои знания и умения, тем самым проведя рефлексию  и самоконтроль.

       Основным методом мониторинга УУД учителя является систематическое наблюдение и фиксирование результатов учащихся.

       В современном информационном  обществе становится востребованным человек, способный самостоятельно учиться и многократно  переучиваться в течение жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Особенно важным становится проявление и возможность использовать функциональные и деятельностные качества личности.

Следовательно, меняется и роль учителя. Он становится сопровождающим при организации развития ученика, который знает, как лучше использовать возможности образовательного пространства с учетом личностных качеств каждого ученика. Учебный предмет ставится средством развития личности.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Упражнения по химии для 8 класса по теме "Классы неорганических веществ" на сервере LearningApps: http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t

Упражнения по химии для 8 класса  на сервере LearningApps http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t...

Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."

Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...

Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений

Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная  работа содержит следующий материал д...

Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО

Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...